Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа логопедического сопровожэдения детей с УО (1). Программа логопедическое сопровождение детей с умеренной, тяжелой


Скачать 269.76 Kb.
НазваниеПрограмма логопедическое сопровождение детей с умеренной, тяжелой
АнкорПрограмма логопедического сопровожэдения детей с УО (1).pdf
Дата12.05.2019
Размер269.76 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProgramma_logopedicheskogo_soprovozhedenia_detey_s_UO_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#49413
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Рабочая программа
логопедическое сопровождение детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития
(вариант 2)
(1 дополнительный класс)
Составитель: учитель-логопед
Михайлова Л.Ю
2016г.
Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического совета
Протокол № 4 от 10.11.2016
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 21 г. Йошкар-Олы
__________________ Ю.Д. Антропов
Приказ № 81/2 от 10.11.2016
Содержание
Введение. Пояснительная записка …………………………………………………..1
Глава 1.
Теоретические основы инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья ……………………………………………. 2
1.1.Нормативно-правовая база инклюзивного образования Российской Федерации
……………………… 1-2
1.2.Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью
………………2-3
1.3.Направления коррекционно-развивающей логопедической работы с учащимися с умственной отсталостью ………………………………3-6
Глава 2.
Практические аспекты организации коррекционно-логопедического
сопровождения ребёнка младшего школьного возраста с умеренной
умственной отсталостью…………………………….6
2.1.Общая характеристика речевого развития (Полины Ч.) учащейся
1(дополнительного) класса с УО ……6
2.2.Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка младшего школьного возраста (Полины Ч.) с умственной отсталостью
…………………………………7-10
2.3. Тематическое планирование работы .........................11-12
Список литературы………………………….……………………..13

1.Пояснительная записка
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.
Исторически так сложилось, что долгое время в нашей стране детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считали необучаемыми. И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности, говоря, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.
В инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.
У глубоко умственно отсталых детей, поступивших в школу, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними.
Глубоко умственно отсталые дети различаются между собой как по степени снижения умственных способностей, так и по качественной структуре самого дефекта. У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных проявлений. Коррекционная работа, проводимая с глубоко умственно отсталыми детьми, предполагает также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств.
При обучении и воспитании детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка. Не все умственно отсталые дети могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребёнок усваивает элементы грамоты, но эти знания имеют чисто формальный характер. Овладев техникой чтения, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дети часто не понимают содержания прочитанного. Письмо часто сводится к механическому копированию знаков. Многие дети не в состоянии овладеть техникой счёта, они зазубривают таблицу сложения, вычитания, даже умножения, не понимая смысл этих действий. К обучению детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью грамоте, нужно подходить очень индивидуально, учитывая уровень развития ребёнка. Не следует превращать занятия в бессмысленное, механическое заучивание букв, стихов и.т.д.
1.1 Нормативно-правовая база инклюзивного образования Российской Федерации
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); правительственные (постановления, распоряжения); ведомственные (Министерства образования); региональные (правительственные и ведомственные).
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является
Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря
2006 года) [9]. В соответствии с данной Конвенцией образование должно быть направлено на:
· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
1
· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
· создание условий для освоения социальных навыков;
· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42,
55, 59, 79), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.2 Особенности речевого развития детей с умеренной УО
К категории детей с ОВЗ относятся и дети с умственной отсталостью. Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при умственной отсталости наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения – недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
Умственно отсталые дети – дети, у которых наблюдается умственная отсталость. У таких детей медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность в речевом творчестве, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имён существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Снижена речевая активность.
Имбецильность – это средняя степень умственной отсталости, умеренная умственная отсталость.
Дети-имбецилы обладают определёнными возможностями овладения речью, усвоения отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.
В последние годы благодаря многолетним исследованиям Института коррекционной педагогики
РАО РФ было установлено, что часть детей-имбецилов может овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в объёме специально разработанной для них программы. Эта программа предусматривает элементарное овладение навыками чтения, письма и счёта, а также некоторыми простейшими трудовыми навыками, что позволяет имбецилам в дальнейшем достаточно успешно работать в специально организованных при школах или интернатах мастерских.
К обучению в школе дети с умеренной УО оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения ребёнка - имбецила грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному
общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения детей с умеренной УО по всем учебным предметам [2].
Среди детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. По степени и качеству недоразвития фонетической стороны речи, учащихся можно разделить на несколько групп.
2
В первую группу входят дети с неточным произношением отдельных звуков (так называемая фонетическая дислалия). Им свойственны такие недостатки, как боковой, межзубный сигматизм, горловой или одноударный звук [ Р ], боковой [ Л ]. При относительной сохранности фонематического слуха дети данной группы не испытывают особых затруднений в овладении грамотой, поскольку подобные звуковые замены не имеют сходства с фонемами русского языка и не смешиваются с ними.
Вторую группу составляют дети с фонетико - фонематическими нарушениями мономорфного или полиморфного характера (функциональная и механическая дислалия, дизартрия и другие). В основе возникновения данных нарушений лежат дефекты восприятия звуков речи, трудности с их дифференциацей, некоординированность движений артикуляционного аппарата. Такие учащиеся с трудом осваивают навыки чтения, допускают специфические ошибки в письме. Положение осложняется, если у детей есть дефекты периферической части анализаторов (недостатки слуха, артикуляционного аппарата). Они испытывают значительные трудности при овладении навыками чтения и письма на протяжении всего процесса обучения. Именно эта группа детей составляет большую часть учащихся с нарушенным произношением.
В третью группу входят дети, страдающие заиканием.
К четвёртой группе относятся дети с нарушениями речи алалического характера. Их речевое развитие находится на уровне лепета и характеризуется почти полным отсутствием морфологических средств для выражения лексических и грамматических значений. Причиной столь сложной формы речевого недостатка может быть глубокое поражение зон Брока или
Вернике на фоне общего недоразвития коры головного мозга. Дети этой группы не справляются с учебным материалом и занимаются или по индивидуальным программам, или в специальных классах школы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Серьёзные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия (беспокойный, грозный, белизна), они не знакомы с названиями многих видовых (дуб, берёза, клён) и родовых понятий (растение, инструмент), хотя и те и другие обозначают конкретные предметы. Незнание большого круга слов разной степени обобщённости делает речь детей малоконкретной и вместе с тем недостаточно обобщённой.
Отдельные грамматические категории совсем не употребляются умственно отсталыми детьми или составляют в их словаре минимальный процент. К таковым относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и другие.
Ещё одно специфическое качество лексики умственно отсталых детей - патологическое различие между пассивным и активным словарём. Значительная разница между теми словами, которые ребёнок знает, и теми, которые употребляет в речи, - это проявление низкого уровня развития его мышления. Ещё сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи [3,с.24]. Наиболее серьёзными, часто встречающимися недостатками являются такие: малая распространённость предложений, пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочинённых и сложноподчинённых конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении. Очень часто ребёнок ограничивает свои ответы короткими «да», «нет» или строит их в виде нераспространённых предложений. Характеризуя состояние связной речи детей с умеренной УО, необходимо отметить, что такие дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.
1.3 Направления коррекционно-развивающей логопедической работы с учащимися с
умственной отсталостью
В настоящее время под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением мозга. При этом наблюдаются
качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Основные направления коррекционно-развивающей логопедической работы: коррекция нарушений фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя и формирование связной речи [7].
Коррекция нарушений звукопроизношения у УО детей со средней степенью является более длительным и сложным процессом, чем у нормальных детей. Наиболее длительным является введение звука в речь, то есть этап автоматизации. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, то есть нормализации всех тех факторов, которые
3 лежат в основе нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и обусловливают особенности их проявления. При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию чётких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звука в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.
Особенностью логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения является её индивидуализация. Специфика проявляется и в планировании. Темы фронтальных занятий должны быть узкими, учитывающими постепенное введение трудностей. Каждая задача коррекции, доступная нормальному ребёнку для, детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна быть максимально расчленена на простейшие задачи. Эту специфику логопед должен учитывать на каждом этапе работы по коррекции звукопроизношения. Необходима работа над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха в игровых упражнениях («тихий ветерок задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака»).
Обязательным этапом логопедической работы является дифференциация звуков, что обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у детей с умеренной УО. В массовой школе эта работа проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи.
С детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью она необходима даже в том случае, когда звук искажается в устной речи. Это обусловлено недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен букв в письменной речи. В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведётся работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь, глаголы и прилагательные. В младших (дополнительных)классах работа начинается с расширения словаря за счёт наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подаёт», «Кто как ест», «Кто какие звуки издаёт»,
«Кто что делает» и так далее. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину. В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности и вес. Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе должна быть тесно связана с уточнением представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях, с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности.
Большое значение в работе по формированию грамматического строя речи имеет использование онтогенетического принципа. Многие грамматические формы, которые в норме ребёнок усваивает ещё в дошкольном возрасте, у УО ребёнка оказываются неусвоенными даже в младших классах.
Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению. Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у УО школьников с данной степенью, начинать её надо с уменьшительно-ласкательных форм существительных и других простых словообразовательных форм существительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставками, над родственными словами.
Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Хорошее средство для развития мышления и речи - наборы последовательных картинок, каждая из которых является частью сюжетного рассказа. Ребёнок должен этот набор картинок положить по порядку, в соответствии с развёртыванием сюжета. Это требует работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки разложены, ребёнок рассказывает их
содержание. Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью это очень трудная задача.
«Рассказывание» часто ограничивается односложным называнием каждой картинки или перечислением одного или нескольких предметов, а называнием действий. Эти задания ребёнок должен выполнять постоянно, долго. Постепенно количество слов (иногда звуков), коротких фраз, которые он употребляет, будет увеличиваться.
Логопедические занятия - по устранению дефектов речи - полезны многим детям. Но они не эффективны, если проводятся не систематически. С ребёнком надо заниматься постоянно, повседневно. Всякий успех ребёнка надо поддерживать, закреплять.
4
Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности является:
1.расширение представлений об окружающем мире,
2.формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,
3.повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей возможной социализации.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у учащегося коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Задачи
логопедического
сопровождения
детей
с
умеренной
и
тяжелой
интеллектуальной недостаточностью первого (дополнительного) года обучения:
1.побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему
2.учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей
3.развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи
4.развивать подвижность артикуляционного аппарата
5.развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания)
6.обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
7.учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
8.закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность
9.учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции
10.учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов
11.учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы
12.учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова
13.называть простейшие действия с предметами
14.учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога
15.сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой
16.учить внятно выражать свои просьбы и желания
17.учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом
18.учить рассказывать наизусть стишки, потешки, чистоговорки.
19.упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога
Содержание работы по логопедическому сопровождению детей с умеренной и тяжелой
интеллектуальной недостаточностью первого (дополнительного) года обучения:
1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2.Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
3.Развитие понимания речи.
4.Развитие ручной моторики.
5.Развитие речевой моторики.
6.Развитие элементарных произносительных навыков.
7.Развитие активной речи.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Занятия с детьми строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика, достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Основной формой являются индивидуальные занятия.
Продолжительность занятия 25 минут 1 раз в неделю.
5
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, и особенностей речевого дефекта обучающихся. Материал разбит в соответствии со структурой логопедических занятий.
Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
2.Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
3.Развитие ручной моторики.
4.Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
5.Развитие элементарных произносительных навыков.
6.Развитие понимания обращённой речи.
7.Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
8.Развитие активной речи.
9.Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты
В работе с детьми с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития.
Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию - это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения.
Конечной целью логопедической работы с детьми с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.
Глава 2 Практические аспекты организации коррекционно-логопедического
сопровождения младших школьников с тяжёлой умственной отсталостью
2.1 Общая характеристика речевого развития (Полины Ч.) учащейся 1 (дополнительного)
класса с тяжёлой УО
Полина Ч.., 8.08.2003 года рождения, в настоящее время занимается по адаптированной образовательной программе.
Особенности строения артикуляционного аппарата.
Прикус нормальный; язык малоподвижный; губы нормальные; подъязычная уздечка нормальная; нёбо узкое, не может долгое время удерживать артикуляционную позу, переключаемость движений слабая.
Состояние общей и мелкой моторики.
Общая моторика неловкая, отстает в темпе, ритме, переключаемости движений. Мелкая моторика слабо развита, отмечается тремор, ведущая рука – правая.
Устная речь.
Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта, задания выполняет по словесным инструкциям и по образцу, нередко нуждается в неоднократном повторении задания. Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Не всегда правильно понимает значения слов. В речи употребляет простые нераспространенные предложения, наблюдается несогласование слов во фразе, имеются ошибки при преобразовании имен существительных в форму множественного числа (один дом, их много – «домы»). Нарушено произношение ряда звука: [л].
Фонематический слух не сформирован: смешивает оппозиционные звуки (та-да-та – «та-та-та», са-за-са – «са-за-за»), слово на заданный звук не называет, затруднено воспроизведение слов сложного слогового состава Речь невнятная, маловыразительная.
Наблюдается недостаточное развитие связной речи (1-2 предложения вместо рассказа). При ответах пользуется фразой несложной конструкции. Пересказать прочитанное не может.
Динамика речевого развития незначительная.
6
2.2 Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка младшего
школьного возраста (Полины Ч.) с тяжёлой умственной отсталостью
Пояснительная записка
Речевое развитие детей с недостатками интеллекта следует рассматривать как одно из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только инструментом для общения, обмена мыслями и информацией между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Речь человека играет большую роль и в других психических процессах: организует восприятие предметов или явлений, облегчает их различение и узнавание, участие в процессах памяти придает ей логический, осмысленный характер, существенную роль играет в волевых процессах и т.д.
Знание особенностей речевого развития, выявление специфики недоразвития речи у детей, имеющих умственную отсталость, является непременным условием коррекционнопедагогических воздействий на развитие детей этой категории.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Предлагаемая программа логопедического сопровождения является частью адаптированной общеобразовательной программы и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с умеренной степенью умственной отсталости с использованием необходимого логопедического оборудования.
Цель программы - коррекция дефектов устной речи, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1.
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся;
2.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
3.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся;
4.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся
(общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Коррекция нарушений речи детей с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
- развитие артикуляционной моторики
- речевого дыхания
7
- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия.
3. Обогащение активного и пассивного словаря.
4. Формирование правильного лексико- грамматического строя речи.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико- фонематической стороны речи, лексикограмматического строя и связной речи.
Формирования речевых действий осуществляется в несколько этапов:
1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета).
2. Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).
3. Выполнение действия во внутреннем плане (по представлению)
4.Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
5. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
6. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
7. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
8. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.

Программа опирается на следующие специальные принципы: этиопатогенетический; системности учета структуры психо-речевого нарушения; комплексности; дифференцированного подхода; поэтапности; учета личностных особенностей; использования обходного пути.
При обучении используются:
- практические, наглядные, словесные методы;
- различные упражнения по развитию мышления и воображения;
- игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
- упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков; -
Условия реализации программы:
- дидактический и наглядный материал;
Ожидаемые результаты:
- значительное облегчение в усвоении учебного материала;
- чистая и понятная речь детей;
- обогащение лексического запаса и сформированность грамматического строя речи;
- развиты навыки построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста;
8
- скорректированы психологические предпосылки к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения);
- развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи;
- сформированы на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- скорректированы недостатки познавательной деятельности;
- сформированы пространственно-временные ориентировки;
- сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;
- учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме;
- сформированная мотивация обучения.
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с УО
1(дополнительного) класса (1 занятие в неделю 25 минут)
Планирование логопедической работы
с обучающейся с тяжёлой степенью УО 1
(дополнительного) класса
Развитие связной речи.
1.На занятиях решаются задачи:
2.формирование умения называть своё имя и имя учителя, по произнесенному имени показывать учеников своего класса, соотносить названия предметов с реальными предметами.
3.развитие мотивации на высказывание и повторение отдельных слов, обозначающих просьбы и действия;
4.формирование понимания смысла коротких простых сюжетов (сказок, потешок и т.д.);
проговаривание вслед за учителем чистоговорок;
5.умение высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу.
Тематика: Овощи, Фрукты, Зима, Домашние животные, Дикие животные, Игрушки, Посуда,
Мебель, Птицы, Одежда, Транспорт, Насекомые, Весна,
Элементарные наблюдения за погодой (тепло, холодно, осадки, ветер).
Временные представления (утро, день, ночь).
Формирование элементарных навыков чтения.
На занятиях решаются задачи:
1. развитие у детей слухового внимания и способности к звукоподражанию,
2. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, обращаться с просьбами.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания.
Различение звуков окружающей действительности.
Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет машина, плачет ребенок, летит самолет, едет поезд, скачет лошадка).
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Специальные упражнения для всех артикуляционных органов (статические, динамические).
Работа над звукопроизношением.
Постановка и автоматизация звука [Л]
Формирование элементарных навыков письма.
На занятиях решаются задачи:
1. развития и коррекции мелкой моторики
2. развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
3. привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, воспитателя и выполнять их инструкции;
4. формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
9
Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч, кубик, один и несколько).
Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.
Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.
Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый.
Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.
Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму).
Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики на вытянутых и согнутых руках, статически и в динамике. Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их. Работать Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из геометрических фигур. Шнуровать. Собирать и разбирать пирамидку.

10
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая логопедом в работе над программой:
1.
Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2.
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3.
Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4.
Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.:
«Просвещение», 1969.
5.
А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.:
«Просвещение», 1991.
7.
М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение»,
1989.
8.
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
9.
Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская Как научить ребёнка думать и говорить?
НПФ «Унивсерв» Москва, 1993 10.
Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
11.
Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
12.
М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
13.
Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
1.
О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
2.
И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
3.
Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
4.
Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. –
М.: «Просвещение», 1970.
5.
А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
13
Календарно-тематическое планирование занятий для ребёнка с
тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ТМНР (1 (дополнительного)
класса)
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения
1.
Обследование.
2 16.11., 23.11.
2.
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук Мячики-ежики». Звуки вокруг нас.
1 30.11.
3.
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. «Сказка о весёлом язычке» Упражнения для развития мелкой моторики рук Мячики-ежики».
2 7.12.,14.12.
4.
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка звука Л Сказка «Репка». Упражнения для развития мелкой моторики рук Мячики-ежики».
1 21.12.
5.
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка звука Л Сказка «Колобок». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются»,.
1 11.01.
6.
Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка звука Л Сказка «Курочка ряба».
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются»,.
1 18.01.
7.
Овощи. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка и автоматизация звука [л]. Упражнения для
1 25.01.
развития мелкой моторики рук «Солнышко».
8.
Фрукты. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка и автоматизация звука [л].
Упражнения для развития мелкой моторики рук «Солнышко»..
1 1.02 9.
Зима. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка и автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук«Мы снежинки».
1 8.02.
10.
Домашние животные. Артикуляционные упражнения.
Упражнения для развития дыхания. Постановка и автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук
«Собери пирамидку»
1 15.02 11.
Дикие животные. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1 1.03.
12.
Игрушки. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Постановка и автоматизация звука [л].
Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Коза-зайчик»
1 8.03.
13.
Посуда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчата Ах и Ох»
1 15.03.
14.
Мебель. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчик-пальчик»
1 22.03 15.
Птицы. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Замок»
1 5.04.
16.
Одежда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –ребро»
1 12.04.
17.
Обувь. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –ребро»
1 19.04.
18.
Транспорт. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»
1 26.04.
19.
Насекомые. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1 3.05.
20.
Весна. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»
1 10.05.
21.
Составление предложений. Автоматизация звука [л]. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – ребро - кулак»
1 17.05.
22.
Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Ладонь – ребро - кулак»
1 24.05.
Всего 24 занятия.

12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей