Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Логико-математические игры для старших дошкольников Комплект материалов Иркутск 2016


Скачать 57.69 Kb.
НазваниеЛогико-математические игры для старших дошкольников Комплект материалов Иркутск 2016
Дата05.04.2019
Размер57.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКомплект материалов.docx
ТипПояснительная записка
#58951
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей



ээээ

Логико-математические игры для старших дошкольников
Комплект материалов

Иркутск

2016

По заявке заведующей МБДОУ №115г. Иркутска
Проект: Логико-математические игры для старших дошкольников: комплект материалов/ сост. А. Ю. Ма, Е. А. Г - Иркутск: ОГОБУ СПО «ИРКПО», 2016 - 43 с.
Педагогическая идея проекта – создать комплект материалов для педагогов дошкольной организации, в котором систематизированы логико-математические игры на развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплект материалов позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений:
Эффективно осуществлять работу по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Результаты и продукт этого проекта существенно обогатят образовательную среду детского сада и группы
Оглавление
Пояснительная записка....................................
3
Комплект материалов логико-математических игр на развитие математических представлений..............................................................


8
1. Логико-математические игры на сравнение...
8
2. Логико-математические игры на классификацию..............................................................................

14
3. Логико-математические игры на сериацию…
23
4. Логико-математические игры на пространственное мышление………………………….

29
5. Игры с обручами А.А. Столяра……………..
31
6. Словесные логические игры………………….
34
Список литературы…………………………….
40
Пояснительная записка

В настоящее время с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первой ступенью образования ребёнка стало дошкольное образование.

Актуальным остаётся вопрос поступления ребёнка в школу. Каждому родителю хочется, чтоб его ребёнок был активен, умеющий взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умеющий правильно выражать свои мысли, контролировать свои действия и поступки. И всем взрослым хочется, чтоб всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. А для этого нам необходимо ему помочь, подготовив к обучению в школе. Так много слов « надо» сваливается на его маленькую головку, в которой много чего должно поместиться. Наша задача научить ребёнка воспринимать и анализировать информацию, уметь делать правильные выводы, а это способность определяется уровнем развития логических приёмов мышления. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребёнка, который даёт ему возможность самостоятельно познавать мир

Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий - одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.

Педагогу необходимо применять такие приемы как, сравнение, сериация, классификация, закономерности и др.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними (предмет, явление, группа предметов), выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, а также для установления количественных отношений.

Сначала необходимо учить сравнивать два объекта, затем группу. Дошкольнику легче сначала определить признаки различия, затем сходства. Поэтому можно предложить такую последовательность:

Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как он требует определенного уровня сформированности операций - анализа, сравнения, обобщения). При классификационном разделении множества полученные подмножества попарно не пересекаются, их объединение должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество, и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основание групп.

Классификацию можно проводить:

- по названию (транспорт, посуда, одежда, головные уборы, животные т.п.);

- по размеру (в одной группе большие мячи, в другой - маленькие; в одной коробке длинные карандаши, в другой - короткие и т.п.);

- по цвету (в одной коробке красные пуговицы, в другой - синие и т.п.);

- по форме (в одной коробке квадраты, в другой - кружки; в третьей - кубики, в четвертой - кирпичики и т.п.);

- по другим признакам нематематического характера: что можно, а что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме, кто в лесу; что бывает летом, а что зимой; что растет в огороде, а что в лесу и т.п.

Перечисленные примеры - это классификация по заданному основанию: педагог сообщает - дети разделяют. В другом случае классификация выполняется по основанию, которое дети определяют самостоятельно. Педагог задает количество групп, на которые следует разделить множество предметов (объектов). Дети самостоятельно ищут соответствующее основание. При этом основание может быть определено в нескольких вариантах.

Затем дошкольники способны обобщать результаты своей деятельности даже эмпирически. Но для этого педагог должен подбирать объекты деятельности, задавать вопросы и следовать разработанной последовательности, чтобы подвести к необходимому обобщению.
Комплект материалов логико-математических игр на развитие математических представлений

1. Логико-математические игры на сравнение

Кто быстрее подберет коробки

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, использовать логический прием сравнения.

Методические приемы: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру». Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом предлагает: «Коробки, равные по длине, ставить на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других. Счет в пределах 6, соотнесение количества предметов с цифрой.

Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».

Методические приемы: Ребенку дается задание - найти лишнюю фигуру (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю.

Подбери подходящее

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку. Закреплять знания о фигурах.

Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур и картинками.

Методические приемы: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости (все желтые, все с углами и т. д.). Задача ребенка - подобрать картинку которая подходит к фигурам.

Куда отнести?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга и три маленьких зеленых треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.

Методические приемы: Фигуры разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически приходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги - без углов».
Что не подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.

Методические приемы: Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.

У кого хвост длиннее?

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий».

Методические приемы: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна - друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с воспитателем. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

Найди предмет

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Методические приемы: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит мяч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

На что похоже

Цель: развивать умение сравнивать предметы по форме.

Материал: Муляжи фруктов и овощей, карточки с геометрическими фигурами.

Методические приемы: На трех столах раскладываются карточки с изображение геометрических фигур: круг, овал, треугольник. Детям по очереди выдирают овощ или фрукт и соотносят к определенной фигуре.

Педагог. Ребята, на какую геометрическую фигуру похожа морковка? (На треугольник.)

- А капуста, помидор на какую фигуру похожи? (На круг.) и т. д.

2. Логико-математические игры на классификацию

Назови, одним словом

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Счет в пределах 4.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Методические приемы: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом. Педагог предлагает, сосчитать фигуры одного вида и назвать их количество.

Подбери по величине

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер). Счет в пределах 10

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Методические приемы: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.). Педагог предлагает, сосчитать группы; маленьких фигур, больших фигур.

Что подходит?

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом, умение соотносить множество с числом.

Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «5», «7».

Методические приемы: Детям даны четыре четырехугольника и четыре треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос, к какой группе подходит число «5», а к какой число «7»?

Раздели фигуры

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».

Методические приемы: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к составляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре - у всех квадратов по четыре угла).

Раздели на группы

Цель: Развитие умения различать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер), умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.

Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».

Методические приемы: Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры - квадраты). Дается задание - разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй…).

Посмотри и разложи

Цель: разделять геометрические фигуры по форме и цвету, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор. Счет в пределах 10 и более.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?

Методические приемы: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру - большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

Игра с флажками

Цель: знакомить с составом числа 10 из единиц, классификация групп предметов по общему признаку (одежда, транспорт)

Материал: Подставка с 10 цветками разного размера, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по 12 штук), флажки.

Методические приемы: Воспитатель, обращая внимание на подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? По какому общему признаку составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов одежда, а другому справа -10 разных видов транспорта. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов одежды (транспорта и сколько их всего?). «Поровну ли картинок одежды и видов транспорта? По сколько их?»

Раздели фигуры (вариант 2)

Цель: развитие умения выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по двум признакам (форма, цвет).

Методические приемы: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а у зайки все квадратные.

После разделения фигур ответить на вопросы. Например: Какие фигуры достались только мишке? (Синие, квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:
Чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки - все большие;
Чтобы мишке достались все маленькие, а зайке - все прямоугольные;
Чтобы у мишки оказались некруглые, а у зайки - все желтые.
Раздели фигуры (вариант 3)

Цель: Развитие умения выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по трем признакам (цвет, форма, величина).

Материал: набор геометрических фигур, игрушки: Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Методические приемы: Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки - все желтые, у Незнайки все большие.

Вопросы:
Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).
Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, круглые).
Какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).
Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).
Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).
Какие фигуры подошли сразу Незнайке и Чебурашке? (Большие, желтые, некруглые).
А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).
Классификация по признакам, которые не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

Сколько разных игрушек

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Закрепить умение классифицировать предметы по общему признаку.

Методические приемы: Ставим на стол три группы предметов (игрушки, геометрические фигура и посуда) и спрашивает: «Как можно разделить множество предметов на три разные группы». Дети находят основание классификации. Воспитатель предлагает ребенку сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же».

Какой по счету

Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. Закрепить умение определять основание классификации у группы предметов по общему признаку.

Методические приемы: На столе располагаем пять картинок с елями и пять с берёзами. Обращаемся к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев?». Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Правой рукой слева, направо. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елями и березами.

3 Логико-математические игры на развитие операций сериации

Соберем бусы

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Методические приемы: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Цепочка

Цель: Развитие умения выделять свойства фигур, составлять ряд от заданного основания.

Методические приемы: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Второй ряд

Цель: Развитие умения выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Отвечать на вопрос: сколько фигур, столько же, развивать порядковый счет в пределах 6.

Методические приемы: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Домино

Цель: Развитие умения выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор геометрических фигур

Методические приемы: Фигуры делятся поровну между участниками (не более 4 человек). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Ходить можно по-разному. Например:
Фигурами другого цвета (формы, размера);
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
12месяцев

Цель: Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, сериационный ряд от 1 до 12, закрепление порядкового счета в пределах 12

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Методические приемы: раскладываются карточки изображением вниз, перемешиваем их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Март, ты какой по счету в году? Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года и продолжают добавлять под соответствующие карточки месяца.

Что шире, что уже

Цель: Закрепить счёт в пределах 15, составление сериационных рядов по ширине, длине.

Материал: По 7 полосок разной длины и ширины.

Методические приемы: предлагаем взять полоски, положить их перед собой и задает вопросы: Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

4 Логико-математические игры на пространственное мышление

Собери сломанное

Цель: Развитие умения выделять свойства фигур, называть фигуру, отрабатывать порядковый счет в пределах 10.

Материал: Разрезанные геометрические фигуры.

Методические приемы: предлагаем дошкольнику соединить детали так, чтоб получились геометрические фигуры, назвать какие фигуру получились и сколько их всего (сколько получилось фигур, которые имеют углы, сколько желтых и красных фигур вместе и т. д.).

Подбери фигурки, которые выпали из большой фигуры

Цель: закрепить умение детей определять формы фигур, составлять геометрическую фигуру из ее фрагментов.

Материал: разноцветные геометрические фигуры состоящие из разных фрагментов

Методические приемы: предложить ребенку вложить нужные фрагменты выпавшие из большей фигуры ориентируясь на форму фрагмента и цвет. Определить какая геометрическая фигура получилась.

Помоги бабушке Федоре склеить посуду

Цель: Формировать понятие, что предмет можно разделить на несколько равных частей, закреплять порядковый счёт в пределах 6.

Материал: Три круга в виде блюд разных размеров и расцветов разрезанные на две, четыре части.

Методические приемы: попросить помочь собрать из разных осколков блюда ориентируясь на цвет и размер кусочка. Сколько блюд получилось? На сколько частей разбилось маленькое блюдце (на 2 части). Что больше две части блюдца или целое? и т. д.

Собери по образцу

Цель: закреплять умение различать формы геометрических фигур, соотносить количество с цифрой, счёт в пределах 10.

Материал: геометрические фигуры разных размеров и предметные картинки.

Методические приемы:
предложить выбрать только те геометрические фигуры, из которых сложили рисунок
предложить найти рисунок, который составлен из данных фигур, сколько фигур потребовалось для данного рисунка, сосчитай и покажи цифрой и т. д.
5. Игры с обручами А.А. Столяра

Игра с одним обручем

Цель: Развитие умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию классификацию.

Материал: Обруч, комплект геометрических фигур.

Содержание игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались в обруче. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Игра с двумя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логическую операцию классификацию.

Материал: 2 обруча, комплект геометрических фигур.

Содержание игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно уточнить).
затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы, какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Игра с тремя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции.

Материал: 3 обруча, комплект геометрических фигур.

Содержание игры: Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.) предлагается расположить блоки, например: чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки; внутри синего - все квадратные; внутри желтого - все большие. Какие блоки лежат:
внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
внутри красного и желтого, но вне синего; внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
внутри синего, но вне желтого и красного обруча; внутри желтого, но вне красного и синего обруча;
вне всех трех обручей?
6. Словесные логические игры
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку (на правую)?
В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?
В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 жёлтых яблок, и пакет опустел. Сколько фруктов было в пакете?
Каждый из троих взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идёт со всеми взрослыми?
Сколько целых батонов хлеба можно составить из шести половинок?
По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идёт по дороге?
На яблоне было 10 яблок, Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?
Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?
Из книги выпало несколько листов. На первой выпавшей странице стоит номер 5, а на последней номер 10. Сколько листов выпало из книги?
На вешалке висят головные уборы; шляп на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?
Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
На уроке математики Ольга Петровна попросила Гошу назвать все числа, меньше 7, а Витю – все числа, которые больше 3 и меньше 9. Какие одинаковые числа назвали мальчики?
В квартире 2 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире?
Юра попросил в библиотеке журналы «Нафаня» со второго по шестой номер. Сколько журналов выдал ему библиотекарь?
Коля старше Серёжи, а Серёжа старше Миши. Скажи имя мальчика, который моложе всех.
Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему потребовалось?
У Маши и Вани по 9 леденцов. Маша съела 4 леденца, и Ваня сделал тоже самое. Сколько леденцов осталось у Вани?
Роме подарили столько значков сколько у него уже было. Рома пересчитал все значки, их оказалось 8. Сколько значков было у Ромы сначала?
Чтобы рассадить 7 детей в комнате, не хватает 2 стульев. Сколько стульев в комнате?
У паука 4 пары ног, а у жука 3 пары ног. На сколько ног больше у паука, чем у жука?
В коробке 6 ячеек. В каждой ячейке умещается только одна ёлочная игрушка. Можно ли в эту коробку положить 4 шарика и 3 шишки?
Сестра старше брата на 1 год. На сколько лет сестра будет старше брата через 5 лет?
В ящике стола лежат деньги. На эти деньги можно купить 2 одинаковые по цене стула или одно кресло. Что дороже кресло или стул?
У Юры денег ровно столько, чтобы купить 4 вафли или 2 конфеты. Сможет ли он на свои деньги купить 1 конфету и 4 вафли?
Половину числа яблок, лежащих на тарелке, взяли для компота. Сколько яблок осталось на тарелке, если компот сварили из 6 яблок?
Дыня тяжелее арбуза и легче тыквы. Что самое тяжелое?
Красная лента, короче синей ленты и длиннее зелёной. Какая лента самая короткая?
Петя взял 3 кубика и поставил их один на один так, что получилась «башня». Красный кубик оказался ниже синего, а синий ниже зелёного. Какой кубик Петя поставил выше всех? (зелёный)
Торт разрезали на 4 одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на 2 одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце один кусок?
На катке катались на коньках 6 девочек и 2 мальчика. Вскоре троих детей позвали обедать, и они ушли домой. Осталась ли на катке хоть одна девочка?
Купили банку виноградного сока. Четверым детям налили из банки по полному стакану сока. После этого в банке осталось ровно столько, сколько выпили дети. Сколько стаканов сока было в банке?
Список литературы
Береславский, Л. Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием [Текст] / Л. Я. Береславский. - М.: Астрель, АСТ, 2009. - 214 с.
Венгер, Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1989. - 96 с.
Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса М.: Просвещение, 2009. - 136 с.
Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков [Текст] / В.Г. Кузнецова - СПб.: Оникс, 2006. - 112 с.
Петерсон, Л.Г., Кочемасова, Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: метод. рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Ювента, 2006.-189 с.
Семенченко, П.М. 399 задач для развития ребёнка: Память, внимание, логика [Текст] / П.М. Семенченко. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 356 с.

Иркутск

2016г

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей