Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лекция 1 Предмет и задачи гигиены и экологии. Этапы развития гигиены. Основоположники гигиены и экологии


НазваниеЛекция 1 Предмет и задачи гигиены и экологии. Этапы развития гигиены. Основоположники гигиены и экологии
Анкор1 lektsia.pptx
Дата23.10.2016
Размер1.78 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла1_lektsia.pptx
ТипЛекция
#153
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Лекция № 1

Предмет и задачи гигиены и экологии.

Этапы развития гигиены.

Основоположники гигиены и экологии.

Воздух как среда обитания человека.

Факторы малой интенсивности.


Введение Современная медицина подразделяется на клиническую, т.е. лечебную, и гигиеническую, или профилактическую медицину.

Объектом или предметом изучения клинической медицины является больной человек. Профилактическая медицина изучает здоровых людей, то, что полезно здоровому человеку, может быть вредно больному и наоборот. В практической жизни такая путаница наблюдается сплошь и рядом, особенно в вопросах питания.

Предмет гигиены Предупреждение заболеваний, т.е. их профилактика, традиционно является одним из основных принципов отечественного здравоохранения, улучшить здоровье нации только силами лечебной медицины не удастся, поскольку болезнь – это следствие, а причины заболеваний изучают профилактические науки.

Важнейшей профилактической дисциплиной является гигиена.

Историческая справка Значимость и необходимость профилактики заболеваний, её приоритетность перед лечением болезней уже давно понимали и признавали крупнейшие отечественные клиницисты и ученые (терапевты - Матвей Яковлевич Мудров, Григорий Антонович Захарьин, Сергей Петрович Боткин, хирург Николай Иванович Пирогов, физиолог Иван Петрович Павлов и другие).

Термин «гигиена» имеет греческое происхождение «HYGIENOS» и означает «целебный», «приносящий здоровье».

Историческая справка В античной Греции, где всё обожествлялось, богом медицины считался Эскулап или Асклепий, у которого было две дочери. Одну звали Панакея, или Панацея и ей поклонялись больные люди, а другую – Гигиея и ей поклонялись здоровые. Гигиея изображалась в виде молодой цветущей девушки, держащей в руке чашу, которую обвивала змея. Чаша символизировала жизнь, в которой всегда есть неприятности или яды, а змея - мудрость, выпивающая эти яды.

До наших дней от данной символики осталась только чаша со змеёй и это есть не что иное, как символ медицины.

Гигиена, как наука Гигиену как науку определяют следующим образом: Гигиена – это наука о сохранении и укреплении общественного здоровья путем проведения профилактических мероприятий.

Из этого определения следует, что цель гигиены – сохранить и укрепить здоровье населения.

Существует и другое, более развёрнутое понятие гигиены: Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности взаимодействия организма здорового человека с окружающей средой с целью обоснования требований к факторам окружающей среды, осуществление которых предупреждает возникновение заболеваний и создаёт оптимальные условия для жизнедеятельности, работоспособности и самочувствия человека.

Гигиена, как наука Объектом изучения гигиены является не только здоровый человек, но и окружающая среда, влияющая на его здоровье с помощью разнообразных факторов:

- природных (физические, химические, биологические, психофизиологические);

- социально-экономических, т.е. обусловленных развитием общественных отношений, уровнем благосостояния, национальным укладом жизни, традициями населения.

Важно отметить, что организм человека и окружающая среда являются объектами изучения не только гигиены, но и многих других наук, среди которых – анатомия, физиология, биология, биохимия, антропология, метеорология, экология и др.

В отличие от этих наук гигиена имеет свою цель и задачи.

Цели и задачи гигиены Целью любого гигиенического исследования является разработка нормативов и мероприятий, осуществление которых направлено на создание для человека индифферентных или оптимальных условий среды обитания, в которых здоровье не только сохраняется, но и повышается его уровень.

Задачи гигиены:

Первая задача гигиены – изучить влияние факторов среды обитания на организм человека.

Это влияние может оказаться:
  • индифферентным (безразличным);

  • благоприятным (оптимальным);

  • негативным (неблагоприятным).

Если установлено, что влияние оказалось негативным, то из первой задачи гигиены вытекает вторая.

Задачи гигиены

Вторая задача гигиены – разработать научно-обоснованные рекомендации по устранению или хотя бы снижению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на организм человека.

И это есть не что иное, как первичная, т.е. радикальная профилактика.

В результате решения второй задачи разрабатываются определённые гигиенические нормативы, важнейшими из которых являются:

- ПДК – предельно допустимые концентрации вредных загрязняющих среду химических веществ и патогенных микроорганизмов;

- ПДУ – предельно допустимые уровни воздействия физических факторов среды (шум, вибрация, излучения);

- ОБУВ – ориентировочные безопасные уровни воздействия неблагоприятных факторов;

- ОДК – ориентировочные допустимые концентрации загрязняющих веществ, например, в почве;

- ПДС – предельно допустимые сбросы веществ в сточных водах и т.д.

Задачи гигиены Первая и вторая задачи направлены на среду обитания. Давно заметили, что люди реагируют неодинаково на воздействие одних и тех же неблагоприятных факторов: как правило, заболевают далеко не все, потому что у людей различная устойчивость организма и её можно повышать. Поэтому существует и третья задача гигиены, в центре внимания которой стоит уже сам человек.

Третья задача гигиены – разработать средства и способы повышения устойчивости (резистентности) организма человека к влиянию неблагоприятных факторов среды обитания.

Задачи гигиены Действительно, повышать резистентность организма можно и нужно. И таким средством является здоровый образ жизни, включающий:

- рациональное питание;

- физическую активность;

- личную гигиену, в состав которой входят закаливание организма, рациональная одежда и обувь, отсутствие вредных привычек.

Отношение населения к собственному здоровью чрезвычайно важно, так как доказано, что здоровье человека зависит на:

- 50-55% от образа жизни и социальных условий;

- 20-22% от генетических факторов;

- 19-20% от экологической ситуации;

- 7-10% от уровня системы здравоохранения и качества оказания медицинской помощи.

Задачи гигиены Эти цифры убедительно показывают, что состояние здоровья населения на 69-75% зависит от гигиены и экологии. Поэтому только сам человек и внимание государства к эколого-гигиеническим проблемам в стране способны изменить ситуацию в положительном направлении.

Первые две задачи воплощают в жизнь гигиенисты (учёные и санитарные врачи), а гигиенические рекомендации по укреплению здоровья человека, выработанные в результате решения третьей задачи учёными-гигиенистами, должны претворять в жизнь лечащие врачи, непосредственно работающие с больными людьми. Именно лечащие врачи должны давать выздоравливающим пациентам грамотные гигиенические рекомендации по сохранению своего здоровья в дальнейшем.

Задачи гигиены Существует и вторичная профилактика. Это паллиативная профилактика, заключающаяся в раннем выявлении признаков нарушений здоровья на стадии предболезни, как правило, при диспансеризации.

Известна ещё и третичная профилактика, которую проводит лечащий врач у постели больного, давая ему рекомендации, предотвращающие рецидив заболевания или переход его в хроническую форму и надо понимать, что она менее эффективна, в плане снижения заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, чем вторичная и особенно первичная профилактика, устраняющая причины заболеваний. Вот почему в программу обучения врачей любых специализаций обязательно входит наш предмет – общая гигиена – пропедевтическая дисциплина.

Санитария Ещё Ф.Ф.Эрисман сказал: «Не всякий врач может стать гигиенистом. Но каждый врач может и должен усвоить гигиенический способ мышления». Известно ещё одно понятие – «санитария» от латинского «sanitas», что значит – «здоровье».

Гигиена – это наука, а санитария – её практика, осуществляемая санитарными врачами и их помощниками. Это они проводят санитарное обследование различных объектов, выявляют имеющиеся недостатки, составляют предписания руководителям учреждений с указанием сроков устранения недостатков и затем проверяют эффективность предложенных оздоровительных мероприятий.

История гигиены В историческом плане гигиена, как наука, прошла огромный путь развития. Изучать историю развития наук необходимо, т.к. «Знать прошлое – значит понимать настоящее и предвидеть будущее».

Гигиенические навыки начали зарождаться у человечества в самые отдалённые от нас времена, в глубокой древности, и были сначала, конечно, весьма примитивными. Они основывались на практическом жизненном опыте, который подсказывал, что есть условия, благоприятные для жизни, и неблагоприятные, которые следует избегать или, по возможности, устранять. Например, постепенно узнавали, что продукты могут быть съедобными, т.е. полезными для организма, и ядовитыми, т.е. вредными и опасными, что не всякую воду можно пить, как и не любая местность пригодна для размещения жилищ.

История гигиены Человечество пережило и очень мрачный период, называемый Средневековьем, негативно отразившийся на многих сторонах жизни людей, в том числе и гигиене, о чём написано в учебнике.

Гигиена как наука, появилась сравнительно недавно, только в середине 19 века, когда начали развиваться капиталистические отношения в государствах, и появилась востребованность в учёных, которые могли бы давать научное обоснование конкретным профилактическим мероприятиям.

История гигиены Основоположниками гигиены стали:

- в Германии – Макс Петтенкофер;

- в Англии – Э.А.Паркс;

- во Франции – Мишель Леви;

- в России – Алексей Петрович Доброславин и Федор Федорович Эрисман, а точнее Гульдрейх Фридрих Эрисман, который был швейцарцем и по профессии – окулистом, более подробно читайте об этих учёных в учебнике.

История гигиены Благоприятная почва для появления гигиенистов была в то время уже подготовлена достижениями таких естественных наук, как химия, физика, биология, микробиология, физиология и др. Используя экспериментальные и лабораторные методы исследований, гигиенисты стали изучать влияние воздуха, воды, почвы, продуктов питания, жилищных условий, факторов производственной среды на организм человека. Результаты их исследований стали базой научного обоснования гигиенических нормативов и практических рекомендаций по оздоровлению окружающей среды.

Успехи гигиены были настолько значительны, что уже в конце 19 века произошло резкое снижение распространенности эпидемических заболеваний и уровня смертности населения, которые до того времени были чрезвычайно высокими.

История гигиены Середина 20-го века ознаменовалась так называемой научно-технической революцией, основной чертой которой стала жестокая эксплуатация природной среды ради достижения материальных благ. Это привело к её деградации в ряде регионов и стран земного шара: Западной Европе, США, Японии. В нашей стране в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия едва не погибло уникальнейшее озеро Байкал, на котором разрешили развиваться целлюлозно-бумажной промышленности, причем не нашей, а чехословацкой.

Промышленное, т.е. техногенное загрязнение окружающей среды достигло таких огромных размеров, которые стали угрозой существования и самого человека и вообще жизни на Земле.

Тревога, которую по этому поводу забили учёные гигиенисты и экологи, возымела положительный результат, и сейчас ситуация стала постепенно улучшаться.

История гигиены В развитие отечественной гигиенической науки большой вклад внесли и другие учёные: Григорий Витальевич Хлопин, Алексей Николаевич Сысин, Алексей Алексеевич Минх – основатель кафедры, на которой вы сегодня учитесь, Фёдор Григорьевич Кротков, Константин Семёнович Петровский Алексей Алексеевич Покровский, Геннадий Иванович Сидоренко, Альфред Владиславович Мольков и многие другие.

Благодаря их работам оформились самостоятельные научные дисциплины: коммунальная гигиена, гигиена питания, радиационная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная гигиена.

Общая же гигиена является пропедевтической наукой, изучающей основы всех вышеперечисленных дисциплин.

Экология Различают науки - экологию и экологию человека, которые стали развиваться чуть позже гигиены.

Экология – это наука об общих законах существования живых организмов, их взаимосвязях между собой и со средой их обитания.

Экология человека – наука об общих законах взаимодействия биосферы и антропосистемы, человеческих групп (популяций) и индивидуумов, влиянии природы на человека и группы людей.

Термин «экология» также греческого происхождения и в переводе означает «наука о доме».

Основоположниками экологии являются: за рубежом - Эрнст Геккель; в нашей стране - Владимир Иванович Вернадский и Владимир Николаевич Сукачёв.

Экология Цель у экологии человека и гигиены общая – изучить влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Гигиенисты разрабатывают научно обоснованные рекомендации по оздоровлению среды обитания и повышению резистентности организма к неблагоприятным факторам, а экологи принимают участие в разработке природоохранного законодательства, формируют экологическое сознание у граждан, развивают экологическое движение населения.

Окружающая среда Окружающая среда – это атмосфера, гидросфера, литосфера, жилые и общественные здания, производственные условия, продукты питания и другие, природные и антропогенные факторы.

Каждый из перечисленных факторов воздействует на человека с помощью своих определённых свойств. И начнем изучение со свойств атмосферы.

Роль и свойства воздуха

Воздух необходим человеку для:
  • Для процессов внутреннего дыхания, обеспечивая организм кислородом.

  • Для поддержания процессов терморегуляции.

  • Для проникновения оптической части солнечной радиации, т.е. видимых лучей, и невидимых ультрафиолетовых и инфракрасных, обладающих большим биологическим и тепловым эффектом.

  • Для ориентации человека в окружающем пространстве с помощью восприятия собственными органами чувств слуховых и зрительных сигналов окружающей среды, так как в вакууме, где нет воздуха, звук не распространяется; в загрязненной атмосфере искажаются зрительные восприятия. Такое деление принято потому, что названные виды воздуха отличаются друг от друга своими свойствами.

Воздух имеет три группы свойств:
  • 1 группа - физические свойства;

  • 2 группа - химические свойства;

  • 3 группа - механические примеси к воздуху.



Свойства воздуха

К физическим свойствам воздуха относятся:
  • - атмосферное давление;

  • - температура;

  • - влажность;

  • - подвижность;

  • - солнечная радиация;

  • - радиоактивность;

  • - электромагнитные излучения;

  • - факторы малой интенсивности.



Свойства воздуха

К химическим свойствам относятся:

- нормальный газовый состав;

- вредные газообразные примеси.

К механическим примесям относят:

- твёрдые частицы или аэрозоли (пыль, сажа, зола, дым);

- микроорганизмы (сапрофитные и патогенные).

Свойства воздуха Факторами малой интенсивности являются: ионизация воздуха; геомагнитное поле Земли; биологические ритмы.

Ионизация воздуха. Изучению этого фактора большое внимание уделил А.А.Минх, о котором мы уже упоминали сегодня.

Под влиянием ионизаторов, которые могут быть:
  • постоянными (космическое излучение, природные радионуклиды почвы и воды);

  • временными (грозовые и электрические разряды);

  • местными (водопады и мощные фонтаны), происходит образование из газовых молекул воздуха первичных положительно и отрицательно заряженных частиц.

Ионизация воздуха имеет физиологическое, гигиеническое и терапевтическое значение.

Свойства воздуха

Физиологическое значение ионизации воздуха состоит в том, что первичные, легкие, отрицательно или положительно заряженные ионы кислорода, встречаются чаще всего в чистой, незагрязненной атмосфере (в горах, в лесах, курортных местах). Благотворное влияние такого воздуха общеизвестно. Эти первичные ионы являются как бы витаминами воздуха, улучшающими обменные процессы в организме. А в деионизированной среде человек чувствует себя плохо, быстро устаёт, чаще болеет.

В грязных, душных помещениях в воздухе преобладают вторичные, тяжелые, положительно заряженные ионы, чаще всего это частицы пыли, действующие на организм человека неблагоприятно. Вот почему использовать искусственные ионизаторы воздуха можно только в очень чистых помещениях, а иначе вместо пользы будет нанесён вред.

Свойства воздуха Гигиеническое значение ионизации воздуха заключается в том, что характер ионизации указывает на санитарное состояние воздуха. Так, если в воздухе преобладают первичные, легкие, положительно или отрицательно заряженные ионы, можно говорить о чистом воздухе (Норма – в 1 см 3 д.б. 2000-4000 пар ионов).

Преобладание вторичных, тяжелых, положительно заряженных ионов указывает на его несвежесть, загрязненность. Легких, отрицательных ионов в таком воздухе всего 100-200 в 1 см 3

Свойства воздуха Терапевтическое значение ионизации воздуха состоит в том, что исследованиями отечественных и зарубежных ученых было показано положительное лечебное действие искусственно высокоионизированного воздуха при бронхиальной астме, гипертонической болезни, бессоннице, неврозах, а также при некоторых стоматологических заболеваниях: рецидивирующем афтозном стоматите, многоформной экссудативной эритеме, длительно незаживающих язвах и ранах челюстно-лицевой области.

Не зря же и курорты используют для лечения многих заболеваний.

Геомагнитное поле Наша планета является магнитом и поэтому на её поверхности существует магнитное поле, направление которого обнаруживается с помощью магнитной стрелки компаса. Эта стрелка всегда показывает на север. Кроме направления, ГМП характеризуется напряженностью, которая наименьшая летом, а наибольшая – зимой.

Состояние магнитосферы земли зависит от космического излучения, солнечной активности и близости к железорудным месторождениям, например, к Курской магнитной аномалии.

Обычно человек не ощущает наличие ГМП, но если оно начинает изменяться, то организм реагирует на это изменение ухудшением самочувствия и обострением хронических заболеваний.

Биологические ритмы Всем живым организмам на Земле присущи нормальные ритмические процессы, называемые биоритмами.

Синхронизаторами биоритмов является свет, так как в процессе длительной эволюции всё живое адаптировалось к свету и мраку и их обязательному чередованию.

Различают биоритмы:

- циркадные (суточные, околосуточные) ритмы;

- селенические или лунные от слова селена или Луна, или, что то же , что и циркадианные от слова Диана – богиня Луны;

- цирканные ритмы (годовые или сезонные);

- гелиобиологические ритмы, обусловленные солнечной активностью.

Биологические ритмы Циркадные биоритмы. Регулярная смена дня и ночи выработала у человека 24-х часовой ритм (точнее 24+_ 4 ч), который и назвали суточным или циркадным. Ритм характеризуется различными параметрами, но прежде всего, частотой. В организме человека отмечаются ритмичные процессы с различной частотой: пульс, дыхание, колебания температуры тела, перистальтика кишечника, деятельность почек, желудка, надпочечников, поджелудочной железы и т.д. Деятельность одних органов наиболее активна в первой половине суток, а других – во вторую.

У человека известно около 300 циркадных ритмов, которые охватывают практически все стороны жизни человека, связывая все колебательные процессы в единую иерархически построенную систему. Поэтому и понимать, и правильно интерпретировать процессы, протекающие в организме при адаптации, невозможно без знания и учета биоритмов.

Биологические ритмы Учёные считают весьма перспективным использование закономерностей биоритмов не только для диагностики, но и для и прогнозирования состояния организма, так как биоритмы играют определённую роль как в саморегуляции организма, так и регуляции экологических связей, являясь важнейшим механизмом адаптации к окружающей среде (Е.Н.Кутепов, 1990).

Хронорезистентность организма в значительной мере характеризует состояние его резервных возможностей, а также степень активности и взаимодействия функциональных систем. Нарушение нормальной структуры биоритмов, рассогласованность и перестройка их, является обязательным компонентом стадии тревоги общего адаптационного синдрома.

Биологические ритмы В настоящее время разработана циркадная система ритмов организма человека. В соответствии с ней каждый показатель имеет свою точку наивысшего уровня в определённый период времени. Так, максимальная частота дыхания наблюдается в 13-16 ч, количество эритроцитов в крови – в 11-12 ч, уровень холестерина – в 18 ч и около 0 ч.

Эти данные следует учитывать в клинической медицине, например, когда брать анализы у пациентов, и в процессе лечения. Известно, что наибольший запас гликогена в печени отмечается в предутренние часы. Поэтому эти знания надо использовать при лечении сахарного диабета, составляя диету. По исчезновению же суточных колебаний толерантности к глюкозе выдвинута новая концепция ранней диагностики диабета.



Биологические ритмы Обычно человек не замечает своих биоритмов, но у многих людей они сразу же дают о себе знать при смене времени на «зимнее» или «летнее» всего-то на один час вперед или назад.

При длительных перелётах на самолётах из Европы в Америку или же из Центральной России на Дальний Восток, когда происходит быстрая смена часовых поясов, летчики и пассажиры отмечают нарушение биоритмов. Биоритмы нарушаются и при космических полётах.

Биологические ритмы Различные факторы окружающей среды приводят к нарушению циркадных ритмов организма, вызывая тем самым изменения внутренней среды и нарушая способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Именно изменения биоритмов являются нередко ранними и первыми признаками неблагоприятного влияния факторов на организм.

Десинхронозы Поскольку отдельные функциональные системы и их звенья в ответ на воздействие перестраиваются с различной скоростью, возникает нарушение синхронизации ритмов, происходит их рассогласование.

Нарушения биоритмов называются десинхронозами, которые рассматриваются как неспецифическое проявление многих патологических процессов.

Так, уже имеются данные о том, что хронобиологическое изучение АД, позволяет определить группы риска подростков, у которых в будущем, через несколько лет или даже десятков лет, разовьётся гипертоническая болезнь.

Выявление нарушения циркадного ритма температуры кожи груди помогает ранней диагностике рака молочной железы.

На основе данных о суточных ритмах эндокринной системы разработаны хронобиологические тесты диагностики некоторых заболеваний эндокринной системы.

Таким образом, регистрация и анализ биоритмов являются перспективным подходом к диагностике и прогнозированию состояния организма.

Биологические ритмы
  • Селенические ритмы. Они продолжаются 28 дней и связаны с фазами Луны, делающей полный оборот вокруг Земли за это время. С этими ритмами связан месячный цикл женского организма, а также морские приливы и отливы.
  • Циркадные ритмы. С этими циклами связаны периоды размножения у животных и возраст деревьев, отмечаемый по годовым кольцам.

  • Гелиобиологические ритмы. Они обусловлены определёнными периодами солнечной активности. Ближайшей к планете Земля звездой является Солнце, в недрах которого и на его поверхности регулярно возникают характерные образования: солнечные пятна, факелы в фотосфере, флоккулы и вспышки в хромосфере, протуберанцы в короне. Эти явления и называют солнечной активностью, которая имеет выраженную, 11-летнюю периодичность.


Биологические ритмы

Хотя о Солнце человечество знает удивительно мало, но, тем не менее, известно, что солнечная активность вызывает возникновение магнитных бурь в магнитосфере Земли и ионизации газов в атмосфере, вследствие усиления коротковолновых и корпускулярных излучений (протонов) Солнца во время солнечных вспышек. Это и сопровождается через сутки-двое появлением на Земле магнитных бурь, максимальное число которых наблюдается в периоды равноденствий (весеннего, 21 марта и осеннего 23 сентября), а минимальное – в периоды солнцестояния (летнего 22 июня и зимнего – 22 декабря). Последняя солнечная активность наблюдалась в 2003-2004 году.

Биологические ритмы В период наибольшей солнечной активности наблюдаются аварии энергосистем и на нефтепроводах вследствие индуцирования токов в металле труб, разрушающих их антикоррозийные покрытия, а также нарушения дальней высокочастотной связи.

Солнечная активность влияет и на биосферу Земли. Оказывается, от неё зависит урожайность сельскохозяйственных культур, и даже возникновение эпидемий и пандемий, на что впервые обратил внимание Александр Леонидович Чижевский, наш соотечественник, работавший в СССР в 20-40-е годы прошлого века, создавший новую науку – гелиобиологию.

Биологические ритмы Велико влияние солнечной активности и на организм человека. Обнаружена связь уровня АД с колебаниями ГМП. Имеется связь с нарушениями психики больных людей, например, у алкоголиков; изменяются ответные реакции человека на внешние световые и звуковые сигналы, которые замедляются, в результате чего растет число ДТП в дни гелиомагнитной активности.

Спасибо за внимание!!!


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей