Главная страница
qrcode

ЭССЕ ПВШ. Личность преподавателя и студента в современной дидактике


Скачать 23.11 Kb.
НазваниеЛичность преподавателя и студента в современной дидактике
Дата23.02.2020
Размер23.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭССЕ ПВШ.docx
ТипДокументы
#67261
Каталог

Эссе на тему: «Личность преподавателя и студента в современной дидактике»

Для того чтобы преступить к развитию данной темы, в первую очередь необходимо определиться с понятием дидактики. Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Основными отношениями, которые изучает дидактика высшей школы, являются дидактические отношения в системе «преподаватель - студент». Так же немало важную роль играют отношения системы «студент - изучаемый материал», поскольку они определяют специфику образовательного учреждения и подчеркивают важность процесса учения и самообучения студентов. А отношения «преподаватель - изучаемый материал» связывают с планированием процесса обучения, отбором материала.

Что касаемо личности преподавателя, то ученые указывают на то, что педагогическая деятельность предусматривает наличие двух сторон: объективной – т.е. набора методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностной – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать. С позиции студента, я могу сделать вывод, что в действительности, преподаватель, который имеет свой стиль изложения материала, свою определенную отличную от других позицию, будет среди студентов иметь больший успех, нежели тот, который будет работать «по стандарту». Ведь в зависимости от того, каким образом излагается материал, от манеры и стиля изложения, зависит понимание студентами материала, который преподаватель хочет до них донести.

Каждый преподаватель высшей школы должен иметь дидактические способности. То есть способности передавать студентам учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями упрощает возможность понимания и усвоения студентами определенной информации. Профессиональное мастерство преподавателя должно включать способность не просто доходчиво преподносить знания, но и так же способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний.

Так же, по мнению учёных, преподаватель должен обладать такими способностями как:

-академические способности - способности к соответствующей области науки. То есть такой преподаватель не просто знает свой предмет поверхностно, но также постоянно следит за открытиями и нововведениями, постоянно может привести какие то интересные факты. Ведь если у студента информация вызывает какой-либо интерес, то естественно информация будет усваиваться лучше;

-перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучаемого, как личности, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний. В качестве примера, по моему мнению, здесь может служить ситуация на экзамене, например когда студент весь семестр хорошо учился, не пропускал пары, а на экзамене либо сильно переволновался, либо возможно возникают какие то жизненные трудности из за чего, он не может дать полноценный ответ на заданный вопрос. То есть с такой позиции преподаватель возможно может сделать какую то поблажку, вследствие психологического состояния студента;

-речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших способностей профессии преподавателя. Преподавателю необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок. Наряду с этим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало понятой учащимися. По моему мнению, следует обращать внимание именно на стиль изложения. Он не должен быть слишком научным, поскольку иначе для студентов информация не будет ясна;

-организаторские способности - способности организовывать аудиторию, свою собственную работу;

-коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.

Так же, по моему мнению, преподаватель должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом. И самое главное, хороший преподаватель должен любить ту работу, которую он выполняет, только тогда он будет успешен.

Что касаемо личности студента, то период 17-20 лет, это период становления нас как личности, период выбора учебного заведения, в котором хочешь учиться, овладения новыми знаниями. Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, ученые разделяют на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик студента.

Основная деятельность студентов это непосредственно учебная деятельность. Учебная деятельность обучающегося является своеобразным механизмом усвоения накопленных в обществе научных знаний последующим поколением.

Дидактика высшей школы выделяет основные характеристики учебной деятельности:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  • учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;
    - происходит изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов индивидуальных действий.

    То есть, посредством этого можно сделать вывод, что учебная деятельность оказывает огромное влияние на становление студента как личности, поскольку влияет на психические свойства и поведения обучающегося, то есть влияет на формирование его личности в дальнейшем.

    Так же что касаемо мотивов обучения, то у студентов выделяют внутренние и внешние мотивы. Внешние связывают непосредственно с наградой либо наказанием за определенные действия, с какими-либо поощрениями. Внутренние это непосредственно интерес, стремление к знаниям самого обучающегося вследствие внутреннего желания. К сожалению, на данный момент наблюдается тенденция того, что студентами все чаще руководят внешние мотивы, то есть обучение не для того, чтобы получить реальные знания, а только ради того, чтобы была соответствующая оценка, и вследствие этого, по прошествии определенного времени, студент забывает выученную информацию, поскольку она ему просто не интересна. И на данном этапе я считаю, что нельзя винить в этом только студентов, поскольку, по моему мнению, изначально интерес к предмету у обучающегося должен вызвать именно преподаватель, так как дидактика высшей школы определяет учебную деятельность как совместную деятельность преподавателя и обучающегося, в которой один из ее участников приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого. То есть, таким образом, преподаватель должен создать благоприятные условия для того, чтобы вызвать интерес у студента к получению новой информации.

    Как было указано выше, профессиональное мастерство преподавателя должно включать способность не просто доходчиво преподносить знания, но и так же способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний. Самостоятельная работа у студентов рассматривается как высший вид учебной деятельности. Она представляет собой целенаправленную, внутренне мотивированную деятельность. Выполнение самостоятельной работы требует высокого уровня развития самосознания, рефлексии, самодисциплины. Именно это и должно вырабатываться у студентов в процессе обучения.

    Дидактика высшей школы отмечает, что способность к самостоятельной работе эффективно формируется только у обучающихся с позитивной учебной мотивацией и положительным отношением к учебной деятельности. А положительное отношение к учебной деятельности зависит от того, насколько преподаватель сможет привить желание учиться.

    Таким образом, подводя итоги всего вышесказанного, я могу сделать вывод, что на желание получать новые знания все же огромное влияние оказывает именно преподаватель, поскольку именно он закладывает определенный фундамент, посредством которого уже обучающиеся будут выстраивать свои взаимоотношения с конкретным предметом.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом