Альбом
звукоподражаний
и слов
I СТРАНИЦА - ФОТО РОДИТЕЛЕЙ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Покажи маму (папу).
Дай маме (папе) игрушку (машинку, куколку).
Спрячь маму (папу) (побуждать ребенка закрывать ладошкой или листом бумаги указанную фотографию).
- Кто это?
Подари маме (папе) игрушку (побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Мама, на!»).
Кто спрятался? (Одна из фотографий закрыта листом бумаги).
Видишь папу? Видишь маму? ( Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет» или звукокомплексу, их заменяющему).
-«Пальчики побежали» к маме (папе) (побуждать ребенка к движениям руки в заданном направлении).
II СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «АУ», «УА».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «Ау! Ау!»
- Покажи малыша. Он плачет: «Уа! Уа!» {Взрослый побуждает ребенка к отраженному звукоподражанию)
2. - Спрячь девочку (малыша). Как она кричит? (Побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку).
Кто спрятался? Как он кричит? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Видишь девочку (малыша)? (Взрослый побуждает ребенка к произвольному произнесению слов «да», «нет»).
3. - Положи девочке игрушку (использовать мелкую игрушку).
Как она зовет? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Положи малышу игрушку. Как он просит ?
-«Пальчики побежали» к малышу (девочке). (Побуждать ребенка к произвольным или совмещенным движениям рукой в заданном направлении).
- Девочка позвала малыша. Как? Проводи малыша к девочке.
- Малыш позвал девочку. Как? Проводи девочку к малышу.
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
6. Учить ребенка включать отработанные звукоподражания в художественные тексты (стихи, рассказы): взрослый читает стихотворение несколько раз, интонационно выделяя звукоподражания и побуждая малыша к сопряженному их проговариванию. Эффективным приемом является многократное прослушивание ребенком магнитофонной записи стихотворения или короткого рассказа в исполнении взрослого.
УА
| Наш малыш кричит с утра: Уа - уа, уа - уа!
| Был у мамы маленький сыночек. Звали его Алеша, Умел Алеша говорить: «Уа-уа!» Хочет маму позвать и кричит: «Уа-уа!» Радуется игрушке и говорит: «Уа-уа»! Просит кушать: «Уа-уа!» А захочет спать, от него слышны слова: «Уа-уа!»
| АУ
| Заблудились мы в лесу, Закричали все: Ау-ау-ау!
Мы в лес пойдем, Ребят громко позовем: Ау - ау - ау!
| Жила-была девочка Машенька Пошла она с подружками в лес и заблудилась.
Кричит она подружкам: «Ау-ау!» Никто не отзывается. Ау - ау - ау!
В ответ - тишина. Бегает Машенька по лесу и кричит: «Ау-ау!»
И вдруг слышит - зовут ее подружки: «Ау-ау!»
Обрадовалась Машенька , побежала на их голоса и вышла из леса.
|
III СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «МУ», «МЯУ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка (корова)? (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
Кто кричит: «Му» («Мяу»)?
2. - Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением)
- Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
- Кто позвал'' (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
- Подари:
а) кошке желтый цветочек (мозаику), а коровке красный цветочек (мозаику),
б) коровке одну палочку, а кошке много палочек.
Как кошечка (корова) скажет спасибо?(Вызов звукоподражаний).
У кого желтый цветочек? У кого красный цветочек? Кто просил одну палочку (много палочек)?
(Если ребенок не выделяет цвет предметов, можно изменить инструкцию: «Дай такой же цветочек, как у меня»).
5. - «Пальчики побежали» к коровке (кошке) (ребенок проводит рукой к заданной картинке).
Проводи коровку в гости к кошечке (побуждать ребенка к произвольным движениям пальцев в заданном направлении (от коровки к кошечке, от кошечки к коровке, от цветочка (мозаики) к коровке, от кошечки к цветочку).
Кто пойдет в гости? К кому пойдет коровка? (Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
6. Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
| МУ
| Му - му!
| Ой, бычок, ты бычок,
|
|
| Молока кому?
| Золотистый бочок.
|
|
|
| Не бодайся, не мычи:
|
|
|
| Ты иди, не топочи,
|
|
|
| Му - му!
|
| МЯУ
| Мяу - мяу! - кот пищит,
| Сидит на окошке
|
|
| У меня живот болит.
| Маленькая кошка:
|
|
|
| Мяу - мяу!
|
IV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(кошка идет, лежит, лакает, умывается, играет). Предлагаемые инструкции и вопросы:
Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса, воспроизводящего структуру слова).
Покажи картинку, где кошечка лежит (лакает, играет и т.п.).
Угости кошечку, которая играет (идет, лежит и т.п.) (побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, мяу» или «На, киса»).
Что делает кошечка? Покажи. ( Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям).
Спрячь кошечку, которая лежит (идет, умывается и т.д.).
Найди кошечку, которая лакает. Дай ей одну мозаику. Покажи кошечку, которая умывается. Дай ей одну палочку и т.п.
Примечание: если малыш затрудняется в выборе картинки, взрослый закрывает часть картинок листом бумаги и предлагает выбор из двух-трех картинок.
V СТРАНИЦА- ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «АМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы: 1. - Покажи, где собачка кушает?
- Покажи, где Ляля кушает? (Взрослый дает образец звукоподражаний - «ам»)
-Дай собачке косточку (Ляле-конфетку). Как собачка скушает косточку? («Ам»). Как Ляля скушает конфетку? («Ам»).
- Спрячь собачку. Как собачка просит кушать?
(Побуждать к произвольному или отраженному высказыванию: «Дай», «ам»).
4. - «Пальчики побежали» к Ляле. Как Ляля кушает?
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию и имитационным движениям).
5. - Проводи Лялю к собачке (проводи собачку к Ляле).
(Ребенок проводит рукой в указанном направлении от картинки к картинке).
Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к отраженному звукоподражанию.
VI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЪЕДОБНОГО И НЕСЪЕДОБНОГО.
Предлагаемые инструкции и вопросы к каждой паре картинок:
Картинки рассматриваются парами.
VII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БИ», «БОМ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Где барабан (машина)? (Взрослый дает образец звукоподражания).
- Что гудит: «Би-би»?
- Что звучит: «Бом-бом»?
3. - Спрячь барабан. Как гудит машина?
Спрячь машину. Как звучит барабан?
Что спрятала?
- Куда пошла куколка9 (Взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию).
- Положи к барабану цветочек (мозаику), к машине - два цветочка (взрослый предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может изменяться от 1 до 3).
- На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
- На чем куколка поиграет ?
- Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине (и наоборот).
- Сделай дорожку к барабану (машине) из палочек.
- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными действиями:
бом - бом
| попеременные движения раскрытой ладонью по столу
| би - би
| сжимать в руках резиновую «грушу» на каждое звукоподражание
| 10. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
| С барабаном мы идем,
| Би-би-би! - гудит машина,
|
|
| Громко песенки поем;
| Не поеду без бензина.
|
|
| Бом - бом, бом - бом!
|
|
|
VIII СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДИН-МНОГО», ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый просит ребенка назвать картинки, используя звукоподражание.
Закрыв листом бумаги одну из картинок, он называет вторую: «Барабаны».
Затем меняет положение листа, открывает первую картинку и называет ее: «Барабан».
3. - Найди барабан? Сколько? (Один).
- Покажи барабаны? Сколько? (Много).
Если малыш испытывает затруднения, взрослый дает образец ответа, обводя пальчиком ребенка нужную картинку.
4. - Где один барабан?
- Покажи много барабанов.
5. - Спрячь барабан (барабаны).
Закрыв барабан листом бумаги, взрослый предлагает посмотреть на вторую картинку (барабаны), задает вопросы:
Ты видишь барабан? (Нет).
Ты видишь барабаны? (Да).
Затем открывает первую картинку и просит показать барабан. Аналогичная работа проводится с изображениями машин.
IX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «БО-БО», «БАЙ-БАЙ».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. - Покажи, где малыш болеет (спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
- Как мальчик болеет (спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. - Спрячь малыша, который болеет (спит). Кого спрятал?
- Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. - Положи одну (две)мозаику около больного малыша.
(Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. - Построй дорожку к больному малышу (малышу, который спит) из палочек.
- Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему (и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
бай - бай
| движения туловища вправо-влево, ладони обеих рук прижаты к уху
| бо - бо
| движения туловища вправо-влево, руки прижаты к «больному» месту
| 6. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, сопряженному или отраженному звукоподражанию:
Миша, Мишенька,
| Мальчик плачет и кричит:
| Бай-бай!
| Ручка у меня болит:
| Спи скорее, засыпай
| Бо-бо, бо-бо
|
X СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ПИ-ПИ», «ПУХ», «ОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
Где мышка?
Найди пистолет.
Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям).
2. - Спрячь мышку (мячик, пистолет).
- Кого (что) спрятала?
3. - Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний).
Найди, кто пищит. Как?
Покажи, что прыгает. Как?
- Что (кого) услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
- Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
- Найди животное. Как пищит?
6. - Построй дорожку от пистолета к мячику (от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
- Проводи пальчики к мышке (к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
«пух» -пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед; «оп» -движения раскрытой ладонью сверху вниз (мячик прыгает); «пи-пи» - руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.
8. Взрослый читает стихотворный текст к каждой картинке, побуждая малыша к произвольному, отраженному или сопряженному звукоподражанию:
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
«Оп- оп - оп - оп!»
Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: «Пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»
XI СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИН-ДВА, ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. Предлагаемые инструкции и вопросы:
- Кто это? (Взрослый последовательно показывает картинки, пересчитывает и называет множество вместе с ребенком, используя сопряженные действия. Называя картинку, он интонационно выделяет окончания слов).
- Где мячик?
- Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой).
3. - Спрячь мячик. Спрячь мячики.
Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
- Сделай дорожку к мячику. Сделай дорожку к мячикам.
XII СТРАНИЦА - СЛОВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ПРЯМЫХ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их:
Это папа.
Это дочка. Ее зовут Поля.
Это сынок. Его зовут Паша.
(Взрослый побуждает к сопряженному или отраженному воспроизведению слоговой структуры слов «папа», «Паша», «Поля», не требуя правильного произнесения звуков).
2. - Поиграем в прятки: спрячь Полю (Пашу, папу).
- Кто ушел? (Одна -две картинки закрыты листом бумаги).
3. - Дай Поле одну конфетку, Паше - две конфетки.(Взрослый побуждает ребенка к произнесению фразы: «Поля, на!»)
- Положи папе две мозаики, Поле - две мозаики, Паше - две мозаики.
(Взрослый побуждает ребенка проговаривать каждое слово по слогам, нажимая на мозаики).
4. - Проводи Пашу к папе (Полю к папе, Пашу к Поле, папу к Поле, папу к Паше). (Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
Позови Полю: «Поля, иди».
Позови Пашу: «Паша, иди».
Позови папу: «Папа, иди».
- Выложи дорожку от папы к Паше (от Поли к папе, от Паши к Поле).
XIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА НА ЗВУК «Д».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, дает их название и звукоподражание,
- Покажи дудочку (домик, дедушку).
Спрячь домик (дедушку, дудочку).
- Что (кого) спрятала?
4. - На чем поиграем: «Ду - ду!»
Покажи старенького человека.
Что имеет окна, крышу, двери (предварительно - в задании № 2 ребенок рассматривает домик, выделяя его части)?
5. - Позови дедушку.
Поиграй на дудочке.
Какую картинку не назвали.
6. - Положи рядом с дудочкой одну мозаику.
Взрослый предлагает произносить звукоподражание столько раз, сколько мозаик лежит рядом с картинкой.
7. - Проводи дедушку к домику (дедушку к дудочке).
(Ребенок проводит рукой или пальцами в заданном направлении от картинки к картинке).
- Построй дорожку от дедушки к домику (от дедушки к дудочке).
Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному или отраженному проговариванию звукоподражаний и слов:
|
| Ду-ду-ду-ду!
|
|
| Потерял Ваня дуду.
|
|
| А я дудочку нашла,
|
| ДУ-ДУ
| И Ванюше отдала:
|
|
| Ду - ду - ду - ду!
|
|
| Ай, ду-ду! Ай, ду-ду!
|
|
| Сидит ворон на дубу
|
XIV СТРАНИЦА - ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ (БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ), ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, называет их: «Большой дом. Маленький домик».
Где большой дом? Где маленький домик? Покажи.
Закрой дом. Закрой домик.
Закрыв листом бумаги одну картинку (дом), взрослый рассматривает с ребенком вторую картинку - домик:
Это дом? Это домик? (Побуждает ребенка к произнесению слов «нет», «да»).
Проводи матрешку в дом, а куколку - в домик.
Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку - в домик.
XV СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ТУ-ТУ» , «ТУК-ТУК», «ТИК-ТАК».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
Ребенок совершает игровые действия с заданной картинкой:
Спрячь поезд (молоток, часы).
Проводи куколку (или любую другую мелкую игрушку) к часам (молотку, поезду).
Сделай дорожку к поезду (молотку, часам). (Вызов звукоподражаний).
3. - Что спрятала? (одна картинка закрыта листом бумаги).
- Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
4. - На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд? («Ту - ту»).
Чем гвозди забиваем? Покажи. Как стучит молоток? («Тук - тук»).
Что тикает? Как? («Тик-так»).
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитационными движениями и побуждая ребенка к аналогичным действиям:
тук - тук
| движения кулаком сверху вниз
| ту - ту
| руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, движения рук вперед - назад
| тик - так
| руки на бедрах, наклоны туловища в стороны, или наклоны головы попеременно к правому и
левому плечу
| 6. Взрослый читает стихотворные тексты, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний:
ТУ-ТУ
| Вот поезд наш едет, колеса стучат: Ту - ту , ту - ту, ту - ту! А в поезде этом ребята сидят. Ту - ту, ту - ту, ту - ту!
| ТУК-ТУК
| Строим, строим новый дом: Тук - тук молотком.
| ТИК-ТАК
| Наши часики стучат: Тик-так, тик-так.
|
XVI СТРАНИЦА - РАЗЛИЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ: ТОЛЯ СИДИТ, ТАТА ИДЕТ, ТОМА ЛЕЖИТ.
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Взрослый последовательно показывает каждую картинку, называет объект и его действие.
Это Тата. Тата идет.
Это Толя. Толя сидит.
Это Тома. Тома лежит.
2. - Покажи мальчика, который сидит. Как его зовут?
Покажи девочку, которая идет. Как ее зовут?
Покажи девочку, которая сидит. Как ее зовут?
Спрячь Тому (Толю, Тату). Кого спрятала?
3. - Дай Томе конфетку. (Побуждать к произнесению фразы: «На, Тома!»).
Дай Толе печенье.
Дай Тате яблочко.
- Кто ушел? (Одна - две картинки закрываются листом бумаги).
- Посчитай ребяток (пересчет с использованием речевого образца или совмещенных со взрослым действий).
- Проводи пальчик к Томе (Тате, Толе).
- Сделай дорожку к Толе (Томе, Тате).
XVII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП-ГОП».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, называет слово и звукоподражание.
- Спрячь гулю (гуся, лошадь).
- Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
3. - Кто кричит: «Га-га!» ( «гуля-гуля», «гоп»)?
- У кого есть хвост и грива?
- У кого есть клюв и крылья? Взрослый предлагает малышу подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику (кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания (сопряженно, отраженно или спонтанно). В случае затруднения можно использовать совмещенные действия (взрослый действует руками ребенка).
- Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком.
(Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя к гусю и наоборот).
6. - Угости лошадь печеньем, а голубя - хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)
- Дай гусю красную мисочку (от цветных вкладышей), а голубю - желтую. (Предлагаемая фраза: «Га - га, на! Гуля, на!»)
7. - Попроси у гуся мисочку: «Дай, га-га!»
- Попроси у голубя мисочку: «Гуля, дай!»!
8. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
ГА-ГА
| Гуси - гуси! Га - га - га. Есть хотите? Да, да, да.
| Белые гуси вышли на луга.
Крикнули гуси: Га - га - га!
| ГУЛЯ-ГУЛЯ
| Прилетели гули, гули - голубочки:
Гуля - гуля - гуля.
| На головку сели моей дочке:
Гуля - гуля - гуля.
| ГОП-ГОП
| Гоп - гоп ! Конь живой
И с хвостом, и с гривой...
| Он качает головой,
Вот какой красивый! Гоп - гоп - гоп!
|
XVIII СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «КУ-КУ», «КАР», «КО-КО».
Предлагаемые инструкции и вопросы:
Взрослый последовательно показывает картинки, рассматривает их вместе с ребенком, дает название и звукоподражание.
- Спрячь курочку (кукушку, ворону).
- Кто улетел? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
Взрослый побуждает ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.
3. - Кто кричит: «Ку-ку!» Покажи. (Аналогичные вопросы со звукоподражаниями «ко-ко», «кар-кар»).
- Как кричит ворона (кукушка, курочка)?
- Угадай, кто позвал: «Кар - кар!» (ку - ку, ко - ко).
- Дай вороне одну ягодку (мозаику), курочке - две, кукушке - три. (Побуждать к произнесению фразы: «На, ко-ко!»).
- Проводи курочку к вороне (кукушку к курочке, ворону к кукушке и пр.) Ребенок проводит рукой (пальцем) в заданном направлении от картинки к картинке.
- Построй дорожку (в заданном направлении).
Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
кар - кар
| движения туловищем вперед с наклонами головы
| ку-ку
| пальцы собраны в щепоть, движения руки сверху вниз
| ко - ко
| пальцы руки прижаты друг к другу, указательный палец соединяется с большим
| 9. Взрослый читает стихотворный текст, побуждая ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию:
КУ-КУ
| Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку - ку, ку - ку.
| Две кукушки, две болтушки
Повстречались на опутдке,
Сели рядом на суку
И кричат: «Ку - ку, ку - ку!»
| КО-КО
| Куры крыльями махали:
Ко - ко, ко - ко!
Куры клювами стучали:
Ко - ко, ко- ко!
| Курочка прыг на крыльцо,
Она снесла тебе яйцо:
Ко - ко - ко, ко-ко - ко!
|
XIX СТРАНИЦА - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ «ОХ», «УХ», «ХА».
Предлагаемые инструкции и вопросы: 1. Взрослый последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражаний.
Это сова. Она кричит: «Ух - ух - ух!»
Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха - ха - ха!»
Девочка увидела сову и испугалась: «Ох - ох - ох!»
Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках (смеется, плачет).
2. - Покажи сову (девочку, которая смеется, плачет).
- Спрячь девочку, которая смеется (плачет), сову (побуждать к произвольному звукоподражанию).
3. Взрослый предлагает дать имена девочкам (использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).
- Угости Тату На, Тата....
4. - Как смеется Ляля?
Как плачет Тата?
Как кричит сова?
- Построй дорожку (в заданном направлении).
Сводная таблица звукоподражаний
Звук
| Звукоподражания голосам животных и подзывы
| Звукоподражания бытовым, транспортным и музыкальным шумам
| Эмоциональные восклицания
| Слова
| М
| МУ - корова
АМ - собачка
МЯУ - кошка
МЕ - коза
|
| АМ - ребенок ест
| Мама, Маша, мой, Мила, мыло
| П
| ПИ - цыплята, мышка, птичка
ПУХ - ружье, хлопушка
|
| ОП, ПРЫГ - мячик прыгает
| Папа, Поля, Паша, пила
| Б
| БЕ - овечка
| БОМ - барабан
БИ-БИ - гудит машина
БУЛЬ - чайник
| БАЙ - пора спать
БО-БО - у ребенка болит ушко, ручка, носик
БУХ - упал
| Баба
| Д
|
| ДУ-ДУ - дудочка
ДИНЬ - колокольчик, ложка в стакане
| ДА - выражение согласия
| Дай, деда, домик (дом)
| Т
|
| ТУ - поезд, пароход
ТУК - молоток
ТЮК - топор
ТИК-ТАК - часы
| ТОП - малыш топает
| Тата, Толя, Тома, тетя
| Н
| НО - лошадка
|
| НА
| Ната
| К
| КУ - кукушка
КО - курочка
КАР - ворона
КРЯ - уточка
| КУ-КУ - малыш спрятался
КАЧ - на качелях
КАП - вода из крана
|
| Катя, Котя, киса (котик), Коля
| Г
| ГА-ГА - гусь
ГУЛЯ - позови голубя
ИГО-ГО - лошадь
|
| ГОП - едем на лошадке
| Галя
| X
| УХ - сова
|
| АХ - упал
ОХ - болит
УХ - прыгают
|
| Л
|
| ЛЯ-ЛЯ - песня
|
| Ляля, Оля, Лёля
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |