Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

выступление РМО. Доклад по теме Использование игровых технологий на уроках географии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся


Скачать 41.51 Kb.
НазваниеДоклад по теме Использование игровых технологий на уроках географии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Дата15.09.2020
Размер41.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавыступление РМО.docx
ТипДоклад
#71366
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ.А.ВЕРЕЩАГИНОЙ Г.ТУАПСЕ

МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Доклад по теме:

«Использование игровых технологий на уроках географии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Подготовила:

Таравикова Ольга Ивановна,

учитель географии МБОУ СОШ №3 им.А.Верещагиной г.Туапсе
Г.Туапсе 2020

1. Введение.

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения. В практике работы учителей географии широко распространены игровые технологии. Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности я рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения.

Цель игровой технологии обучения состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня. Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности учащихся через игровые формы обучения следующие:

Обучающая – обеспечить достижение высокого уровня обученности, обобщить и закрепить изученный материал;

Воспитывающая – формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, эстетическое воспитание учащихся;

Развивающая – развитие творческих способностей каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей.

Психолого–педагогическими задачами игровых форм уроков являются следующие:

1.Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.

2.Раскрытие творческих возможностей учащихся.

3.Воспитание коллективизма и взаимовыручки в решении трудных проблем.

4. Взаимообучение. Взаимообогащение информацией и умениями.

5.Воспитание чувства сопереживания друг другу.

6.Формирование практических навыков.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание. Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему. Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
2.Использование игровых форм обучения на уроке географии.
Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер.
По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые.
Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

В своей работе я использую следующие модели игр:

Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно от 5 до 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки

Игра« Снежный ком»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт мяч следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопросы неправильно, тот лишается права задать вопрос.

Игра « Четвёртый лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте

Игра:« Ещё быстрей»:

На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Игра «Географический бой »:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Игра: «Собери карту»:
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Игра: «Географические силуэты»:

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

Игра: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Игра: « Восстановите слова»:

Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Игра: «Найдите ошибки»:

Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. (приложение №2).

Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли.

Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.(приложение№ 2)

Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть:

Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта;

Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения;
Исследовательские – направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности.

3.Заключение
Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Результативность дидактических игр видна, если они используются систематически. С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть урока, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит путем воздействия на его органы зрения: демонстрация материала, чтение (в памяти остается часть наблюдаемого, часть прочитанного), орган слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается часть услышанного), практическая деятельность самого ребенка, самостоятельная работа (в памяти остается наибольшая часть сделанного самим). Выучить новый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебный материал в игре усваивается через органы приема информации. Причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива. Позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы.
Таким образом, применение игровой технологии способствует развитию познавательной активности обучающихся, содействует развитию интереса к изучению географии; повышает эффективность обучения;
создает приятную атмосферу учебной деятельности, раскованности, способствует разрядке напряженности, снимает утомление


Приложение 2
Поурочный план урока-игры

«Географическая прогулка по материкам и океанам»

Дата:

Класс: 7

Цель: Закрепить и обобщить знания по материкам и океанам

Задачи: Образовательная - совершенствовать умения группировать и сравнивать объекты и явления;

Развивающая - развивать умения работать в коллективе;

Воспитательная - воспитывать экологическую культуру в учащихся.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Оборудование: физическая карта мира, таблица "география в цифрах", портреты М.Б.Лазарева и Р.Амудсена, карточки с названиями материков, карточки с географическими понятиями, жетоны.

План урока:

1. Орг.момент

2. Проведение игры:

1 тур "Самые умные" - турнир эрудитов

Материки рекордов

2 тур "Самые точные" - география в цифрах

Определение терминов

3 тур "Самые пытливые" - конкурс переводчиков

4 тур "Конкурс капитанов"

5 тур "Самые находчивые" конкурс экологических реклам

6 тур "Самые внимательные" - "Портреты заговорили"

Дневник пропавшей экспедиции

3. Подведение итогов.
Ход урока

1. Орг.момент

- Ребята, сегодня мы начинаем нашу прогулку вокруг света. Две команды отправляются с надеждой найти как можно больше интересного, узнать и исследовать природу нашей планеты. Начнем прогулку со знакомства команд.

- Наше путешествие выявит самых сильных, самых умных и пытливых учеников. О том, достаточно ли вы вооружились знаниями, мы узнаем из тура "Самые умные". В турнире эрудитов за каждый правильный ответ вы зарабатываете 1 балл в виде жетона.
1 тур «Самые умные»

1. Сколько материков на Земле? (6)

2. Сколько частей света? (6)

3. самый большой по площади океан? (Тихий)

4. Самый маленький по площади океан? (Северный Ледовитый)

5. Какова площадь Евразии? (53,3 млн.км)

6. Кто и когда впервые достиг берегов Индостана и пересек Индийский океан? (Васко да Гама)

7. Самый крупный на Земле «горный хребет», созданный организмами? (Больой Барьерный риф)

8. На каком материке расположено озеро Эйр? (Австралия)

9. Водопад Виктория находится на какой реке? (Замбези)

10. Путешественник, доказавший наличие единого Мирового океана? (Ф.Магеллан)

11. На каком материке находится озеро Чад? (Африка)

12. Полноводная река восточного полушария? (Конго)

13. Самое крупное озеро Южной Америки (Маракайбо)

14. Самое длинное озеро Южной Америки (Танганьика)

15. На каком материке нет современного оледенения? (Австралия)

16. Самая длинная река в мире (Нил)

17. Потомки от брака индейцев с неграми (Самбо)

18. Самый низкий материк (Австралия)

19. Какую реку называют «Отцом вод»? (Миссисипи)

20. В какую реку впадают все воды Великих озер Северной Америки? (река Святого Лаврентия)

«Материки рекордов»

В этом конкурсе командам необходимо за 1 минуту назвать определения для данного материка, которые начинаются со слов «самая (ое, ый)».

На карточках названия 2х материков – Антарктида, Южная Америка.
2 тур «Самые точные»

География в цифрах

На доске вывешена таблица с цифрами, имеющие определенное географическое значение. За 1 минуту командам необходимо определить значение каждой цифры.

15 – 17 века 6437 км 5140 м

30,3 млн км 18,2 млн км 24,2 млн км

6960 м 7000 км - 403 м

2040 м 1977 г 5895 м

89 % 150 + 58 С
«Определите термины»
Командам выдается по одной карточке с одним термином «СКРЭБ» или «КРИКИ». Задание – дать точное определение данным терминам.

СКРЭБ – заросли сухуих кустарников, состоящих из колючих акаций, эвкалиптов в Австралии.

КРИКИ – временно пересыхающие реки в Австралии


3 тур «Самые пытливые»

Конкурс переводчиков

Объясните значение следуюущих слов в переводе с различных языков (набираются баллы – жетоны по числу правильных ответов)

1. «Литосфера» - с греч. «Камень»

2. «Климат» - с греч. «Наклон»

3. «Муссон» - с араб. «сезон»

4. «Сельва» - с португ. «лес»

5. «Анды» - с языка инков «медные горы»

6. «Австралия» - с лат. «Южный»

7. «Европа» - с араб. «запад»

8. «Азия» - с араб. «Восток»

9. «Тайфун» - «сильный ветер»

10. «Съера» - с испан. «пила»

«Темная лошадка»

О каком материке идет речь? Командам декламируются стихи

1 команде

Там мыс Игольный, мыс Альмади,

Сухие русла рек там, вдали,

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают

Там есть вулкан Килиманджаро

Наделал много он пожаров (АФРИКА)
2 команде

Он многим очень нравится,

Хотя и невелик,

Растения, животные там редкие живут,

Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,

Акация зонтичная, коала, лирохвост,

А также страус Эму и даже утконос (АВСТРАЛИЯ)
4 тур «Самые находчивые»

Конкурс Экологических реклам

За 2 минуты составить рекламный ролик по защите окружающей среды:

1 команда – «Защита водных ресурсов»

2 команда – «Защита лесных ресурсов»
5 тур «Самые внимательные»

«Портреты заговорили»

(Выносятся портреты М.Б.Лазарева, Р.Амудсена без подписей фамилии)

1) В начале 19 в. им была организована первая экспедиция на суднах «Восток», «Мирный»

2) Он открыл много островов

3) Был не один, а с Фаддей Фаудеевичем (М.Б.Лазарев)
1) Для него зимний месяц – стал месяцем исполнения его заветного желания, к которому он шел несколько месяцев

2) С его именем неразрывно связано имя другого английского путешественника

3) Его сопернику принадлежат слова «Ради бога, не оставьте наших близких» (Руаль Амудсен)
3. Подведение итогов

Приложение 3

Тема урока: « Природа Антарктиды»


Цель урока: развивать творческое воображение на основе создания представлений о своеобразии и уникальности материка Антарктида;
Изучить особенности компонентов природы материка( рельеф, климат, полезные ископаемые, органический мир) Сформировать образ материка, проанализировать тенденции изменения природы; Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы; Развивать у учащихся умения и навыки работать с учебником, дополнительной литературой, картой и атласом, диаграммами; Воспитание географической культуры и навыков общения в группе.

Оборудование: физическая карта Антарктиды; карта-схема ледникового покрова материка; климатические диаграммы; .видеосюжет «Жизнь в морозильнике»,дополнительная литература, атласы.
Тип урока: изучение нового материала(ролевая игра)

Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала

Учитель зачитывает, высказывание американского исследователя Р. Берда:
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, Земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной грамоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов, она спит в переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели…»
- О каком материке идет речь?
- Где же находится этот материк?
- Кому принадлежит его открытие?
-По какому плану изучаются материки?
Сегодня, чтобы познакомится с уникальной природой Антарктиды, я предлагаю поработать в лабораториях института «Земли».
Я –ваш руководитель, вы – мои научные сотрудники.
Тема нашей научной работы «Природа Антарктиды»
Запишите в тетрадях.
Цель работы – исследовать подледный и ледниковый покров, полезные ископаемые, климат и особенности органического мира материка. Увидеть закономерные взаимосвязи природных компонентов друг с другом.
В институте работают следующие лаборатории:
- Топографии,
-Гляциологии,
-Геологии,
- Климатологии,
- Биологии.
Каждая лаборатория получает задания.
Задания группе топографов:
Изучите особенности рельефа материка Антарктиды
Откройте учебник на стр. 254-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Что лежит в основе материка Антарктида?
2. Каков же подледный рельеф?
3. В чем разница в рельефе между Западной и Восточной частями материка?
4. Рассмотрите подледный рельеф по профилю.
Задания группе гляциологов
Изучите особенности ледникового покрова материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 254-255.
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Чем покрыт материк?
2. Какова средняя и максимальная толщина льда?
3. О чем говорит средняя высота материка, учитывая лед?
4. Рассмотрите ледниковый профиль, где самая большая толщина льда?
5. В каком состоянии находится материковый лед?
6. Образование айсбергов (стр. 257)

Задание группе геологов
Изучите полезные ископаемые материка Антарктида
Откройте учебник на стр. 259
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?
2. В каком состоянии находится пресная вода, ее запасы?
3. Какое влияние оказывают природные процессы, происходящие в Антарктиде?
4. Для чего изучают Антарктиду?
Задания группе Климатологов
Изучите особенности климата материка Антарктида.
Откройте учебник на стр. 255-256
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах находится Антарктида?
2. Почему Антарктиду называют «холодильником»?
3. Почему даже летом Антарктида не прогревается?
4. Охарактеризуйте лето и зиму?
5. Проанализируйте диаграммы и сделайте вывод об изменении климата от берега полюсу.
Задания группе биологов
Изучите особенности органического мира Антарктиды.
Откройте учебник на стр. 257
Прочтите текст. Используйте материалы дополнительной литературы.
Ответьте на вопросы:
1.В какой природной зоне находится Антарктида?
2. Какие есть растения в Антарктиде?
3. Животный мир Антарктиды.
4. Оазисы – очаги тепла и жизни.
Каждая лаборатория приступает к выполнению заданий.
Учащиеся читают учебник, дополнительную литературу и отвечают на вопросы.
- Антарктида резко отличается от остальных материков нашей планеты.
- Антарктида – единственный вокруг полюса материк. Это область самого большого оледенения земли, 99% территории покрыто мощным ледниковым покровом.
- Антарктида – самый высокий материк Земли. Рельеф представлен горными хребтами, разделяющими их равнинами, впадинами и долинами.
-Материк называют полюсом холода и кухней ветров.
- Причиной суровости климата является ее высота.
- Вторая причина оледенения это географическое положение.
- Третье, что вокруг суша, а не океан.
-Низкие температуры сочетаются с постоянными ветрами, дующими с высокогорных массивов и метелями.
- Среднегодовая температура воздуха - 55°- 57°, зимой - 60°, а лето - 35°.
- Осадки в виде снега выпадает от 100 до 250 мм в год. Узкая прибрежная полоса получает 700мм осадков в виде снега. Обычная скорость ветра 50 – 60 м в сек.
- Антарктида – самый бедный материк по количеству видов растений и животных, однако флора и фауна на столько разнообразна, что их относят к особой Антарктической области.
- Органический мир беден из-за экстремальный условий обитания.
-Животный мир представлен морскими птицами: буревестниками, поморниками, утками.
_ Побережье Антарктиды населяют морские млекопитающие: морской слон, морской котик, тюлень – крабоед, морской леопард.
- В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами, бактериями.
Каждая группа защищает свое исследование, а все учащиеся заполняют таблицу.
Географическое
положение Рельеф Полезные ископаемые Климат Органический мир

Мы тщательно изучили особенности природы этого уникального материка, все отразили в таблице и увидели следующую зависимость:
ФГП—низкая температура воздуха--- ледниковый щит--- Полюс холода Земли--- бедный органический мир;
Южная часть океанов --- низкое давление;
В Антарктиде – высокое – сильные ветры---перемешивание вод — богатый органический мир в северной части.
3. Закрепление
Сейчас нам предстоит попрощаться с институтом «Земли» и вернуться в свой кабинет.
Возьмите лист контроля знаний, выполните предлагаемые задания.
Выпишите в таблицу ответов буквы соответствующие верному ответу на каждый вопрос.
Проверим ответы. Назовите полученное слово, у кого ключевое слово «Умница» тот и справился с заданием.

Лист контроля знаний.

1.Антарктида вместе с ледяным куполом:

У) самый высокий материк;
Ф) средний материк;
К) низкий материк.

2. Антарктида омывается океанами:

Л) Тихим и Атлантическим;
М) Тихим, Атлантическим и Индийским.

3.В основании большей части Антарктиды располагается:

О) область древней складчатости;
И) древняя платформа;
П) область молодой складчатости.

4.Главной причиной холодного климата Антарктиды является:

Р) наличие ледникового купола;
И) особенности географического положения.

5. Уникальность и бедность органического мира Антарктиды объясняется:

Ш) наибольшей площадью материка;
Ч) тем, что материк давно отделился от других материков;
Ц) самый холодный материк.

6. Какие по происхождению полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде:

Б) Осадочные;
А) осадочные и магматические;
В) метаморфические.

Таблица ответов
№ вопроса 1 2 3 4 5 6
Буквы ответов

5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Я предлагаю познакомиться с этим материком еще раз дома. Прочитайте учебник на стр. 255-261. А тем, кто любит географию, предлагаю составить кроссворд на тему «Антарктида».
Давайте подведем итоги урока:
Вы узнали что-то новенькое? А что?
Как вы думаете, мы достигли цели урока?
А для чего мы изучали эту тему?
Ваши оценки сегодня подсказывают, что вы готовы к изучению следующей темы.

Литература. 1. Баландин Р. К. География. Открытие Земли.2000г. 2. Галицкий В. И., Географические открытия, исследования, 1988г. 3. Географический энциклопедический словарь А. В. Трошникова – М, С Э 1988. 4. Емельянов А. С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам. Ярославль. Академия развития, 1997г. 5. Корнеев В. П., Географические игры и развлечения. К. 1985г. 6. Образовательные технологи: Научно- методическое пособие / Пехота О.М., К. 2003г. 7. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии Учебное пособие. – М. 1998г.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей