Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга. Предмет и задачи нейропсихологии


Скачать 196.76 Kb.
Название1. Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга. Предмет и задачи нейропсихологии
Дата09.11.2019
Размер196.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSeminar_1.docx
ТипДокументы
#64976
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Тема 1.

1.Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга. Предмет и задачи нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.



Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его полледователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания, которая способна решать как теоретические, так и практические задачи клинической психологии.

В теоретическом плане: предмет изучения - Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга В Осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.


1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.

2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга

3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур.

2. Возникновение нейропсихологии на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. А.Р. Лурия как основоположник отечественной нейропсихологии.

Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии. Как самостоятельная научная дисциплина нейропсихология оформилась в 40-50 гг., чему способствовал целый ряд причин:

- во-первых, новые физиологические теории. Идея системного подхода к ВПФ, предложенная П. К. Анохиным, и представление о постоянных и меняющихся компонентах движения (как психической функции), разработанное Н. А. Бернштейном, легли в основу теоретических представлений А. Р. Лурия, который использовал эти положения для построения теории системной динамической локализации высших психических функций человека;

- во-вторых, появление концепции культурно-исторического развития ВПФ Л. С. Выготского. Исследования Л. С. Выготского легли в основу научного изучения системного строения различных психических процессов, разработки возможности компенсации нарушенных психических функций при локальном поражении мозга;

- и, в-третьих, успехи неврологии, нейрохирургии и патопсихологии. Огромный вклад в становление нейропсихологии внесла Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками, изучая патологию мыслительных процессов и аффективной сферы при органических поражениях мозга.

Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: С одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале м. б. проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения общепсихологических проблем.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

3. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология; нейропсихология детского, старческого возраста; нейропсихология индивидуальных различий (в норме; психофизиологическое направление; нейропсихология пограничных состояний и др. задачи и методы каждого направления.
Клиническая нейропсихология – основное направление, задача которого в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объект исследования: мозг больного или травмированного чка. Предмет: причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.
основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клиниче­ского (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработан­ные Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские мето­ды». А. Р. Лурия созданы теоретические основы нейропсихологической син-дромологии, введено новое представление о нейропсихологическом син­дроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено наруше­нием (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной сис­темы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний этого дефекта на всю функцио­нальную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Совокупность первичных и вторичных симптомов и составляет нейропсихологический синдром.
Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Это, прежде всего, экспериментальное нейропсихологическое исследование познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий.
  • Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является Центральное положение нейропсихологической реабилитации состоит в том, что восстановление сложных психических функций может быть дос­тигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в ре­зультате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуще­ствляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предпо­лагает и ее новую мозговую организацию.

    Для выбора необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация дефекта методами ней­ропсихологической диагностики). Наиболее интенсивно в рамках реабилита­ционного направления велась (и ведется) работа по восстановлению речевой деятельности. Разработаны и успешно используются методы восстановления экспрессивной и импрессивной речи, а также памяти и интеллектуальной деятельности.В настоящее время в этой области нейропсихологии происходит распро­странение нейропсихологических принципов восстановления на невербаль­ные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на лич­ность больного в целом.
    Впервые в клинике локальных поражений головного мозга использовал различные объективные психофизиологические методы исследования А. Р. Лурия. Он первым применил «сопряженную моторную методику», направленную на объективизацию аффективных комплексов. И в настоящее время нейропсихологи постоянно используют в своих ис­следованиях различные физиологические показатели психической деятель­ности: механограмму и миограмму—для исследования произвольных движе­ний, плетизмограмму — для изучения ориентировочного рефлекса как ос­новы внимания, показатели движений глаз — для оценки зрительного вос­приятия, электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных по­ражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. Т.о., в задачи психофизиологического направления входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций человека, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур. Это направление исследований тесно взаимосвязано с экспери­ментальной нейропсихологией.
    Психофизиологические исследования помогли уточнить роль лобных до­лей мозга в произвольной регуляции познавательной психической деятельно­сти, опосредованной речью, выяснить характер участия лобных и височных отделов мозга в регуляции эмоциональных состояний, уточнить роль движе­ний глаз в нарушениях зрительного восприятия, проанализировать психофи­зиологические механизмы нарушений произвольных движений и действий и др.

    В настоящее время развитие исследований в области «психофизиоло­гии локальных поражений головного мозга» идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики и более систематического изучения физиологиче­ских механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов в целом, с другой — по пути усовершенствования методического аппарата (математическая обработка ЭЭГ-данных на ЭВМ и др.).
    Нейропсихология детского возраста как направление начало складываться в 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при ло­кальных мозговых поражениях у детей. Клинические наблюдения за детьми раннего возраста показали, что поражение коры левого полушария у них, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениями рече­вых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы пора­жения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накоп­ления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследова­ния и их стандартизации.
    Систематическое нейропсихологическое исследование детей с локаль­ными мозговыми поражениями в возрасте 5—15 лет, проведенное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступенях онтогенеза поражение од­ного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три воз­растные группы (5-7, 7—12, 12—15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражения левого полу­шария у этих детей и ведут к речевым нарушениям, последние носят неафазический характер. Поражения правого полушария у них существенно чаще, чем у взрослых, приводят к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений).

    Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функ­ций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить зако­номерности хроногенной локализации высших психических функций, о ко­торой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различ­ное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от воз­раста («вверх» — на еще не сформировавшиеся функции «вниз» — на уже сложившиеся). «Детская нейропсихология» раскрывает широкие возможно­сти для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для изучения вопроса о генетическом и социальном факто­рах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение «детской нейропсихологии», так как адапти­рованные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют оп­ределять зону поражения мозга у детей так же успешно, как и у взрослых.
    Нейропсихология старческого возраста. Несколько позже, чем другие направления нейропсихологии, стала формироваться нейропсихоло­гия старческого возраста, когда психология, медицина и нейронауки соеди-нились в комплексном подходе к проникновению в механизмы нормальных и патологических изменений мозга и психики в период так называемого воз­раста инволюции, который согласно возрастной периодизации начинается в 45 - 50 лет. Мощным стимулом для этого явилось изменение демографиче­ской ситуации с опережающим ростом численности людей пожилого возрас­та по отношению к общему росту населения. Одно из следствий этого про­цесса - увеличение количества характерных для этого возраста психических заболеваний, в частности старческого слабоумия, связанного с нарушением функций мозга атрофической и сосудистой природы. Нейропсихологический подход занял одно из центральных мест в решении проблем профилактики психического здоровья в последней трети жизни человека, в нозологической и прогностической диагностике, психологической коррекции и фармакотера­пии ослабоумевающих процессов. Важным постулатом, лежащим в основе нейропсихологических исследований, являются представления о сходстве мозговых изменений при нормальном и патологическом старении в виде уменьшения массы мозга, атрофии нервных клеток, сглаживания извилин, расширении мозговых желудочков. Естественно, в патологии отражаются особые специфические изменения мозговой ткани. Диффузная церебральная дефицитарность проявляется и в реализации ВПФ, а при заболеваниях мозга в прогрессирующем мнестико-интеллектуальном снижении, приводящем на определенных стадиях развития болезни к дезорганизации психической дея­тельности и дезадаптивному поведению (деменции).
    В решении этих и других вопросов нейропсихологии старческого возраста наиболее продуктивным представляется исследование проблемы «мозг и психика при старении» с помощью синдромного метода А.Р.Лурия, где все когнитивные прцессы рассматриваются в сочетании, комплексно, как многозвеньевые функциональные системы, находящиеся во взаимосвязи и объединенные общими звеньями (факторами), обеспечиваемыми работой специфических функциональных зон мозга. Т.е., даже при диффузной мозговой патологии ни одна психическая функция не нарушается полностью (или равномерно по всем составляющим) и именно при распространенных процессах в мозге, затрагивающих его «широкую зону», правомерно ожидать сочетанных изменений или расстройств в различных слагаемых мнестико-интеллектуальной сферы.

    В подходе к изучению мозговых механизмов психических функций в позднем возрасте продуктивным является применение концепции Лурия А.Р. о трех блоках мозга, которая рассматривает психические процессы в связи с интегративной работой трех крупных морфо-функциональных структур, ка­ждая из которых вносит свой специфический вклад в обеспечение энергети­ческих и нейродинамических параметров психической активности (1 блок), актуализации операционного состава психической деятельности (2 блок) и ее произвольной регуляции (3 блок).
    За последнее время все более начинает утверждаться нейропсихоло­гических подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологиче­ских знаний для изучения здоровых людей, с целью профотбора, профориен­тации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение у нормы вариантов межполушарной асимметрии мозга («профилей латераль-ности») и сопоставление их с различными познавательными, эмоциональ­ными процессами и личностными характеристиками. Была выявлена связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спортивных достижений. Все эти данные свидетель­ствуют о большой значимости закономерностей парной работы больших по­лушарий для решения психодиагностических задач. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики весьма перспективен, и работу в этом направлении можно расценивать как самостоятельную линию развития ней­ропсихологии.
  • . Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.
  • Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.
    4.Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Определение симптома, синдрома, фактора). Значение нейропсихологии для здравоохранения, педагогики и других областей практики.

    Понятие нейропсихологического фактора, классификация факторов

    Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека.

    1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов. Кинестетический фактор -- частный случай модально-специфического фактора. Он обеспечивает передачу и интеграцию сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения (схема тела).2. Модально-неспецифические факторы -- связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности -- подвижности нервных процессов, активации -- дезактивации, спонтанности -- аспонтанности). 3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон -- префронтальных и височно-теменно-затылочных зон. Кинетический фактор -- связан с работой ассоциативных премоторных отделов мозга и обеспечением естественного и целесообразного алгоритма поведения. При нарушениях данного фактора или при его несформированности у детей, элементы движений выполняются изолированно, двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Особенно ярко эти черты обнаруживаются в моторном обеспечении письма и рисования. 4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы: преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной (последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций, произвольной или непроизвольной регуляции психической деятельности. 5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга, связаны со структурами мозолистого тела. 6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга (кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами). Пространственный фактор -- обеспечивает различные уровни переработки пространственных параметров и отношений внешней среды. Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности. Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний . Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ. Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ.Это вторая сторона принципа работы перцептивных и гностических функциональных систем. Фактор работы глубоких подкорковых структур.

    Понятие нейропсихологического симптома и синдрома

    Нейропсихологический симптом -- нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга). Первичные нейропсихологические симптомы -- нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы -- нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей. Нейропсихологический синдром -- закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

    Синдромный анализ в нейропсихологии

    Синдромный анализ -- анализ с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним -- факторный анализ). Положения: узнать какой характер носит дефект и почему он появился; сопоставить первичный и вторичный дефект, выделить сохранные функции непосредственно связанные с нарушенным фактором. Нарушение ВПФ может проявляться: в форме грубого расстройства функции, патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Синдромы делят на корковые и подкорковые. Корковые поражения задних отделов мозга: 1)синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов - нарушения зрительных: гнозиса, памяти, пространства. 2)синдромы поражения зоны ТРО - трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов; 3) синдромы поражения коры теменной области мозга - тактильные агнозии, соматоагнозии. 4) синдромы поражения наружной коры височной области мозга - нарушение фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии; 5)синдромы поражения коры внутренних отделов височной области коры - модально-неспецифические нарушения памяти, сознания и эмоциональной сферы. Корковые поражения передних отделов коры больших полушарий:1) синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений; 2)синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного. Подкорковые:1)синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;2)синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии -- дисграфии;

    5. История развития и становления нейропсихологии как самостоятельной отрасли знаний.

    Нейропсихология в нашей стране имеет свои традиции. Первые нейропси-хологические исследования проводились в 20-х годах Л.С. Выготским. Од­нако, создателем нейропсихологии является профессор А. Р. Лурия (1902-1977), который на протяжении многих лет, начиная с три­дцатых годов и до конца своей жизни, вместе со своими учениками последо­вательно разрабатывал различные разделы нейропсихологии и превратил ее в самостоятельную отрасль психологической науки, характеризующуюся сво­им предметом, своими методами и своим объектом исследования. Вообще научное наследие А.Р. Лурия можно разделить на два основных раздела: первый условно можно обозначить как работы, посвященные различным об­щепсихологическим проблемам (изучение высших психических функций, их генеза, роли речи в организации поведения, роли исторических факторов в формировании психических процессов и т.д.); второй включает в себя иссле­дования в области нейропсихологии, посвященные проблемам мозговой ор­ганизации различных психических процессов. Успех нейропсихологических исследований А.Р. Лурия был обеспечен, прежде всего, тем, что теоретиче­ской основой этих исследований было учение о ВПФ человека, которое он разрабатывал вместе с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими отечест­венными психологами. Т. о., теоретической основой нейропсихологических исследований А.Р. Лурия были его общепсихологические представления о системном строении ВПФ, их изменчивости, пластичности, зависимости не только от генотипических, но и от паратипических факторов, их динамично­сти во времени и способах организации. В многочисленных нейропсихологи­ческих работах А.Р. Лурия развивалась единая линия исследований - от представлений о мозговой организации отдельных психических функций - к общим представлениям о принципах локализации любых психических про­цессов и о работе мозга как целого. Основной теоретической задачей нейроп­сихологических исследований Лурия была разработка теории локализации высших психических функций человека, обозначенной им как теория сис­темной динамической локализации функций.

    Нейропсихологические исследования Лурия включают в себя два основ­ных типа работ: во-первых, работы, которые можно объединить под названи­ем «синдромология», т.е. изучение различных нейропсихологических син­дромов, возникающих при локальных поражениях мозга; во-вторых, иссле­дования разных форм нарушения того или иного психического процесса вследствие различных локальных поражений мозга. Сюда относятся работы по нейропсихологии речи, памяти, восприятия, мышления, т.е. работы по нейропсихологии познавательных процессов.

    Следует отметить, что А.Р. Лурия считал необходимым тесное объедине­ние нейропсихологических знаний с собственно-неврологическими и нейро­хирургическими клиническими данными для более тщательного уточнения структурных и функциональных основ нейропсихологических синдромов. Тесная связь с клиникой - со всем арсеналом клинических исследований больного (неврологическим, ангеографическим, ЭЭГ, рентгенографическим, отоневрологическим и др.) - была основой всей нейропсихологической рабо­ты А.Р. Лурия.

    Прослеживая историю нейропсихологических работ Лурия, можно выде­лить в ней несколько периодов: а) ранний период (конец 20-х - начало 30-х гг.); б) предвоенный период; в) военный период и первые послевоенные го­ды; г) возвращение к нейропсихологической тематике после короткого пере­рыва (конец 50-х - начало 60-х); д) период интенсивной разработки нейроп­сихологии, продлившийся до конца жизни (60-70-е гг.).

    А.Р. Лурия опубликовал большое число работ по нейропсихологии, мно­гие из которых были переведены на различные иностранные языки. Среди них наиболее известны такие монографии, как «Травматическая афазия» (М., 1947), «Восстановление функций после военной травмы» (М, 1948), «Выс­шие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга» (М., 1962.— 1 изд., М., 1969.— 2 изд.), «Мозг и психические процессы» (М., 1963,—т.1, 1970.—Т.П), «Основы нейролингвистики» (М., 1975), «Нейропси­хология памяти» (М., 1974.— Т. I; 1976.—т. II) и ряд других. Одна из них «Основы нейропсихологии» (М., 1973) была подготовлена А. Р. Лурия как учебное пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов.

    Следует отметить, что за рубежом — особенно за последнее время — был опубликован целый ряд руководств по нейропсихологии. К их числу отно­сятся: «Нейропсихология человека» X. Экаэна и М. Альберта «Нumаn Neu-ropsychology», (1978), «Основы нейропсихологии человека» Б. Колба и Я. Уишоу, (1980); «Клиническая нейропсихология», (1984) под ред. Патрика E. Лоди и Джемса М. Шеара, «Клиническая нейропсихология», (1979) под ред. К. М. Хелмана и Е. Валенстейна; «Нейропсихология леворукости», (1980) под ред. Дж. Херрона и ряд других.


    Комплексный характер знаний, которые используются для построения тео­ретических моделей нейропсихологии, определяется комплексным, много­плановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихоло­гии.


    6. Методы нейропсихологии: основные группы, их содержание и достижения, полученные с помощью каждой группы методов. Сравнительно-анатомический метод исследования в нейропсихологии.

    Методы нейропсихологии: основные группы, их содержание и достижения, полученные с помощью каждой группы методов

    Теоретические: Сравнительно-анатомический позволяет выяснять зависимость поведения животных от особенностей строения их нервной системы. С помощью данного метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий, но изучить функции тех или иных структур было сложно. Метод раздражения предполагает анализ особенностей высших психических функций (ВПФ) в результате воздействия на мозг. Выделяют прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов. Первое предполагает непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механически. Однако непосредственное воздействие на мозг имеет ряд ограничений, особенно в отношении человека. Метод непрямого раздражения предполагает выявление изменения электрической активности тех мозга в результате воздействия естественных факторов, регистрируется с помощью ЭЭГ. изучение активности отдельных нейронов, стало возможным в результате применения микроэлектродов, которые могут быть вживлены в отдельный нейрон. Основную роль в становлении сыграл метод разрушения (или выключения). Этот метод предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения. Что касается человека, то метод заключается в наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно выделить необратимые (удаление участков мозга) и обратимые нарушения работы отдельных участков мозга (охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального препарата и отключение соответствующего полушария мозга.). В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа. Инструментарий нейропсихологии Магнитно-резонансная томография (МРТ); Компьютерная томография (КТ); Электроэнцефалография (ЭЭГ).

    Сравнительнно-анатомический метод исследования в нейропсихологии

    Используется для исследования основных принципов организации деятельности животных, в зависимости от строения НС. Сложные формы поведения и сложные рефлекторные процессы могут, осуществляется разными уровнями нервной системы из-за того, что на разных ступенях эволюции появлялись все более совершенные структуры, отвечающие требованиям среды. Кора по своему строению неоднородна. Имеются различия не только морфологические, но и функциональные. Передняя кора - моторная и задняя - сенсорная. В коре выделяют общечувствительную (теменную), зрительную (затылочную) и слуховую (височную) области. Выделяют волокна, несущие двигательные импульсы к мышцам и составляющие двигательный или пирамидный путь головного мозга. С морфологической точки зрения кора состоит из первичной и более совершенной вторичной зоны. Также в коре головного мозга выделяют третичные зоны. Они лежат между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры. Из них выделяют две группы: заднюю (между затылочной и теменной), переднюю (спереди от двигательной зоны коры). Передняя связана остальными отделами коры и участвует в построении сложных программ поведения человека.

      1   2   3   4

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей