МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №22» ГОРОДА ВОТКИНСКА УДМУРСТКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Утверждено приказом заведующего
МБДОУ детского сада
От 21.08.2019 г № 108-ос
Рабочая программа совместной деятельности
воспитателя с детьми 3-4 лет
( младшая группа) Составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой Срок реализации программы 2019-2020 учебный год Воспитатели: Н.В. Вольхина
Е.Г. Селезнева
Рассмотрена на педагогическом совете
МБДОУ детского сада №22
Протокол № 1 от 20.08.2019 г
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22» города Воткинска Удмуртской Республики с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы. Рабочая программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы:
-Программа социально –эмоционального «Я-ТЫ-МЫ» под редакцией О.Л. Князевой
-Программа музыкального воспитания « Ладушки» под редакцией Н.М. Каплунова
- «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка
• Закон «Об образовании в Российской Федерации»
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ
• ФГОС ДО
Информационная справка
Младшая группе «Ягодка» общеразвивающей направленности. Группу посещают 23 ребенка. Из них мальчиков – 10 человек, девочек – 13 человек.
1.2 Цель и задачи рабочей программы
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1.4 Основные задачи образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов .
7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Становление целенаправленности в двигательной сфере.
5) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. 1.5 Планируемые результаты усвоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 1.6 Возрастные особенности развития детей младшей группы В возрасте 3-4 лет ребенок общение ребенка становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны. Однако дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Комплексно-тематическое планирование
Познавательное развитие Содержание НОД по ФЭМП Сентябрь 1 неделя
04.09 2 неделя
11.09 3 неделя
18.09 4 неделя
25.09 Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с.10 )
Цель: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.11)
Цель: Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький. Изучение индивидуальных особенностей развития детей. Культурные практики Зан№1
(Помораева И.А., ПозинаВ.А.с.11)
Цель: Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало. октябрь 1 неделя
02.10 2 неделя
09.10 3 неделя
16.10 4 неделя
23.10 4 неделя
30.10
Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.12)
Цель: Познакомить со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из неё одного предмета. Учить понимать слова много, один, ни одного. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.13)
Цель: Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем. Зан№4
(Помораева И.А., Позина В. А. с.14)
Цель: Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру – большой, маленький. (Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.39)
Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Закреплять понятия «один» и «много». (Волчкова В.Н., Степанова Н.В. с.39)
Цель: Закреплять понятия один, много, столько же, больше, меньше. освоение детьми умения ориентироваться в детском саду, сравнивать на дальность расположение кабинетов (вверх – вниз, далеко – близко). развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. ноябрь 1 неделя
06.11 2 неделя
13.11
3 неделя
20.11
4 неделя
27.11
Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с. 15 )
Цель: учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с 16)
Цель: Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.17)
Цель: Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке. Обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом. учить различать круг и квадрат. Зан№4
(Помораева И.А., Позина В. А. с.17)
Цель: Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. декабрь 1 неделя
04.12 2 неделя
11.12
3 неделя
18.12
4 неделя
25.12
Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с.18)
Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.19)
Цель: Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – коротки,. длиннее – короче. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.20)
Цель: Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руки. Зан№4
(Помораева И.А., Позина В. А. с.21)
Цель: Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
январь 1 неделя
2 неделя
15.01 3 неделя
22.01
4 неделя
29.01
Праздничные дни Зан№1
(Помораева И. А., Позина В. А. с. 22)
Цель: Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.23)
Цель: Продолжать усить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.24)
Цель: Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями по много, поровну, столько – сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире – уже, одинаковые по ширине.
февраль 1 неделя
05.02 2 неделя
12.02
3 неделя
19.02
4 неделя
26.02
Зан№4(янв.)
(Помораева И.А., Позина В. А. с.26)
Цель: Учить сравнивать две группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько – сколько. Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом. Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с.27)
Цель: Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать словами впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.28)
Цель: Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже. Упражнять в умении определять пространственные направления от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, одинаково, столько – сколько. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.29)
Цель: Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаково, столько – сколько.
март 1 неделя
04.03 2 неделя
11.03
3 неделя
18.03
4 неделя
25.03
Зан№4(февр.)
(Помораева И.А., Позина В. А. с.30)
Цель: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько. Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже. Зан№1
(Помораева И. А., Позина В. А. с. 31)
Цель: Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.32)
Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько – сколько, больше, меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.33)
Цель: Упражнять в умении сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться понятиями столько – сколько, больше – меньше. Закреплять умения различать и называть части суток: день, ночь. апрель 1 неделя
01.04 2 неделя
08.04
3 неделя
15.04
4 неделя
22.04
5 неделя
29.04
Зан№4(март)
(Помораева И.А., Позина В. А. с.34)
Цель: Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять умение различать и находить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с.35)
Цель: Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Зан№2
(Помораева И.А., Позина В. А. с.36)
Цель: Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
Изучение индивидуальных особенностей развития детей.
Культурные практики
Зан№3
(Помораева И.А., Позина В. А. с.37)
Цель: Учить различать определенное количество движений и называть их словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление. май 1 неделя
06.05 2 неделя
13.05
3 неделя
20.05
4 неделя
27.05
Зан№4(апр.)
(Помораева И.А., Позина В. А. с.38)
Цель: Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение называть и различать части суток: утро, вечер. Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их.
Зан№1
(Помораева И.А., Позина В. А. с.39)
Цель: Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. Зан№2
(Помораева И. А., Позина В. А. с. 40)
Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Развивать внимание, мышление, память, воображение. Зан№3
(Помораева И. А., Позина В. А. с. 40)
Цель: Повторение пройденного материала.
|