Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка марченко. Учебно-методическое пособие для студентов V-VI курсов лечебного и медико-профилактического факультетов Краснодар, 2012


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов V-VI курсов лечебного и медико-профилактического факультетов Краснодар, 2012
Анкорметодичка марченко.docx
Дата25.01.2017
Размер1.09 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmetodichka_marchenko.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#7263
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

логотип

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ

СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ
учебно-методическое пособие для студентов

V-VI курсов лечебного и медико-профилактического факультетов

Краснодар, 2012

логотип

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра госпитальной хирургии


АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ

ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ

учебно-методическое пособие для студентов

V-VI курсов лечебного и медико-профилактического факультетов

КРАСНОДАР – 2012

УДК 616-089 (075.80)

ББК 54.5

А 45
Учебно-методическое пособие для студентов составлено на кафедре госпитальной хирургии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный

медицинский университет» (ГБОУ ВПО КубГМУ) Минздрава России
Составители: доц. М.Х. Ашхамаф, доц. Н.В. Марченко, доц. Р.В. Гедзюн,

доц. М.Т. Дидигов

Под редакцией д.м.н. профессора Г.К. Карипиди

Рецензенты: А.Я. Коровин, профессор, зав. кафедрой факультетской

хирургии с курсом анестезиологии и реаниматологии

Ю.П. Савченко, профессор, зав. кафедрой общей хирургии

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России

Алгоритмы выполнения практических навыков, необходимых для

оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях и

заболеваниях: учебно-методическое пособие для студентов г. Краснодар,

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, 2012. – 39 с.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с типовой программой по хирургическим болезням и рабочей программой по дисциплине, разработанной на кафедре госпитальной хирургии (2009 г.). Оно содержит

алгоритмы выполнения практических действий и манипуляций, необходимых для оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях и

заболеваниях.

Предназначено для студентов V и VI курсов лечебного и

медико-профилактического факультетов.
Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ

Протокол №______от _____________2012 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из основных задач подготовки студентов медицинского вуза на клинических кафедрах является овладение будущими врачами профессиональными практическими навыками и умениями. Этому разделу обучения студентов посвящено предлагаемое учебно-методическое пособие. В нем представлены перечни практических навыков, подлежащих освоению студентами лечебного и медико-профилактического факультетов в процессе их обучения на кафедре госпитальной хирургии. Последние соответствуют требованиям программы итоговой государственной аттестации выпускников по разделу освоения практических навыков и умений.

Отдельным разделом приведены алгоритмы выполнения практических действий и манипуляций, необходимых для оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях и заболеваниях.

Следует заметить, что далеко не каждый студент в состоянии выполнить все программные практические навыки в клинических условиях. Причины здесь разные: большая численность одновременно занимающихся студентов, отсутствие соответствующего контингента больных, сравнительная редкость показаний к выполнению некоторых манипуляций, наконец, юридические аспекты работы в лечебном учреждении.

Решение этой проблемы стало возможным с организацией в вузе центра практических навыков в виде специализированных фантомных классов. Данный вид обучения обеспечивает большие возможности для быстрого формирования практических навыков у студентов, прочность их усвоения, непосредственное управление процессом усвоения знаний.

Пособие составлено в соответствии с рабочей программой обучения на кафедре госпитальной хирургии и имеет целью облегчить студентам подготовку к занятиям и проведение их в условиях фантомного класса.

ВВЕДЕНИЕ

Владение широким арсеналом лечебных манипуляций является одним из главных профессиональных требований к выпускникам медицинских вузов. В этой связи предлагаемое учебно-методическое пособие, посвященное вопросам практической подготовки студентов на хирургической кафедре, является весьма актуальным. Это и понятно: ведь от своевременности и качества оказания первой врачебной помощи на догоспитальном этапе нередко зависит жизнь и здоровье пострадавших.

Пособие включает в себя два раздела. В первом разделе представлен подробный перечень практических навыков и манипуляций, подлежащих отработке студентами в процессе их обучения на кафедре госпитальной хирургии. Многие из перечисленных навыков студенты осваивают ранее: на III-IV курсах, в период прохождения производственной практики. Вместе с тем, совершенствование их на выпускающей кафедре, несомненно, оправдано, так как степень овладения ими должна быть, в конечном счете, на уровне умения.

Во втором разделе пособия приведены алгоритмы выполнения практических действий и манипуляций, необходимых для оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях и заболеваниях. Эффективность освоения навыков контролирует преподаватель-наставник.

Мануальные навыки, приобретенные студентами-выпускниками в процессе обучения на тренажерах, оцениваются при проведении итоговой государственной аттестации на этапе сдачи практических навыков.
ПЕРЕЧЕНЬ практических навыков по дисциплине

«Хирургические болезни», подлежащих освоению

студентами лечебного факультета на кафедре

госпитальной хирургии

С завершением изучения курса хирургических болезней на кафедре студенты

лечебного факультета должны
ЗНАТЬ:


  1. Организационные основы здравоохранения и принципы организации хирургической помощи населению.

  2. Основы законодательства по здравоохранению, права и обязанности хирурга, принципы врачебной этики и деонтологии.

  3. Клиническую анатомию основных областей тела, хирургические доступы и общие приемы хирургической техники.

  4. Современные методы клинического, лабораторного и инструментального

обследования хирургических больных.

  1. Разделы общей хирургии - асептику и антисептику, инфекцию в хирургии, рану и раневой процесс, обезболивание, кровотечение и трансфузионную

терапию.

  1. Общие принципы и методы лечения в хирургии, включая питание больного, фармако- и физиотерапию, восстановительное лечение и реабилитацию.

  2. Технику выполнения некоторых хирургических манипуляций:

  • трахеостомии;

  • лапароцентеза;

  • пункции плевральной полости;

  • катетеризации подключичной вены;

  • новокаиновых блокад (паранефральной, вагосимпатической, круглой связки печени, спирт-новокаиновой при переломе ребер);

  • пункции перикарда;

  • пункции мочевого пузыря.

  1. Вопросы диспансеризации хирургических больных, реабилитации их и

оценки трудоспособности.

УМЕТЬ:


  1. Правильно собрать анамнез, использовать и применить способы и приемы осмотра, пальпации, аускультации больного, сформулировать предварительный диагноз.

  2. Составить план лабораторного и инструментального обследования больного для проведения дифференциальной диагностики и утонения диагноза.

  3. Выявить основные клинические симптомы у хирургических больных.

  4. Интерпретировать результаты основных клинических и биохимических

анализов крови, мочи, фракционного исследования желудочной секреции.

  1. Подготовить больного к рентгенологическому и УЗ-исследованию органов желудочно-кишечного тракта, к эндоскопическому исследованию желудка и толстой кишки.

  2. Определить пульсацию периферических артерий и степень ишемии нижних конечностей при облитерирующих заболеваниях с помощью функциональных проб.

  3. Оценить состояние клапанов магистральных и коммуникантных вен при хронической венозной недостаточности нижних конечностей с помощью

функциональных проб.

  1. «Читать» рентгенограммы пищевода, желудка, кишечника, легких, холангиограммы, ангиограммы.

  2. Оценить результаты современных инструментальных методов исследования: КТ, УЗИ, эндоскопии.

  3. Определить хирургическую тактику при приеме ургентных больных,

формулировать показания к оперативному вмешательству.

  1. Проводить под контролем врача предоперационную подготовку у экстренных хирургических больных.


ВЛАДЕТЬ:


  1. Определить группу крови у больного и провести все пробы, сопряженные с переливанием крови.

  2. Осуществлять уход за больными в раннем послеоперационном периоде

(обработка полости рта, проведение ЛФК, аспирация желудочного содержимого, профилактика пролежней).

  1. Оказывать основные реанимационные мероприятия в экстренных ситуациях:

  • выполнить закрытый массаж сердца;

  • выполнить ИВЛ способом «рот-в-рот», «рот-в-нос», мешком Амбу;

  • установить воздуховод;

4. Выполнять наиболее распространенные врачебные и хирургические манипуляции:

  • подкожные и внутримышечные инъекции;

  • внутривенные переливания инфузионных сред;

  • наложение повязок на все области тела;

  • снятие швов, перевязку чистой и гнойной раны;

  • наложение эластичного бинта на нижнюю конечность;

  • использование индивидуального перевязочного пакета;

  • иммобилизацию при переломах путем использования подручных средств и транспортных шин;

  • переднюю тампонаду при носовом кровотечении;

  • остановку наружного кровотечения путем пальцевого прижатия сосуда, наложения давящей повязки, наложения жгута;

  • промывание желудка;

  • постановку очистительных и сифонных клизм;

  • катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  • наложение калоприемника;

  • пальцевое исследование прямой кишки, ректоскопию;

  • «малые» хирургические операции (вскрытие подкожного абсцесса, панариция, первичная хирургическая обработка небольших ран) под контролем врача;

5. Оказать неотложную врачебную помощь при:

  • ожогах, обморожениях, электротравме;

  • переломах и вывихах конечностей;

  • шоке разного генеза;

  • обмороке, коллапсе;

  • судорогах;

  • асфиксии;

  • ожогах пищевода;

  • внезапной остановке кровообращения;

  • эпилептическом припадке;

  • носовом кровотечении;

  • повреждении магистральных сосудов и наружном кровотечении;

  • переломах ребер;

  • различных видах пневмоторакса;

  • приступе почечной и печеночной колики;

  • острой задержке мочи;

  • укусах животными, змеями, насекомыми;

  • утоплении.


Перечень практических навыков по дисциплине

«Хирургические болезни», подлежащих освоению

студентами медико-профилактического факультета на кафедре госпитальной хирургии

С завершением изучения курса хирургических болезней на кафедре студенты медико-профилактического факультета должны
ЗНАТЬ:


  1. Принципы организации экстренной, плановой и специализированной хирургической помощи населению.

  2. Основы врачебной этики и деонтологии.

  3. Основные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования хирургических больных.

  4. Факторы внешней среды, способствующие возникновению хирургических заболеваний.

  5. Общие принципы и методы лечения в хирургии, включая питание больного, фармако- и физиотерапию.

  6. Вопросы диспансеризации больных, реабилитации их после операций, оценки трудоспособности.

УМЕТЬ:


  1. Собрать анамнез, применить способы и приемы осмотра, пальпации, аускультации хирургического больного и сформулировать предварительный диагноз.

  2. Составить план лабораторного и инструментального обследования больного для проведения дифференциальной диагностики и уточнения диагноза.

  3. Оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе и определить тактику оказания дальнейшей медицинской помощи при следующих

неотложных состояниях:

  • острые боли в животе (прободная язва и другие перфорации полых органов брюшной полости, острый аппендицит, острый холецистит, ущемленная грыжа, острый панкреатит, кишечная непроходимость, мезентериальный тромбоз, перитонит);

  • укусы животных, змей и ядовитых насекомых;

  • острая кровопотеря, кровотечения, переломы, вывихи;

  • электротравма, ожоги и отморожения;

  • асфиксия;

  • флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен конечностей;

  • почечная колика;

  • острая задержка мочи.

4. Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-специалисту при заболеваниях:

  • нагноительные процессы в легких, рак легкого;

  • рак пищевода и желудка;

  • пилоростеноз;

  • хронический калькулезный холецистит;

  • грыжи брюшной стенки;

  • рак толстой кишки;

  • геморрой, парапроктит;

  • облитерирующие заболевания артерий нижних конечностей;

  • варикозная и посттромботическая болезни.


ВЛАДЕТЬ:
1. Выполнять следующие манипуляции:

совместимость крови донора и больного;

  • измерение артериального давления;

  • опред е пульсации периферических артерий на нижних конечностях;

  • проведение функциональных проб при хронической венозной недостаточности нижних конечностей;

  • катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

  • введение зонда в желудок;

  • временную (жгут, давящая повязка, тампонада) остановку наружного

кровотечения;

  • закрытый массаж сердца;

  • искусственную вентиляцию легких способом «рот-в-рот», «рот-в-нос»;

  • транспортную иммобилизациию;

  • герметизацию раны при пневмотораксе;

  • постановку очистительной и сифонной клизмы;

  • пальцевое исследование прямой кишки;

  • осуществлять уход за больным в раннем послеоперационном периоде

(обработка полости рта, ЛФК, профилактика пролежней).

  1. Оценивать результаты следующих лабораторных исследований:

  • общего анализа крови;

  • общего анализа мочи;

  • пробы по Зимницкому и Нечипоренко;

  • биохимических тестов;

  • коагулограммы;

  • копрограммы;

  • посевов крови, мочи, мокроты, гноя.

Алгоритмы выполнения практических навыков,

необходимых для оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях и заболеваниях
Определение группы крови по системе АВО


  • Цель освоения: овладение навыками определения группы крови.

  • Необходимое оснащение: белая мелкая тарелка (или фарфоровая пластинка), две серии стандартных сывороток всех групп крови, стерильные иглы, пипетки, предметные стекла, вата, спирт, флакон с физиологическим

раствором.

  • Алгоритм выполнения навыка:

    1. Тарелку делят цветным карандашом на 4 квадрата и в направлении по часовой стрелке обозначают квадраты О(I), А(II), В(III),АВ(IV). Под обозначениями наносят по одной большой капле стандартных сывороток двух серий кроме АВ(IV).


группа крови.jpg

группа крови.jpg

Рис. 1. Результаты определения группы крови по системе АВО


    1. Исследуемую кровь, взятую у донора или из флакона, наносят пипеткой по 1 капле (в 5-10 раз меньше капли сыворотки) рядом с каждой каплей сыворотки. Кровь тщательно перемешивают с сывороткой стеклянной палочкой или углом предметного стекла.

    2. Тарелку осторожно покачивают в течении 5 минут, затем учитывают результат. По мере наступления агглютинации, но не ранее чем через 3 минуты, в капли добавляют по одной капле физиологического раствора для разрушения иногда наступающей ложной агглютинации.

    3. При оценке результатов определения группы крови возможны 4 варианта:

1) все 3 сыворотки в обеих сериях не дают агглютинации: исследуемая кровь О(I) группы;

2) реакция агглютинации отрицательная с сывороткой А(II) группы обеих

серий и положительная с сывороткой О(I) и В(III) групп: исследуемая

кровь А(II) группы;

3) реакция агглютинации отрицательная с сывороткой В(III) группы и положительная с сывороткой О(I) и А(II) групп: исследуемая кровь В(III) группы.

4) сыворотки О(I), А(II), В(III) групп дают положительную реакцию в обеих сериях: кровь принадлежит АВ(IV) группе. В таких случаях необходимо провести дополнительное исследование крови с сывороткой группы АВ(IV). Лишь отсутствие агглютинации с этой сывороткой позволяет окончательно отнести исследуемую кровь к АВ(IV) группе.

    1. Выявление других комбинаций говорит о неправильном определении групповой принадлежности крови больного.

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей