Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Доклад АС2017 молодежь. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года


Скачать 150.92 Kb.
НазваниеПатриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года
АнкорДоклад АС2017 молодежь.docx
Дата10.12.2017
Размер150.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад АС2017 молодежь.docx
ТипДокументы
#32829
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Отрывок из Доклада

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

29 ноября 2017 года
Миссия среди молодежи

Христово Евангелие универсально. При этом апостол Павел в своей проповеди, в своих речах и посланиях по-разному обращается к различной аудитории, стремясь для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (ср. 1 Кор. 9, 22). Наставляя молодого епископа Тимофея, апостол, в частности, поясняет ему, что к каждому возрасту следует находить свой подход: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5, 1-2). Какой же подход мы сегодня найдем к сердцам молодых людей?

К тем, кого принято называть молодым поколением, относятся люди, принадлежащие к разным социальным слоям, с разными интересами, многие из них – представители тех или иных субкультур. Их взгляды, а также и полученное воспитание могут быть весьма различны. К молодежи относятся студенты высших учебных заведений и учащиеся средних специальных учебных заведений, начинающие ученые и молодые рабочие на предприятиях, молодые пары и те, кто еще не определился в семейной жизни. У разных групп свои авторитеты и ориентиры, поэтому методы миссии среди молодежи едва ли возможно унифицировать. Она требует особо тщательного осмысления.

За прошедшие годы сделано немало. Во многих епархиях организованы епархиальные молодежные советы, проводятся многочисленные молодежные мероприятия. Получило развитие молодежное добровольчество, о котором я подробно говорил в своем прошлогоднем соборном докладе. Было бы важно услышать от вас примеры положительного опыта работы с молодежью или, наоборот, замечания, которые позволят скорректировать возможные недоработки.

Сравнивая с тем, что мы видели еще несколько лет назад, можно сказать о серьезных положительных сдвигах в общецерковной, епархиальной и приходской работе с молодежью. Но следует трезво оценивать ситуацию. Результат проведенной работы — это, пока что, малая часть того, что нужно совершить. Наше слово достигает в первую очередь тех, кто сами приходят в храмы. Для множества юношей и девушек Церковь остается чем-то незнакомым, лежащим вне пределов их жизни и опыта.

Между тем молодежь неравнодушна, ищет правду, стремится постичь истину. При этом юным умам свойствен протест, порождаемый стремлением самостоятельно осмыслить свое бытие, оценить то, что ранее принимали на веру, когда слышали от старших. Поэтому-то апостол и пишет епископу Тимофею, чтобы он младших увещевал как братьев, а не свысока. Церковные молодежные организации, молодежные акции не должны превращаться в нечто шаблонное, официозное, морализаторское и скучное. Убедительная проповедь, особенно когда она обращена к молодежи, должна подкрепляться делом, показывать вечную новизну благовестия Христова, демонстрировать, что именно в следовании Христу — истинный протест, уход от трафаретного поведения, навязанного секулярным миром. Для молодежи, более чем для какой-либо другой возрастной группы, важна идея о том, что христианство — религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность.

Заботясь о молодежи, мы должны помнить, в том числе, о тех, кто с детства в Церкви. Многие молодые люди выросли в семьях родителей, активно приобщавшихся к церковной жизни, и с раннего возраста испытали аскетическую практику строгих постов и длительных богослужений, молитвенных и паломнических подвигов. Стали ли дети церковных родителей православной молодежью? Помогали ли приходы таким детям и подросткам найти свое место в Церкви? Человеку, религиозный выбор за которого сделали родители, рано или поздно придется повзрослеть. Перед ним встанет необходимость принятия самостоятельного мировоззренческого решения. И нам надо подобрать правильные слова для обращения к таким юношам и девушкам.

В связи с миссией среди молодежи особенным образом возникает перед нами вопрос о границах открытости Церкви. Каким образом, приглашая молодежь к диалогу, используя ее язык, не утратить церковную самобытность и не поддаться соблазну слепого подражательства модным привычкам? Часто говорят, что храмы должны стать домом для молодых людей, что при приходах следует обустраивать помещения, в которых они проводили бы свой досуг. Все это, действительно, уместно. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Храм станет домом для человека тогда, когда этот человек сроднится с жителями этого дома. В чем сроднится? В вере и любви к Богу. Церковь – это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи — даже должны быть частью приходской жизни. Но в центре жизни христианина любого возраста, молодого или пожилого непременно должны быть Евхаристия и следование Евангельскому слову. Все инициативы, какими бы полезными и важными они не казались, окажутся действительно ценными в том случае, если, в конечном итоге, будут способствовать устремлению человеческого сердца к Богу.

Считаю необходимым сказать несколько слов о практической работе Синодального отдела по делам молодежи. Архиерейский Собор 2013 года определил в качестве одной из приоритетных задач поддержку и развитие молодежных инициатив на общецерковном и епархиальном уровнях1. С этой целью в 2015-2016 годах был проведен Общецерковный конкурс молодежных проектов, в котором приняли участие 180 епархий, а на финальную стадию вышли 104 проекта, из которых были отобраны 5 победителей. Этот конкурс, без сомнения, принес некоторую пользу, поскольку позволил выявить перспективные идеи в епархиях и представить их на общецерковном уровне для дальнейшего распространения. Однако главным средством развития православной молодежной инициативы являются не подобные одноразовые, хотя бы и масштабные мероприятия, но каждодневное вовлечение активных молодых людей в церковную жизнь. Для этого, в том числе, нужны подготовленные православные специалисты — помощники благочинных, а в крупных городах — и настоятелей. К теме развития института таких помощников я вернусь позже, когда речь пойдет о специалистах в различных сферах церковной жизни.

В 2013 году Архиерейский Собор инициировал создание молодежных советов в митрополиях и в епархиях, не входящих в состав митрополий2. Задача советов в том, чтобы объединять все православные молодежные движения епархии или митрополии, а также выстраивать отношения со светскими молодежными движениями. По последним данным, которыми мы располагаем в отношении российских епархий, молодежные советы были учреждены в 125 из них. Это больше, чем предлагал Собор 2013 года, поскольку в его Постановлениях речь шла только об областных центрах. Синодальный отдел по делам молодежи считает, что «необходимо добиться 100-процентного создания советов во всех епархиях»3. Полагаю, что в митрополиях и в тех епархиях, где молодежи много и молодежная работа требует усиленной координации, молодежные советы действительно оправдывают свое существование, если только не воспринимаются как самоцель, как очередная формальная надстройка или, Боже упаси, как место реализации амбиций отдельных личных. Нужны ли подобные органы в епархиях, охватывающих такие районы, которые молодежь покидает в пользу региональных центров? Хотел бы услышать по этому поводу ваши мнения, дорогие собратья-архипастыри. Также приглашаю вас поделиться опытом работы молодежных советов. Возможно, в некоторых епархиях молодежные советы были созданы, но бездействуют по объективным причинам. Рассказ о таких примерах помог бы нам принять правильные решения. Было бы интересно услышать, в том числе, об опыте епархий, находящихся в разных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви.

В ходе подготовки к Собору Синодальный отдел по делам молодежи внес предложение, чтобы каждая епархия ежегодно организовывала епархиальный молодежный съезд. Такие съезды, по мнению Отдела, позволят организаторам молодежной работы и активистам молодежных объединений приобретать новые знания, обмениваться опытом, налаживать полезные контакты, объединять усилия в реализации проектов. Наиболее активные участники таких съездов могли бы раз в три-четыре года собираться на общецерковный молодежный съезд. Предлагаю членам Собора обсудить, в какой мере и каким образом можно реализовать этот замысел, а председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Люберецкого Серафима попрошу более подробно изложить свое предложение.

Епархиальные молодежные советы и съезды — это инструменты работы с той молодежью, которая уже вовлечена в церковную жизнь. Нам необходимо также обсудить и осмыслить, как говорить о Боге и об опыте Церкви с теми молодыми людьми, которые пока находятся вдали от нее.

Наконец, рассуждая о практических методах работы, следует осознавать, что, какие бы ни использовались инструменты, будь то съезды, летние лагеря или походы, первостепенной является живая пастырская забота о молодежи. Не каждому священнику дан от Бога талант общения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждой епархии найдутся один или несколько пастырей, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное — не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером.


1 Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 36.

2 Постановления Архиерейского Собора 2013 года, пункт 36.

3 Из материалов, представленных к Собору Синодальным отделом по делам молодежи.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей