Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

конспект на конкурс. Методическая разработка по экологическому воспитанию с помощью объекта Экологическая тропа


Скачать 11.97 Mb.
НазваниеМетодическая разработка по экологическому воспитанию с помощью объекта Экологическая тропа
Дата06.08.2019
Размер11.97 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект на конкурс.docx
ТипМетодическая разработка
#62474
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Улыбка»


Методическая разработка по экологическому воспитанию с помощью объекта

«Экологическая тропа»
Каждой пичужке - кормушка
Низовцева Юлия Владимировна

воспитатель

I квалификационная категория

г.Княгинино

2018г.

Пояснительная записка
Птицы – едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Звери редко попадаются на глаза, а птицы то и дело оказываются у нас на виду.

На территории нашего детского сада можно встретить таких птиц как: воробьи, вороны, голуби, скворцы, а в зимней период ещё и снегирей, синичек, свиристелей и дятла.

Для чего же нужны птицы? Какую пользу они несут?

В первую очередь неоценима роль птиц в природы – это главные санитары, именно они уничтожают опасных вредителей – различных насекомых.

К сожалению, чем ближе зима, тем сложнее птицам добывать себе корм. Голодная птица сильно страдает от голода, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям.

Ребята нашего детского сада постарались не остаться в стороне, и решили помочь птицам, став активными участниками акции « Поможем зимующим птицам». Мы вместе изготовили экокормушки -
Корм был съеден вместе с самими кормушками. Ребята были довольны, мы решили организовать
скворечники – (дом) для птиц;

различные кормушки – птичья столовая;

ёмкость с водой – поилка для птиц.

Для «Птичьего городка» были выбраны три рядом стоящие берёзки и кусты ирги в тихом уголке детского сада. И птицам и детям это место понравилось.

Работа закипела:

Мы разместили деревянные кормушки с крышами на берёзах на уровне глаз детей, чтобы обеспечить удобный подход детям, дома ребята с родителями смастерили скворечники (см. приложение №2). Ребята всех возрастных групп с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома. Педагоги проводят наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививают детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру.







Методическая разработка

Каждой пичужке – кормушка

Цель
:
Задачи:Закреплять и систематизировать знания о птицах.
  • Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц, и какую пользу они приносят.
  • Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
    4. Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

    5.
    Предварительная работа:
    Материал:
    Ход образовательной деятельности:
    Старшая группа – 25- 30мин.

    Младший воспитатель ведёт группу детей по территории детского сада к объекту экологической тропы « Птичий городок» ( см. приложение № 6), где их встречает воспитатель, одетый в униформу повара.
    Структура ОД
    Деятельность воспитателя
    Деятельность детей
    1.Вводная часть

    (3-5 минут)

    2. Основная часть (20 минут)

    3.Заключительная часть (5 минут)
    Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас у себя в гостях.

    Вы догадались, кто я?
    Да, я – повар и работаю в столовой, но не в обычной, а в птичьей. Дел в моей столовой много, одной мне не справиться. У меня есть помощник. Хотите узнать кто он?

    Тогда вам придётся отгадать загадку:








    Петух – главный здесь. Послушайте интересную сказку о том, как он стал хозяином птичьей столовой. Воспитатель рассказывает сказку (см. приложение № 7).

    Неожиданно слышен петушиный крик:

    Что за шум, что за гам

    Раздаётся тут и там

    Это нам пришло письмо

    Детям оно обращено.

    :

    Здравствуйте, ребята! Пишут вам 
    Ребята, посмотрите, сколько всего есть в нашей птичьей столовой.

    Что мы видим на этом дереве?

     А на другом?

    Для чего нужны поилки?

    А кормушки?

    А скворечник?

    А для кого они предназначены?

    Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником?

    А что же происходит с птицами весной, а зимой?

    Какие птицы улетают в теплые края? За это их называют как?

    Есть птицы, которые никуда не улетают, назовите их? 

    Чем питаются эти птицы? 

    Как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой?

    Как мы люди можем им помочь?
    Вот поэтому для птиц мы организовали целую птичью столовую, а кто её посещает, вы сейчас узнаете.

    Чтение стихотворения «Новая столовая».

    (по ходу чтения стихотворения дети выбирают себе маски с изображением птиц)

    Мы кормушки смастерили,

    Мы столовую открыли.
    Воробей, снегирь-сосед,

    Прилетайте на обед.
    В гости в первый день недели

    К нам синица прилетела.
    А во вторник, посмотри,

    Прилетел ещё  снегирь.
    И ворона была в среду,

    Мы не ждали её к обеду.
    А в четверг со всех краев –

    Стая жадных воробьев.
    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей.
    А в субботу на пирог

    Налетело семь сорок.
    В воскресенье, в воскресенье

    Прилетел к нам гость весенний

    Путешественник-скворец…

    Вот и песенке конец.

    Давайте поближе познакомимся с нашими гостями – птицами (см. приложение № 8).

    Воспитатель добавляет к стихам детей интересную информацию о птицах (см. приложение №9).

    Ребята, вы, наверное, немного устали? Я предлагаю вам отдохнуть, послушать птичьи голоса и сделать пальчиковую гимнастику (см. приложение №10).

    Отдохнули, ребята? Может теперь займемся наукой? Пройдемте в нашу мини-лабораторию. Там нас ожидает человек, который изучает птиц. Может, кто знает, как его называют?

    В «летней лаборатории» нас встречает орнитолог, который предлагает поучаствовать в интересных экспериментах, но сначала просит ответить на его вопросы:

    Вот вы знаете, чем покрыто тело птиц?

    Для чего нужны птицам перья?
    Перед вам на столе лежат перья. Рассмотрите их. Чем они отличаются?

    Как вы думаете, какие перья предназначены для полета? Почему?

    Возьмите большое перышко, рассмотрите его. Каждое перо имеет стержень.

    А что будет, если мы подуем на перышко?

    А почему оно легкое? Давайте возьмем большое перышко и разрежем его.

    Что вы видите в середине?

    Вот поэтому перья такие легкие и это помогает птицам держаться в воздухе.

    А теперь возьмите перо и опустите его в воду. Намочилось перо или нет?

    А как вы думаете, почему так происходит?

    птица промазывает свои перья жиром, чтоб они не промокали от воды и дождя.

    А для чего птицам нужны маленькие перышки?

    Мы должны помнить, что в холодный зимний период на кормушке всегда должен быть корм, иначе птица может погибнуть. Если мы будем подкармливать птиц, то им не страшен будет холод зимой. И они хорошо переживут холодную суровую зиму. А летом надо помнить, чтобы водичка была в поилках, ведь не всегда в жаркую погоду птицы могут утолить жажду.

     Ребята, вы такие молодцы! Вы так много знаете о птицах, но знать – это мало.

    Наша главная задача быть благодарными и добрыми хозяевами. Значит, мы должны, бережно относится к природе, приходить в «Птичью столовую», помогать птицам, и они станут вашими друзьями и будут радовать нас своим пением.

    В заключении, я предлагаю вам ребята наполнить кормушки, поилку и покинуть « Птичий городок», чтобы птицы смогли в тишине полакомиться нашими угощениями.

    А вот теперь можно пойти на свой участок, не мешать птицам и поиграть в весёлую подвижную игру:

    «Вороны, скворцы, синицы»

    ( Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия

    : скворцы – машем руками, воробьи - прыгаем, вороны – кружимся, с каждым разом темп игры увеличивается).



    Голуби, орлы, вороны,
    Соловьи и снегири.
    Лебедь, кулик и фламинго
    И кукушки, и грачи.

    Дрозд, чижи, сорока, сойка,
    Аист, сокол, воробей,
    Ласточки, удоды, дятлы.
    Сколько маленьких друзей!


    Пусть живут они для счастья,
    Радуют людей всегда
    И мелькают в синем небе
    Нежные их два крыла!


    Теперь я уверена, что вы все всегда будете помогать братьям нашим меньшим - птицам. Подкармливать их не только зимой, но и в другое время года, а так же с родителя делать им скворечники, что бы птицам было, где высиживать своих птенцов. А птицы подарят нам свои прекрасные песни и будут защищать наши деревья от вредных насекомых.

    С вами на свете приятнее жить, будем же с птицами ,люди, дружить!
    Все дети награждаются медалями « юный защитник природы» (см. приложение №11).

    Дети здороваются.


    Ответы детей.
    Дети отгадывают загадку.


    Дети слушают сказку.

    Ответы детей.

    Дети рассматривают « Птичью столовую» и отвечают на вопросы воспитателя - повара.

    Дети отвечают.

    По ходу чтения стихотворения дети выбирают себе маски с изображением птиц и надевают их на голову.

    Дети в масках читают стихи про птиц.

    Дети слушают рассказ воспитателя.
    Дети слушают аудиозапись с птичьими голосами и делают пальчиковую гимнастику.
    Дети отвечают.




    Дети наполняют кормушки и поилку.

    Дети переходят на следующий объект экологической тропы « Полянку для отдыха».


    Дети играют в подвижную игру.

    Дети получают медали.
    Фотографии с мероприятия (см. приложение № 12)
    Используемые источники:1.2.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014г.



    4. Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

    5.Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
    6. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006.
    7. Интернет – ресурсы.

    Приложение № 1

    Приложение № 2

    Приложение №3

    Беседа № 1Беседа: «Зачем нужны скворечники»

    Цели занятия:

     углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;

     познакомить детей со строением скворечника и его отдельных частей;

     обогащать и активизировать речь детей;

     воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
    Ход занятия

    Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем мы будем сегодня разговаривать.

    Милый скворушка – скворец,

    Прилетай же, наконец!

    Для тебя я дом построил,

    Не скворечня, а дворец!

    Прилетай и распевай

    Песню про зеленый май!

    Прилетай в наш сад скорее!

    Все готово! Прилетай!

    Ребята, скажите, какие вы видели скворечники, где вы их видели?

    Зачем нужны скворечники?

    Посмотрите на скворечник. Из каких частей он состоит? (сам скворечник, крыша и леток – отверстие, через которое птицы попадают в скворечник)

    Какой формы скворечник? (прямоугольный)

    Крыша? (прямая)

    Леток? (круглый)

    Каких размеров части скворечника? (прямоугольная часть самая большая, над ней прямая крыша, она поменьше, на прямоугольной части имеется отверстие – леток)

    Молодцы ребята!


    Беседа № 2Беседа: « Птицы наши друзья»

    Цели занятия:

     формировать понятия: зимующие» и «перелетные» птицы

     воспитывать чувство бережного отношения к природе и, в частности, к нашим «меньшим» братьям

     познакомить детей с народными приметами о пернатых

     работать над развитием речи воспитанников
    Ход занятия:

    Ребята, сегодня мы поговорим с вами о живой природе, о братьях наших меньших. А кого мы так называем?

    Почему мы их так называем?

    Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Давайте вспомним: какое сейчас время года?

    А какой месяц?

    Закройте глаза и представьте, что мы с вами находимся в лесу, слышны голоса птиц. Послушайте, как весело и оживленно бывает в лесу!

    Какие бывают птицы?

    Назовите, пожалуйста, зимующих птиц.

    Назовите сейчас перелетных птиц

    Ребята, почему мы зимующих птиц так называем?

    А перелетных птиц почему называем перелетными?

    А что, по вашему мнению, птицам страшнее: голод или холод?

    Чем можно покормить птиц зимой?

    Скажите, почему мы птиц называем нашими друзьями? Какую пользу приносят птицы?

    Где птицы откладывают и высиживают яйца?

    Из чего птицы строят гнезда?

    Мы еще не вспомнили, как называются детеныши птиц. Давайте поиграем в игру «Птички и птенчики». Я буду называть птиц, а вы - их птенчиков.

    «Ворона – воронята, скворец – скворчата, галка - галчата…»

    Вот сколько нового и интересного мы вспомнили и узнали о птицах.

    Приложение № 4

    Пословицы и поговорки о птицах
    Всякая птица своим голосом (свои песни) поет.

    Всякая птица своим клювом сыта (кормится).

    Всякая птица своим пером красуется

    Всякая птица тепло ищет.

    Где птица не летает, а свое гнездо знает.

    Здоровое дерево дятел не долбит.

    Знает и ворона, в чем оборона.

    Знает сорока, где зиму зимовать.

    И кулик в своем болоте велик.

    И птица, выкормив птенца, его летать учит.

    И птицы весною парочками летают.

    И черный ворон вещает, да невпопад.

    Каждая птица в своем гнезде хозяйка.

    Каждая птица свое гнездо хвалит.

    Каждая птица своим носом кормится.

    Каждый кулик свое болото хвалит.

    Красна птица пером, а человек умом.

    Красна птица перьями, а человек учением.

    Летает, значит птица.

    Мала птица, да и та свое гнездо бережет.

    Мало-помалу птичка гнездо свивает.

    Нет дерева, на которое бы птица не садилась.

    Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

    У маленькой птицы и гнездо маленькое.

    Приложение № 5

    Подвижные игры
    "Воробушки и автомобиль"

    Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

    Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки".

    По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".

    "Птички летают"

    Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.

    Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.

    "Перелет птиц"

    Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

    Ход игры: Дети - птицы собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".

    "Филин и пташки".

    Цель - упражнять в беге врассыпную.

    Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".













    Приложение № 8

    Стихотворения про птиц

    1.Весёлая синица морозов не боится,

     Даже в минус 25 любит песни распевать.

    Летом, честно говоря, трудно встретить снегиря,

     А зимою, благодать, за версту его видать.
    2.Высоко на кроне клёна спеть готовилась ворона,

     Показала певчий дар, прокричала громко «Кар-р-р».
    3.Я - смелый и храбрый птенец-воробей,

    Живу, не боясь ни зверей, ни людей.

    Везде, где хоть кто-нибудь что-то жуёт

     Птенец воробей свою крошку найдёт.
    4.Голубь плавно приземлился, отряхнул все пёрышки

    И на месте закружился, собирая зёрнышки.
    5.Не избавится сорока от ужасного порока-

    Ищет мелочи везде, прячет в собственном гнезде.
    6.Скворец поменьше чем ворона,

     Зато, побольше воробья-

     Он из скворечни как с балкона

    Поёт не хуже соловья.
    7.
    Приложение № 9

    Интересная информация о птицах

    У дятла самый длинный язык.
  • У пингвинов крылья покрыты не перьями, а чешуёй.
  • Самая маленькая птичка нашей страны - Королёк.
  • Почему гусь выходит сухим из воды?
  • Сороку в народе называют воровкой.
  • Какую птицу можно научить говорить?
  • Какая птица умело подражает голосам многих птиц?
  • Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
  • птицу – символ России?
  • Соловей - птица, признанная лучшим певцом в мире пернатых.
  • Голуби - птицы, признанные лучшими пернатыми почтальонами.
  • Чем полезны человеку птицы?


    Не разорять гнезда.
  • Не ловить и не убивать птиц.
  • Не трогать яйца и птенцов.
  • Подкармливать в зимнее время, главная цель - защита птиц от голода.
  • Делать кормушки.
  • Охранять от вредителей (кошки, собаки, люди и т. д.)
  • Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
    Приложение № 10

    Пальчиковые игры
    Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.

    «Гнездо»

    2. «Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.


    3.«Птенцы в гнезде»

    4.«Скворечник»

    5.«Полет птицы»

    Приложение № 11


    Приложение № 12


  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей