Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Задачи работы


Скачать 58.84 Kb.
НазваниеЗадачи работы
Дата19.09.2019
Размер58.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконтрольная.docx
ТипРеферат
#63426
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Введение Введение



Актуальность темы. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления, она не является врождённой способностью человека и формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владением правильным звукопроизношением.

Цель работы: изучить анатомо-физиологические основы и методику обучения детей правильному произношению.

Задачи работы:
Теоретический анализ: анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте; особенностей фонетической стороны речи у детей; содержание и методика работы по обучению детей правильному произношению звуков;



    1. Теоретическая часть Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения правильным произношением звуков в Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

      Еще в начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И. П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

      В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия [].

      Речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.

      Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального речевого аппарата и периферического. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. У левшей эта зона находится в правом полушарии.

      Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи. Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

      Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

      Центробежные нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. Центростремительные пути идут от периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов [].

      Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

      В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация - обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами.

      Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

      Тройничный нерв (V) иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв (VII) - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный (IX) и блуждающий (X) нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв (XI) иннервирует мышцы шеи; подъязычный нерв (XII) снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

      Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру [].

      Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).

      В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

      В момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

      Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею.

      На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

      Гортань у детей мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 - 7 лет, а затем - в пубертатный период: у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 13 - 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

      У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

      Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

      При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель.

      При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, то есть срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.

      В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

      При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

      Голос обладает силой, высотой и тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

      Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.

      Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

      Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения.

      Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными. Главным органом артикуляции является язык.

      Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированная и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

      Надставная труба - это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и по форме, что имеет большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора.

      Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные согласные.

      Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков [м] и [н] и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

      Так, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

      Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

      Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная речь. Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: с помощью слуха; через кинестетические ощущения. При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

      Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.

      Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу - импульсы идут от центра к периферии и далее - от периферии к центру.

      Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи [].

      Таким образом, для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и проводящие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи, структуры мозговой коры.

        Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста
        Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.

        К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Но речь их еще не совершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» - жук, «сюба» - шуба, «неть» - нет и т.п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными - т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.

        Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего, заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.

        Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (элизия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед); перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вмсето шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвин» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («бабака» вместо собака); слияние (контоминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление звуков («реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация) [6].

        К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия. Заметим, в практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программ, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенство произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка в необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе. На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка.

        Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами является большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.

        Особенности возраста определяют и содержание обучения: преодоление общей смягченности произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных букв: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в, свистящих звуков - с, з, ц; развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

        Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних возрастных этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятие и понимание устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности и др.). На четвертом году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (равнозначно), работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков.

        Таким образом, мы рассмотрели изучение особенностей фонетической стороны речи у детей и выявили, что овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами является большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.

          Содержание и методика работы по обучению детей правильному произношению звуков

          Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные.

          В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай кто кричит»; рассказа драматизация с игрушками; рассказ воспитателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили». На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий показ образца для подражания, показ артикуляции звука. Восприятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями, игрушками и др.

          В основе обучения детей четвертого года жизни следит подражание образцу - четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующим упражнениями.

          Важным условием успешного обучения на занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов общения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей.

          Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались….и услышали…»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья изображают их стуку, шуму); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.

          Полноценное восприятие образца произношения и активную подражательность, обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе, которой лежит постепенность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слышимого образца и демонстрация артикуляции, затем происходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки. Такое расчлененное восприятие произношения и игрушек сосредотачивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего подражания ему.

          В дидактических играх показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки им при объяснении правил игры. Во второй части занятия дети упражняются в многократном повторении речевого материала на основе действий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога.

          Динамика игровых действий способствует активизации детской речи. С той же целью закрепления четкого произношения гласных звуков и развития речевого слуха можно рекомендовать дидактическую игру «Что как звучит». Воспитатель по очереди показывает игрушки или картинки с изображениями предметов. Дети вслед за взрослым называют картинки и произносят звукоподражания (машина едет и гудит: би-би-би; часы идут и тикают: тик-так, тик-так; трамвай едет и звонит: динь-динь-динь; на барабане барабанят: тра-та-та, тра-та-та, на дудочке играют: ду-ду-ду, тру-ру-ру).

          В рассказе - драматизации образец обеспечивается первоначальным рассказом воспитателя (без демонстрации игрушек). Здесь используется тот же принцип постепенности, восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками.

          Во второй части занятия создается возможность в процессе разыгрывания сценок с игрушками упражнять детей в многократном повторении речевого материала[16].

          Такие рассказы просты по содержанию и структуре и могут быть продуманы самими воспитателями. Позднее возможно проведение занятий словесного характера, в содержание которых входит рассказ воспитателя без наглядного сопровождения, включающий в себя высказывания детей («Поездка на дачу»).

          Наиболее целесообразно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части - речевая активность детей, основанная на подражании образцу, основной прием обучения - вызывание звука на основе подражания.

          Цель этих занятий - упражнять речевой слух и артикуляционный аппарат, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать, На занятиях используются игровые упражнения для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чихает или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (развитие слухового внимания). Петрушка также может шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назови ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т.п. Специалисты - дефектологи рекомендуют задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы-идет дым из трубы; за-за-за-к нам идет коза и т.п.).

          В работе с малышами возможно повторение отдельных занятий и упражнений, ребенка привлекают уже знакомые ему образы и сюжеты, он с удовольствием повторяет звуки и звукоподражания, стихотворный текст. В свою очередь, возможность повторения одного и того же материала способствует закреплению навыков произношения, выработке динамического стереотипа. Проводя занятия, воспитатель должен учитывать такие особенности детей, как неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная эмоциональная возбудимость. На занятиях можно часто видеть, как внимание детей отвлекается от артикуляции педагога, если демонстрируется новая игрушка. Повышенный интерес к ней вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Игрушка остается достаточно сильным речевым раздражителем даже после того, как ее убирают: дети продолжают о ней говорить. В связи с этим целесообразно заранее знакомить детей с игрушками, которые будут использованы на занятии[10].

          На следующих этапах работы методика обучения усложняется. Кроме подражания необходима дополнительная установка на звук, привлекающая внимание к артикуляции. С этой целью наряду с показом образца вводятся небольшие пояснения к артикуляции сначала простых, а затем и более сложных звуков. Например, в игре «Чей домик?» при объяснении ее правил воспитатель говорит: «Корова мычит как? (му-у-у). Губы вытянуты вперед трубочкой. Козочки кричат: ме-е-е. Сложите губы так, как будто вы улыбаетесь». Такие объяснения помогают детям осознать, что при произношении разных звуков положение органов артикуляции меняется, и подготавливают к восприятию объяснения артикуляции трудных звуков в дальнейшем.

          В этом возрасте особенно важно установить взаимосвязь и взаимодействие между учебной деятельностью, осуществляемой на занятиях, и воспитанием звуковой культуры речи в других видах деятельности. Помимо занятий следует проводить разнообразные упражнения для развития моторики речедвигательного аппарата, а также для развития речевого дыхания, слуха и слухового внимания. Наибольший эффект дают упражнения, которые проводят в игровой форме с учетом основных положений методики.

          В зависимости от цели использования эти упражнения можно разделить на две группы. В первую группу входят упражнения, подготавливающие детей к занятиям (на развитие слухового внимания, речевого дыхания, артикуляционного аппарата). Но второй группе относятся упражнения, закрепляющие программный материал занятий (различные дидактические игры на звукоподражание и игры с речевым материалом).

          Упражнения для артикуляционного аппарата можно проводить во время одевания на прогулку. Воспитатель говорит, что на улице дети будут играть в лошадки, и предлагает по цокать язычком так, как лошадки цокают копытками. Упражнение длится 1-2 мин.

          Таким образом, мы рассмотрели методику работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному произношению звуков и выявили, что в основе обучения детей четвертого года жизни следит подражание образцу - четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произносится несколько утрированно, более длительно и напряженно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечивающая полноценное его восприятие (включая артикуляцию), сочетается с последующим упражнениями.


          Практическая часть


          1. Конспект занятия по обучению звукопроизношению


          Занятие "Звук А" по формированию элементарных навыков звукопроизношения ребенка 3-4 лет

          Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А".

          Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить четко, артикулировать звук «А», произносить его долго, плавно, на одном выдохе и с разной силой голоса. Закреплять умение выделять голосом звук «А» в словах,

          Развивающая: Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарата, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

          Воспитательная: Воспитывать у детей речевое и слуховое внимание.

          Оборудование: веревка, игрушка, колечко, кубики шарики, пирамидки, барабан, колокольчик.

          Особенности артикуляции звука «А»: рот открыт широко, губы не напряжены и не округлены. Кончик языка находится у нижних зубов. Язык плоский. Воздух не встречает преград. Голосовые связки сомкнуты.

          Ход занятия:

          Дыхательная гимнастика: «Бегемотики»

          Сели «бегемотики», потрогали животики,   Ребенок сидит на стуле, руки на животе

          То животик поднимается                                Длительный вдох носом

          То животик опускается.                                  Выдох ртом.

          Мимическая гимнастика и самомассаж «Расскажи и покажи»

          Вот глаза у нас какие: голубые, голубые    Ребенок моргает, затем закрывает глаза

          Носик пуговкой у нас                 Указательный палец ставит на нос

          Брови - ниточкой у глаз          Пальцем правой руки гладит левую бровь

                                                                   (и наоборот)

          Ушки маленькие                     Большими и указательными пальцами

                                                                                   теребит мочки ушей

          Губки аленькие                  Облизывает губки по часовой стрелке

          Щечки, лобик, рот                                         Гладит щеки, лоб

          И наш пухленький живот.       Поглаживает живот по часовой стрелке

          Артикуляционная гимнастика «Бегемотик»

          Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом. Рот нужно открыть, как можно шире и удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть. Повторить 3-4 раза.

          Рот пошире открываем, в бегемотика играем:

          Широко откроем ротик, как голодный бегемотик.

          Закрывать его нельзя, до 5 считаю я.

          А потом закроем рот, отдыхает бегемот.

          А-а-а! Пошире рот открой,

          Не ленись и громче пой: «А-а-а!»

          Пою и я, и ты, упражнения просты: «А-а-а!»

          Упражнение на формирование правильного звукопроизношения с элементами фонетической ритмики.

          «Песенка»

          Ребенок подражает звуку и интонации педагога. Звук «А» поется с жестами – широко разводятся руки вперед и в стороны. Сначала громко, потом тихо.

          «А-а-а» - плачет девочка

          «А…» - показываем горло врачу

          «А-а-а-а» - поет певица

          «А-а!», «А-а!» - качаем куклу

          Физкультминутка:

          «Бегемотик»

          Бегемотик потянулся                     Ребенок поднимается вверх, тянется.

          Раз нагнулся, два нагнулся           Наклоняется вправо, влево

          Руки в стороны развел:                 Разводит руки в стороны

          Звук он, видно не нашел.               Качает головой

          Чтобы нам его сказать,

          Нужно ротик открывать: А-а-а-а     Произносит А-а-а-а

          «Веревочка»

          Ребенок одной рукой держит веревку, а другой «спускается» пальчиками по ней вниз и произносит нужный звук.

          Педагог говорит: «Мы веревочку возьмем, громко песенку споем: «А-а-а!»

          Упражнения на формирование зрительного восприятия

          «Найдем игрушку».

          Педагог подвешивает на ниточку яркую игрушку в ограниченном пространстве стола. Ребенок прослеживает движение взглядом и пытается достать рукой.

          «Найди такой же»

          На столе находятся предметы (кубики, шарики, пирамидки). Взрослый берет один предмет и показывает ребенку, просит взять такой же предмет.

          Упражнения на формирование слухового восприятия.

          «Отгадай, что это»

          Взрослый издает различные звуки (используя звучащие игрушки). Ребенок должен узнать.

          Стихи для заучивания наизусть:

          А-а-а! – заплакала Аленка

          - На, - сказала ей сестренка,

          Алый цветик сорвала

          И Аленушке дала!     (Е. Благинина)

          «Повтори вместе»

          Ребенок повторяет звук и предложения за взрослым.

          Раздается из болота: «А-а-а»

          Грозный голос бегемота: «А-а-а»

          Он болото стережет: «А-а-а»

          Грозным голосом поет: «А-а-а»

          Итог: Взрослый спрашивает у ребенка, какой звук сегодня он узнал. Как поет певица? Как укачивают куклу?

          2. Таблица обследования речи детей

          Обследование проводилось в МБДОУ № 75 с 10 -15 сентября 2019 учебного года.

          Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

          Обследование детей проводилось по программе под редакцией М.А. Васильевой, авторы - составители С.С. Дреер, А.Н. Потыкан.

          Было обследовано 9 детей в возрасте 3-4 лет

          Для обследования правильному звукопроизношению детей мы поставили перед собой ряд задач:

          1. Изучить особенности произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах

          2. Оценить уровень отчетливого произношения фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

          1. Дидактическая игра «Назови предметы»

          Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.

          Содержание диагностического задания: Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит или искажает.

          Критерии оценки: 3 балла - ребенок произносит все звуки; 2 балла - не произносит сложные звуки или шипящие; 1 балл - не произносит и сонорные, и шипящие.

          Ф.И. ребенка
          Звонкие согласные (в, б, д, г)
          Свистящие (с, с,, з, з,, ц)
          Шипящие ш, ж, ч, щ
          Сонорные

          л, л,, р, р,
          Баллы
          Катя М.
          2
          2
          2
          1
          7
          Алина Т.
          3
          3
          1
          2
          9
          Дима М.
          1
          2
          1
          1
          5
          Баэл З.
          3
          2
          2
          2
          9
          Лера Т.
          3
          2
          1
          2
          8
          Ангелина П.
          2
          2
          2
          1
          7
          Мунарбек Р.
          2
          3
          2
          2
          9
          Мухаммед С.
          3
          2
          1
          1
          7
          Маша Х.
          2
          2
          1
          1
          6
          Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла.

          От сюда следует, что трое детей имеют высокий уровень развития, 5 детей имеют средний уровень развития и 1 ребенок имеет низкий уровень развития. Детям сложно произносить сложные звуки и шипящие, а так же сонорные.

          В итоге высше балла нет ни у одного ребенка, средний уровень имеют 3 детей и низкий уровень имеют 6 детей. Дети затрудняются произносить некоторые фразы, не все дети используют правильную интонацию. Регулируют силу и темп речи. 6 детей не регулируют силу голоса, 4 ребенка темп речи не регулируют.

          Вывод:

          Таким образом, в процессе изучения произношения звуков родного языка и четкого артикулирования их в звукосочетаниях и словах, а так же в определении уровня отчетливого произношения фраз, при использовании интонации целого предложения и в умении регулировать силу голоса и темп речи, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по обучению детей правильному звукопроизношению с детьми 3-4 лет.

          Мы наметили этапы по формированию правильного звукопроизношения:

          1 этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата - в игровой форме уточнение с детьми определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения

          Игра «Кормление птенцов»

          Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»

          Игра «Кто умеет улыбаться»

          Упражнение «Губы круглые, как бублик»

          Игра «Посидим в тишине»

          Игра «Построим заборчик» и т.д.

          2 этап. Уточнение звука или его вызывание по подражанию - использовать способность ребенка к подражанию. Закреплять произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывать по подражанию у тех детей, которые еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

          Игра «Успокоим куклу»

          Ирга «Поезд»

          Игра «лошадки»

          Игра «Хороша кукла Маша, только зубы болят у куклы нашей»

          Игра «Кто как кричит»

          Игра «Накормим телят»

          Игра «Снежинка»

          Игра «Пузырь»

          Упражнение «Волк воет» ит.д.

          3 этап. Уточнение правильного произношении звука - звук уточняется в словах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

          Игра «Чудесный мешочек»

          Игра «Кто как кричит»

          Игра «Покажи и назови»

          Игра «Чего не хватает»

          Игра «Волшебный сундучок»

          Игра «Найди пару»

          Игра «Лото»

          Игра «Магазин»

          Игра «Отгадай» и т.д.
          3. Альбомы для обучения правильного произношения


          Заключение


          В ходе теоретического анализа было констатировано, что В результате проделанной работы мы изучили актуальные проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста, и для улучшения работы над данной проблемой могу дать следующие рекомендации: Обучение звуковой стороны речи должно быть целенаправленным. Содержание работы по формированию звуковой стороны речи должно преподносится систематично, последовательно с обязательным повторением. Обучение звуковой культуре речи должно проводиться на занятиях по развитию речи, музыкальных занятиях, вне занятий: на утренней гимнастике, в подвижных и дидактических играх, в индивидуальной работе. Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо проводить совместно с семьей. Наиболее эффективные методы и приемы работы: вызывание звука на основе подражания, использование элементов подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, чтение художественных произведений со звукоподражанием, использование наглядного материала. С детьми, отстающими в речевом развитии, рекомендуется проводить ежедневные «фонетические минутки» (упражнения продолжительностью 0,5-1 мин.), упражнения, естественно, строятся на таком языковом материале, которым данный ребенок не овладел в срок. Таким образом, систематическая работа по обучению произношению на занятиях педагога должна подкрепляться контролем за произносительными навыками детей со стороны воспитателей и других взрослых. Особо важная роль в контроле за произношением детей, автоматизации произносительных навыков на новом речевом материале принадлежит воспитателю.

          В ходе практической работы мы

          Алексеева М.М. , Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
          Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
        1. Бородич А.М. Методика развития речи детей – М., «Просвещение», 1974
        2. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
        3. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.
        4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А. - М., 1984.
        5. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
        6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002
        7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) 6 Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А.Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981
        8. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
        9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
        10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

        11. перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей