Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Основные методы разработки темы в журналистском творчестве


Скачать 65.24 Kb.
Название1. Основные методы разработки темы в журналистском творчестве
АнкорSOLOVYeJ.docx
Дата15.01.2017
Размер65.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSOLOVYeJ.docx
ТипДокументы
#6627
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

1.Основные методы разработки темы в журналистском творчестве

Такие исследователи как Ким, Мельник, Корконосенко считают наиболее важным разрабатывать следующие этапы темы журналистского произведения.

1.Необходимость знакомства с избранной для освещения социальной проблемой (составление досье из накопленных фактов)

2.Сбор первичной информации при непосредственном контакте с предметом отображения

3.Обработка фактографической базы в соответствии с идеей автора и преодоление психологических барьеров в общении с источниками информации

4.Композиционное выстраивание сегментов раскрытия темы в соответствии с авторской позицией

Как подчёркивают исследователи, все 4 этапа разработки темы не только тесно взаимосвязаны, но и не допускают внутренней перестановки.

2. Дифференциация темы "в широком смысле" и темы "в узком смысле"

В зависимости от глобальности охвата в отображении того или иного медиа-события, тему журналистского произведения нужно рассматривать с 2-х позиций:

1.Широкий смысл

Тема в широком смысле является обозначением объекта действительности в наиболее широком смысле как сферы жизнедеятельности. Политика, экономика, социальная жизнь и т.д. В этом случае эти темы служат журналисту в роли знаков устойчивых, но развивающихся сфер действительности. Они могут менять во времени своё лицо и значимость, но практически не исчезают.

2.Узкий смысл

По отношению к теме в широком смысле, всегда неповторима в своей конкретности. Обычно выбор темы в узком смысле определён концептуальной точкой обострённого внимания. Сначала выбор темы в широком смысле (наиболее актуальной), затем выбор темы в узком смысле (индивидуальный выбор).

При выборе темы наиболее частая ошибка – недостаточность диалектики. Отсутствует свой взгляд на проблему. Для того чтобы медиа-текст соответствовал разумной пропорции рассмотрения темы в широком и узком смысле, необходимо несмотря на творческий характер журналистской деятельности выработать критерии выбора темы.

3. Понятие идеи журналистского произведения.
Необходимо учитывать, что тема всегда шире идеи, так как отображает авторскую позицию.
Общим признаком темы и идеи является авторский характер.
Идея выступает в роли смысла произведения. Идея – это отражение журналистом своего субъективного мнения.
Несмотря на субъективность, идея должна опираться на достоверные факты. Каждый из нас должен проводить линию правдивости и объективности. Возникает необходимость выработки программы журналистского произведения.
Программа деятельности журналиста предполагает:
•Расчет на исполнителей
•Цели, выдвигаемые перед исполнителями
•Средства для этих целей
•Расчет на социальные институты
Идея журналистского произведения адресована социальной личности, то есть склонной менять свои отношения на основе собственного решения. Идея должна носить функциональный характер, поэтому нужно решить задачи:
•Определить проблемы, нуждающиеся в общественном внимании.
•Определить ситуацию для конкретной аудитории.
•Обосновать возможность вариантов отношения конкретной ситуации к глобальной проблеме в целом.
•Необходимость планирования дальнейшей журналистской работы и её организационно-практического обеспечения, то есть журналист, выдвигая какую-либо идею должен продолжать её в своих материалах до того момента пока она будет решена.
Для реализации данных задач журналист должен обладать видением необычного в обычном и обнаруживать социально значимые черты, кроме того журналист должен добиваться того, чтобы предмет журналистского исследования был интерпретирован под определенным углом зрения, чтобы обладать богатым социальным звучанием.
Создание концепции идеи является элементом творческой деятельности журналиста, но при этом процесс генерации концепции все же можно структурировать. Исследователи выделяют 5 фаз:
•Возникновение проблемной информационной ситуации, требующей проявления концепции авторской идеи.
•Фаза первичного знания, переходящая в фазу отбора фактов.
•Фаза интенсивного исследования. Автор совершает скачок от известного к неизвестному. Данная фаза является основополагающей.
•Проверка эскиза идеи в плане её соответствия достоверности окружающей действительности.
•Выработка практической гипотезы идеи и окончательное композиционное её оформление. (Оптимальная форма и стиль подачи, а так же логичность авторских выводов).


4. Основные элементы программы реализации идеи журналистского произведения.

Понятие темы неразрвно связано с понятием идеи. Идея-отображение журналистом фактов и ситуаций реальности с субъективных позиций видения. Несмотря на долю субъективности, идея должна опираться на объективные факты и должна быть достоверна. Идея подчеркнуто авторская, всегда имеет в себе начало смысла и образа-является ориентиром для масовой аудитории.
Программа:
рассчет на непосредственного адресата (массовая аудитория)
цели,выдвигаемые перед обществом
средства достижения этих целей
соц институты (гарантия достижения эти целей)
идея должна иметь функциональный характер, для этого-решать ряд задач
определить свод проблем, нуждающихся в общественном внимании

5. Требования к созданию концепции идеи журналистского произведения

При рассмотрении идеи медиатекста необходимо учитывать, что тема всегда шире идеи, т.к. отображает авторскую позицию по отношении к реалии действительности. Общим признаком идеи журналистского произведения является её программный авторский характер. Идея – смысл и образный ориентир. Исходя из этого, целесообразной трактовкой идеи журналистского произведения считать что идея – отражения журналистом фактов реальной действительности с субъективных позиций видения. Несмотря на субъективность, идея должна опираться на объективные факторы. Журналист должен уходить от пассивного следования канвы событий.

Программа деятельности, которую необходимо осуществить журналисту в произошедшей проблеме, предполагает следующий элемент: 1) расчёт на исполнителей, кому она адресована; 2) целью выдвигаемой перед ними; 3) средства для достижения целей; 4) расчёт на социальные институты, выступающие гарантом возможности осуществления поставленной цели. При этом исследователи, такие как Ким и Мельник, идея журналистского произведения адресована потребителю массовой информации, прежде всего как социальной личности, т.е. склонной менять поведение и отношение на основе сугубо собственного решения, что зачастую ослабляет воздействие журналистского текста. В силу того, что идея журналистского произведения должна носить функциональный характер, необходимо решить следующие задачи: 1) определить предварительный свод проблем, нуждающихся в общественном внимании; 2) необходимо определить адрес конкретной информации, нужной для исследования проблемы: 3) необходимо обосновать возможность вариантов решения ситуации; 4) необходимость планирования дальнейшей работы. Для реализации данных системных задач журналист должен обладать определёнными канонами своеобразной авторской позиции. Здесь исследователи обычно выделяют 2 главных требования: 1) при реализации авторской идеи, журналист должен видеть необычное в обычном; 2) интерпретировать под определённым углом зрения, обнаруживая в идейном смысле богатое, социальное звучание. Создание концепции и идеи – творческий процесс в деятельности журналиста.

6. Место факта в журналистском творчестве. Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие - отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта - это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты. Факт в журналистике -- достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.

Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.Достоверный факт--это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт-- это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.Итак, рассмотрев сложную природу факта и его назначение в журналистском произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении события, если журналист не будет использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи. Во-первых, фактом называется любой состоявшийся, происшедший момент действительности. Во-вторых, под фактом подразумевают форму человеческого знания. К тому же мнения, объяснения, прогнозы также могут рассматриваться как факты. Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать их соответствие действительности. Выразительность, наглядность, ситуативность, драматизм, конфликт, интрига - все это создает своеобразие формы журналистского теста.

7.Основные пути реализации эффективности и действенности публицистического факта (медиафакта)

Факт - от лат."factum" – "свершившееся", "сделанное".В журналистике факты – основа любого материала. Факт – категория многозначная. В бытовом смысле "факт" трактуется как синоним "истины" - мы говорим "это факт" о том, что не требует доказательства в силу своей очевидности, или как синоним "события".В словаре русского языка факт объясняют как "действительное, вполне реальное событие, явление".В научном понимании точка зрения на факт усложняется. Понятия факт и событие разграничиваются. Факт как таковой – нечто обыденное, повседневное. Событие – более значительный, весомый факт, или – общественно значимый факт. По определению А.Тертычного – "точно фиксированный в пространстве и во времени шаг в общественном процессе".

Также в научном понимании представление о факте углубляется за счет деления факта на два вида.

1.Объективный (онтологический) факт – единица реальности, доступная наблюдению, но существующая независимо от сознания. Является объектом человеческого познания.

2.Познавательный (гносеологический) факт – фрагмент сознания, отражающий единицу реальности. Другими словами – отражение в человеческом сознании объективного факта. К познавательным фактам относятся факты бытового знания, научные факты, факты искусства, публицистические факты.

В журналистике факт выступает в своем гносеологическом значении, однако не лишен онтологической сути. В поле зрения попадают общественно значимые факты или – социальные факты. Социальный факт имеет место и время, субъект и объект действия. Однако попытки ограничить его пространственно-временными и субъектно-объектными рамками весьма условны. Происходит это потому, что факты не изолированы друг от друга, тесно взаимосвязаны.

В конце 80-х годов прошлого века В.Фоминых предложил теорию публицистического факта.

Публицистическими он называл все факты, приводимые в СМИ. Публицистический факт имеет объективную (документальную) основу и содержит мнение, оценку журналиста. Оценка не всегда выражена прямо - она может проявляться в использовании эмоционально окрашенной лексики (ирония); ее может вообще не быть – о ценности факта говорит то, что он отобран для публикации. Публицистический факт может максимально приближаться к истине – при попытке журналиста учесть максимально широкий спектр оценок и мнений. Публицистический факт может быть ложным на сто процентов – в случае если его "документальная" основа полностью вымышлена. Еще один вариант ложного публицистического факта – неверная трактовка.

В совокупности факты образуют социальную ситуацию. Социальная ситуация – это "определенное, повторяющееся на протяжении большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами коллектива, коллективами, социальными группами, слоями, странами и т.п". Как и факт, социальная ситуация может быть понята в онтологическом и гносеологическом смыслах. Отражаясь в сознании, реальная ситуация утрачивает часть своих связей.

Ситуации различаются:

·по величине: от глобальных до локальных;

·по времени: сегодняшние (ситуация текущей реальной действительности) и прошлые, которые тоже могут быть актуальными, т.к.оказывают влияние на настоящее или могут служить источником исторических аналогий;

·по характеру: позитивные (при отсутствии внутренних противоречий), проблемные (при возникновении противоречий), конфликтные (при переходе противоречий на стадию антагонизма, противоборства).

Если социальная ситуация - относительно статичный фрагмент действительности, то процесс - это динамическое следование различных состояний, предмет отображения, позволяющий выявлять причинно-следственные связи.

Личность как предмет отображения в журналистике, по мнению А.Тертычного, может привлекать своими пристрастиями, необычными возможностями, высокими профессиональными качества, физиологическими особенностями, нравственными примерами и пороками.

8. Структура качественного возрастания степени публицистического факта (факт, событие, явление).
Факт и медиа-факт имеют дифференцирующие признаки, поэтому необходимо изучать не только факты, но и их социальный смысл. Таким образом в современной журналистике журналист не может быть простым отражателем факта, а должен видеть какие-нибудь связи, которые определяют его социальное звучание. Для того, чтобы добиться функциональность результата журналист должен идти от освещения единственного факта до нескольких, образующих систему и подчеркивающих их достоверность. В противном случае факты остаются простой констатацией, которая не может формировать общественного мнения. Чтобы избежать этих ошибок, необходимо учитывать структуру качественного возрастания медиа-факта. Данную структуру принято рассматривать как три системных понятия:
-факт- единичный элемент реальной действительности, обладающий социальной значимостью
-событие- совокупность реальных фактов, взаимосвязанных друг с другом
-явление- система событий, которая многогранно показывает какую-то социальную проблему
Можно подчеркнуть, что факт сам по себе не является самоцелью, автору важно понять и проанализировать конкретный факт в плане какие мысли он может вызвать у потребителя информации. То есть эффективный медиа-текст подразумевает синтезированную работу авторской мысли в диалектическом движении от частного к общему. Данная необходимость порождает возможность рассмотрения основных моментов технологий работы журналиста с фактом.


9. Основные моменты технологии работы журналиста с фактом.

Важнейшей составляющей работы журналиста является деятельность по сбору и проверке фактов, которые в последствии станут основой публицистического произведения. Журналист собирает данные из различных источников: беседа с информатором, просмотр периодики или специальной литературы, навигация во Всемирной сети, поиски в архивах и проч. Особую сложность составляет проблема проверки достоверности информации. Факты часто противоречат друг другу.
Но не одна лишь проверка фактов является признаком профессионализма. Журналист обязан быть психологом и аналитиком, а также: «объективным интерпретатором фактов, человеком, хорошо разбирающимся в жизненных процессах»[11]. Долг журналиста при оценке информации, полученной из разных источников, состоит в том, чтобы определить степень полноты отражения ими реальных событий. Необходимо дойти до истоков противоречивости.
Оценивая сведения, работник пера должен разделить информацию на своеобразные блоки: достоверная, вызывающая сомнения и не достоверная. Здесь важно многое: связь источника с событием, компетентность источника, степень его объективности, отношение к характеризуемому лицу или событию (например, присутствие личных мотивов), и т.д. Журналист обязан проверять не только факты, но и документы. Работа с документальными источниками требует кропотливости и повышенной внимательности. Поиски в архивах тех или иных сведений могут занять целую жизнь. Но разве достоверная, правдивая информация не стоит всей жизни? Вопрос риторический.
Каковы же методы проверки достоверности? Во-первых, сбор дополнительной устной или документальной информации. Чаще всего это расширяет кругозор и глубже погружает исследователя в проблему. Во-вторых, сопоставление сомнительного факта с другими, достоверность которых бесспорна. В журналистике бытует «правило трех источников» – когда совпадение сведений не менее, чем из трех источников, с высокой степенью уверенности может свидетельствовать о достоверности факта. Одним из методов проверки достоверности является так называемое «проигрывание» ситуации в воображении или в аналогичных обстоятельствах. Подобное восстановление событий нередко помогает четко разделить правду от вымысла. Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстрированного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к обюъективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией. Особую значимость это приобретает при проведении журналистского расследования.
Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др.
Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценочность, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? В своих исследованиях по журналисте Майкл Новак приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными». Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность- основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности в единстве эмоциальной реакции и логического осознания происшедшего. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, котрые могут стать предметом журналистского отображения.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей