Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница4 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Раздел 2.

Нейротропные средства
Занятие 1.

Местные анестетики.

Вяжущие, адсорбирующие,

обволакивающие и раздражающие средства.

Актуальность темы. Эта тема включает вещества угнетающего и стимулирующего типов действия. Лекарственные средства угнетающего типа могут: а) снижать чувствительность окончаний афферентных нервов и подавлять проведение возбуждения по нервным волокнам (анестезирующие препараты); б) предохранять окончания чувствительных нервов от воздействия раздражающих агентов (вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие средства). Препараты стимулирующего типа действия избирательно возбуждают окончания чувствительных нервов (раздражающие средства).

Анестезирующие средства используют главным образом для местного обезболивания. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие – для получения местного противовоспалительного эффекта и удаления шлаков, токсинов.

Раздражающие вещества, возбуждая чувствительные рецепторы кожи и слизистых оболочек, рефлекторно улучшают трофику тканей или функцию тех или иных органов, а также дают отвлекающее (болеутоляющее) действие.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты местных анестетиков, вяжущих, адсорбирующих, обволакивающих и раздражающих средств.

Задачи:

  • четко уяснить химическую и клиническую классификацию (по видам анестезии) анестезирующих средств особенности отдельных препаратов, побочные эффекты;

  • уяснить классификацию и особенности действия вяжущих средств, их применение;

  • знать особенности действия адсорбирующих средств, показания к применению;

  • знать особенности действия и применение обволакивающих средств;

  • уяснить механизмы действия и применение раздражающих средств разных групп;

  • уметь выписывать в рецептах основные препараты этой темы.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики местных анестетиков, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты основных анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств местных анестетиков, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать анестезирующие, адсорбирующие, обволакивающие, вяжущие и раздражающие средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики местных анестетиков, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные анестезирующие, адсорбирующие, обволакивающие, вяжущие и раздражающие средства, при наиболее часто встречающихся хронических заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок):

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся для терапии неотложных состояний;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов при лечении патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств:

- знать принципы изыскания и испытания новых анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии анестезирующих, адсорбирующих, обволакивающих, вяжущих и раздражающих средств.

Препараты для изучения: анестезин, новокаин, лидокаин, бупивакаин, мепивакаин, тримекаин, пиромекаин, дикаин, инкаин, бензофурокаин, артикаин, ропивакаин, оксибупрокаин; танин, танальбин, кора дуба, трава зверобоя, плоды черники, черемухи, листья шалфея, цветки ромашки, ротокан, ромазулан, семена льна, крахмал, алюминия гидроксид, альмагель, маалокс, гастал, протаб, фосфалюгель, сукральфат, квасцы, диосмектит, висмута субнитрат основной, викалин, викаир, висмута трикалия дицитрат, ксероформ, дерматол, магния оксид, магния карбонат, кальция карбонат, свинца ацетат, ментол, валидол, листья эвкалипта, горчицы семя, масло терпентинное очищенное, мазь «финалгон», раствор аммиака 10%, апизартрон, наяксин, випросал; уголь активированный, энтеросорбент, карболонг, полисорб МП, полифепан, энтеросгель.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация анестезирующих средств по химическому строению.

2. Основные виды местной анестезии и препараты, применяемые для поверхностной, инфильтрационной, региональной (проводниковой, внутрисосудистой, внутрикостной, спинномозговой, перидуральной и др.) анестезии.

3. Общие свойства, которыми должен обладать местный анестетик. Критерии оценки: концентрация, скорость, сила и продолжительность обезболивающего действия, местное и резорбтивное действие, устойчивость при стерилизации, влияние на тонус сосудов.

4. Общая химическая структура местных анестетиков, роль функциональных элементов химической структуры в механизме обезболивающего действия. Электрофизиологический механизм анестезии.

5. Преимущества местной анестезии, которыми определяются показания к ее применению и противопоказания к ней.

6. Фармакологическая характеристика новокаина, анестезина, лидокаина, пиромекаина, бупивакаина, ультракаина, ультракаина DS.

7. Симптомы острого и хронического отравления кокаином, меры помощи.

8. Классификация вяжущих средств по источникам получения.

9. Фармакологическая характеристика вяжущих средств:

- механизм действия;

- местные эффекты (влияние на кровеносные сосуды, болевую чувствительность, секрецию желез, проницаемость клеточных мембран, воспаленные ткани, микроорганизмы);

- виды действия солей тяжелых металлов в зависимости от концентрации;

- основные показания к применению препаратов алюминия, меди, серебра, танина, висмута, цинка, магния.

10. Фармакологическая характеристика обволакивающих средств:

- механизм действия и основные эффекты;

- показания к применению.

11. Фармакологическая характеристика адсорбирующих средств:

- основные эффекты (влияние на рецепторы кожи и слизистых, всасывание ядов, токсинов и газов);

- основные показания к применению.

12. Фармакологическая характеристика раздражающих средств:

- проявление местного и рефлекторного действия на дыхательный и сосудодвигательный центры, систему «гипоталамус-надпочечники», зоны Захарьина – Геда, возникновение аксон-рефлексов;

- механизмы действия горчичников: основные компоненты лечебного действия горчичников и масла терпентинного очищенного;

- механизмы «отвлекающего» действия горчичников и масла терпентинного очищенного и положительного трофического влияния на внутренние органы;

- действующее начало масла терпентинного и его свойства;

- механизм действия ментола (прямое влияние на рецепторы кожи и слизистых, рефлекторное действие на сосуды внутренних органов, возможность развития отвлекающего и успокаивающего эффектов);

- состав валидола и виды его лечебного действия;

- механизм действия 10% раствора аммиака (влияние на рецепторы дыхательных путей, центры продолговатого мозга);

- показания к применению горчичников, масла терпентинного очищенного, ментола, валидола, раствора аммиака.

Уметь выписать в рецептах с указанием показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): анестезин (в таблетках и суппозиториях), новокаин (для разведения антибиотиков), лидокаин (в ампулах), уголь активированный, танин для промывания желудка, валидол, раствор аммиака, мазь «Финалгон», висмута трикалия дицитрат, альмагель, фосфалюгель, таблетки «викалин».
Источники информации:

а) Основная литература:

  1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

  2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

  1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

  2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

  3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

  4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

  5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

  1. Периодические издания – журналы:

    • «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Исследовать местное действие дикаина и новокаина на роговицу глаза кролика.

Опыт 2. Действие горчичников на кожу.

Задание 1. Дать характеристику указанным в таблице препаратам (максимальный эффект - ++++).



Препараты

Активность при анестезии

Терминальная

Инфильтра-ционная

Проводниковая

Спинно-мозговая

Анестезин

Новокаин

Дикаин

Лидокаин

Тримекаин

Пиромекаин

Бензофурокаин

Ультракаин














Задание 2. Составить краткую характеристику указанных препаратов в виде таблицы.


Препараты

Вид действия

Механизм

действия

Показания к применению

Танин

Ромазулан

Де-нол

Викалин

Слизь крахмала

Уголь активированный

Полифепан

Горчичники

Валидол

Раствор аммиака

Мазь «Финалгон»











3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация местных анестетиков по химической структуре.

2. Классификация анестезирующих средств по применению для разных видов анестезии.

3. Механизмы анестезирующего эффекта.

4. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов (анестезин, новокаин, дикаин, лидокаин, пиромекаин, тримекаин, бензофурокаин, ультракаин), применение, побочные эффекты.

5. Характеристика кокаина, симптоматика острого и хронического отравления, меры помощи.

6. Классификация вяжущих средств:

- препараты растительного происхождения;

- препараты металлов;

- механизм вяжущего действия, эффекты, показания к применению.

7. Обволакивающие средства, механизм действия, эффекты, применение.

8. Адсорбирующие средства, эффекты, применение.

9. Раздражающие средства, механизмы действия препаратов разных групп, эффекты, показания к применению.
4. Выписать в рецептах:

  1. Анестетик, чаще всего используемый для разведения антибиотиков;

  2. Препарат для введения при фибрилляции миокарда;

  3. Производное теофенкарбоновой кислоты в стоматологии;

  4. Препарат висмута при язвенной болезни желудка;

  5. Адсорбент при метеоризме;

  6. Раздражающее средство при обморочных состояниях;

  7. Препарат ментола в терапии ИБС;

  8. Вяжущее средство растительного происхождения при стоматите;

  9. Препарат, используемый только для терминальной анестезии (мазь, таблетки, суппозитории);

  10. Адсорбент при отравлениях (порошок).


Занятие 2.

М,Н–холиномиметики, М–холиномиметики, антихолинэстеразные средства.

Н–холиномиметики.
Актуальность темы. М–холиномиметики и антихолинэстеразные средства широко применяются во многих областях медицинской практики для повышения тонуса холинергической иннервации (в офтальмологии, неврологии, терапии, хирургии).

Н–холиномиметики играют важную роль в комплексной терапии неотложных состояний в качестве стимуляторов дыхания. Применяют их и при отвыкании от курения.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков.

Задачи:

  • анализировать эффекты М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков с учетом их фармакодинамических и фармакокинетических свойств;

  • проводить сравнительную характеристику препаратов, что определяет их показания к назначению;

  • оценивать токсическое действие М–холиномиметиков и меры помощи при отравлениях;

  • локализацию Н–холинорецепторов;

  • Н–холиномиметики (механизм действия, эффекты, показания к применению);

  • медико-токсикологические и социально-экономические последствия табакокурения;

  • уметь выписывать рецепты на препараты по конкретным показаниям.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты основных М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств изучаемых препаратов, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей