Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Все для конспекта. 1 Социально-педагогическая запущенность как социально-педагогическая проблема


Название1 Социально-педагогическая запущенность как социально-педагогическая проблема
АнкорВсе для конспекта.doc
Дата13.01.2018
Размер99.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВсе для конспекта.doc
ТипДокументы
#34707
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1.1.Социально-педагогическая запущенность как социально-педагогическая проблема

1.1.1.Сущность понятий «педагогическая запущенность», «социально - педагогическая запущенность». Их проявления.


Обучаясь в образовательном учреждении у ребенка возникает много различного рода проблем, которые в свою очередь имеют различные последствия и по разному влияют на процесс социализации его в целом. Однако нередко процесс социализации ребенка по объективным или субъективным причинам осложняется. Так вхождение ребенка в общество может быть осложнено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного – стихийного либо преднамеренного – влияния среды, в которой он живет, и т.д. Поэтому, если ребенок хорошо учиться, соблюдает нормы и правила регламентированные образовательным учреждением, процесс социализации ребенка можно назвать нормальным и как правило данные дети не попадают в поле зрения социального педагога. Но если этого не происходит и ребенок испытывает сложности в обучении, нарушает правила поведения в школе и не только, его можно «смело» назвать объектом деятельности социального педагога.

Все перечисленные проблемы, так или иначе, могут привести к «педагогической запущенности».

Существуют различные формулировки понятия пед. запущенность:

ПЗ (словарь по корр. педагогике и спец псих-гии, 1999) - отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

ПЗ (Г.А. Карпова) - отставание или неблагополучие нравственного развития; это состояние личности характеризующаяся комплексом нарушений, включающим отклонения в трех сферах проявления личности:

  • в нравственно-правовом сознании,

  • нравственных чувствах и отношениях,

  • в общественном поведении.

ПЗ (Овчарова Р.В.) – устойчивое состояние личности ребенка обуславливающее противоречивость развития в следующих сферах:

  • непродуктивности, затрудненность деятельности и отношений;

  • доминирующие негативные эмоциональные состояния, дезорганизующие ребенка, делающие его педагогически трудным;

  • особенности поведения, выражающиеся в реакциях: 1. имитации или подражании; 2. компенсации или замещения своей несостоятельности; 3. увлечения игрой или удовлетворение др. «+» интересов и склонностей; 4. подчинения мнению др.; 5. ухода из под опеки лишения самостоятельности, наличие неблагоприятной психологической обстановки.

ПЗ (Мустаева Ф.А.Основы соц. пед. 2001.) состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе.

Хотя понятия ПЗ и охватывают довольно большой спектр жизнедеятельности ребенка, сама по себе педагогическая запущенность не является конечной стадией нарушения социализации ребенка.

Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных учащихся, выступает социальная запущенность детей и подростков.

СЗ (Мустаева Ф.А.Основы соц. пед. 2001.) - несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям

Никитина В.А. характеризует СЗ-ть (В.А. Никитина Социальная педагогика. 2000.) как более глубокую стадию социальной дезадаптации, выраженную в отчуждении ребенка от семьи и школы как основных институтов социализации.

Исходя из приведенных выше понятий ПЗ и СЗ, «социально педагогическую запущенности »можно охарактеризовать следующим образом.

СПЗ (Овчарова Р.В.Техн. практ. психолога образования 2000) - есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания выражается в нарушенном образе «Я».

Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой - воспитательное окружение сдерживает его.

Т.о., СПЗ подразделяется на СЗ и ПЗ.



В соответствии с рисунком СЗ и ПЗ характеризуется как:

СЗ - противоположна Воспитанности как определенному уровню сформированности социально значимых свойств и качеств личности, становясь основой трудновоспитуемости и СЗ.

Основные проявления СЗ:

  • неразвитость социально коммуникативных качеств и свойств личности;

  • низкая способность к социальной рефлексии;

  • трудности в овладении социальными ролями;

  • несформированность социальных и духовных отношений.

ПЗ - состояние, противоположное обученности: отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Основные проявления ПЗ:

  • несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности (низкий уровень обучаемости, неразвитость учебной мотивации, неосознание цели и смысла обучения);

  • несфор. реб. как субъекта познавательной деятельности, мотивации, активности);

  • несформированность ребенка как субъекта игровой и др. видов деятельности.

СПЗ – противоположна Образованности, как определенному ровню облученности и воспитанности.

Данное разделение условно, т.к. социальные и педагогические аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение; необученности влияет на уровень социального развития ребенка, его адаптации в семье, школе, неформальной группе. (В чем взаимосвязь понятий? Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: 2000).

1.1.2.Причины социально-педагогической запущенности.


Анализируя сущность СПЗ можно выделить следующие причины ее формирования:

    1. Внешние – это дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются дефекты образовательной работы д\с и начальной школы(дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания).

    2. Внутренние - это индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

ПЗ может быть вызвана причинами социально-педагогическими, т.е. недостатками микросреды (семьи, ближайшего окружения), а также дефектами или дефицитом педагогических воздействий в учебном заведении. Следовательно, и устранять ее нужно педагогическими средствами и целенаправленным преобразованием среды.

Формирование СЗ идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и имеют установку на паразитическое существование.

1.1.3.Формы, стадии и степени СПЗ



Формы СПЗ.

    1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития. Следствие. Плохая успеваемость.

    2. Несформированность мотивации учения, направленности на другие нешкольные или несоответствующие возрасту виды деятельности. Причины: инфантилизм. Следствие: плохая успеваемость на фоне высокого уровня познавательных способностей.

    3. Неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания к учебной деятельности. Причина: потворческая гиперпротекция. Следствие: зависимость от кого-то, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость.


Стадии формирования СПЗ.

А.С. Белкин выделяет 4 стадии СПЗ:

1. возникновение предпосылок ПЗ (дошкольный, младший школьный возраст);

2. появление начальных форм отклонений в повелении и отношениях (МШВ);

3. стабилизация негативных тенденций в повелении и отношениях;

4. возникновение устойчивых признаков асоциального повеления с переходом в устойчивые качества личности (старший подростковый возраст).

Следует отметить, что между стадиями и возрастом не жесткой однозначной связи. ПЗ может возникнуть и за очень короткий период времени, как бы лавинообразно, практически в любом молодежном возрасте в связи с некоторыми неблагоприятными обстоятельствами.

По силе выраженности и укоренения отклонений выделяют 3 степени ПЗ: легкая, средняя, сильная (тяжелая)
Степени СПЗ (Невский И.А.)


Наблюдаемые признаки

Легкая

Средняя

Тяжелая

1. Отношение у учебно - профессиональной деятельности

«+» отношение не ярко выражено

Отношение нейтральное равнодушное

Резко «-»

2. Нарушение режима и правил учебного заведения

В общем «+», поведение неустойчивое, бывают срывы

Частое нарушение дисциплины, анархичность поведения, оппозиция к нормам и правилам

Систематическое нарушение дисциплины, есть проступки носящие злонамеренный характер, правонарушения.

3. Качество и отношение личности

Преобладают «+» качества личности, «-» проявляются неярко, ситуативно, эпизодически редко.

«-»качества личности проявляются ситуативно. «+» теряют свою глубину и устойчивость ребенка. Подчиняется асоциальным установкам группы.

«-» качества стабилизируются, становятся устойчивыми, приобретают свойства черт характера. Асоциальные установки становятся особенностью индивидуального сознания, частью мировоззрения.


Степени СПЗ (Овчарова Р.В.)
Латентная (легкая) - Характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. Преобладают «+» свойства; «-» качества однородны по своему составу. Степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня ЗУНов, недостатка социального опыта.

Начальная (средняя) - это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка

Выраженная (тяжелая) - количественная динамика переходит в качественную. «+» свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.
Т.о, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни, он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой

1.1.4.Критерии оценки социально - педагогической развития ребенка.



М - Характер воспитательного микросоциумя:

М1 ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее;

М2 неустойчивое в отношении к ребёнку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;

М3 безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее;

М4 враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка.
П - Характер воспитательно-образовательной процесса:

П1 личностно-ориентированный, развивающий, эффективный;

П2 целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;

П3 анонимный, информационно-репродуктивный, эффективный,
Р - Характер внутренней позиции ребенка:

Р1 взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);

Р2 противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);

Р3 бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, податливость).

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах после него

М1

М2

М3

М4
П1

П2

П3

П4

Р1

Р2

Р3
Условные обозначения: Р - ребенок; С - семья; Ш - школа; М - микросоциум; Д - детский сад.

Идеально благоприятная ситуация;
Идеально благоприятная ситуация - С(М1П1Р1) + Д(М1П1Р1) + Ш(М1П1Р1).

Крайне неблагоприятная ситуация - С(МЗПЗРЗ) + Д(МЗПЗР3) + Ш(МЗПЗРЗ) или С(М4П4Р2) + Д(М4П4Р2) + Ш(ОМ4П4Р2).

Идеально благоприятная ситуация представлена в таблице 7 как сочетание во всех трех воспитательных средах отношения обучения и воспитания, личностно-ориентирован-ного на ребенка, и активной позиции самого ребенка: С(М1П1Р1)+Д(М1П1Р1)+Ш(М1П1Р1).

Крайне неблагоприятными для развития личности ребенка является сочетание враждебного отношения к ребенку со стороны педагогов и родителей, авторитарного характера обучения и воспитания в семье, детском саду и школе и пассивной или противодействующей позиции ребенка [С (МЗПЗРЗ) +Д(МЗПЗРЗ) + Ш(МЗПЗРЗ)]; [С(М4П4Р2)+ +Д(М4П4Р2) + Ш(М4П4Р2)]. При таких ситуациях во всех трех средах к концу детского возраста складываются все личностные качества запущенного ребенка, наблюдается дисгармония психофизиологического и социального развития, нарушено самосознание личности, ребенок оказывается социально-дезадаптированным.

В каждой воспитательной среде можно выделить ряд социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности:

  1. «взаимного безразличия» порождают глубокую социально-педагогическую запущенность.

  2. «взаимной агрессии»

  3. «односторонней симпатии» - (М1М2П1Р2), т.е. позитивное, заинтересованное (или неустойчивое) отношение воспитателей к ребенку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребенка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности. В поведении ребенка продолжают накапливаться негативные привычки, его поступки все больше не соответствуют социальным ожиданиям.

  4. «подавления активности ребенка» (М1М2П2РЗ), (МЗП4Р1) приводят к качественной динамикой

  5. «инфантилизации ребенка». СПЗ в формировании ребенка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания. Это можно назвать


Т.о. социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей