Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница32 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   39
Определение понятия «труд»
В широком смысле слова под трудом понимают работу, занятие, произведение, дело, а также усилие, направленное к достижению чего-нибудь», старание, напряжение. Трудиться — это значит прилагать усилия, чтобы сделать, создать что-либо.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова труд определяется как а) целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей б) работа, занятие в) усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Категория трудиться понимается как прилагать усилия, чтобы сделать, создать что-нибудь».
В словаре синонимов находим перечень понятий, сходных по смыслу со словом труд. Среди них
— работа, дело, занятие, деятельность
усилие произведение. В свою очередь усилие — это старание, напряжение, труд.
Толкование категории труд в узком смысле слова мы находим в таких отраслях научного знания, как философия, психология и педагогика.
В философии труд определяется как сознательная целесообразная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда воздействует на природу, результатом которой является создание предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей.
В психологии можно говорить о двух на первый взгляд противоположных позициях. Первая позиция отражена в работе Л.А. Венгера, B.C. Мухиной. Главным признаком труда они считают создание общественно полезных вещей, продуктов труда. По мнению авторов, это главный признак труда, отличающий его от других видов деятельности. И потому говорить об учебном труде бессмысленно, так как учебная деятельность — особый вид деятельности, существенно отличающийся от труда.
Вторая позиция представлена в работе В.И. Тютюнника. В качестве возможных оснований для классификации форм труда он выделяет мотив труда и характер процесса (или результата) труда. Если в основе побуждения человека к труду лежит желание удовлетворить собственные потребности, то это потребительная форма труда. Если в основе мотива лежит желание создать что-то для других людей, то это производительная форма труда если человек имеет возможность и хочет действовать самостоятельно и оригинально, то это творческая форма труда если человек вынужден или предпочитает действовать по шаблону, по чужому замыслу, приказу — то это исполнительная форма труда. А среди форм труда, которые встречаются в онтогенезе, В.И.
Тютюнник называет в том числе и учебный труд, который имеет место в возрасте 8— 12 лет. По мнению В.И. Тютюнника, деятельность ребенка с использованием орудий труда, направленная на удовлетворение своих собственных потребностей, — это тоже труд. Самообслуживание — это первый вид труда, в который включается ребенок. Этаже идея содержалась ив работе А.В. Запорожца, который к видам труда дошкольника относил самообслуживание.
В психологической литературе синонимами категории труд выступают продуктивная деятельность в интерпретации ДБ. Элькони-на, практическая деятельность в интерпретации
А.В. Запорожца.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что нелюбая трата мышечной или нервной энергии, а продуктивная деятельность, производимая посредством орудий труда и вносящая изменения в окружающую среду, составляет специфику труда независимо оттого, носит ли он специализированный, профессиональный или более элементарный характер общих
трудовых операций. По Б.Г. Ананьеву, всякий труд есть взаимодействие субъекта труда с предметом труда посредством орудий, механизмов, технических устройств, в результате которого взаимодействия) создается продукт труда.
В дошкольной педагогике условно выделяют труд в быту, труд в природе и ручной труд.

Подводя итог всему изложенному, можем сказать, что за исходное определение категории труда целесообразно взять философское определение, потому что оно позволяет снять противоречие, содержащееся в психологической литературе. Непременными атрибутами труда являются применение орудий труда, создание общественно значимого продукта.
Труд в филогенезе и историческом развитии человека
В философии труд рассматривают как вечное естественное условие человеческой жизни. Производными от производственной деятельности рассматриваются политическая и педагогическая деятельность, научные исследования и художественное творчество и т.п., которые тоже заключаются в планомерном изменении окружающей действительности (общественной и природной) в целях получения результатов, полезных для общества.
Благодаря труду развились функции руки органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека. В частности, А.В. Запорожец отмечает, что в результате практической деятельности происходит не только изменение окружающей действительности, но и изменение самих людей, развитие их психики. В процессе практики люди обогащают свои знания, развивают свое мышление, волю, чувства. Такой же позиции придерживается и С.Л. Рубинштейн.
Труд в онтогенезе
Ссылаясь на работу В.Н. Мясищева и А.Г. Ковалева, Б.Г. Ананьев выражает согласие сих положением, согласно которому движущей силой развития способностей является труд. Все психические процессы, помысли С.Л. Рубинштейна, выступают в действительности как стороны труда, игры, учения. Однако позиция С.Л. Рубинштейна поданному вопросу состоит в том, что игра и учение рассматриваются в качестве подготовительных к труду форм деятельности, в которых формируется индивидуальное сознание
По мнению Б.Г. Ананьева, длительный процесс становления и формирования личности выполняет функцию лишь подготовки к труду как основной, возможно, и единственной формы деятельности взрослого человека.
Однако без обучения самому труду и элементам посильного для детей различных возрастов общественно полезного труда, по мнению Б.Г. Ананьева, невозможно сформировать и готовность к труду не только играно и учение как усвоение знаний недостаточны для формирования такой готовности. Коренная перестройка образования во всех звеньях подтвердила необходимость в целях подготовки подрастающего поколения к жизни и всестороннего развития личности соединения обучения с трудом.
Логика рассуждений Б.Г. Ананьева в этом вопросе такова качественные изменения в сенсорной и моторной сферах развития ребенка ведут к формированию сложных форм поведения детей в обществе. В свою очередь сенсомоторная сфера ребенка развивается лишь благодаря конвергенции деятельности познания и общения, наиболее гармоничное сочетание которых как рази возможно в труде.
Говоря о значимости трудовой деятельности в жизни каждого человека независимо оттого, на какой возрастной ступени он находится, Б.Г. Ананьев пишет, что конец трудовой деятельности неизбежно становится развязкой в форме открытого или скрытого конфликта человека и мира психологическая драма старости человека заключается не только в том, что старый человек постепенно теряет своих близких и вообще людей своего поколения, но ив том, что он выключается из общественного процесса совокупного производительного труда, перестает трудиться.
В своем диссертационном исследовании В.И. Тютюнник предпринимает попытку сравнить развитие трудовой деятельности по двум линиям — филогенезу и онтогенезу. Основной вывод работы факт возникновения потребностей детей 3—4 лету всех народов и эпох может служить доказательством того, что это психологическое новообразование возникает с силой закона. Линия доказательства этого положения у В.И. Тютюнника выглядит следующим образом. Анализ детского труда показал, что на протяжении очень длительного временного интервала — около 10 млн лет назад — дети включались в труд с раннего детства, так как он, будучи необходимым условием их выживания, был доступен их физическими психическим способностям. В качестве примеров он проводит выдержки из работ этнографов В.Ф. Зуева, А.Ф. Базанова и Н.Г. Казанского, Р. Алта.
В.Ф. Зуев рассказывает о приобщении к труду детей остяцкого народа. С молодых лет дети привыкли к грубому жилью, трудностям физического характера. Как только малыш начинал ходить — отец готовил ему лук. А.Ф. Базанов и
Н.Г. Казанский о приобщении мансийских детей к рыбной ловле писали, что они еще еле-еле ходят, а родители уже берут их с собой в лодку. А как только начинают подрастать, для них часто делают маленькие весла, обучают управлять лодкой. С.Н. Стреблицкий писало коряцких детях Самые распространенные игры — охотничьи. Самодельные луки и стрелы или самострелы, типа древнерусских, круглый год не выходят из рук ребят».
Р. Алт делает вывод об исходном единстве трудовой деятельности и воспитания подрастающего поколения. Главным фактором воспитания на ранних стадиях общественного развития Р. Алт считает участие детей в производительном труде. О раннем включении детей в труд взрослых имеются примеры в современных семьях Бирмы, Кореи, Лоса, Таиланда, Суматры и т.д.
В художественной литературе мы находим такие же примеры раннего включения ребенка в трудовую деятельность взрослых. Например, обратимся к повести Старики море Э. Хемингуэя. Приведем один из диалогов главных действующих лиц — мальчика и старика Сколько мне было лет, когда ты в первый раз взял меня в море Пять, и ты едва не погиб, когда я втащил в лодку еще живую совсем рыбу, иона чуть не разбила все в щепки, помнишь?
По мнению В. И. Тютюнника, это не могло не запечатлеться в наследственной информации, поскольку все это совпадало повремени с процессом морфологического созревания всех систем организма. Об этом свидетельствуют многочисленные факты возникновения на вто-ром-третьем году жизни потребности действовать с предметами и средствами труда, направленного на удовлетворение прежде всего пищевой потребности.
Труд в ряду других видов деятельности ребенка дошкольного возраста
Рассматривая труд ребенка дошкольного возраста, психологи пытаются:
а) определить его место в ряду других видов деятельности (игры, учения, познания, общения, конструктивной, изобразительной деятельности, деятельности профессиональной. В этом вопросе можно отметить несколько позиций. Они принадлежат С.Л. Рубинштейну, Б.Г. Ананьеву, Л.А.
Венгеру, B.C. Мухиной, ДБ. Эльконину);
б) проследить особенности развития трудовой деятельности на этом возрастном этапе.
Рассмотрим, как решились эти два круга проблем
Место труда в ряду других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Творческая ролевая игра, являющаяся ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника, не является, по словам ДБ. Эльконина, единственной деятельностью. Дошкольник живет многообразной и разносторонней жизнью он рисует, лепит из глины, строит и конструирует, рассматривает книжки с картинками и с интересом слушает сказки и стихи. Он обслуживает себя одевается, убирает свои игрушки, изготавливает для себя из дерева, картона и бумаги различные игрушки, а иногда подарки для родителей, братьев, сестер. Каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами и оказывает специфическое влияние на психическое развитие ребенка.
Значение труда в жизни ребенка дошкольного возраста ДБ. Эль-конин объясняет следующим образом возникающие в конце раннего детства сознание я сами тенденция к участию в жизни и деятельности взрослых являются выражением рождения новых социальных по своей природе потребностей. Эти потребности не могут быть удовлетворены полностью в ролевой игре. Деятельность, которую ребенок осуществляет в ролевой игре, является самостоятельной лишь в том отношении, что она производится без помощи взрослых. Однако эта деятельность не позволяет ребенку самостоятельно осуществить те предметные действия-умения, которыми он овладел в раннем детстве и интенсивно овладевает в дошкольном возрасте. Игра не позволяет установить прямую связь со взрослыми — их жизнью и трудом. Однако на протяжении дошкольного возраста, во-первых, усиливается интерес ко всему, что относится к труду и отношениям взрослых, во-вторых, появляются условия для возникновения элементарных форм трудовой деятельности детей, в которых может быть реализована и развита их самостоятельность и установлена более прямая связь с жизнью и деятельностью взрослых.
По мнению Л.А. Венгера и B.C. Мухиной, деятельность в каждом возрасте не ограничивается ее ведущими видами. Существуют сочетания разных видов деятельности, также оказывающих влияние на психическое развитие ребенка. Для того чтобы умело руководить психическим развитием ребенка, нужно знать, какие виды деятельности возникают в каждом возрасте и какое значение они имеют для развития ребенка.
Порядок усвоения ребенком новых видов деятельности от рождения до поступления в школу примерно таков, по мнению авторов концепции. Первый вид деятельности, появляющийся на рубеже новорожденное™ и младенчества, — деятельность общения. Затем (вначале второго года жизни) формируется предметная деятельность. На третьем году жизни начинает складываться игровая, изобразительная и конструктивная деятельность. Полное развитие этих видов деятельности происходит на протяжении дошкольного детства. В дошкольном же возрасте предметная деятельность преобразуется в бытовую. Кроме того, в дошкольном возрасте закладываются основы тех видов деятельности, которые в развитом виде формируются позднее у школьника и взрослого человека. Это трудовая и учебная
деятельность.
В системе воспитания вальдорфской педагогики особая роль отводится урокам рукоделия и ремесел. То обстоятельство, что и девочки и мальчики, как правило, заняты решением одних и тех же задач, говорит о той роли, которая отводится этим предметам в рамках всего обучения и воспитания. Организуя занятия по разным видам ручного труда, здесь ориентируются на искусство и ремесло, с которыми они близки. При этом ставятся более широкие цели, чем простая подготовка человека к его последующей практической деятельности в будущем. Истинное назначение труда в системе вальдорфской педагогики было определено Рудольфом Штаинером так кто владеет точными движениями, тот способен иметь гибкое мышление, проникать в суть вещей именно из всей совокупности его внешних умений и вырастает интеллект как целое. Иными словами, благодаря занятиям рукоделием и ремеслами удается подготовить человека к включению воли в мыслительный процесс.
В качестве примера в связи с этим хотелось бы привести экспериментальное исследование Л.А.
Порембской, которая изучала влияние бытового труда на формирование самостоятельности у детей. Она предположила, что стремление к самостоятельности возникает и развивается в зависимости от уровня овладения ребенком трудовыми умениями, те. обучение трудовым умениям является решающим при воспитании самостоятельности. Далее, по мнению исследователя, проявление самостоятельности не исчерпывается приобретением некоторой независимости от взрослых в практической жизни основное его значение в том, что благодаря освоенным трудовым умениям ребенок вступает в качественно новые социальные связи в его сознании происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию его личности в целом.
В экспериментальном исследовании были организованы обучение детей дошкольного возраста умениям, необходимым для осуществления бытового труда, и самостоятельное выполнение детьми некоторых видов труда, осуществлявшихся до этого взрослыми В младшей группе детского сада это было протирание листьев растений, накрывание на стол и помощь воспитателю в подготовке к занятиям в старшей группе — различные дежурства и обслуживание себя пришивание
пуговиц, чистка одежды и обуви и т.п.). Осуществляя эти виды бытового труда в детском саду, дети самостоятельно выполняли работу, которую до этого делали взрослые — уборщица, воспитатель, те. брали на себя функции взрослых и выступали как участники их деятельности или их помощники.
Результаты показали, что входе обучения и по мере овладения умениями, требующимися для бытового труда, тенденция к самостоятельному выполнению трудовых задач возрастала. Самостоятельное выполнение первого, даже самого простого, поручения играет роль пробы сил, вселяет в ребенка уверенность и имеет большое значение для дальнейшего развития самостоятельности. Умение выполнить задание по бытовому труду влияет на возникновение новых форм взаимоотношений в коллективе детей дети научаются работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. Воспитательное влияние трудовой деятельности наличность огромно.
Особенно интересно отметить, что, по мнению Б.Г. Ананьева, при ближайшем рассмотрении игра оказывается лишь средством развития других видов деятельности, ноне основной формой развития ребенка в дошкольном возрасте, как это обычно утверждается. В результате психологического анализа процессов обучения и игры Б.Г. Ананьев приходит к выводу о том, что основными формами деятельности индивида являются познание (всемирно-исторический процесс целенаправленного и обобщенного отражения людьми объективных законов природы, общества и самого сознания) и общение. Игра же, по словам Б.Г. Ананьева, — результат развития более общих основных форм его деятельности — познания и общения.
Представляются интересными в этом отношении сдвиги в дошкольном воспитании. Дело не только в том, что в систему дошкольного воспитания введены элементы обучения и тем самым более непосредственно закладываются основы учебной деятельности, необходимые для школьного обучения. Правда, это нововведение тоже показательно, так как оно свидетельствовало об ошибочности представления, о том, будто развитие игры само по себе подготавливает ребенка к учению. Следовательно, как в отношении связей учение — труд, таки связей игра учение не подтвердилась гипотеза о том, что одна форма деятельности возникает из другой вследствие внутренних законов индивидуального развития. Больше того, оказалось, что не только учение должно быть более ранним в сочетании с игрой у дошкольников, но и сам труд в виде так называемого самообслуживания и простейших операций общественно полезной деятельности должен иметь место в детском саду.
В работах Б.Г. Ананьева (существует попытка) ив работе В.И. Тю-тюнника (более настойчиво) присутствует идея о ведущем значении в психическом развитии ребенка не игры, а труда любимого занятия
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
Новыми видами деятельности ребенок овладевает не сразу, а постепенно. Вначале он выполняет самые простые, элементарные действия. Потом эти действия усложняются, становятся все более разнообразными. Эти изменения связаны с двумя планами деятельности ребенка. Первый план — это изменение результата деятельности, второй план касается самого процесса деятельности. Что касается первого плана, то можно суверенностью сказать, что по мере развития деятельности ее результаты становятся все более весомыми обучаясь действиям конструирования, ребенок сначала строит под руководством взрослого только самые простые вещи. Входе развития этих действий постройки, возводимые ребенком, усложняются, включая все больше разнообразных деталей.
Трудовое воспитание детей как в условиях общественного, таки семейного воспитания, считает
Б.Г. Ананьев, начинается с организации режима и образа жизни при активном участии самого ребенка посредством так называемого самообслуживания. Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада, особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений. Лишь на основе постепенного накопления практического опыта различных видов трудовой деятельности и усвоения суммы научных знаний становится возможным переход к производительному труду (в подростковом возрасте) в собственном, экономическом смысле слова.
Изменения, происходящие в деятельности ребенка дошкольного возраста, как отмечалось выше, имеют и второй план, касающийся развития самой деятельности. В данном случае имеют ввиду овладение ребенком новыми видами внешних и внутренних действий. Так, внешние действия, которые усваивает ребенок, становятся источником внутренних, психических действий. Их соотношение входе выполнения деятельности постепенно изменяется. Если на первых порах преобладают внешние действия, то впоследствии решающую роль начинают играть действия внутренние. Например, в конструировании маленькие дети комбинируют, пока не получится нечто похожее на какую-либо вещь. Старшие дети самую важную работу проделывают при помощи внутренних действий создают замысел конструкции, а затем реализуют его путем внешних действий со строительным материалом.
Развитие деятельности ребенка, по мнению Л.А. Венгера и B.C. Мухиной, включает совершенствование каждого вида деятельности — овладение все более сложными действиями при возрастающей роли внутренних, психических процессов. О. А
Шаграева
289
На протяжении дошкольного возраста характер трудовой деятельности изменяется. Младшие дошкольники, по словам А.В. Запорожца, выполняют трудовые задания не ради получения какого- либо результата, а ради удовольствия, которое им доставляет самый процесс деятельности. Границы между игрой и трудом, серьезным делом и забавой еще не определились. Малыша, например, просят принести зонтика он, возвращаясь, скачет на нем, как на лошади. Ему предлагают вымыть блюдце, а он пускает его поводе, как лодку.
Неумение планировать свои действия и подчинять их сознательно поставленной цели, а также ограниченный запас трудовых навыков мешают младшим дошкольникам справиться со сложным трудовым заданием. Поэтому они ограничиваются лишь самой простой работой помогают накрывать на стол, принимают участие в подготовке комнаты к занятиям, могут полить цветок, накормить рыбку и т.п.
Трудовая деятельность дошкольника среднего возраста становится сложнее и разнообразнее. Ребенок начинает отличать труд как серьезное дело от игры. Интерес к процессу деятельности начинает сочетаться с интересом к результату, продукту труда. Вместе стем создание известного замысла последующих действий начинает предшествовать их реальному выполнению. Продолжается накопление трудовых навыков. В выполнении трудовых заданий ребенок обнаруживает больше самостоятельности, меньше зависит от помощи взрослых.
Старший дошкольник интересуется уже не только непосредственными результатами своей деятельности, но и тем значением, которое она имеет для других людей. Начинают складываться высокие мотивы общественно полезного человеческого труда. Вместе с развитием мотивов трудовой деятельности идут формирование волевых качеств и накопление определенных трудовых навыков. Старшие дошкольники с увлечением мастерят что-либо из бумаги или из дерева, с удовольствием помогают взрослым в их домашней работе, более ответственно и сознательно относятся к даваемым им поручениям. Правильно организованный труд способствует развитию детского ума (знакомство с простейшими явлениями механики, со свойствами различных материалов и т.д.) и волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость в преодолении препятствий).
В работе Тютюнника теоретически обоснована возрастная периодизация трудового развития в онтогенезе и экспериментально установлены ее начальные стадии, а именно а) стадия объекта труда — с рождения б) стадия субъекта потребительного труда — от 12— 18 месяцев в) стадия субъекта исполнительного (производительного) труда — с пятого года г) стадия субъекта творческого труда — с шестого года. Механизм смены одной стадии на другую не означает автоматическую смену ведущего типа деятельности, а только изменения формы взаимодействия ребенка со взрослым при сохранении содержания. Трудовое развитие при таком подходе представляет собой нелинейный процесса фуркацию — разветвление новых форм взаимодействия, в которых ребенок способен выступать как равноправный субъект новые формы труда не отменяют предыдущие, а осуществляются и взаимодополняют друг друга.
Внутри каждой стадии в определенной последовательности, сточки зрения В.И. Тютюнника, должны быть выдержанные фазы (или типы) взаимодействия ребенка и взрослого а) фаза прямого научения (подчинения б) фаза совместно разделенного взаимодействия в) фаза внешнего контроля за самостоятельной деятельностью г) фаза самостоятельной деятельности (творческой или исполнительной).
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей