Главная страница

лекции. Учебно-методическое пособие введение в языкознание (в подвале взять) Ветлицкая. Реформацкий А. А. Введение в языковедение


Скачать 400.5 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие введение в языкознание (в подвале взять) Ветлицкая. Реформацкий А. А. Введение в языковедение
Анкорлекции.doc
Дата18.09.2017
Размер400.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалекции.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#14285
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Анна Викторовна Дорошенко

Введение в языкознание

Книги: учебно-методическое пособие введение в языкознание (в подвале взять) Ветлицкая. Реформацкий А. А. "Введение в языковедение". Маслов Ю. С. "введение в языкознание".

Вопросы:

  1. Языкознание как наука

  2. Связь языкознания с другими науками

  3. Язык как важнейшее средство общения

  4. Функции языка

  5. Дихотомия языка и речи

  6. Различия между речью и языком

  7. Язык и общество


Язык - средство общения между людьми и другими субъектами. Язык математики - речь о нём не будет вестись.

Язык-важнейшее средство человеческого общения для выражения мыслей, чувств, воли для достижения взаимопонимания между людьми.

Языкознание - наука изучающая языки в глобальном смысле. Изучает ВСЕ языки мира, существующие и мертвые. Участвует в разработке будущих языков.

Языкознание (лингвистика, языковедение) разрослось в обширную систему знания. Входит в гуманитарные науки.

Отрасли языкознания:

  • Теоретическое

      • Общее-языки в целом. Исследует природу и сущность языка в широком смысле и какова его природа. Общие законы генезиса языка в общем. Разработка методологии языкознания. Выработка понятий языка.

      • Частное-изучает отдельные группы языков и языки сами.

Науки частного теоретического изучения языка

            1. Фонетика-изучение звуковой стороны

            2. Морфология-способы построения слов

            3. Лексика-словарный состав

            4. Синтаксис-связь в предложении

            5. Лингвистика текста

      • Частное делиться на:

          • Синхроническое языкознание-описывает устройство и работу языка в определенный период его существования.

          • Диахроническое языкознание-историческое изучение языка в области звука, слов... Устанавливает факторы развития.

  • Прикладное-решает задачи прикладного характера-востребованнось лингвистики для нужд человечества, общества, и эти задачи могу касаться одного или нескольких языков. Обучение письму, обучение культуре речи, создание систем автоматического перевода.

Вопросы языкознания

  1. Какова природа языка? Общественная и физическая природа

  1. Структура, строение языка-представление о языке как он сделан

  1. Система языка - связи между уровнями языка. Звук -> буква -> морфология -> слово -> слова в грамматической связи. Связи внутри уровня или между ними

  1. Развитие языка - связан ли он с человеком, условия возникновении речи,

  1. Связь с другими науками

  1. Решение практических задач

  1. Методы исследования языка

  1. Классификация и типология языков - выделение языковых групп, семей...

  1. Возникновение и развитие письма - пиктографическое, иероглифическое, алфавитное письмо. Выявление алгоритмов и правил письма. Возникновение алфавитов и т. п.


Смежные науки: когнитивистика, нейролингвистика, антропология, филология (наука о языкознании, фольклористике), акустика (физика), анатомия.

Язык как важнейшее средство общения

Языкознание различает общение вербальное и невербальное. Невербальное -знаки. Наука занимающаяся знаками - семиотика. Языковые знаки они всегда договорены. Вербальное общение используется только для социального общения.

Язык - это исторически сложившийся и развивающийся сложный знаковый механизм.

Общение может быть:

  • Вербальным-обмен информацией, при котором происходит обмен информацией

  • Невербальным - непроизвольное проявление эмоций



Вопросы:

  1. Функции языка

  1. Язык и речь

  1. Язык и мышление

  1. Язык и общество

  1. Литературного язык и стилистические различия

Функции языка:

  1. Коммуникативная - общение на котром строится вся наша жизнь.

  1. Мысле-формирующая - мысль не только отражается, но и появляется на языке. Язык помогает формулировать понятия. Язык как фильтр отсекает ненужные понятия.

  1. Когнитивная - как познание воздействует на язык и наоборот.

  1. Аккумулятивная - язык позволяет транслировать полученные данные и опыт транслировать через поколения. Язык фиксирует знания на носителях, устно и она доступна для поколений.

Язык и речь. Отличия

Язык (идеальная сторона, код) <-> Речь(материальная сторона, реализация)

Язык исторически сложившийся знаковый механизм, то речь - это последовательность знаков. Язык инвентарь, а язык использование с конкретизацией символов. В языке все правильно и нормировано, а в речи могут возникать отклонения, нарушение норм языка. Отдельное лицо не может ни создать и не изменить язык.

Язык - система едениц и правил их комбинирования

Речь - совокупность текстов как реализации языка

Тексты

Акты познания

Акты говорения
Речевая деятельность - вид деятельности человека, направленная на производство и понимание текстов.

Выды мышления
Язык и мышление


Практическое

(действенное, кинетическое)

Инженер (как художник нос перспективой для работы и

должен выразить словами)

Вербальное

Образное

(чувственное-образное)

Художник, композитор

Вербальное

Словесно-логическое

(абстрактно-логическое)

Невербальное - язык-материальная опора для оперирования абстрактными понятиями

Психолингвстика - междисциплинарная наука соединившая лингвистику и психологию. Моделирование речи-основная задача. Экспериментальная наука. Направления этой науки: выявления психических механизмов понимания речи, моделирование ассоциативных полей (психолингвистика сталкивается с когнитивистикой), воздействие помех на процессы восприятия речи, взаимодействие при высоком эмоциональном напряжении, патологии, дает советы по обучению иностранным языкам, воздействие текста на человека (текст рекламы), массовая коммуникация, создали модели автоматической обработки текста, работы в области искусственного интеллекта, результаты психолингвистики используются в судебной психологии, внесла существенный вклад в изучении проблемы языка и речи, языка и мышления.

Нейролингвистика - медицина и лингвистика. Взаимодействие коры головного мозга и речи. Изучение сбоев (афазии) в речи с медицинской стороны.

Когнитивистика - молодая наука. Способы представления знаний. Ментальные репрезентации, то как у нас в голове все строиться (схемы, временные рамки ->получились сценки -> сценарии и выражение речью).
Язык и общество

Гипотезы происхождения языка:

  • Теистическая (божественного происхождения языка)

      • Психическая теория (язык выражает дух народа)

  • Атеистическая (материалистическая)

      • Биологическая

          • Звукоподражательная

          • Междометия

      • Социальная

          • Теория трудовых выкриков

          • Теория социального договора

      • Социально-биологическая

Науки связанные с языком и обществом

Социолингвистика-наука работающая на стыке языка и общества. Стремление решать задачи языкового строительства связанного с развитием идей марксизма и построением СССР. Ларин, Поливалов. Женевская школа. В США имела место этнолингвистика. Отличия социолингвистики от лингвистики. Л. Концентрирует внимание на системе связей в языке, то социолингвистика своё внимание обращает как язык функционирует в обществе, выявляет его особенности от общества. Предмет-элементы речевых действия, устойчиво связанные либо с социальным статусом индивида, профессиональные общества либо особенности коммуникативных ситуаций (язык переговоров, начальник и подчинённый...), билингвизм, вопросы языковой политики, социально-исторические исследования, вопросы функций языка связанные с обществом. Базовые методы-наблюдение, интервьюирование (опросы).

Этнолингвистика-этнос (народность). Излучается идиоматика, особые слова, которые являются диалектизмом. Гипотеза-язык навязывает человеку видение мира.

Литературный язык

Дифференциация языка:

Язык:

  • Местные диалекты

  • Говоры

  • Профессиональная лексика

  • Жаргоны/арго

  • Литературный язык ( находится в центре всех этих разновидностей и считается идеальным)

      • Письменная форма

      • Устная форма

Литературный язык-образцовый, нормированный. Литературный язык, письменная форма наиболее кодифицирована. Разговорный язык менее кодифицированный.

Арго-измененный язык на основе основного.

Языковые стили:

  • Высокий (страждущий, ваше благородие...)

  • Научный

  • Нейтральный

  • Официально-деловой

  • Научно-популярный

  • Разговорный


Знаковая природа языка

Знак - материальный заместитель предмета окружающего вида.

Язык является одним из видов знаковых систем. Наука о знаках семиотика. При помощи знаках люди передают определенную информацию о мире.

Стороны знака:

  1. Означаемое (денотат)-материальная основа, внутреннее содержание

  1. Означающее (сигнификант)-то как выражено




Название

Критерии выделения (на основе характера связи с обозначаемым объектом.

Примеры

ЗНАКИ-ИКОНЫ

1. Собственно-иконические знаки

2. Знаки-символы

Внешнее сходство знака с обозначением

1. Максимальное

2. Частичное, условное

1. Макеты, фотографии пиктограммы и т. д.

2. Серп и молот, чаша со змеёй и т. д.

ЗНАКИ-ИНДЕКСЫ

1. Знаки-симптомы

2. Знаки сигналы

Причинно следственная связь знака с обозначаемым объектом:

1.Непреднамеренная природа

2. Преднамеренная, целенаправленная

1. Высокая температура, дым, след зверя и т. д.

2. Звонок, сирена, сигнальная ракета и т. д.

СОБСТВЕННО ЗНАКИ

Отношение знака к обозначаемому объекту произвольно (т. е. отсутствует начально заданная, предопределённая связь)

Языковые знаки, денежные знаки, знаки воинский отличий, ноты и т. д.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом