Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и ее задачи. Физическая культура


Скачать 169.5 Kb.
Название1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и ее задачи. Физическая культура
Анкорdotsentsky po fk shpora.doc
Дата20.11.2016
Размер169.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаdotsentsky_po_fk_shpora.doc
ТипПрограмма
#2464
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2

1.Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и ее задачи.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека.

Основными законодательными и инструктивными документами, определяющими обязательность, основную напраленность и объем учебной дисциплины «Физическая культура» в учебных планах всех высших профессиональных учебных заведений, являются следующие документы.

  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999)

  2. Специальный приказ Министерства образования Российской Федерации, обязательных для всех государственных и частных учебных заведений. Согласно этому приказу вузы обязаны обеспечить организацию физического воспитания в соответствии с действующими образовательными стандартами, планируя проведение учебной дисциплины «Физическая культура» по 4 аудиторных часа в неделю на 1-2 курсах, по 2 часа в неделю на 3-4 курсах с проставлением итоговой оценки (экзамен).

  3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура», являющаяся федеральным компонентом цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте профессионального образования.

Программа включает в себя следующие основные разделы:

- Организационно-методический раздел. В нем цель курса определяется как формирование физической культуры личности студента и его способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

- Теоретический раздел – материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природы и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности.

- Практический раздел – учебный материал направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на практическое овладение методами средствами физкультурно-спортивной деятельности через приобретение личного опыта, направленного использования средств физической культуры и спорта.

- Контрольный раздел, в котором посредством контрльных занятий, зачетов и экзамена обеспечивается оперативный, текущий, итоговый контроль. Последний из них дает возможность провести комплексную проверку знаний, методических и практических умений, выявить общую физическую подготовленность студента, его психофизическую готовность к профессиональной деятельности.

В высшей школе студентами уже выбрана их будущая профессия. Учебная дисциплина «Физическая культура» призвана наряду с другими дисциплинами внести свой вклад в профессиональное становление будущих специалистов. Поэтому весь учебный процесс физического воспитания студентов должен иметь определенную профессионально-прикладную направленность. Ее конкретная реализация осуществляется специальным набором средств в практических занятиях, обеспечивающих акцентированное развитие и формирование тех физических качеств, умений и навыков, которые в наибольшей степени необходимы студентам для их будущей профессиональной деятельности.
2. Физические упражнения – осн. средство воспитания

Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам. Выделяются следующие виды упражнений:

• скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

• требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

• требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

• требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

3. Физиолог. основы формир-я двиг навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определяющим закономерностям.

Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1.                  Формирование у обучающегося положительной учебной мотивации.

2.        Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. В частно­сти, эти представления должны включать:

4.      Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны не­однократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двига­тельной задачи устранение допущенных ошибок. Двигательное действие, сформированное путём многократного повторения и доведённое до автоматиз­ма, переходит в двигательный навык.

Формирование двигательного навыка проходит три фазы, каждая из ко­торых характеризуется физиологическими, биомеханическими, регуляторными особенностями и особенностями обучения.

• Первая фаза:При первых попытках выполнить новое двигатель­ное действие в коре головного мозга одновременно возбуждаются нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, и, как следствие, оно осуществляется за­крепощено.

Физиологические особенности: широкая иррадиация (распространение) нервных процессов возбуждения в коре головного мозга, генерализация ответ­ных реакций;

Биомеханические особенности: излишняя мышечная фиксация, неточ­ность и излишняя скованность движений, плохое распределение и координация усилий, отсутствие слитности движений, неустойчивый ритм;

• Вторая фаза:После неоднократных повторений нервные процес­сы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые не­посредственно обеспечивают выполнение движения, а соседние центры как бы «выключаются». На данной стадии уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Физиологические особенности: развитие процессов торможения и по-| гепенная концентрация процессов возбуждения, уравновешивание процессов не I суждения и торможения;

Биомеханические особенности: уменьшение мышечной фиксации и ско­ванности движений, улучшение координации движений отдельных звеньев те-м, сохранение постоянного темпа, ритма и величины усилий, естественная Пластичность движений, но всё ещё слабая устойчивость к помехам

• Третья фаза:Характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. На этой стадии в полной мере прояв-пнются все признаки двигательного навыка.

Физиологические особенности: стабилизация процесса возбуждения и •|с I кое согласование процессов возбуждения и торможения;

Биомеханические особенности: отсутствие мышечного напряжения, ско-п и и юсI и движений, точное согласование движений между отдельными звенья­ми ила, чёткое выполнение движений с оптимальной дозировкой усилий, ам­ин и I уды, темпа и ритма, структура движений сохраняется, несмотря на помехи;

4. методы соверш-я двиг. навыков

Методика закрепления навыка характеризуется систематическим многократным целостным повторением двигательного действия. Как ведущий метод используется повторное упражнение, выполняемое в следующих формах:

1) многократное повторение действия с полными или сокращенными интервалами отдыха между повторениями (подходами);

2) серийно-повторное упражнение. Действие повторяется несколько раз подряд непрерывно, что и составляет серию. Количество серий и интервалы отдыха между ними могут быть различными. Этот метод по сравнению с предыдущим в большей мере способствует достижению устойчивости действия к утомлению;

3) повторное выполнение при различном состоянии организма и психики занимающихся. Здесь можно предлагать выполнять двигательное действие в состоянии утомления (например, в конце занятия), в состоянии эмоционального возбуждения, волнения, при исключении или затруднении зрительного контроля и т.п.;

4) повторное, непрерывное выполнение действия с максимальным количеством повторений («до отказа»). Действие выполняется подряд до тех пор, пока сохраняется правильная его техника.

Методика формирования умений осуществлять двигательное действие в различных условиях и ситуациях использует следующие формы:

1) выполнение действия при изменяющихся условиях внешней обстановки: в различных местах занятий, на снарядах (или со снарядами) различного качества, при различных метеорологических условиях, при различных внешних помехах, в условиях подвижной игры и т.д.;

2) различные сочетания с другими действиями, что наиболее характерно, например, для гимнастики, акробатики, фигурного катания на коньках;

3) выполнение действия с предельными физическими усилиями, в том числе в условиях прикидок и состязаний;

4) выполнение действия при дополнительных физических отягощениях (метод «сопряженных воздействий»).

Частичная перестройка техники. При этом создаются облегченные условия выполнения действия, такие, как вычленение частей действия, уменьшение мышечных усилий (облегчение снарядов, снижение скорости движений, выполнение с небольшими усилиями, оказание физической помощи и другие приемы). Вводятся также дополнительные ориентиры и средства срочной информации.

Стабильность двигательного действия оценивается по качеству техники его исполнения в различных условиях.

Обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей технологии и «разведением» их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности занимающихся.
5. изменения в организме при систематических занятиях спортом

Систематические занятия спортом положительно влияют на физическое развитие. Под их воздействием увеличивается прочность костей, растет объем скелетных мышц, улучшается их питание. В результате совершенствования функционального состояния нервной системы и функции анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярного и др.) движения у спортсменов становятся быстрыми, точными, координированными. Спорт способствует формированию новых и совершенствованию сложившихся двигательных навыков, автоматизации хорошо освоенных движений. Спорт, в частности, помогает усвоению навыков работы и управления современными сложными машинами и механизмами. Вследствие повышенной мышечной работы происходят большие приспособительные изменения в органах дыхания и кровообращения. Развиваются дыхательные мышцы, дыхание становится глубоким и редким (в покое до 8—10 в 1 минуту), емкость легких увеличивается до 6—8 л; легочная вентиляция может доходить при больших напряжениях до 100—130 л в 1 минуту, возможно поглощение кислорода до 5—6 л в 1 минуту. Улучшается сократительная функция миокарда; пульс в покое уменьшается до 40—45 ударов в 1 минуту. Часто развивается рабочая гипертрофия сердечной мышцы с богатой сетью капилляров, так называемое «спортивное сердце», которое отличается высокой работоспособностью; ударный объем сердца доходит до 200 мл, минутный — до 50 л и более. Улучшается нервная и гуморальная регуляция. Организм работает экономнее и способен длительно переносить физическое напряжение. Одновременно спорт укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость к заболеваниям.
Воздействие на организм различных видов спорта больше всего зависят от характера преобладающей в них мышечной работы, ее интенсивности, продолжительности и степени участия отдельных групп скелетной мускулатуры. С этим связаны характерные изменения в организме под влиянием отдельных видов спорта и преимущественное развитие тех или иных физических качеств — скорости, силы, ловкости и выносливости.
6. адаптация и закономерности ее использования в физическом воспитании

Особенностью адаптации в спорте, в отличие от многих других сфер человеческой деятельности, характеризующихся необходимостью приспособления к экстремальным условиям, является многоступенчатость адаптации к усложняющимся условиям внешней среды. Действительно, каждый очередной этап многолетнего спортивного совершенствования, тренировочный год или отдельный макроцикл, каждые соревнования всевозрастающего масштаба ставят перед спортсменом необходимость преодоления очередного адаптационного скачка, диалектического отрицания ранее достигнутого уровня адаптационных реакций. Это предъявляет особые требования к человеческому организму.

Долговременная адаптация возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм определенных раздражителей. По сути, долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постепенного количественного накопления определенных изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный.

Рассматривая взаимодействие срочной и долговременной адаптации, следует указать на то, что переход от срочного, во многом несовершенного этапа адаптации к долговременному - узловой момент адаптационного процесса, так как является свидетельством эффективного приспособления к соответствующим факторам внешней среды. Для перехода срочной адаптации в гарантированную долговременную внутри возникшей функциональной системы должен произойти важный процесс, связанный с комплексом структурных и функциональных изменений в организме, обеспечивающий развитие системы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Функциональная система, сформированная у спортсменов в результате долговременной адаптации, представляет собой относительно новое образование (взаимоотношение нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов и др.), необходимое для решения задач приспособления организма к физическим нагрузкам на значительно более высоком уровне функционирования.

7.Здоровый образ жизни и факторы его составляющие. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.

Всемирная организация здравоохранения вывела данные, что здоровье зависит на 50-55% от образа жизни человека, на 20-25% от наследственности, на 20-25% от окружающей среды и на 10% от работы национальной системы здравоохранения.

Генеральными линиями формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни.

Основные элементы здорового образа жизни: соблюдение труда и отдыха, питания и сна, гигиенические требования, организация целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе и культура сексуального поведения.

Здоровый образ жизни – типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые закрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивающие успешное выполнение индивидуальных, социальных и профессиональных функций.

Составляющими здорового образа жизни являются:

  1. Оптимальный режим труда и отдыха. Хорошо организованный режим труда и отдыха, основанный на закономерности протекания биологических процессов в организме, должен всемерно учитывать своеобразие объективных условий учебного труда и быта, а также индивидуальные особенности и способности человека к выполнению различного вида работ. Лучшие условия для протекания физиологических процессов в организме создаются при четко организованном образе жизни, при соблюдении постоянной последовательности различных видов труда и отдыха. При ежедневном повторении привычного уклада жизни довольно быстро устанавливается цепь условно рефлекторных связей.

  2. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание должно строиться на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

  3. Организация сна. Сон – своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения центральной нервной системы. Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Сон должен быть не менее 7,5-9 часов.

  4. Оптимальная двигательная активность. Один из наиболее обязательных факторов здорового образа жизни – систематическое, соответствующее состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они могут представлять собой как организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом, так и бытовую физическую нагрузку.

  5. Отказ от вредных привычек. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление табака, алкоголя, наркотических средств входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье человека, и совершенно несовместимо с регулярными занятиями физическими упражнениями и спортом.

  6. Соблюдение правил личной гигиены и закаливание. К личной гигиене относятся: гигиена тела, гигиена одежды, гигиена обуви. Закаливание может быть в форме закаливания воздухом, закаливания водой и закаливания солнцем.

  7. Культура межличностных отношений. Удовлетворенность человека в отношениях с людьми – один из залогов психического, физического, эмоционального, интеллектуального и социального благополучия и развития личности.


8.В тренировочных занятиях целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по разучиванию и совершенствованию техники движений, развитию и поддержанию двигательных качеств силы, быстроты, выносливости и гибкости. Различают общую и специальную разминку.

Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задача специальной разминки - углубленная подготовка тех суставов, связок, мышц (или частей тела) и функциональных систем, которые обеспечивают выполнение основной работы в процессе занятия.

При постановке в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке последовательного выполнения заданий (упражнений), обеспечивающих решение этой главной задачи занятия

.Так различают занятие для развития

1-двигательных качеств,

2-развития физических качеств.

3-координационно-сложных двигательных действий

И тут плести самой

9. Объем нагрузки определяется продолжительностью работы и общим количеством упражнений, выполненных на занятии, например, в силовой тренировке объем нагрузок определяется количество повторений и общей массой поднятого груза; в спортивных играх и поединках – время двигательной активности.
Достичь эффективности при совершенствовании физических качеств можно лишь при условии четкого дозирования нагрузки. То есть, в каждом конкретном случае необходимо обеспечить такой его объем и интенсивность, которые дадут наилучший прирост качества, развивается. Такая нагрузка называют

пассивный отдых предусматривающий относительное спокойствие, отсутствие двигательной активности в перерывах между выполнением упражнений;

активный отдых предусматривающий выполнение между тренировочными заданиями тех же упражнений с умеренной интенсивностью, или иных упражнений и двигательных действий другими частями тела, близкими по форме к тренировочной упражнения;

комбинированный отдых предусматривает сочетание в одной паузы активную и пассивную его организацию.

10. Известно, что перед предстоящими соревнованиями и другими эмоциональными событиями, например экзаменами, у человека возникает особое состояние. У одних оно выражается в повышенной возбудимости, активности, у других — в упадке настроения, вялости, замкнутости. Это состояние называют предстартовым. У тренированного спортсмена оно характеризует перестройку организма, усиление его функций для выполнения предстоящей работы. . В этом случае наблюдается повышение температуры тела на 0,5—1,5 градуса, увеличение частоты ударов пульса в 1.5 раза, учащение и углубление дыхания, повышение артериального давления. Спортсмен собран, подтянут, сосредоточен.

Мёртвая то́чка -состояние организма при интенсивном выполнении физической нагрузки. Оно возникает через несколько минут после начала напряженной мышечной работы. Появляется неприятное ощущение, сопровождающееся одышкой, чувством стеснения в груди, головокружением, ощущением пульсации сосудов в голове, желанием прекратить работу.

Второе дыхыние-состояние, наступающее после острого утомления, появившегося в начальном периоде интенсивной мышечной работы (например, во время бега на средние и длинные дистанции), и характеризующееся улучшением самочувствия и нередко повышением работоспособности.

11. Под тренированностью понимается уровень развития функциональных качеств занимающегося - силы, силовой и общей выносливости. Тренированность выражается в способности атлета к выполнению тренировочной работы определенных параметров.

Утомление — физиологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.

В физиологии утомление представляется как биологически целесообразная реакция, направленная против истощения функционального потенциала организма. В физиологии утомление представляется как биологически целесообразная реакция, направленная против истощения функционального потенциала организма

В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях, в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от проприо- и хеморецепторов; в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием гамма-аминомасляной кислоты

В работающем органе наряду с процессами разрушения и истощения происходит процесс восстановления, он наблюдается не только после окончания работы, но уже и в процессе деятельности.
2. Взаимоотношения истощения и восстановления определяются интенсивностью работы; во время интенсивной работы восстановительный процесс не в состоянии полностью компенсировать расход, поэтому полное возмещение потерь наступает позднее, во время отдыха.
3. Восстановление израсходованных ресурсов происходит не до исходного уровня, а с некоторым избытком (явление избыточных компенсаций).
13. физ. работоспособность и методы ее определения

Работоспособность есть способность организма совершать определенный объем как умственной, так и физической работы в единицу времени.

       В результате совершения любой работы наступает утомление - обратимое  нарушение физиологических и биохимических реакций организма. Утомление как физиологическое явление полностью компенсируется во время отдыха. После компенсации утомления наступает фаза суперкомпенсации и в этой фазе суперкомпенсации организм способен уже выполнить больший объем работы в ту же единицу времени, нежели раньше.

1.Определение при помощи теста PWC-170 методом степ-теста

Общая работоспособность рассчитывается следующим образом:

PWC-170 (кгм/мин) = А x М,

Где: А - величина относительного PWC-170 (табл.1)

М - масса тела испытуемого.  

   Основным  преимуществом метода определения аэробной работоспособности является то, что предельные возможности организма к энергообразованию выражаются количеством поглощенного кислорода. В этих же величинах, т.е. в количестве потребленного кислорода может быть измерена и аэробная стоимость повседневных видов работ, связанных с мышечной деятельностью и таким образом по разности между максимальной величиной аэробной работоспособности и аэробной стоимостью повседневной мышечной деятельности может быть вычислен резерв, которым располагает организм для обеспечения работы мышц.

Проба Руфье-Диксона представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.

У обследуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют число пульсаций за 15 сек (P1); затем в течение 45 сек обследуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки обследуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 сек (Р2), а потом – за последние 15 сек первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле

более 8 - плохо.

Проба Мартинета предназначена для исследования состояния сердечнососудистой системы и ее способности к восстановлению после совершения физической нагрузки.

Перед пробой у обследуемого в положении сидя измеряется частота сердечных сок­ращений и систолическое и диастолическое давление. В качестве нагрузки могут применяться 20 приседаний за 30 сек. Период восстановления в таком случае длится 3 минуты. После нагрузки через 3 минуты измеряется частота сердечных сокращений и систолическое и диастолическое давление.

Проба Штанге - с задержкой дыхания на вдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

Проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.

До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

проба с подъемом на 4 этаж.

14.Физические качества

Физические качества – функциональных свойства организма, определяющие двигающие возможности человека. Физические качества бывают: сила, быстрота, ловкость, координационные способности, гибкость, выносливость.

Сила – способность продлевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Сила бывает абсолютная и относительная.
Быстрота – способность за максимально короткое время выполнять упражнения.

Быстрота состоит:

  • Из простой двигательной реакции.

  • Из скорости одиночного движения.

  • Из частоты движений.

Выносливость – способность длительное время терпеть утомление.

Выносливость бывает общая и специальная.

Общая выносливость – это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной деятельности избранной как предмет специализации.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями, а также быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с быстро меняющейся обстановкой.

Гибкость – способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Гибкость бывает активная и пассивная.

Активная гибкость – результат собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость – приложение к движущимся частям тела внешних сил: усилия партнера, отягощение, гимнастические стенки, блочные устройства.

Гибкость зависит:

  1. от эластичности мышц и связок;

  2. от внешней температуры;

  3. от наследственности;

  4. от времени суток;

  5. от утомления, т.е. снижается активная гибкость, но повышается пассивная.


15. Методы воспитания силы:

  1. Метод максимальных усилий. Выполняются упражнения с отягощением до 90% от максимального. Выполняются 3-5 серий по 1-3 повтора. Интервал отдыха 4-8 минут.

  2. Метод повторных усилий. Отягощение 30-70% от максимального; 4-12 повторов; 3-6 серий. Интервал отдыха 2-4 минуты. Повторный метод – характеризуется повторным прохождением мерного отрезка дистанции после полного восстановления и возвращения на старт. Скорость на отрезках в зависимости от их длиныи задач тренировки может быть от дистанционной до максимальной. Пульс может возрастать до 190-200 уд/мин. Метод способствует развитию скоростных возможностей (при прохождении коротких отрезков), скоростной выносливости (при прохождении средних и длинных отрезков), специальной выносливости (соревновательной) и воспитанию психической устойчивости.

  3. Метод динамических усилий предусматривает применение малых и средних отягощений. 3-6 серий по 15-25 повторов. Интервал отдыха 2-4 минуты.

  4. Изометрический метод предусматривает статическое максимальное напряжение длительностью 4-6 секунд. Подход 3-5 раз с интервалом отдыха 30-60 секунд.


16. Методы развития быстроты:

  1. Соревновательные специальные упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Выполняют многократно до полного восстановления. Соревновательный метод характеризуется соревновательной интенсивностью. Служит также для отработки спортсменом избранных тактических и технических приемов., при воздействии различных психологических, эмоциональных, климатических и др. факторов. Соревновательная тренировка проводится, как правило, на дистанции основной длины. Физиологический и психологический эффект должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

  2. Скоростно-силовые упражнения.

  3. Подвижные и спортивные игры.

Спортивные игры - важный фактор подготовки спортсмена, поскольку решают не только выносливость и сила, но также способность принимать правильные оригинальные решения. Игры улучшают точность движений в пространстве, быстроту двигательной реакции. При этом развивается способность быстро принимать решение в неожиданной ситуации при лимите времени.
17. Методы развития выносливости:

  1. Равномерные упражнения.

Равномерный метод – характеризуется сохранением продолжительное время (не менее 40 мин.) темпа и ритма работы, величины усилий и амплитуды движений. Скорость передвижения составляет 60-80% от максимальной, пульс – в пределах аэробной зоны.Метод способствует развитию аэробной производительности организма, дает стойкие функциональные сдвиги и стабилизирует двигательные навыки. Недостаток метода – монотонность

  1. Непрерывные упражнения.

  2. Повторные упражнения.

  3. Переменные упражнения. Переменный метод – характеризуется непрерывной работой с плавной сменой темпа, ритма, величины усилий и амплитуды движений. Диапазон скоростей – от умеренного до субмаксимального, пульс – до 170 ударов в мин. Метод способствует расширению диапазона двигательных навыков и его вариативности, скоростных возможностей, развитию быстроты, силы и выносливости. Преимущество метода в отсутствии монотонности и универсальности. Изменение сочетания компонентов (длина ускорений, скорость, продолжительность снижений скорости) позволяют решать различные задачи: комплексное развитие физических качеств, совершенствование техники.


18.Методы воспитания гибкости:

  1. Упражнения на растяжение.

  2. Статические упражнения.

  3. Махи.

  4. Фиксированные упражнения (мостик).

  5. Упражнения с отягощениями.


19. Методы развития ловкости:

  1. Применение необычных исходных положений.

  2. Зеркальное выполнение упражнений.

  3. Изменение скорости или темпа движений.

  4. Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения.

  5. Смена способов выполнения упражнений.

  6. Осложнение упражнений дополнительными движениями.

  7. Изменение противодействий занимающихся при групповых или парных упражнениях.

  8. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях.


23. Заболевания

сердечно-сосудистой системы

Физиологическое «спортивное сердце»

Патологическое «спортивное сердце»

Изменения артериального давления

Гипотензивные состояния

Гипертензивные состояния

Нарушения ритма сердца

Дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения

Ишемическая болезнь сердца

Заболевания вен

Крови

Физиологические изменения системы крови в состоянии покоя

Физиологические изменения системы крови при физической нагрузке

Патологические изменения системы крови

Заболевания и повреждения нервной системы

Современный спорт предъявляет большие требования к нервной системе человека. Очевидно, что заболевания нервной системы, как центральной, так и периферической, а также ее повреждения могут, с одной стороны, препятствовать спортивной деятельности, с другой — возникать при ее нерациональном использовании.

В настоящей главе излагаются данные о наиболее часто встречающихся заболеваниях и повреждениях нервной системы спортсмена.

Закрытые черепно-мозговые травмы

Особенности черепно-мозговой травмы у боксеров

Неврозы и неврозоподобные состояния

Заболевания и повреждения периферической нервной системы

Радикулит

Невралгия тройничного нерва

Межреберная невралгия

Невралгия затылочных нервов

Неврит лицевого нерва

Сакроилеит

Повреждения периферических нервов

Закрытая травма позвоночника и спинного мозга
Тендинит — воспаление сухожилия. Причиной воспаления сухожилия является обычно их чрезмерное натяжение, усилие, бытовая или спортивная травма. В большинстве случаев, на лечение воспаления сухожилия такого рода, считающегося острым, уходит от нескольких дней до нескольких недель.

Лигаментит — воспаления связок.

Тендобурсит — воспаление сухожилия и сумки.

Тендовагинит — воспаление сухожильного влагалища.

Фиброзит — воспаления апоневрозов и фасций.

Миотендинит — воспаление участков мышц прилегающих к сухожилию.

24. травмы при занятиях спортом

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней.

Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Согласно принятой классификации, имеется 5 групп причин, которые приводят к травмам и заболеваниям у спортсменов:

1. Недостатки в организации и методике учебно-тренировочных занятий и соревнований.

2. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

3. Неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4. Нарушение правил врачебного контроля.

5. Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.
25.врачебно-педагогич. и самоконтроль

Врачебный контроль является неотъемлемой составной частью системы физического воспитания и спортивной тренировки.

Главные задачи врачебного контроля – обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья и планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся.

Правильная организация физического воспитания предусматривает систематический врачебный контроль в процессе тренировки.

Врачебный контроль проводится в следующих формах:

- регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);

- врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;

- санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;

- предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;

- медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Самоконтроль – система мероприятий, направленная на изучение влияния физической нагрузки по собственный организм.

Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целями и задачами. Существуют четыре формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, включенная в распорядок дня в утренние часы после пробуждения ото сна; упражнения в течение дня, выполняющиеся в перерывах между учебой или работой, предотвращающие утомление и способствующие поддержанию высокой работоспособности; самостоятельные тренировочные занятия, проводимые индивидуально или в группе; попутные тренировки, выполняемые ежедневно в течение дня

Методы самоконтроля: субъективный и объективный.

Субъективный метод: сон, аппетит, самочувствие (утром, вечером, после физической нагрузки).

Объективный метод:

  1. Частота сердечных сокращений (в покое, во время физических нагрузок, после физических нагрузок). Разница должна быть не более 12 ударов в минуту.

  2. Измерение артериального давления (норма 120/80).

  3. Частота дыхания.

  4. Жизненная емкость легких (у женщин около 2,5 л, у мужчин – 4,5 л, у спортсменов – 6 л)

  5. Легочная вентиляция, максимальное потребление кислорода (измеряются специальным оборудованием).

  6. Измерение обхвата талии, бедра и т.д. По обхвату грудной клетки можно определить объем легких (измерить в покое, на вздохе).

26. Основы гигиены физ. воспитания

Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача - изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия. Цель такого изучения - разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.

Личная гигиена.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ. Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время; Выполнение УГГ и закаливающих процедур; Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 - 5 раз в день);

Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время; Не реже 3 - 5 раза в неделю по 1,5 - 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой; Выполнение в паузах учебной деятельности (3 - 5 мин) и физических упражнений; Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 - 2 ч); Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Уход за телом. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.

Рациональное питание.Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов. Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие:

  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей