Главная страница
qrcode

литература. Ход урока Вступительная беседа


НазваниеХод урока Вступительная беседа
Анкорлитература.doc
Дата11.11.2016
Размер1.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаliteratura.doc
ТипДокументы
#1488
страница1 из 26
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

'Урок 1 Ф. Савинов «Родина»
Цели:

Введение в дисциплину;

• Выявление знаний, полученных в первом классе;

• Формирование навыка размышлять и анализировать;

• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока

1. Вступительная беседа.

На первом занятии целесообразно поздравить детей с началом школьной поры, расспросить, как они провели каникулы, спросить, какие книга прочли самостоятельно. Рассказать о предстоящем изучении дисциплины.

Вы уже взрослые и вполне хорошо можете читать сами, поэтому я вам читать буду редко, и мы познакомимся с разными техниками чтения.

Перед нами книга «Литературное чтение» часть первая.

Откройте и пролистайте ее.


Вопрос

Ответ

- Как вы думаете, почему эта книга так называется?

- Вспомните аналогию с первым классом.

- Включает в себя много классических литературных произ­ведений.

- На уроках будем много читать.

- Зачем нам нужна эта книга?

- Это учебник, и мы будим разбирать и анализировать произведения.

- Докажите. Давайте полистаем его. Найдите в книге информацию, которая будет учебной, познавательной.

- В учебнике есть полезная научная информация, пометки, условные обозначения. Ориен­тируясь на них, мы выполняем задания.

- Также есть информация для обобщающих и закрепляющих занятий («Книжная полка», «Проверь себя»).

- К учебнику прилагается рабочая тетрадь с вопросами и

заданиями, которые мы будем выполнять.



- Наверное, скучно и неинтересно читать книгу, которая содержит только лишь какую-то информацию.

- Что добавляет нашей книге живость и яркость, помогает ярче представить произведение и делает учебник просто красивым и красочным?

- Иллюстрации.

- До Нового года мы должны разобрать первую часть «Литературного чтения», а во втором полугодии - вторую.

- Также нам понадобятся рабочие тетради, в которых вы будете выполнять творческие задания.




- А где можно узнать, с какими произведениями пред­стоит нам познакомиться?

- «Содержание» помещено в конце книги.

- Внимательно ознакомьтесь с содержанием. С какими авторами мы уже знакомы? Встретились ли вам знакомые произведения? Расс­кажите, где вы с ними познакомились.




- Мы отчетливо видим, что перед нами учебник, который поможет разобраться в слож­ностях, постичь тайны русской речи, познакомиться с произ­ведениями классиков.




- Помимо текущих уроков по литературному чтению у нас будут проходить уроки

внеклассного чтения.

- На таких занятиях мы будем использовать книгу «Литературное чтение. Учебная хрестоматия». Также по ней будут задаваться домашние задания.




- Почему хрестоматия назы­вается учебной?

- Также, как и в учебнике, в хрестоматии есть пометки, услов­ные обозначения. Ориентируясь на них, мы выполняем задания.


II. Знакомство с новым материалом




Вопрос

Ответ

Мы открываем первый раздел учебника. Прочитайте, как он называется.

«О нашей Родине».

В этом разделе мы будем читать произведения о Родине. В них рассказывается о родной природе, любви к Русской земле, о ее прошлом и настоящем.




Перед нами стихотворение Ф. Савинова «Родина». Прочитайте его «про себя».




С какими новыми словами вы встретились при чтении стихот­ворения?

Исполины - великаны. Приволье - широкое, просторное место, раздолье.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Гордость, любовь, уваже­ние.

Как нужно читать это стихотворение? Прочитайте, как вы считаете нужным.

(Несколько учеников выра­зительно читают стихотворе­ние).

Какие слова в стихотворении повторяются?

Русский, Русская земля, Родина.

Для чего нужны эти повторы?

Чтобы с большей полнотой и выразительностью показать любовь к Родине.

На странице 5 - условный значок - «Обрати внимание, это

(Ученики знакомятся с информацией о рифме).

важно знать». Прочитайте, что под ним написано. А также восполь­зуйтесь «подсказкой».




Какие еще в тексте слова рифмуются?

Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка.

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 1.

1. «Русское раздолье», «русская земля».

2. «Русская сторонка».

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №2.

Русское, русская, русские. Родина.

РТ «Литературное чтение»: стр. 3 №3.

Приволье - раздолье, Поля - земля, Исполины - картины, Моря - моя - соловья, Жаворонка - сторонка.


IV. Домашнее задание.

1. Выучите стихотворение наизусть.

2. РТ «Литературное чтение»: стр. 3 № 4.

Урок 2. И. Никитин «Русь»
Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новыми произведениями.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка наличия выполненного творческого задания (РТ «Литературное чтение»: стр.3 № 4).

2. Чтение стихотворения Ф. Савинова наизусть.
II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением о Родине -«Русь» И. Никитина.


Вопрос

Ответ

На странице 7 нашего учебника вы найдете условное обозначение справочного мате­риала. Прочитайте информацию под ним.

(Ученики читают инфор­мацию об авторе).

Это стихотворение поистине русское, по своему звучанию оно напоминает народную песню.

Прочитайте стихотворение «про себя». Подумайте, как вы будете его читать. Воспользуйтесь «подсказкой» на с.7.




Какой вы представляете природу России?

(Самостоятельные рассуж­дения учеников).

Найдите в тексте и прочитайте строки, характеризующие природу России.

«Под большим шатром

Голубых небес -

Вижу - даль степей

Зеленеется.

И на гранях их Выше темных туч. Цепи гор стоят Великанами...»

III. Практические задания.
Вопрос



Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр. 4№ 1.

«Русь могучая», мать.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4 №2.

Иван Саввич Никитин.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4№3.

Человек без родины, что соловей без песни.

Всякому мила своя сторона.

РТ «Литературное чтение»: стр. 4 № 4. Отгадайте загадку и запишите ответ.

Березки.

Все ли слова в загадке вам понятны?

Полушалок небольшим шаль, платок.

IV. Домашнее задание.

1. Выучите стихотворение наизусть.

2.РТ «Литературное чтение»: стр. 4 № 4. Нарисуйте отгадку.

Урок З. С. Романовский «Русь»

Цели:

- Формирование умения рассуждать;

- Понимать смысл произведения;

- Развитие творческой деятельности;

- Познакомиться с новым произведением.

Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Проверка наличия выполненного творческого задания

(Литературное чтение»: стр.4 № 4).

  1. Чтение стихотворения И. Никитина наизусть.




  1. Знакомство с новым материалом.




Вопрос

Ответ

Прочитайте рассказ

С. Романовского «Русь».




О чем это произведение?

Объясняется, откуда поя­вилось название «Русь».

Как автор объясняет слово

;ь»?

«Страна, где много рек и озер».

А что такое «русь» на севере?

Светлое место.

Отчего заплакал автор?

От радости.

Что вызвало такие эмоции?

Автор понял, что его Родина - это страна света.

Найдите в тексте диалог

автора и Анны Ивановны.

Что такое диалог? Прочитайте об этом на странице 9.

Диалог - это разговор двух или нескольких героев произ­ведения.

Прочитайте диалог по ролям.




Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.







Как вы понимаете ряд слов «Русь, Родина, Родительница моя»?

В них заключены любовь и уважение к своей Родине.

  1. Практическое занятие


Вопрос



Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр.

5№ 1.

Русь - «это страна, где много рек и озер».

Русь - «светлое место».

РТ «Литературное чтение»: стр. 5 №2.




РТ «Литературное чтение»: стр. 5№3.

Своя сторона.


IV. Домашнее задание.

1. РТ «Литературное чтение»: стр. 5 № 4.

2. «Учебная хрестоматия», Ч. 1: страница 10. Н. Рубцов «Россия. Русь - куда я ни взгляну...». Прочитать, ответить на вопросы на страницах 10-11.

3. РТ «Литературное чтение»: стр.7 № 1 -2.

Урок 4. С. Романовский «Слово о Русской земле»
Цели:

• Формирование умения рассуждать;

• Знакомство с новыми литературоведческими понятиями;

Знакомство с новым жанром литературы;

• Понимать смысл произведения;

• Развитие творческой деятельности;

• Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

Проверка выполненного задания в РТ.

Вопрос

Ответ

Какое стихотворение вы читали дома?

Н. Рубцов «Россия. Русь -куда я ни взгляну...».

С какими новыми словами вы встретились?

Погост - кладбище.



Как называет поэт свою Родину?

Россия, Русь.

Как вы понимаете просьбу поэта: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»?

(Самостоятельные размыш­ления учеников).


II. Знакомство с новым материалом.

Сегодня я сама вам почитаю. Мы познакомимся с новым жанром литературы - это слово.

Слово характерно именно для русской литературы. Жанр этот знаком нам из глубокой древности. Напоминает русские распевы. Слово описывает силу, красоту и мощь Руси.

Прочитайте информацию о слове и авторах слова на странице 14 учебника.


Вопрос

Ответ

Вы прослушали «Слово о Русской земле». Какие слова вам показались непонятными, новы­ми.

Прочитайте их значение на странице 13.




Какие слова в «Слове...» кажутся вам старинными? Как вы их понимаете?

Местночтимые достопримечательности;

Горододельцы - строители городов;

Пригожее - хорошее, удобное;

Нынешняя — сегодняшняя, современная.

Что напоминает «Сло­во...»?

Песню.

Какой вы представляете Русскую землю?

(Самостоятельные размы­шления учеников).

Как автор описывает Русскую землю?

(Пересказ).

Найдите и прочитайте слова из летописи.

(Чтение).

Как называются слова из одного произведения, помещенные в другое?

Цитата.




Что в этом произведении вам особенно запомнилось?

(Самостоятельные размыш­ления учеников).

Чем удивляет и восхищает нас Русская земля? Прочитайте.

«Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами вели­кими, селами дивными...»

Кто живет на Руси?

Руссы и россы.

Как перевести эти названия?

Люди, живущие у воды.

Прочитайте, что обозначает слово «Русь».

«Русь обозначает страну озер и рек».

Что такое местночтимые источники?

Родники.

Как их еще называют?

Живунами.

Почему?

Они живут, порка к ним звери и люди наведываются.

Расскажите о родниках Руси, пользуясь учебником.

(Пересказ).

Прочитайте, как читалось «Слово...».

«В старину «Слово...» читалось и пелось под игру гуслей звончатых».

Вспомните стихотворение И. Никитина «Русь». Чем похожи эти два произведения?

Возвращают нас в старину манерой изложения, исполь­зованием старинных форм слов и оборотов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

перейти в каталог файлов


связь с админом