Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница35 из 39
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
заведениях
Литература, в которой обсуждаются проблемы методики преподавания психологических дисциплин в системе высшего образования, чрезвычайно богата. В своем изложении мы остановимся лишь на тех подходах, к которым обращались входе собственного исследования.
Главное понятие, которое ассоциируется со словом преподавание, по словам Д. Дьюи, есть передача результатов наблюдения и выводов других. В этом случае возникает проблема в том, как превратить наследие других в умственное наследие самого ученика. Среди возможных способов решения данной проблемы, выделенных автором, назовем два.
Один из них — материал, доставляемый путем передачи, должен относиться к вопросу, жизненно важному для личного опыта учащегося. Сообщение материала, неподходящего ник какой проблеме из возникавших уже в опыте учащегося или передаваемого так, что не может вызвать проблемы, более чем бесполезно для умственных целей. Тем, что оно не входит нив какой процесс рефлексии, оно бесполезно. Тем, что оно сохраняется в уме как пустой набор слов, оно является преградой, затруднением на пути действительного мышления.
Другой возможный, по мнению Д. Дьюи, способ превращения опыта других в умственное наследие самого учащегося достигается путем введения сообщения в уже существующую систему или организацию опыта ученика. Материал, доставляемый учителем или учебником, должен создаваться по возможности из того, что учащийся вывел из более прямых форм личного опыта. Д. Дьюи пишет, что существует тенденция связывать материал школьного преподавания просто с материалом дошкольных уроков, вместо того чтобы связывать его стем, что ученик приобрел из внешкольного опыта.
Учитель говорит Разве вы не помните, что мы выучили по книге на прошлой неделе вместо того, чтобы сказать Разве вы не вспоминаете вещей, которые вы видели или слышали Результатом такого обучения, по мнению автора, является построение отдельных независимых систем школьного знания, которые инертно наслаиваются на обычные системы опыта вместо того, чтобы действовать на них расширяющими утончающим образом. Так, ученики учатся жить в двух отдельных мирах один — мир внешкольного опыта, другой — мир книги уроков.
А.В. Брушлинский, Б.Ц. Бадмаев предлагают использовать широко известный в отечественной психологии и педагогике проблемный исследовательский метод обучения. Достоинство метода авторы видят в том, что ученик оказывается в ситуации первооткрывателя
наталкивающегося на посильные для него вопросы и проблемы. Роль учителя заключается здесь в планомерной, целенаправленной организации проблемных ситуаций, постановке задач перед учащимися и оказании помощи в необходимых случаях. Это наиболее благоприятные условия для усвоения знаний и развития мышления, потому что в таком случае учащийся сам открывает новое, что пробуждает у него интерес к учению и творческое к нему отношение.
Обращаясь к истории развития философской и педагогической мысли, ЕЕ. Соколова приводит обоснование диалогической формы подачи материала в учебном пособии.
Во-первых, отмечает автор, в истории научной мысли очень многие философские и педагогические трактаты излагались в форме диалогов. К их числу относятся работы Платона,
Вольтера, Д. Юма, Д. Дидро, В. С. Соловьева и др.
Во-вторых, автор, вслед за ММ. Бахтиным, убеждена в универсальности диалогической формы мышления, направленного на постижение субъекта и субъективного.
В-третьих, в психологии многоразличных точек зрения, в том числе взаимоисключающих взглядов, на решение одной и той же проблемы. А потому диалоги между представителями разных точек зрения просто напрашиваются. Тем более что в истории психологии такие диалоги неоднократно происходили в действительности Г.В. Лейбниц — Дж. Локк по поводу души Д.
Дидро — Г. Гельвеций относительно природы человеческих способностей КД. Кавелин — ИМ.
Сеченов о путях развития психологии С.Л. Рубинштейн — АН. Леонтьев о категории деятельности.
В.Ю. Петров предлагает использовать в преподавании психологии паутинную стратегию обучения. Суть ее в представлении студентам основных узлов информации, в выделении основных смысловых пунктов, которые будут обсуждаться, далее следует общий обзор, затем более детальные обзоры и, наконец, подача детальных подструктур.
Преподаватель должен ставить в обучении перед собой задачи не только научить ученика определенным умениями навыкам, но и не утомить его, не вызвать повышенную напряженность или стресс. Такое эмоциональное состояние способствует отвлечению внимания ученика от процесса обучения на переживание проблем, связанных с ухудшением собственного состояния и с необходимостью совершить действия, направленные на восстановление своих психофизиологических ресурсов. К такому выводу в своем исследовании приходит Л.Г. Дикая. В результате лонгитюдного исследования Л Г. Дикой было показано, что если у человека плохое самочувствие, то он частично или полностью переключается с основной деятельности (будь то операторская или учебная) на деятельность по саморегуляции состояния
Проблема характера отношений человека с социальным окружением для развития последнего не нова. К этой проблеме самое непосредственное отношение имеют работы В.Н. Мясищева. Он сформулировал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. Эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.
Не отрицая великую роль деятельности, которую постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, В.Н. Мясищев вместе стем отмечал, что сама по себе деятельность — игра, учение, труд — для формирования основных психических качеств, составляющих ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи.
И. Олри-Луис считает, что при объяснении трудностей, встречающихся у учеников и взрослых в процессе обучения, необходимо принимать во внимание не только уровень интеллектуального развития и личностные особенности ученика, но и выявлять те способы обучения, которые он предпочитает. Замечено, что учащиеся используют в процессе обучения те стили, которые были приобретены ими ранее.
Эмпирическое исследование некоторых аспектов
методики преподавания психологии
в педагогическом колледже и вузе
Эмпирическое исследование, представленное в данной статье, и его результаты — лишь первые шаги в реализации основных теоретических положений, накопленных в области когнитивного обучения и избранных нами в качестве методологической основы преподавания психологических дисциплин в педагогическом колледже и вузе.
В поле нашего внимания оказались многие из этапов процесса обучения первые шаги студентов в вузе, их установки и эмоциональное состояние вначале обучения и по прошествии некоторого времени вопросы студентов к преподавателю психологии как своеобразный социальный заказ в рамках той или иной психологической дисциплины

— наиболее сложные моменты овладения будущими специалистами психологическими знаниями определение понятий и изучение некоторых тем психологии ситуация сдачи экзамена по психологии).
Методы исследования наблюдение, тестирование, опрос, эксперимент.
Посещение и анализ занятий по психологии, проводимых в ряде колледжей, — предмет данного этапа исследования специфики преподавания психологических дисциплин в педагогических колледжах.
Проведенное наблюдение показало, что огромное внимание преподаватели колледжей уделяют проблеме овладения учащимися понятийным аппаратом науки. Это своеобразный результат продолжительного сотрудничества педагогов и преподавателей обеих ступеней подготовки будущих специалистов. Проблема, которая неоднократно обсуждалась на круглых столах, научных конференциях. Тогда, в 1997/98 учебном году, все пришли к выводу — основа психологических знаний закладывается через освоение учащимися научных понятий психологии.
В колледже существуют достаточно многочисленные, чрезвычайно разнообразные формы опроса студентов составление и разгадывание кроссвордов, диктанты, анализ высказываний известных психологов и педагогов. Скучать студентам на таких занятиях некогда.
Следующим шагом на пути повышения эффективности изучения психологических дисциплин в педагогическом колледже и вузе может стать изменение отношения к теоретическому знанию. Изучение психологии, усвоение понятий при таком подходе превращаются в самоцель, а потому и не дают ощутимых сдвигов в овладении студентами психологическими знаниями и применении этих знаний в решении каждодневных педагогических задач. Все та же практика показывает — знания усваиваются формально, они рассматриваются подавляющей массой студентов как оторванные от жизни.
Об этом свидетельствуют результаты экзаменов по психологии, на которых нам удалось побывать. Результаты представлены в табл. 1. Ответы учащихся анализировались последующим параметрам:
а) существует ли попытка дать хотя бы самое элементарное определение понятий при ответе на тот или иной вопрос;
б) излагает ли теоретические положения психологической науки, пользуется научными понятиями или строит свой ответ с позиции здравого смысла;
в) отвечает ли на дополнительные вопросы по теории науки;
г) обращается лик анализу повседневной реальности по собственной инициативе;
д) умеет ли анализировать повседневную реальность с позиции теоретической психологии по просьбе преподавателя отвечает ли на дополнительный вопрос).
Как показал анализ ответов учащихся, изложение теоретических аспектов психологической науки представляет собой несистематизированные разрозненные знания. Понятия если и определяются, тоне всегда верно. Просьба же экзаменатора объяснить, как понимается то или иное определение, практически остается без ответа. За очень редким исключением студенты самостоятельно
обращают внимание и пытаются анализировать социальную действительность с позиции приобретенных психологических знаний. Предложение экзаменатора проанализировать свою профессиональную деятельность вызывает достаточно серьезные затруднения.
Традиционная схема изучения того или иного понятия в стенах колледжа до сегодняшнего момента выглядит следующим образом даем понятие, описываем явление, которое обозначается данным понятием, просим учащегося повторить формулировку понятия. Получив правильный ответ, успокаиваемся и считаем, что это мы уже прошли».
А потому ив вузе одним из сложных моментов в усвоении психологических знаний для студентов является ситуации овладения категориальным аппаратом науки.
Предупреждение учащихся о том, что в следующий раз мы пишем контрольную работу, содержанием которой будет являться проверка их умения давать определения основных понятий психологии, вызывает у многих дискомфортное состояние. Об этом свидетельствует большое количество вопросов студентов о том, как будет проходить такая контрольная, можно ли пользоваться какими-либо вспомогательными средствами (например, заранее подготовленными схемами, можно ли давать определения своими словами и т.д.
Таблица Результаты качественного анализа ответов студентов

вечернего отделения педагогического колледжа
по общей и детской психологии
Степень усвоения теоретического материала
Умение анализировать повседневную реальность с позиции психологии

Имя студента
Дает определение понятиям
Свободно излагает теорет.
материал
Отвечает на доп. теорет. вопросы
По собств. инициативе Отвечает на доп. вопрос 2 3 4 5 6 7 Ольга Ж. Татьяна Р. ЮляЗ. Вера Б. Ольга П. Вера Б. Ольга Л. Галина Ж+ +
+ + + + +
+ +
+
+
+
331
Окончание табл. Степень усвоения теоретического материала
Умение анализировать повседневную реальность с позиции психологии

Имя студента
Дает определение понятиям
Свободно излагает теорет.
материал
Отвечает на доп.
теорет.
вопросы
По собств. инициативе Отвечает на доп. вопрос 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Елена М. Наталья К. Анна М. Мария Б.
МаринаХ. Любовь М. Галина И. Галина Б. Наталья Б. Татьяна Е. Валерия Д. Юля О. Алла М. Ольга М. Татьяна К+ +
+ +
+
+ +
+
+ +
+ +Проводилось тестирование. Цель исследования — определить уровень развития мыслительных процессов у студентов педагогических колледжей по показателю логичность. При этом мы руководствовались положением Д. Дьюи о том, что совершенно необходимым качеством высокоразвитого мышления является способность отличать проверенные взгляды от простых утверждений, предположений и мнений. О роли мышления как такового в процессе обучения и дальнейшего использования в профессиональной деятельности было сказано выше.
Тестирование проводилось среди студентов одного из педагогических колледжей Москвы, желающих продолжить свое обучение в высших учебных заведениях. Данные, которые приводятся ниже, — это
результаты диагностики констатирующего этапа целой серии тренин-говых занятий по развитию познавательных процессов. В исследовании приняли участие одиннадцать человек, имеющие достаточно высокие показатели в учебе и изъявившие заниматься в такой группе. Максимальное число баллов, которое мог набрать респондент по условиям проведения теста, — Таблица Результаты теста Измерение уровня развития мыслительной деятельности по показателю
"логичность"»

Имя, фамилия
Полученные результаты (в баллах)
1
Оксана У 2
НинаЗ.
6 Ольга К Татьяна Л Лариса Л Марина М Ирина 3.
5 Анна К Ольга П Елена С Ольга М.
4
Полученные результаты говорят о том, что мышление учащихся, уровень его развития должны находиться под пристальным вниманием педагогов и преподавателей. Накопленный в мировой психологии материал поданной проблеме вселяет уверенность в том, что эта задача является разрешимой.
В опросе приняли участие более 175 человек. Все они студенты дошкольного отделения дневной и вечерней форм обучения с разным временем пребывания в стенах Московского городского педагогического университета. Опрос проводился в течение первой недели учебного года сентябрь В анкете, предлагаемой студентам педагогического факультета МГПУ, — два вопроса. Цель первого — обозначить наличие или отсутствие установки у студентов на то, что процесс обучения в институте несколько иной, чем в колледже, и определить, в какой степени каждый студент готов к этим изменениям. Второй вопрос позволяет изучить специфику взглядов студентов на соотношение теории и практики в деле воспитания маленького ребенка.
Готовы ли студенты, пришедшие из колледжей, к новому стилю обучения в стенах университета
Студентов просили ответить на вопрос Чем отличается, на ваш взгляд, обучение в вузе от обучения в колледже?»
Студенты второго года обучения видят разницу в содержании и формах работы стиле отношения студентов и преподавателей. Изменилась роль самого студента в овладении новыми знаниями, изменения за период обучения в университете произошли в мыслях и душах студентов.
В частности, отмечается, что в колледже, как правило, дают знания, направленные на практику, правда, при этом отмечается, что эти знания не всегда подкрепляются теоретическими положениями. В вузе, по мнению студентов, дают более углубленные знания, больше научных сведений, знакомят с различными точками зрения на решение тех или иных проблем. Правда, при этом студентами высказывается сожаление, что теоретические положения, которые изучаются в аудитории, не всегда можно проследить на практике в вузе слаба связь между теорией и практикой».
В анкетах отмечается, что преподаватели вуза строят свои отношения со студентами на основе демократизма, уважения личности студентов. Как отмечено водной из таких анкет, в вузе отсутствует оценочный диктат. Контроль за посещением занятий выше в колледже, отметили респонденты, нов вузе ответственность за успех обучения лежит на самом студенте. Ему предоставлена свобода выбора — посещать или не посещать лекции и семинарские занятия. Он сам может решить, когда ему изучать материал — накануне сессии или в течение всего семестра. Но, отмечают студенты, в вузе таков уровень преподавания, что восстановить материал пропущенной лекции по чужому конспекту практически невозможно, и это является хорошим стимулом не пропускать занятия.
Многие говорят о том, что, оказавшись в вузе, они стали совершенно другими людьми более внимательными, более ответственными за свои дела и поступки, более самостоятельными».
Подобный же опрос был проведен среди первокурсников вечерней и дневной форм обучения. Интересно то, что ответы этой группы студентов вечернего отделения практически не отличаются в анализе первых прослушанных лекций респонденты подчеркивают теоретический характер материала, его глубину и научность. Студенты уже почувствовали, что им придется достаточно много работать самостоятельно с литературой. Определенный процент студентов отмечают, что до конца еще не разобрались, в чем состоит разница между обучением в вузе и колледже, но полны надежд, что обучение будет интересным.
В этой группе ответов нет слово демократичности отношений между преподавателями и студентами, о том, что процесс обучения потребует от них совершенно новых личностных качеств. Создается впечатление, что студенты вечернего отделения не очень обеспокоены тем, как сложатся их отношения с преподавателями. Думаем, это хороший знак студенты ориентированы на деловое сотрудничество.
Итак, проведенный опрос показал, что проблема характера отношений, которые могут сложиться между преподавателями и студентами, прежде всего беспокоит учащихся дневных отделений. Но ими в большей степени признается и тот факт, что успех обучения зависит от их собственных усилий. Это достаточно хорошая база для начала занятий в университете.
Вместе стем некоторые ответы, по всей видимости, целесообразно в дальнейшем уточнять. Например, что понимали студенты под глубиной тех знаний, которые предстоит им усвоить. Такую работу, например, можно проводить в форме индивидуальной беседы студента с преподавателем или практическим психологом, работающим в сфере образования. Это позволило бы сверить позиции и привести их к общему знаменателю. Такая работа будет способствовать позитивному решению проблемы адаптации учащихся к требованиям вузовского образования.
На данный момент положение таково, что усвоение студентами психологических знаний порой происходит на уровне феноменологии, а не на уровне научных понятий в работе с первоисточниками, с классическими работами в области психологии у студентов чаще срабатывает установка на усвоение уже известного и не всегда возникает желание и стремление к открытию нового можно заметить некоторые сложности в переносе полученных студентами знаний из области теоретической в сферу решения практических задач студенты чаще ориентированы на то, чтобы впитывать готовые знания, ноне все настроены на то, чтобы добывать эти знания самостоятельно, даже если средства, приемы и способы даются им в процессе обучения.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей