Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Форсс Настройка. Карл-Йохан форсс


НазваниеКарл-Йохан форсс
АнкорФорсс Настройка.pdf
Дата27.06.2019
Размер23.3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаForss_Nastroyka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#56257
страница1 из 34
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


Карл-Йохан ФОРСС
Настройка пианино и роялей. Перс нем. Клопов ВАМ ИП Броканова М.Э.
2009. — 256 сил Публикация перевода книги осуществлена при финансовой поддержке «NORLA» — некоммерческой организации, поддерживающей публикацию норвежской беллетристики и профессиональной литературы за рубежом. С 1978 при поддержке «NORLA» в мире издано более 1000 книг норвежских авторов. Книга известного норвежского фортепианного мастера К.-Й. Форсса Настройка пианино и роялей представляет собой заключительную часть трехтомного учебного пособия. Первый и второй том учебника Ремонт пианино и роялей и Регулировка механики пианино и роялей были изданы и на русском языке и получили признание как среди начинающих, таки опытных мастеров.
Третий том посвящен вопросам настройки фортепиано, то есть самой существенной части повседневной работы фортепианного мастера, которая довольно скупо и фрагментарно освещена в имеющихся немногочисленных пособиях на русском языке. Книга представляет собой методически тщательно продуманный учебник. Она поможет практически с нуля освоить искусство настройки фортепиано на вполне серьезном профессиональном уровне. Предлагаемые автором задания и упражнения охватывают полный цикл обучения настройке фортепиано от первого знакомства с приемами работы настро­
ечным ключом до выполнения ответственных концертных настроек. Помимо описания собственно методов и приемов настройки, автор приводит объемный материал по различным вопросам теории музыкальных строев, истории звуковых систем и темперации, музыкальной акустики и акустики помещений, физиологии слуха и охраны труда настройщика. Знакомство с этими материалами не только расширит кругозор читателя, но и послужит основанием его профессионализма, позволит точнее и глубже понимать суть механо-акустических процессов в звучащем фортепиано, которыми управляет настройщик при работе с инструментами разных габаритов, фирм и даже эпох.
Содержание изложено простыми доходчивым языком, книга хорошо иллюстрирована. Автор включает в текст значительное количество таблиц — как предназначенных для подтверждения и пояснения излагаемых положений, таки содержащих необходимую для настройщика-профессионала справочную информацию.
Книга Настройка пианино и роялей предназначена в первую очередь для тех, кто выбрал для себя профессию фортепианного мастера, однако она будет полезна и для уже практикующих настройщиков, а также для тех, кто хотел бы научиться грамотно обслуживать свой собственный инструмент 978-5-91738-005-6
© Ассоциация фортепианных мастеров России
(президент Частных В.К.)
2
ПРЕДИСЛОВИЕ — некоммерче-
'ессиональной пи- норвежских авса пианино и роя-
1
вый и второй том были изданы и на эв.
иной части повсе- ещена в имеюгцих-
[ически тщательно ройки фортепиано
[ражнения охваты- ми работы настро- исания собственно тросам теории му-
[ акустики помегце- амине только рас- шт точнее и глубже справляет настройстрирована. Автор гверждения и пояс- рофессионала спракто выбрал для себя щих настройщиков,
[нструмент.
ых мастеров России идент Частных В.К.)
Этот учебник по настройке фортепиано создавался в течение десяти лет. Много времени заняли по- z
3
j
{ материала. Были определенные трудности с изложением теоретических основ понятным языком. При этом возникали новые понятия, которые, я надеюсь, дойдут до читателя и одновременно сделают г к него более отчетливыми методы и приемы настройки фортепиано.
Почти невозможно описать или объяснить теоретически, как надо настраивать фортепиано, не
сжзя при этом рядом с учеником. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы терпеливо объяснять ученик' все необходимое, направлять его, организовать учебный процесс так, чтобы получить оптимальный результат.
Настройке фортепиано приходится учиться постоянно, поскольку к каждому инструменту необходим индивидуальный подход.
Успех в этом деле требует тесного взаимодействия умелой руки и тонкого слуха. Отсюда — необходимость постоянной концентрации и напряжения внимания. При этом ты должен знать, что ухо учит- cs быстрее, чем рука.
В этой книге, третьей из серии книг об обслуживании фортепиано, многое будет посвящено также теоретическим основам фортепианостроения.
Мне хотелось бы особо поблагодарить моих учеников, которые с готовностью согласились быть
«зодопытными кроликами. Это в первую очередь, Петер, Маркус и Даниэль, которые помогали мне з расчете струн. Я благодарю также органиста Хенрика Алендера, который контролировал интервалы, преподавателей Ульфа Гарпебринга и Ивонну Йоханссон, которые проверяли расчеты частот звуков, моего врача Ронни Борелиуса за разъяснения физиологии слуха, Ларса Халльгрена за предоставленные сведения по истории, а также библиотеку Лексан и библиотеку Университета Упсала, Норвежское музыкальное собрание и многих других за помощь поиске важных источников.
Хочу выразить благодарность моей жене Кристине за ее снисходительность и терпение, а также нашим сыновьям Иоахиму, Александеру и Габриэлю и их семьям, нашим внукам Карлу-Филиппу, Каролине, Рихарду, Виктории и Йозефине и, наконец, Софии, которая ив этот раз помогала мне в качестве фотоассистента и модели.
Лександ, январь 2003.
Карл-Йохан Форсе
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Третья книга Карла-Йохана Форсса Настройка пианино и роялей завершает крупный издательский проект Ассоциации фортепианных мастеров.
Появление трилогии К.-Й. Форсса на русском языке — знаковое явление в музыкальной культуре России теперь возможна системная подготовка специалистов в области сервисного обслуживания пианино и роялей.
Для профессиональных мастеров книги Форса, безусловно, будут хорошим справочным материалом по всем аспектам фортепианостроения.
Еще раз хочу поблагодарить непосредственных участников этого проекта переводчика всех трех томов Владимира Клопова, дизайнера второго и третьего томов Александра Арькова и вдохновителя проекта Марину Броканову.
Особой благодарности заслуживают члены Ассоциации, которые материально поддержали издание книг.
Президент Ассоциации фортепианных мастеров России заслуженный работник культуры РФ Владимир Частных-
3

СОДЕРЖАНИЕ
Высота камертона
Изменение высоты камертона в последние столетия по сравнению с сегодняшним
Гармония чисел и Пифагор. 15
Мерсен и темперированная
Развитие темперированной
Неравномерные темперации и их соперничество между
Портреты выдающихся
Иоганн Филипп
Фридрих Вильгельм
Бартоломе Рамис
Андреас и Готфрид
Свен Эрик Эммануэль
Франческо Антонио
Краткая музыкальная
Тоника
Таблица величины
Ключевые знаки и обозначения
Равная величина
Биения — диссонанс Темперированные звуковые
Важнейшие интервалы
Расчет интервалов, звукорядов
Как возникли звукоряды
Что такое интервал, сложный
Звукоряд частичных
Расчет натуральной
Большая таблица
Конфликт между равномерной темперацией
Стабильность строя
Абсолютный или
Равномерно-темперированный
1- й шаг расчет частоты
Расчет коэффициента
Расчет частот интервалов- й шаг расчет частот
Громкость частичных тонов —
3- й шап как использовать наши знания частот
Понятие широкого- й шаг Расчет частот
Частоты биений
Как использовать
Частоты биений
Вторая частота
Вторая частота
Частоты биений
Пример расширения
Частоты биений. Практика настройки ф ортепиано..............................78
Упражнения по настройке фортепиано. Инструменты. Резиновые настроечные
Настроечные клинки
Деревянные настроечные
Настроечные клинки
Упражнение 1: перекрестная
Упражнение 2: перекрестная настройка, трехструнный хор,
Работа с резиновыми
Упражнение Различие между точкой
Различия между установленным
Упражнение 4: настроить
Упражнение 5: настройка
Может ли один и тот же звук быть квартой
Темперация А в диапазоне
1А. Шаг 2: кварта ля — ре. 98 А. Шаг 3: квинта
1А. Шаг 4: кварта
1А. Шаг 5: квинта
1А. Шаг 6: кварта
1А. Шаг 7: квинта А. Шаг 8: кварта миьо — ля ьо
1А. Шаг 9: квартал я ьо

реы
1А. Шаг 10: квинта
1А. Шаг 11: кварта
1А. Шаг 12: квинта
1А. Шаг 13: октава
1А. Шаг 14: октава
1А. Шаг 15: контроль
Темперация 1Б
1Б. Шаг 1: камертон ля = 440 Гц. Звук ля. Опорный тон для
1Б. Шаг 2: квинта
1Б. Шаг 3: кварта
1Б. Шаг 4: кварта
1Б. Шаг 5: квинта
1Б. Шаг 6: кварта
1Б. Шаг Б. Шаг Б. Шаг Б. Шаг 10: квинта фа — до" Б. Шаг 11: кварта до" — соль 5
Б. Шаг 12: квинта
1Б. Шаг 13: нисходящая октава
0.............................1141Б. Шаг 14: контроль
Темперация 2 в диапазоне ля — ля’
Шаг 2.1: Прима, перенос камертона ля' = 440 Гц в инструмент.
Шаг 2.3: квинта да — ми. Шаг 2.6: квинта си — фа. 118 Шаг 2.7: кварта фа" — до. 118 Шаг 2.8: квинта до — соль. Шаг 2.10: кварта
Шаг 2.11: квинта сим — фа. 120 Шаг 2.12: кварта фа' — до Шаг 2.13: квинта до' — соль'...121
Темперация 3 в диапазоне ля — ля' в тринадцать
Шаг 3.1: Интервал примы. Перенос камертона ля' = 440 Гц в инструмент.
Шаг 3.3: кварта ре' — соль. 123 Шаг 3.4: квинта сольдо. Шаг 3.6: квинта фа — сиьо... 124 Шаг 3.7: кварта си ьо — м иЬ|. 124 Шаг 3.8: кварта ре' — соль. 124 Шаг 3.9: квинта сольдо Шаг 3.10: кварта до' — фа. 124 Шаг 3.11: квинта фа — си. 125 Шаг 3.12: кварта сими Шаг 3.13: квинтами ля. Темперация Шаг 4.1: Прима, перенос
Шаг 4.4: терция ля — до. 126 Шаг 4.5: квинта до' — фа Шаг 4.6: квинта фа' — си. 127 Шаг 4.7: терция си ьо — ре. Шаг 4.10: терция си — ре' ....127 Шаг 4.11: квинта
Шаг 4.12: терция ля ьо — до. 128 Шаг терция до' — ми'..„128
Темперация 5 в диапазоне ми-бемоль0 — ля'
Шаг 5.1: прима.
Перенос частоты камертона
Шаг 5.4: октава
Шаг 5.5: квинта сольдо. Шаг 5.8: квинта фа' — сиьо... 130 Шаг 5.9: квинта сиьо — ми. 130 Шаг 5.10: октава мим — миы... 130 Шаг 5.11: квинтами ля. Шаг 5.12: октава соль — соль. Шаг 5.13: квинта сольдо. Шаг 5.14: квинта до' — фа. 131 Шаг 5.15: октава фа — фа Шаг 5.16: квинта фа" — си. 131 Шаг 5.17: квинта сими Шаг 5.18: октавами ми Шаг 5.19: квинтами ля. Темперация Шаг 6.4: терция ля — до. Шаг 6.7: квинта ля — ми Шаг 6.8: кварта до' — соль. Шаг 6.10: квинта соль - ре Шаг 6.12: кварта ре" — ля. Темперация 7 в диапазоне ля — ля в тринадцать
Шаг 7.1: перенос камертона ля' в инструмент ля'.
Шаг 7.4: кварта ре' — соль. 135 Шаг 7.5: квинта ля — ми. Шаг 7.8: кварта фа' — до. Шаг 7.10: кварта
Шаг 7.11: кварта ре' — си00....136
Шаг 7.12: квинта си — фа Шаг 7.13: кварта фа до. Темперация Шаг Х.З: квинта ля — ми. 138 Шаг Х квинтами си. 138
ШагХ.6: октава фа - фа"'....138
Шаг Х квинта
Шаг Х октава
ШагХ.13: квинта си — фа. 138 Шаг X. 14: октава фа — фа Шаг Х квинта фа' — до. 139 Шаг Х квинта до — соль. 139 Шаг Х октава соль — соль. 139
ШагХ.18: квинта соль' — ре. Шаг Х октава ре — ре' ...139 ШАГ Х квинта p e l- ля. 139 6

ШагХХ.1: перенос камертона
Шаг ХХ.2: квинта ля' — ре. 140
ПТаг ХХ.З: квинта
Шаг ХХ.4 : октава
ШагХХ.5: квинта сольдо. Шаг ХХ.7: квинта до — фа. 140
ШагХХ.8: квинта фа — сим Шаг ХХ.10: квинта
ШагХХ.11: квинта s a t' —
ляьо.............................. 140ШагХХ.12: октава
Шаг ХХ.13: квинта
Шаг ХХ.14: октава — до. Шаг XX. 15: квинта
Шаг XX. 16: квинта
Этап А настройка хоров
Этап А настройка басов .... 142 Малая терция ж большая секста....................143Децима как контрольный
Координация между рукой
Этап АЗ настройка
Порядок построения темперации 1А
Порядок построения темперации 1Б
Порядок построения темперации Это следует знать
.........154Бытовая, профилактическая
«Гибридные»
Звуковые возможности
Уметь играть на музыкальных инструментах — это
Климатические условия
Меры по оптимизации климатических условий
Система климат-контроля... 161 Дополнительный вариант. Как часто следует настраивать
Когда лучше настраивать
Где лучше всего установить
Слух как важнейший инструмент настройщика
Анатомия
Направление
Выводы о пути звука
Три важнейших фактора
Среда распространения
Воздух как среда
Амплитуда
Абсолютная температура Свойство волн на воде
Уровень шума и децибелы. 181 Уровень громкости, звукового давления и интенсивности
Еще о распространении
Эквивалентные и максимальные
Уровень звукового давления и
Сложение значений в децибелах,
Ультразвук:
Частотные диапазоны некоторых музыкальных
Интерференция, пучности
Дополнительно о поглощении
Современные сооружения для театра, пения и драматических. Акустика музыкальных инструментов. Расчет длины
Звукообразование в других
Расчет неизвестной четвертой величины потрем данным. 206 Расчет плотности (р)
Как растягиваются струны. Пример воздействия
Примеры расширения октав ..211 Общие основы
Теория улучшения
Расчет негармоничности
Дилемма конструктора
Стабильность строя Обратная связь — помещение
Счетная линейка TF Порядок пользования
Спектральный анализ Другие способы возбуждения
Распределение энергии колебаний струны по частичным тонам при различных точках
Один молоток,
Время контакта молотка
Примеры формы
Что происходит
Примеры струн с различными точками
Что произойдет, если изменить
Литература.............................257
О настройке фортепиано
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАСТРОЙКИ ФОРТЕПИАНО
ВВЕДЕНИЕ
С давних пор настройке фортепиано люди обучались на практике. Знания передавались от мастеров к ученикам посредством объяснений и показа.
Учеба состояла обычно в том, чтобы слушать и повторять показанное. Небольшая часть этих знаний, передававшихся устно и практически, здесь будет воспроизведена, и ты всегда сможешь перечитать написанное, когда вместе со своим учителем будешь упражняться в настройке.
Обучение настройке обязательно исходит из того, что ученик обладает любознательностью, любит задавать толковые вопросы и мыслит творчески. Совместные размышления методически важнее любых фактов. Нередко случается, что правильный ответ не удается найти, — ведь действительность так сложна В таких ситуациях обращайся копыту своих коллег. Расширяй свои профессиональные знания, ставя перед собой новые задачи и творчески осмысливая пути их решения, чтобы от раза к разу получать все лучшие результаты. Знания не только приходят извне, они рождаются ив тебе самом. Выбирай себе самые интересные для тебя темы исследований, попробуй написать об этом статью. Исследуй какую-либо часть конструкции пианино или рояля, тот или иной используемый там материал или поставь какую-либо проблему. Сведи воедино результаты своих исследований, изложи их письменно и обсуди с коллегами. Будет очень полезно, если ты будешь интересоваться как теоретическими, таки практическими вопросами. Если ты хочешь двигаться вперед — не останавливайся. Профессиональное становление фортепианного мастера-настройщ и­
ка длится всю жизнь. В своей стране и за ее пределами ищи знакомств с первоклассными фортепианными мастерами. Участвуй в семинарах, посещай курсы, музеи музыкальных инструментов, музыкальные выставки и ярмарки, фортепианные фирмы. Сдав профессиональный экзамен, ты сможешь, как в давние времена, поступить в подмастерья к известным мастерам по всей Европе. Наша цель — помочь тебе освоиться в профессии. Этому будет способствовать взаимная поддержка теории и практики.
Эта глава, как и вся книга, сообщит тебе основы знаний по настройке фортепиано.
Быть настройщиком означает не только настраивать пианино и рояли здесь и умение общаться с людьми, решать технические и даже акустические проблемы, отвечать на вопросы. Как мы воспринимаем музыку Как образуется звук Почему в разном окружении одинаковые звуки воспринимаются по-разному? Как функционирует слух Чем вредны для слуха громкие звуки Настройщик фортепиано должен уметь ответить на такие вопросы. Кое-что из этого ты узнаешь уже в этой главе, об остальном — в главе об акустике.
Глава о настройке охватывает широкий материал, подлежащий изучению. Первые разделы излагают теорию, их следует прорабатывать одновременно с разделами о практике настройки.
Задача фортепианного мастера заключается, прежде всего, в проверке исправности инструмента и, возможно, его регулировке и ремонте. Фортепианный мастер готовит инструмент для пианиста. Он передает его хозяину и прощается. Таким образом, наша профессия остается как бы в тени и, возможно, обделена заслуженным вниманием._
Настройка фортепиано — это, если можно так выразиться, скоропортящийся продукт, так ее и следует всегда рассматривать. Существуют три категории настройки бытовая, профилактическая икон цертная. Частные клиенты приглашают настройщика, когда кто-то в семье играет на фортепиано. Но даже если инструментом не пользуются, его необходимо регулярно настраивать. Фортепианный мастер должен настоятельно рекомендовать владельцам пианино и роялей ежегодную настройку, чтобы сохранить ценность и пригодность инструмента.
Регулярная профилактическая настройка должна обеспечить инструменту возможность быть готовым к настройке концертной. Часто владельцы знают о фортепиано слишком мало, поэтому мы, фортепианные мастера, должны информировать их об истинной ценности этих дорогих инструментов.
В дополнение к этому перед нами стоит педагогическая задача по отношению к нашим клиентам сподвигнуть их больше играть на фортепиано. Найди время сообщить клиентам о новых нотных изданиях, новых дисках с записью «минусовок», о пианистах, которые ищут партнеров для совместного музицирования. Посоветуй детям больше заниматься, потому что они часто не понимают, как хорошо это для них самих. Если твои клиенты много играют, у тебя будет больше работы. Когда дети много занимаются на фортепиано, у них не остается времени заниматься глупостями
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАСТРОЙКИ ФОРТЕПИАНО
:те;на:ЧИью,
ски
\ст-
ipoгШЯ,
»ож-
[ на- НОЙ зоих ешь ться
1ЩИ>рте- зтов, з, ты ропе.
,ержаться спри1ЮТСЯ
епиа;тальагают
;нта и,
Эн пе- южно,
и сле- икон- но. Но мастер сохраь гото- форте*ентам:
IX изда- о музи- это для ются на
Обучение настройке поначалу идет трудно и требует большой концентрации. Важно, чтобы ты об этом звал. Занимайся понемногу, чаще делай паузы для отдыха. Меру концентрации, необходимой для освоения застройки, можно сравнить стой, которая нужна для подъема в горы. Такая концентрация и обилие но- слуховых впечатлений сильно утомляют. Поэтому я советую непродолжительные упражнения, отдых, осиль непродолжительные упражнения, снова отдых и т. д. Когда учишься настройке, очень важно упраж- зетъся часто и регулярно.
ЖГ 'Всегда делай все наилучшим образом Клиент платит хорошие деньги за твою работу!
Некоторые коллеги спрашивают, насколько основательно следует делать бытовую настройку, чтобы по возможности скорее закончить эту работу. Один коллега мне рассказал, что перед работой он осматривает помещение. Если вокруг лежат ноты или на стене висит скрипка, он настраивает особенно основательно и точно.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей