Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Дет. Лит-ра и её функции. Дл


Скачать 78.79 Kb.
Название1. Дет. Лит-ра и её функции. Дл
Дата10.09.2019
Размер78.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла19 в.docx
ТипДокументы
#63180
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3
1. Дет. Лит-ра и её функции. ДЛ – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литературой считаются все книги, которые читают дети. Она вкл литературу, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая будучи не предназначена детям, но с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей – Айболит, Корнея Чуковского, а в кругу детского чтения - Робинзон Крузо.

Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям появилась на Руси в 16 в, для обучения детей грамоте. Первые печатные книги на Руси – азбука и Евангелие.

Цели: 1)Развитие языковой картины мира 2)Формирование понятийного аппарата 3)Система ценностей 4)Становление личности 5)Развитие грамотности

Задачи: 1) обучение эстетике и этике 2)формирование языковой компетенции 3)определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым.

Функции детской литературы: Развлекательная - получение удовольствия, посредством чтения книг. Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению (от любой сказки может получить удовольствие, в соответствии с его эстетическим вкусом) Образовательная. Ребенок узнает много нового для себя. Расширяет кругозор (познает окружающий мир посредством чтения любой сказки) Риторическая. У ребенка развивается речь. Ребенок читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора произведения. Коммуникативная. Передача информации или побуждение к действию. Эстетическая. Воздействие на эстетическое сознание, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимание истинного в художественной словесности. Воспитательная. Книга – модель нашей жизни. Отражение поступков и поведения. Чего делать нельзя и что делать можно.

11. «Городок в табакерке» Сказка «Городок в табакерке» - самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. Материалом для его сказки послужила музыкальная шкатулка, вызывающая любопытство ребенка.

Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки - происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. Окутывая рассказ легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности.

Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию.

Сказка несет и воспитательный заряд. Проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная.

Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика - задавать вопросы и выслушивать ответы.

«Городок в табакерке» - первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей.

21. Конек-горбунок. Для П.П. Ершова было важным создать по-настоящему народное произведение, поэтому он берет за основу рассказы простых людей и придает им красочный вид. 

Жанровая принадлежность сказки «Конек-Горбунок» вызывает споры у исследователей. Одни считают, что П.П. Ершов использует реалистические тенденции, другие – романтические, что говорит о признаках романтической поэмы – лироэпический характер, напряженность, экспрессивность, трехчастная структура. 

Отмечаются в произведении и признаки романа: протяженность действия, эволюция героя, развернутость портретов, переплетение сказочных мотивов с реалистическими эпизодами. 

Конечно, не отрицается и сказочность произведения П.П. Ершова. Соединив в себе признаки сказки как жанра, писатель создал яркий сюжет. Сказка П.П. Ершова является авторской, но очень похожа на народную, что проявляется в некоторых признаках: присказка, зачин, повторы. 

Сказка названа по имени главного героя, с которым связаны волшебные действия, - «Конек-Горбунок». В сказке П.П. Ершова присутствует образ повествователя, от лица которого и ведется все повествование. 

Писатель в своей сказке «Конек-Горбунок» поднимает проблемы дружбы, ответственности, доброты и мечты. Главная мысль проявляется в том, что только с верным другом можно пройти все трудности на своем жизненном пути, только настоящая дружба способна привести человека к цели. Сказочный герой – Конек-Горбунок – стал другом для Иванушки и помог ему обрести свою мечту – жениться на царевне. В своем произведении П.П. Ершов показывает цену дружбе.

Весь сюжет сказки основан на характере центрального персонажа. Сказка «Конек-Горбунок» делится на тесно переплетенные между собой три части, каждая из которых имеет свой сюжет. В первой части рассказывается о том, как Иванушка получает в помощь Конька-Горбунка. Вторая говорит о том, что героям удается поймать Жар-птицу и привести в дворец Царь-девицу. В третьей части повествуется о том, как Иванушка, проходя различные испытания, становится царем и получает в жены Царь-девицу. 

Система персонажей в сказке «Конек-Горбунок» сложна: с одной стороны, она связана с фольклорными мотивами (Иванушка и его братья, Царь-девица, Жар-птица, Конек-Горбунок), с другой стороны, в сказке есть зеркальные и двойнические отношения между героями многоперсонажного произведения.

Среди всех персонажей выделяются образы Иванушки и Конька-Горбунка. Иван – народный тип, связанный с образом Иванушки-дурачка. Герой сказки П.П. Ершова – смелый и честный человек, который готов идти до конца и отстаивать свою точку зрения. Также Иванушка способен прощать других людей, в частности своих братьев, которым противопоставлен образ Ивана. 

Конек-Горбунок – настоящий и верный друг, который готов оказать свою помощь ради выполнения мечты Иванушки. С этим образом связаны все сказочные элементы повествования.

 Композиционно сказка делится на три части, каждая из которых имеет свой эпиграф, свой конфликт и свой сюжет. Несмотря на отдельность и законченность линий каждых частей, сказка П.П. Ершова отличается своей цельностью, так как все главы тесно переплетены между собой, одно действие вытекает из другого. Фактически в первой части уже рассказывается о том, что будет во второй и третьей частях. 
Сказочная кольцевая композиция уже говорит о принадлежности к определенному жанру. Произведение начинается фольклорным зачином, а заканчивается характерной для устного народного творчества концовкой, повествующей о «пире на весь мир». 

П.П. Ершов использует большое количество сказочных приемов в своем произведении. Это удвоение сюжетов и мотивов, зеркальность образов, тройные повторы, волшебные события. Все это позволяет сделать сказку «Конек-Горбунок» по-настоящему народной.
2. Нравственный смысл народных сказок. Сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача педагога – донести до сознания ребенка народную мудрость.

В сказках, как и во всяком подлинно художественном произведении, основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована: от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателей и читателей, заставляет их думать» размышлять, формирует у них способность проникать в сущность произведений.

Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. (Крошечка-Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко»; кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса»).

Народная сказка не ограничивается объективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Последовательное развитие фабулы показывает, как-то или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, плохие нередко приводят героя к трагическим для него последствиям. («Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге, чтобы спасти братца девочке пришлось преодолеть много трудностей.

Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей - их активность, 
Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».

Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной. Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания.

Народная сказка предостерегает от легкомыслия, увлечения дешевым успехом, показывает на ярких примерах, к чему приводит непослушание, отсутствие выдержки.

Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман.

  Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми.

В сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках.

В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы,

эстетические идеалы.

Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Ребенок дает волю фантазии, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другой стороны, воображение дает простор творческим способностям ребенка. Воображение является для ребенка источником веселья и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии - это один из способов научиться вести себя в реальном мире.

Анализ классических сказок, с точки зрения их терапевтического воздействия, позволил нам выделить в них ряд общих черт:

· Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

· Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя), а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

· Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

· Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

· Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

· Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
3. Виды сказок + Анализ.

Сказки о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").

Анализ сказки «Звери в яме»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои: Лиса (хитрая, находчивая), свинья(глупая), медведь (глупый и сильный), волк (глупый и сильный), заяц (просто слабый),

Дрозд (доверчивый, но находчивый).

Кратчайшее содержание: Свинья пошла в лес и встретила нескольких зверей. Стали они через яму прыгать и все в яму попадали. Решили съесть того, у кого голос тоньше и съели зайца. Решили съесть того, у кого голос толще и съели волка. Лиса обманула медведя и тот сам себя задрал. Лиса обманула дрозда, а тот привел ее в деревню и лису растерзали собаки.

Главная мысль сказки "Звери в яме": Не обманывая других и сам не будешь обманут.

Чему учит сказка "Звери в яме": Сказка учит действовать сообща, чтобы преодолеть трудности. Учит честности. Учит находчивости. Учит не верить всему, что вам говорят. Учит проверять факты. Учит дружить и помогать друг другу.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Анализ сказки «Снегурочка»

У сказки Снегурочка, к сожалению, нет традиционной для народной сказки счастливой концовки. Если рассматривать сказку с философской точки зрения, то смысл ее заключается в цикличности природы. Трактовка содержания с точки зрения жизненных понятий подводит к мысли: не могут все быть одинаковыми, поэтому не стоит стремиться быть как все. Нужно выбирать тот путь, который тебе подходит. Родителям не следует «переделывать» ребенка, требовать от него чего-то, только потому, что это умеют Маша или Вова. Все дети разные, особенные, и подход ко всем должен быть индивидуальный. Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть! Тогда они не попадут под влияние сомнительных «авторитетов».

Мораль сказки Снегурочка: В современном мире детей подстерегают различные опасности и соблазны. Мораль сказки Снегурочка будет им очень полезна – не следует идти на поводу у других, это может быть опасно.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Анализ сказки «Каша из топора»

Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Идея раскрывается через:А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес! Б. Композиция.

Зачин. «Старый солдат шёл на побывку.» 

Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. «Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В. Характеристика действующих лиц Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.). Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация.

Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей