Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А.М. Щетинина, Н.П. Смирнова ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Великий Новгород 2000
1 Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А.М. Щетинина, Н.П. Смирнова ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений Великий Новгород 2000
2 ББК 74.204 Печатается по решению Щ 49 РИС НовГУ Рецензент: Т.В.Архиреева, канд. психол. наук, доцент, О.В.Петрова Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Щ 49 Формирование умственных действий у дошкольников: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 116 с. Методическое пособие освящает одну из сложных и мало разработанных проблем формирования у детей способов интеллектуально-познавательной деятельности, а конкретно - умственных действий анализа-синтеза, сравнения, классификации и установления причинно-следственных связей и отношений. В основу формирования умственных действий у детей положена идея их поэтапного формирования путем пошагового их усвоения: от практического выполнения до интериоризации во внутренний план. Книга может представлять интерес для преподавателей дошкольных факультетов вузов и колледжей, студентов и специалистов дошкольных учреждений. ББК 74.204 © Новгородский государственный университет, 2000 © Щетинина А.М., Смирнова Н.П., 2000
3 Вместо введения, или о том, что Вы прочтете в этой книге Эта книга является результатом опытно-экспериментальной работы творческой группы коллектива дошкольных педагогов комплекса "Гармония". Научный руководитель ОЭР - Щетинина А.М., доцент кафедры дошкольной педагогики, психологии и менеджмента в образовании; руководительметодист и разработчик проблемы - Смирнова Н.П., заместитель заведующего ДОУ № 86 по УВР комплекса "Гармония"; разработчики - воспитатели Хозяинова М.В., Захарова Г.В., Кузнецова Н.В., Роговцова Р.А.; психологическое сопровождение работы обеспечивала Иванова А.Ф. Работа не могла бы состояться без большой поддержки, понимания и создания необходимых условий со стороны заведующей ДОУ Марченко М.Н. В течение двух лет осуществлялся активный поиск технологии формирования у детей 3-7 лет умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений, которые мы рассматриваем как основополагающие способы интеллектуальнопознавательной деятельности. В этой книге, уважаемый читатель, Вы познакомитесь с основами построения работы с детьми по развитию у них указанных действий путем пошаговой алгоритмической системы, начиная от практического их выполнения детьми к постепенному свертыванию в процессе усвоения каждого из шагов, сокращению и переносу, интериоризации во внутренний, умственный план. Вы узнаете о том, как в процессе взаимодействия с ребенком можно диагностировать особенности развития у него того или иного действия и по каким показателям можно определить уровень его сформированности. В этой книге обстоятельно прописана методика формирующей работы в разных возрастных группах детского сада по каждому из шагов алгоритма отдельного умственного действия, определены задачи развития и система педагогических действий по их реализации с иллюстрацией разработанных нами игр, упражнений, заданий, а также подобранных из различных методических пособий. Вы прочтете и о возможных приемах и путях индивидуальной работы с ребенком в случае, если процесс усвоения им какого-либо умственного действия или же его шага окажется в силу ряда причин недостаточно эффективным. Избранная нами стратегия и конкретные ее способы формирования умственных действий у детей по данным контрольного эксперимента оказалась весьма результативной. Однако мы не претендуем на то, что этот путь является абсолютно верным и единственным. Вместе с тем, надеемся, что Вы используете это пособие в своей работе по интеллектуальному развитию детей, по совершенствованию и формированию у них умственных действий, и Ваша работа будет успешной. 4 Глава 1. Основы построения работы по формированию умственных действий у детей Проблема интеллектуального развития ребенка неизменно остается в центре внимания психологов, педагогов, родителей. Основной акцент делается на формировании у детей способов познания, т.к. именно владение ими дает ребенку возможность не "утонуть" в информационном море современной науки, культуры, техники. Познавательное действие совершается как во внешней, практической форме, так и в форме внутреннего умственного действия. В настоящее время в отечественной психолого-педагогической науке определены пути формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.И.Раев и др.). Однако вопрос о способах формирования системы умственных действий у детей дошкольного возраста остается еще не до конца решенным, что и стало предметом опытно-экспериментальной работы творческого коллектива дошкольного отделения комплекса "Гармония". За основу построения работы по формированию умственных действий анализа, синтеза, классификации, сравнения, установления причинноследственных связей и отношений у детей дошкольного возраста были взяты положения Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и многих других ученых о том, что интеллектуальная деятельность ребенка формируется сначала в плане практического действия с предметами, опирается на процессы чувственного познания-ощущения и восприятия и включена в них. Лишь постепенно, благодаря включению речи в практическое действие, накоплению ребенком знаний, усвоению им социально выработанных символов и знаков, внешнее действие интериоризуется, и уже в дошкольном возрасте у детей появляется "умственный эскиз действия" (по терминологии Ж.Пиаже). Умственное действие формируется постепенно, планомерно, проходя ряд этапов (у нас - шагов) от внешнего, развернутого практического действия ребенка с реальными предметами или их заместителями (схемами, символами) до сокращенного, свернутого, быстрого внутреннего. Поскольку умственное действие произрастает из практического, то формирующему его взаимодействию педагога с ребенком предшествовало экспериментальное изучение того, какими формами действия владеют дети 3-7 лет, что с возрастом изменяется в структуре изучаемых нами познавательных действий, когда и при каких условиях они сокращаются, преобразовываются, переходят во внутренний план. В результате диагностики в процессе пробного формирования действий были определены алгоритмы (последовательные шаги) каждого из них, которые в последующем процессе развивающего взаимодействия с детьми уточнялись и обрели предложенный в данной работе вид. 5 Таблица 1 Алгоритмы умственных действий Умственное действие Шаги алгоритма Анализ-синтез (это два тесно взаимосвязанных процесса, поэтому они предлагаются к рассмотрению одновременно) 1 шаг - название предмета и его частей; 2 шаг - вычленение всех признаков, свойств, качеств, функций, название их; 3 шаг - выделение существенных признаков данного объекта; 4 шаг - установление взаимосвязи частей, функций, признаков, свойств, качеств; 5 шаг - обобщение основных свойств, качеств, функций данного объекта. Сравнение 1 шаг - определение линий сравнения; 2 шаг- выделение в объектах признаков различия и сравнение по ним; 3 шаг- выводы о различии в объектах; 4 шаг- выделение признаков сходства в объектах; 5 шаг- выводы о сходстве; 6 шаг- обобщение по линиям различия и сходства. Классификация 1 шаг - выделение возможных видимых, непосредственно отражаемых признаков - оснований для разделения объектов по группам; 2 шаг - определение существенных признаков объединения объектов в группы; 3 шаг - отнесение объектов к группе на основе подведения их под конкретное понятие; 4 шаг - выполнение действия классификации на основе общего понятия; 5 шаг - моделирование (схематизация) процесса выполнения действия классификации. Установление причинно-следственных связей и отношений 1 шаг - установление прямых, внешне представленных зависимостей между объектами, явлениями; 2 шаг - установление наглядно представленных обратных связей; 3 шаг - определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений; 4 шаг - прогнозирование возможных причин и следствий различных событий; 5 шаг - моделирование причинно-следственных связей между объектами. 6 Предлагаемые нами шаги формирования умственных действий у детей дошкольного возраста ни в коем случае нельзя проскакивать. На каждый шаг подбирается множество игр и заданий, пока ребенок не освоит его достаточно прочно. Алгоритм формируется последовательно от этапа к этапу. Чем младше ребенок, тем меньше представлено в его умственной деятельности шагов алгоритма, тем ниже уровень развития у него той или иной мыслительной операции. Кроме того, очень важно знать и помнить об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка в усвоении им действия и каждого его шага. Общая схема алгоритма любого действия строится на основе поэтапного формирования умственных действий, предложенного П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной. Первый этап - мотивационный, на котором главная задача педагога заключается в вовлечении ребенка в совместную познавательно-развивающую деятельность, побуждение интереса к ней и его поддержание различными средствами. Следующий этап - ориентировочный, на котором педагог знакомит детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Лучше всего это сделать совместно с ребенком. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия. Структура действия задается ребенку через систему игр и упражнений на каждый шаг его алгоритма. Все действия обязательно проговариваются как взрослым так и ребенком. Третий этап - выполнение действия в материальной (материализован-ной) форме. Это выполнение действий с наглядно представленными предметами или же картинками, схемами, моделями. Следует заметить, что для дошкольников этот этап является наиболее важным, значимым, продолжительным по времени, а для младших детей - основным. Действие на этом этапе выполняется практически, руками. Четвертый этап - внешнеречевых действий, когда действия проговариваются ребенком вслух. На следующем этапе действие свертывается и проговаривается в форме внутренней речи. И, наконец, последний этап знаменует собой собственно умственное действие, максимально быстрое, свернутое, результативное. Следует отметить тот факт, что таковое формируется преимущественно у старших дошкольников. Для педагогически грамотного построения работы по формированию у детей способов познавательных действий воспитателю важно знать основные закономерности развития интеллектуально-познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Очертим основные вехи этого развития. В младшем дошкольном возрасте очень активно осуществляется развитие ориентировочно-исследовательской деятельности: найти, рассмотреть, 7 разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие внешние связи, причины, следствия и т.п. Вследствие всех совершаемых малышом действий у него повышается чувствительность органов чувств, совершенствуется система обследовательских действий, развиваются процессы восприятия, памяти, воображения и формируются сенсорные эталоны. Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств и процессы чувственного отражения - ощущения и восприятия. Ведущим органом обследования является рука, глаз следует за ней, а слово лишь обозначает действие или его результат. Малыша больше всего увлекает процесс, действие, возможность преобразовывать, изменять, создавать, но здесь и сейчас. Возраст 3 лет является сензитивным для развития речи, но она (речь) еще конкретно-ситуативна, то есть "привязана" к определенной ситуации. Однако к концу младшего дошкольного возраста у ребенка формируется способность задавать вопросы, рассказывать о чем-то, что не связано с непосредственной ситуацией. Мышление 3летнего ребенка преимущественно наглядно-действенное. Это означает, что решение проблемы он осуществляет практическим действием с наглядно данными предметами. Вместе с тем, малыш способен решать задачу и на уровне конкретных представлений, оперируя ими, что указывает на развитие у него и наглядно-образного мышления. У малышей начинает появляться и планирующая функция речи, в связи с чем развивается способность к целеполаганию, но цель и результат зачастую не совпадают. Ребенок чаще следует за своими непосредственно возникающими потребностями и желаниями. В возрасте 4-5 лет ребенок становится особенно активным и непоседливым. Ему интересно буквально все! Это возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения со взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщаемая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. Однако 4летний дошкольник уже выделяет и называет значительно большее число предметов и их признаков, свойств, качеств, функций. Но без руководства со стороны взрослого ребенок наряду с существенными называет и несущественные, не дифференцируя их. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаз. Ребенок свои обследовательские действия сопровождает словом. За период от 4 до 5 лет существенный скачок происходит в развитии мышления. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление, т.к. им накоплен уже довольно большой объем различной информации в виде представлений, которые легко оживляются в различных обстоятельствах, и ребенок успешно использует их при решении конкретных задач. 8 4-летний ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами, а к 5 годам и увидеть закономерность и выразить ее в речи в форме суждения. Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Большую роль в этом играет речь. Ребенок к 6 годам осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты. К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов. Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания. Но рука, действия с предметами всегда сопутствуют глазу, приходят ему на помощь и еще очень необходимы пятилетнему ребенку в его познавательной деятельности. В процессах познания все большую роль начинает играть воображение. В своих фантазиях ребенок бывает неистощим. Но нередко он настолько сильно отрывается от реальной действительности, что вымысел принимает за действительность, а это может быть чревато опасностями в становлении самосознания. Вместе с тем, эта особенность детского воображения может служить основой развития творчества, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной. У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: 9 произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать чтонибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной. Сделайте деятельность ребенка интересной, увлекательной и он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы. Итак, организация работы по формированию у детей дошкольного возраста умственных действий требует от педагога знания общих закономерностей интеллектуально-познавательного развития ребенка-дошкольника и изучения особенностей уровня сформированности того или иного умственного действия у каждого из детей конкретной возрастной группы. Построение работы по формированию умственных действий у детей следует начинать с освоения воспитателями алгоритма этих действий и их особенностей применительно к определенному возрасту. Воспитатель, понимая, как происходит процесс овладения умственным действием у ребенка, получает возможность планировать свою деятельность, четко представляя процесс и конечный результат. перейти в каталог файлов
|