УДК 373.23
Б Б К 74.102
К26 Н. А. Карпухина
Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж:
ИП Лакоценин С. С., 2010 — 208 с.
ISBN 978-5-98225-086-5
Предлагаемые конспекты занятий рекомендованы к использованиюдля работы по программам «Воспитание и обучение детей в детском саду» (Васильева М. А., новая редакция), «Детство» (РГПУ им. Герцена), «Развитие (авторский коллектив под руководством Венгера Л. А.) и др. Книга рекомендована для использования методистами и воспитателями детского сада, родителями и гувернерами.
ISBN 978-5-98225-086-5 Г ^ ^ л о ‘
Б Б К 74.102
Другие публикации настоящего издания в любой форме, в целом или частями, являются противоправными и преследуются по закону
© Карпухина Н. А., автор, 2010
© ИП Лакоценин С. С., издатель, 2010
Подписано в печать 25.08.10. Бумага газетная. Формат 60×84 1/16. Печать офсетная. Объем 13 п. л. Тираж 5 000 экз. Заказ № 3745. Главный редактор С. С. Лакоценин. Ответственный редактор Ю. А. Крапивин. Корректор А. Н. Талтынова. Верстка А. Найденов ИП Лакоценин С. С.: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 156 Отпечатано в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
Предисловие 3
Предисловие
Новорожденный — загадка. Никто не знает, что из него получится. Он может стать гением и обогатить мир, если для него будут созданы благоприятные усло вия. Но все многообещающие задатки останутся втуне, если родители, воспитатели, врачи не помогут раскрыть их. Ищите в ребенка друга, научитесь его интересы ставить превыше всего. Ведь в конечном счете все самое лучшее в жизни делается для ребенка.
Профессор М.Коршунов
На протяжении 2-го года жизни в организме ребенка проис- ходят значительные изменения, как в физическом, так и в нервно- психическом развитии. .
Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональ- ность, большой интерес к окружающему, большая потребность в частом общении со взрослыми и высокая обучаемость.
Как будет развиваться ребенок, когда он станет старше, какими будут его отношения с окружающими людьми, во многом зависит от того, придется ли взрослым развивать и продолжать то, что уже воспитано у малыша, или возникает необходимость перевоспитывать и изменять нежелательные формы поведения.
Ранний возраст — это в буквальном смысле начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив.
Наша задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармонич- ного развития в последующие годы. В возрасте до 2 лет решающее значение для правильного, всестороннего развития ребенка имеет состояние его здоровья.
Здоровый ребенок, если его правильно воспитывают, эмоци- онален, ест с аппетитом, деятелен. Для этого необходимо создать у ребенка, как говорил А.С.Макаренко, «привычку к определенному часу», т.е. правильно организовать режим дня — игровая деятель- ность, сон, питание, прогулка, целевые занятия должны сменять друг друга в наиболее целесообразной последовательности.
Предисловие 4
Режим дня организует поведение детей, создает у малышей ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы.
При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время.
Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физичес- кого развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна.
При проведении режимных процессов необходимо соблюдать принцип последовательности и постепенности.
Принцип последовательности заключается в том, что взрос- лые должны прививать с раннего детства детям навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. Например, перед сном необходимо собрать все игрушки, перед едой — обязательно помыть руки и т.д.
Принцип постепенности заключается в постепенном привле- чении детей малыми группами к выполнению того или иного режим- ного процесса, чем младше ребенок, тем меньше группа. Это объ- ясняется физиологическими особенностями детей 2-го года жизни: они не умеют ждать долго, начинают капризничать, если появляется скученность, быстро устают от монотонности действий.
При осуществлении принципов последовательности и постепенности необходимо соблюдать определенные правила:
- Каждый из режимных процессов должен проходить только на фоне игры.
- При проведении режимных процессов необходимо исполь- зовать индивидуально-личностную модель воспитания.
- Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны взрослых как в дошкольном учреждении, так и дома.
Методика проведения режимных процессов предполагает использование обязательных приемов:
- Создание у детей предварительной установки на данный процесс.
- Осуществление того или иного режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя малышам неприятных ощущений.
- При проведении любого режимного процесса у ребенка следует формировать уверенность в том, что все получится, он сумеетт.толшти. действие до конца, если будет стараться.
Виды занятий
Количество
1.Расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи
3 2. Развитие речи
2 3. Занятия с дидактическим материалом
2 4. Занятия со строительным материалом
1 5. Музыкальное занятие
2
Итого
10
Длительность занятий — 10-15 мин., с подгруппой детей из 8-12 человек.
По всем видам деятельности представлены примерные перс- пективные планы и конспекты занятий на год.
Предисловие 5
4. Взрослый обязательно должен радоваться успеху малышей и чаще хвалить их за любые новые достижения.
В целях планомерного воздействия на всестороннее развитие детей в данном возрасте проводятся специальные занятия, на кото- рых малышей приучают слушать, следить за тем, что делает и что показывает взрослый, побуждают подражать его словам и действиям, выполнять задания воспитателя.
Вашему вниманию предлагается перечень основных занятий с детьми второго года жизни по Программе воспитания, обучения и развития в детском саду под новой редакцией В.М.Васильевой.
10 Ребенок и окружающий мир
Ребенок и окружающий мир. Перспективное планирование на год для детей 2-го года жизни
Сентябрь
1. «В гости к детям» явления общественной жизни: семья, культура поведения
2. «Ладушки, ладушки» неживая природа: свойства песка
3. «Падают листочки» живая природа: растительный мир
4. «Наши игрушки» предметный мир: игрушки — цвет, форма
Октябрь
5. «Дорожка к зайкиной явления общественной жизни: избушке» город
6. «Петушок-петушок» неживая природа: солнышко
7. «Чудесный мешочек» живая природа: овощи-фрукты
8. «Кто с нами рядом живет? » предметный мир: назначение предметов
Ноябрь
9. «Кто в домике живет? » явления общественной жизни: семья
10. «Кочки-кочки, гладкая неживая природа : почва дорожка»
11. «В лес к друзьям!» живая природа: дикие животные
12. «Комната для Кати» предметный мир: мебель — название, цвет
Декабрь
13. «По дорожке в зимний лес» явления общественной жизни: город.
14. «Кукла Катя гуляет» неживая природа: времена года — зима
15. «Наши верные друзья» живая природа: зимовье зверей
16. «Игрушки по местам» предметный мир: назначение предметов
Перспективное планирование на год 7
Январь
17. «Как мы дружно играем» явления общественной жизни: семья
18. «Летят снежинки» неживая природа: свойства снега
19. «Маленькая елочка» живая природа: вечнозеленая елочка
20. «Маша-растеряша» предметный мир: одежда
Февраль
21. «Мишка-капризулька» явления общественной жизни: культура поведения
22. «Куколке холодно!» неживая природа: приметы зимы
23. «Медвежонок на горке» живая природа: растения, животные
24. «На чем поедешь?» предметный мир: транспорт
Март
25. «Что подарим Тане ? » явления общественной жизни: семья
26. «Оденем Катю на прогулку» неживая природа: времена года — весна
27. «Где моя мама?» живая природа: животные и их детеныши
28. «Покормим Катю» предметный блок: посуда
Апрель
29. «Мы мамины помощники» явления общественной жизни: семья
30. «Выходи, дружок, живая природа: растения на зелененький лужок»
31. «Желтые, пушистые» живая природа: домашние птицы
32. «Игрушки для Миши предметный мир: игрушки и Мишутки»
Май
В мае можно проводить занятия на закрепление знаний детей об окружающем их мире, отрабатывая навык наблюдательности, ис- следовательской деятельности, любознательности.
,10 Ребенок и окружающий мир
Ребенок и окружающий мир. Цикл занятий
Сентябрь
Занятие № 1
В гости к детям
Программное содержание: Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению к взрослым и сверстникам, воспитывать навык куль- турного общения.
Материал: ширма; кукла, мишка, зайка, собачка — игрушки.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на погоду за окном: падают листочки, дети идут в детский сад. Раздается стук в дверь, из-за ширмы появляется кукла Таня и ведет диалог с воспитателем:
— Я кукла Таня. Я пришла к деткам. Я хочу с ними поздороваться (здоровается с детьми и дарит зеленые листочки).
Воспитатель привлекает к приветствию всех детей.
Далее раздается еще стук и поочередно из-за ширмы появля- ются другие игрушки: мишка, зайка, собачка. Они не знают, куда попали, и не знают, как здороваться.
Воспитатель объясняет игрушкам, куда они попали и предлагает детям научить зверят здороваться. Звери благодарят детей и дарят им листочки: красные, желтые.
В конце занятия воспитатель обращает внимание на то, что к ним пришло много гостей, называет их: кукла Таня, мишка, зайка, собачка. Рассматривают все вместе листочки и говорят: «Пришла осень. Листочки падают. Листочки разные — желтые и красные.»
Занятие № 2
Ладушки, ладушки
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка, развивать внимательность и моторику пальцев, воспитывать аккуратность и взаимопомощь в процессе игры.
Сентябрь 9
Материал: формочки для песка, емкость с водой, песок, дощеч- ки, кукла Таня.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на то, что скоро в гости придет кукла Таня, ее надо угостить пирожками и предлагает при- готовить пирожки.
Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель берет песок и формочки для песка и пытается сделать пирожок, но пирожок не получается, песок рассыпается. Берет воду, поливает песок, дети рассматривают мокрый песок и возможные варианты приготовления пирожков из разных формочек.
Воспитатель объясняет, почему получаются пирожки. Далее предлагает детям самим сделать пирожок с помощью форм из песочного набора.
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Мы Танюшу пригласим,
Пирожками угостим.
Заходит кукла Таня, рассматривает приготовленные пирожки, благодарит детей.
Занятие № 3
Падают листочки
Программное содержание: Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев, сравнивать листья по величине: большой, маленький, воспитывать любовь к природе, развивать познавательный интерес.
Материал: осенние листья: зеленые, желтые, красные — большие и маленькие.
Ход занятия
Воспитатель предлагает подойти к ковру, на котором стоит корзиночка с листьями разного цвета и величины. Дети рассмат- ривают с воспитателем цветные листочки: красные, желтые и зеленые.
10 Ребенок и окружающий мир
Затем проводится подвижная игра «Падают листочки» — под музыку дети с листочками кружатся, по сигналу воспитателя при- седают с листочками.
Воспитатель задает вопросы детям:
— Какой у тебя листочек, желтый? (желтый листочек)
— А у тебя какой листочек, красный? (красный)
В конце занятия дети выкладывают осенний узор на ковре
— большой и маленький листочек и еще раз любуются и рассмат- ривают листики.
Занятие № 4
Наши игрушки
Программное содержание: Помогать находить игрушки, выделять их по величине, называть, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать формы бережного обращения с игрушками.
Материал: набор игрушек: мишка — большой и маленький, зайка — большой и маленький.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на звуки приближающейся машины, въезжает большая машина с большим медведем.
Воспитатель говорит:
— Посмотрите, кто к нам приехал? (мишка)
— Какой большой мишка, он хочет поиграть с маленьким ми- шуткой, давайте поможем ему его найти.
Вместе с детьми находят мишутку в групповой комнате. Про- водится подвижная игра «Найди мишку». Аналогично проводится работа с большим и маленьким зайками. Дети находят маленького зайку.
В конце занятия проводится игра подвижного характера, где воспитатель надевает на двух детей шапочки «мишки» и «зайчика», все дети под бубен пляшут и прыгают, по сигналу начинают убегать, а «зайка» и «мишка» их догоняют. Роль «зайчика» или «мишутки» может выполнить воспитатель.
Сентябрь 11
Октябрь
Занятие № 5
Дорожка к зайкиной избушке
Программное содержание: Способствовать развитию зритель- ного восприятия движущегося предмета, координации движений, дать понятие и название «Дорожка к избушке». Воспитывать акку- ратность при выполнении задания.
Материал: кирпичики одного цвета, игрушка зайчик, елочки, деревья, домик из настольного театра.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на лесную полянку с избушкой, дети рассматривают ее: «Как много елочек и деревьев, а вот избушка. Кто живет в этой избушке?» Появляется маленький зайчик и горько плачет, он не знает, как добраться до своей избуш- ки в лесу. Воспитатель предлагает детям помочь зайке построить из кирпичиков дорожку к избушке. Вместе с воспитателем дети выкла- дывают дорожку из кирпичиков по направлению к избушке. Затем педагог предлагает детям провести зайчика по дорожке к избушке, приговаривая: «топ-топ».
В конце занятия зайка благодарит детей и проводится подвижная игра «Заинька, попляши». Дети вместе с зайкой пляшут и прыгают под бубен.
Занятие № 6
Петушок-петушок
Программное содержание: Познакомить детей с временными понятиями: утро, развивать образное мышление. Воспитывать куль- турно-гигиенические навыки.
Материал: кукла Таня; кроватка, расческа, полотенце, мыло, тазик с водой, игрушка — петушок.
Ход занятия
Воспитатель и дети рассматривают кроватку и спящую куклу Таню. Раздается голос петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Воспитатель ведет диалог с петушком:
Петушок, петушок!
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Кате спать не даешь?
Петушок отвечает:
Пора всем вставать
И Танечке, и Ванечке,
И всем ребяткам!
Воспитатель вместе с детьми поднимает куклу Таню, одевают ее, причесывают, умывают. Танечка говорит всем: «Доброе утро!»
В конце занятия дети играют с куклой Таней и петушком, а педагог напоминает, что петушок будит всех деток утром, все дети встают и говорят: «Доброе утро!» Петушок уходит и говорит всем детям: «До свидания».
Занятие № 7
Чудесный мешочек
Программное содержание: Закреплять знания детей в назывании фруктов: груша, яблоко, банан; узнавать их на картинке. Воспитывать любовь к природе.
Материал: муляжи фруктов: груша, яблоко, банан; чудесный мешочек, кукла Таня, разрезные карточки с изображением фруктов (2 части).
Ход занятия
Воспитатель и дети рассматривают природу осени через окно: падают листья, дует ветерок, дети одеты в куртки, пальто, шапки, ботинки. Раздается стук в дверь, заходит кукла Таня с чудесным мешочком, где лежат фрукты. Дети здороваются с куклой, и начинается игра
«Угадай, что это?» Кукла Таня достает яблоко и спрашивает детей: «Что это? » Если дети затрудняются назвать, воспитатель им помогает.
— Яблоко.
— Яблоко красное? (красное)
— А это что? (груша)
Сентябрь 13
— Груша зеленая? (зеленая)
— А это что? (банан)
— Банан желтый? (желтый)
В конце занятия проводится дидактическая игра «Собери картинку». Дети сначала по образцу воспитателя собирают картинку, затем самостоятельно.
Занятие № 8
Кто с нами рядом живет?
Программное содержание: Сформировать у ребенка навык соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами, дать представление о том, как двигается курочка, клюет зернышки. Воспитывать заботу о ближних, любовь к животным.
Полную версию можно скачать Здесь: