Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методич. разраб по церкви. Методическая разработка экскурсии на выставке Церковное облачение и церковная утварь из фондов гмз Павловск


НазваниеМетодическая разработка экскурсии на выставке Церковное облачение и церковная утварь из фондов гмз Павловск
АнкорМетодич. разраб по церкви.doc
Дата23.09.2017
Размер115 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодич. разраб по церкви.doc
ТипМетодическая разработка
#17405
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск».

УТВЕРЖДАЮ Директор

СПБ ГБУК ГМЗ «Павловск»

_____________ В.А.Дементьева

«___» ___________2015 год


Методическая разработка экскурсии на выставке

«Церковное облачение и церковная утварь

из фондов ГМЗ «Павловск».


Составила: В.Е.Латыш

вед. методист

Консультанты: ст. научные сотрудники

Алексеева И.В.

Вершинина Н.М.

Гафифуллин Р.Р.
17 декабря 2011 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск» открылась новая экспозиция «Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск».

Методическая разработка экскурсии на выставке

«Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск».
Целевые установки:

1.Познакомить посетителей с историей создания интерьера дворцовой Церкви.

2. Дать представление об убранстве церкви, на примере экспонируемых предметов церковного облачения и церковной утвари.

План проведения экскурсии:

Вводная беседа:

В связи с тем, что вводная беседа дается лекционным методом, ей следует быть краткой.

- назвать тему экскурсии, раскрыть ее маршрут и продолжительность.

- рассказать, что в ходе экскурсии посетители познакомятся с историей создания интерьера Церкви, а также с коллекцией культовых предметов из Церкви Павловского дворца.

- подчеркнуть, что подобная выставка устроена впервые за послевоенный период.

Церковь.

1.Рассказать о времени создания интерьера, назвать имена талантливых мастеров, работавших над архитектурно-художественным оформлением Церкви.

- архитектор В. Бренна. 1797-99 годы.

- скульптор М.И.Козловский

- архитектор М.Ф Казаков (?)

2.Дать искусствоведческий анализ церковного интерьера, характерного для столичных церквей эпохи классицизма:

- архитектурное оформление.

- строгость, нарядность.

Интерьер Церкви представляет собой единый объем с абсидой на восточной стороне и хорами, поднятыми на уровень парадных залов – на западной.

На хорах находились царские места.

Есть основания приписывать проект резного золоченого иконостаса арх. М.Ф. Казакову.

- скульптурное оформление.

На иконостасе установлены фигуры двух ангелов (И.Прокофьев. 1799г.) После Великой Отечественной войны воссозданы по фотографиям и аналогиям Т.Шабалкиной, Н.Мальцевой. 1977г.) На хорах в нишах – статуи, символизирующие Веру с крестом и потиром и Религию с книгой (неизвестный скульптор, 1799г., воссозданы Н. Мальцевой. 1977 г.г.)

На хорах в круглой нише – фигуры двух ангелов с крестом, традиционно приписываемые М. Козловскому (1799г.), воссозданные Т.Шабалкиной.

1977год.

- живопись на стене и иконостасе.

В Церкви Павловского дворца почти не было специально созданных для нее оригинальных картин, а в основном только копии с различных известных произведений западноевропейских художников.

В программе оформления интерьера основными выступают две темы.

Первая: апостол Павел – святой, соименный владельцу дворца. Ему посвящена роспись плафона «Обращение Савла» (Якоб Меттенлейтер, по переработанной композиции П.Рубенса, около 1798г.)

Вторая тема Богоматери, проходящая через несколько картин, в которой наблюдается определенная хронологическая последовательность: Архангел Гавриил из композиции Благовещение (по Г. Рени, реконструкция А.Трескина, «Непорочное зачатие» (с Б. Мурильо, 1798 г., уменьшенная копия работы П.Дрожжина), «Непорочное зачатие» (с Б. Мурильо, копия работы А.Трескина), «Святое семейство» (с П. Батони, копия работы А.Трескина),

(список произведений живописи прилагается)

3. Подчеркнуть своеобразие интерьера православной церкви.

В то время, когда создавался церковный интерьер, как правило, отходили от

традиционного оформления русских церквей с их многоярусным иконостасом, ориентируясь отчасти на европейские образцы. В отличие от традиций русских церквей в оформлении интерьера большое место занимает скульптура.

Торжественное освящение Церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла состоялось 28 апреля 1799 года (Камеръ-фурьерский церемониальный журнал. Январь-июнь. 1799г.) М.Ю. Мещанинов «Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей», стр.240. (см. справку»

Церковь дворца – место торжественных богослужений по случаю одержанных русской армией побед в Итальянской компании А.Суворова.

5. Судьба Церкви в годы Великой Отечественной войны.

- эвакуация предметов убранства

- разрушения интерьера

- утраты культовых предметов

6.Завершение основных реставрационно-восстановительных работ

в 1954-55г.г.

- восстановление архитектурной отделки, включая хоры.

- воссоздание живописи плафона с картиной «Обращение Савла» (А.В.Трескин).

- воссоздание 8 торшеров резного золоченого дерева по сохранившемуся образцу В.Полякин (1975-77гг.).

7. Вторая очередь реставрации.

- воссоздание иконостаса

- исполнение копий с картин из коллекции Государственного Эрмитажа и установка их в специальные гнезда на стенах Церкви (А.В.Трескин)

- исполнение недостающих живописных вставок для оформления иконостаса,

Возвращение из Берлина в 1947 году картины «Вознесение Мадонны» кисти русского художника Дрожжина, написанной специально для Павловского иконостаса в конце XVIII в.

- воссоздание 5 скульптур в гипсе для оформления портала дверей, стенных ниш на хорах и пилонов иконостаса.

  1. Первый молебен в восстановленной после войны Церкви -1990г.

Список произведений живописи: из описи 1817 г.

На стене: 1. «Святое семейство», копия с картины П.Батони (1708-1787)

2. «Рождество Христа», копия с картины Корреджо

Антонио Аллегри Корреджи (1494-1534)

Оригинал находится в Дрезденской галерее.

3. «Непорочное зачатие», копия с картины Б.Мурильо

Мурильо, Бартоломе Эстебан (1617-1682), Севилья.

4. «Крещение Христа», копия с картины Франческо Альбани

(1578-1660), болонская школа.

5. «Апостол Петр», копия с работы неизвестного фламандского

мастера XVII в.

6. «Апостол Павел», копия с картины П.Рубенса (1577-1640)

7. «Апостол Варфоломей», копия с картины Ван-Дейка (1599-1641),

после войны – копия с картины Хосе де Риберы

8. «Евангелист Иоанн», копия с Доменикино (1581- 1641)

На иконостасе:

1. «Тайная вечеря», копия с работы неизвестного

мастера XVII в.(под влиянием Леонардо да Винчи)

2. «Непорочное зачатие» кисти русского художника Дрожжина,

картины, написанной специально для Павловского иконостаса.

3. «Христос Вседержитель», копия с работы неизвестного

мастера XVII в.

4. «Архангел Михаил, поражающий сатану», копия с картины

Гвидо Рени (1575-1642).

5. «Архангел Гавриил», по композиции «Благовещение»

Гвидо Рени (1575-1642).

Царские врата:

  1. «Благовествующий архангел Гавриил»- копия с картины

н.х. XVIII в.

  1. «Богоматерь»- копия с картины н.х. XVIII в.

Авторы канонических евангелий:

  1. Матфей. Лука.- копия с картины н.х. XVIII в.

  2. Марк. Иоанн. - копия с картины н.х. XVIII в.

Примечание: «Собранных вместе Марка, Матфея, Луку, Иоанна можно видеть вместе главным образом в декоре церквей. Ранняя христианская церковь, широко использовавшая символическую образность, иногда представляла евангелистов в виде четырех существ с крыльями (лев, человек, вол, орел)» - Джеймс Холл.

Люстра, лампады – Санкт-Петербург. Мастерская придворного ювелира Ивара Буха, серебро.

Ивар Венфельд Бух, сын датского золотых дел мастера Дидриха Буха, родился в 1749 г. в Норвегии. В эту страну его отец вместе с семьей переселился в начале XVIII в. Пройдя обучение в мастерской отца, Ивар работал сначала в Швеции, а затем в Петербурге. 14 ноября 1776 г. он стал членом иностранного цеха и вошел в число шести мастеров, исполнявших заказы царского двора. Известно, что И. Бух был не только золотых и серебряных дел мастером, но и ювелиром. Он имел большую мастерскую, где работал со своими учениками.
Вступление.

1.История коллекции культовых предметов из церкви Павловского дворца.

Выставленная впервые за послевоенный период в полном объеме, небольшая коллекция культовых предметов из церкви Павловского дворца дает представление о том высоком художественном уровне, которым некогда было отмечено ее убранство.

На выставке «Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск» представлена лишь малая часть из того убранства, которое находилось в церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда дворец являлся резиденцией великих князей. Многие ценности, находившиеся в дворцовой церкви (прежде всего, изделия, содержащие драгоценные металлы и камни), были изъяты в послереволюционные годы и переданы в Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина). Большинство священнических облачений, хоругви, пелены, покровы, среди которых были и вышитые императрицей Марией Федоровной, утрачены в период фашистских оккупаций. В 1944 году, в ходе освобождения Павловска от захватчиков, церковь была разрушена пожаром, уничтожившим литургические предметы, которые еще могли находиться в ней к тому времени. До наших дней дошли лишь реликвии, эвакуированные наряду с другими экспонатами музея летом 1941 года.

2. Предметы церковного облачения.

Сказать о том, что примерами мастерства русских вышивальщиц являются стихарь, пелена на аналой и облачение на престол. Выполненные из бархата, они украшены вышивкой вприкреп золоченой серебряной нитью, блестками и аппликацией из цветной фольги. Использование разных приемов вышивки создало богатую фактуру отделки, а красота композиции и тонкая разработка многочисленных деталей узора определили художественную ценность этих предметов. Облачения из темно-красной ткани, символизирующей кровь Спасителя, использовали при богослужении в Великий четверг.

3. Предметы церковной утвари.

Обратить внимание прежде всего на замечательные изделия из серебра, изготовленные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века. Некоторые предметы – подсвечник, кадило, ковчег и дарохранильница – были изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для данной церкви в мастерской придворного ювелира

И. Буха по рисункам выдающегося архитектора М. Ф. Казакова.

Почеркнуть, что в декоре окладов церковных книг, дискоса, звездицы, крестов и тарелей применены такие техники, как гравировка, чеканка,

золочение и чернение.

Экспонаты:

Облачение на аналой

Россия. XVIII в.

Бархат, камка; вышивка вприкреп золоченой нитью, битью, блестками и канителью, аппликация из цветной фольги

Аналой (греч. – подставка для книг) – четырехугольный стол, на который во время богослужения кладут иконы и богослужебные книги. Облачение на аналой исполняют из той же материи, из которой делаются ризы священников.

Пелена на аналой

Россия. XVIII в.

Бархат; вышивка вприкреп золоченой нитью, битью, блестками и канителью, аппликация из цветной фольги

Пелена (греч. – кожа, пленка) – четырехугольный плат с нашитым крестом, который служит для покрытия престола. На пелену ставят священную утварь.

Стихарь

Россия. XVIII в.

Бархат; вышивка вприкреп золоченой нитью, битью, блестками и канителью, аппликация из цветной фольги

Стихарь (от греч. – строка, ряд, прямая линия) – облачение православного священника. Под рукавами по швам стихаря имеются разрезы в память о прободенном ребре Спасителя. Оплечье делают из ткани другого цвета или выделяют вышитым декором, как напоминание о следах побоев. Кайма по нижнему краю стихаря и на обшлагах рукавов – напоминание об узах, которыми Спаситель был связан.

Сохранившиеся церковные облачения из церкви Павловского дворца выполнены из бархата темно-красного цвета, символизирующего Кровь Христа, данную им апостолам в чаше на Тайной вечере в четверг перед распятием. Темно-красные облачения использовали во время богослужения в Великий четверг.

Потир

Россия. Вторая половина XVIII в.

Серебро, стекло; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка, эмаль расписная

ЦХ-2127-VII

Потир (греч. – чаша) – священный сосуд в виде чаши, который перед литургией наполняется вином с водой, что символизирует Кровь Христову. Входит в состав евхаристического прибора и используется в таинстве причащения, или евхаристии. Потир символизирует чашу Тайной вечери.

На чаше четыре овальные эмалевые дробницы с изображениями: Троицы, Богородицы, Иоанна Крестителя и Распятия и гравированная надпись кириллицей: «Чашу спасения приму и имя Господне призову». На основании ножки смонтированы шесть овальных эмалевых дробниц с изображением Страстей Христовых: Шествие на Голгофу, Моление о чаше, Бичевание Христа, Коронование Христа терновым венцом, Снятие со креста, Положение во гроб.

Тарель

Россия. Вторая половина XVIII в.

Серебро, стекло; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка

ЦХ-2132-VII

Тарель евхаристическая – блюдо для деления просфор. Входит в состав евхаристического прибора. По широкому борту тарели гравированная надпись кириллицей: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», на зеркале тарели – Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

Тарель.

Россия. Вторая половина XVIII в

Серебро, стекло; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка

ЦХ-2133-VII

По широкому борту тарели гравированная надпись кириллицей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». На зеркале тарели – сцена Благовещения.

Дискос

Россия. Вторая половина XVIII в.

Серебро, стекло; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка

ЦХ-2135-VII

Дискос (греч. – круг, тарелка) – сосуд, на который во время литургии в православной церкви возлагается агнец – освященный хлеб, который, согласно вероучению, претворяется затем в Тело Христово при совершении таинства евхаристии, и частицы из других просфор, вынутые в честь Богоматери, пророков и апостолов, а также в воспоминание живых и умерших. Дискос символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено тело его после снятия с креста.

По широкому борту дискоса гравированная кириллицей надпись, воспроизводящая слова Иоанна Крестителя о Христе: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира». На зеркале – изображение младенца Христа и двух преклоненных ангелов.

Звездица

Россия. Вторая половина XVIII в.

Серебро, стекло; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка, эмаль расписная

ЦХ-2136-VII

Звездица – принадлежность дискоса, употребляемая во время совершения литургии. Она состоит из двух металлических полукружий, устанавливаемые на дискосе для поддержки шитых покровов – воздухов. 3вездица символизирует Вифлеемскую звезду, указывающую путь волхвам и связывает начало литургии с образом Рождества Христова. На круглой эмалевой дробнице, соединяющей дуги, – погрудное изображение Саваофа, перед ним – Святой Дух в виде голубя. На дугах – гравированные изображения четырех евангелистов.

Крест напрестольный

Россия, Москва. 1782

Серебро, дерево; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка

ЦХ-2062-VII

Крест восьмиконечный, деревянный, в серебряном окладе. В шести дробницах черневые изображения: Господь Саваоф в облаках, Богоматерь, Иоанн Богослов, Распятие, Сцена плача апостола Петра и орудия Страстей Христовых.

Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов. Мог применяться и при обработке фона при абронной гравировке. Канфарение применялось и при насечке при подготовке поверхности.

Крест напрестольный

Россия, Москва. 1783

Серебро, дерево; литье, чеканка, золочение, канфарение, чернение, гравировка

ЦХ-2077-VII

Крест восьмиконечный, деревянный, в серебряном окладе. В шести дробницах черневые изображения: Господь Саваоф в облаках, Богоматерь, Иоанн Богослов, Распятие, Сцена плача апостола Петра и орудия Страстей Христовых.

Евангелие напрестольное

Россия, Москва, Синодальная типография. 1796

Оклад

Россия, Москва. 1798

Серебро, бумага, бархат; литье, чеканка, выколотка, золочение, чернение, канфарение, гравюра

ЦХ-2193-VII

Евангелие в бархатном переплете, в серебряном окладе, с золотым обрезом. На верхней крышке пять овальных черневых дробниц с изображениями четырех евангелистов по углам и «Вознесение Господне». На нижней крышке – овальная черневая дробница с изображением креста и четыре орнаментальных наугольника.

253 л.

Страницы в рамках из линеек и наборных украшений.

Орнаментика: четыре гравюры на меди с изображениями евангелистов, с подписями:

1)«Грид. подмастерья Василей Иконников, ри. ученик Петр Попов 1766 года»;

2)«Грид. ученик Семен Назаров ри. ученик Петр Попов 1766 года»;

3)«Грид. ученик Алексей Андреев, ри. ученик Иван Федоров 1766 года»;

4) «Грид. Степан Юфимов ри. под. Семен Второв 1766 года».

40 заставок и 21 концовка.

Икона «Святые мученики Адриан и Наталия» в окладе

Россия, Санкт-Петербург. Около 1799

Серебро, дерево, масло; литье, чеканка, золочение

На обороте надпись: «1799 въ доме Лопухиной постановленъ Павломъ Петровичемъ августа 13 дня»

ЦХ-1769-VII

Икона подарена императором Павлом I фрейлине Анне Петровне Лопухиной 13 августа 1799 г. в связи с ее помолвкой с князем Павлом Гавриловичем Гагариным.

Дарохранительница с ковчегом

Россия, Санкт-Петербург, мастерская И. Буха. 1798

Серебро; литье, чеканка, золочение

ЦХ-2129-VII, ЦХ-2130-VII

Дарохранительница с ковчегом предназначена для хранения Святых Даров и атрибутов причастия. Устанавливается на престоле в алтаре.

Подсвечник

Россия, Санкт-Петербург, мастерская И. Буха. 1798

Серебро; литье, чеканка

ЦХ-2126-VII

Кадило

Россия, Санкт-Петербург, мастерская И. Буха. 1798

Серебро; литье, чеканка

ЦХ-2162-VII

Кадило в христианском богослужении – сосуд для курения фимиама (благовонный дым от сгорания ладана), вместе с которым огонь является приношением Богу. Каждение в храме вокруг престола символизирует пришествие Святого Духа.

Евангелие напрестольное

Россия, Москва, Синодальная типография. 1796

253 л.

Оклад

По рисунку архитектора М.Ф. Казакова

Мастерская И. Буха (?) Санкт-Петербург. 1798

Серебро, альмандин, сапфир, аквамарин, эмаль, бумага, бархат; литье, чеканка, золочение, чернение, канфарение, гравюра

ЦХ-2192-VII

Евангелие напрестольное — богослужебная книга, которая содержит текст

Четвероевангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и предназначается

для богослужений и проповедей в церкви. Исключая время чтения, всегда

находится в алтаре на престоле.

Текст этого издания орнаментирован: страницы в рамках из линеек и наборных

украшений, 40 заставок, 21 концовка. Четыре гравюры на меди с изображениями

евангелистов, с подписями: «Грид. подмастерья Василей Иконников, ри. ученик

Петр Попов 1766 года»; «Грид. ученик Семен Назаров ри. ученик Петр Попов

1766 года»; «Грид. ученик Алексей Андреев, ри. ученик Иван Федоров 1766 года»;

«Грид. Степан Юфимов ри. под. Семен Второв 1766 года». Книга в бархатном переплете, в серебряном окладе, с золотым обрезом. На верхней крышке пять овальных эмалевых дробниц с изображениями четырех евангелистов по углам и «Вознесение Господне» работы Д.И. Евреинова. На нижней крышке – накладка с изображением Орудий Страстей Христовых.

Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол, Псалтырь и пророческие книги. Эти книги взяты из Священного Писания — Библии, - потому называются священно-богослужебные.

На выставке представлены богослужебные книги периода правления Екатерины II, Павла I и Марии Федоровны, Александра I, Николая I - Служебник, Октоих, Ирмологий и др. Эти книги, составленные на основании Св. Писания и Св. Предания отцами и учителями Церкви, называются церковно-богослужебные. Все книги имеют экслибрис церкви Павловского дворца.
1 витрина

Евангелие напрестольное. [Cѱêнноє Єѷлïє]. Москва.

Типография Святейшего Правительствующего Синода. 1787.

Дерево, металл, бумага, золотая пудра.

Печать.

4 гравюры - евангелисты Свв. Матфей, Марк, Лука, и Иоанн - работы В.Иконникова, С.Назарова, А.Андреева, С. Юфимова.

Евангелие отпечатано в период правления Екатерины II.

Напрестольное Евангелие, богослужебная книга, которая кроме 4-х Евангелий содержит и расписание евангельских чтений. Чтение этой священной книги является необходимой частью церковной литургии, праздничной утрени и, так называемых, Царских часов.

Царские часы – это краткие службы в праздники Рождества Христова, Богоявления господня и в Великую Пятницу. Царскими они называются по византийской традиции присутствия на этих богослужениях императоров со всем двором. Служба в Царские часы начиналась во 2-м часу дня (теперь в

8-м часу утра). В это время Евангелие кладется на Аналой и при этом открываются Царские врата.

2 витрина

1. Служебникъ. Россия, Москва. 1794.

Бумага, кожа, печать, тиснение. Печать.

В начале книги на форзаце - надписи: на левой стороне: пробы пера " Сей Служебникъ КЪ Придворной Па", карандашом; на правой стороне:"Сей служебникъ принадлежитъ къ Придворной Павловского Дворца церкви писалъ Псаломщыкъ Михаила Яковлевъ Евсиковъ" и "1823 года июня 28 дня Императрица Марiя Федоровна приобщалась, и того же числа отправилась в Гатчино, где было 29. ч. освящение Госпиталя".

Служебник - книга, содержащая службы суточного круга

2. Îрмолóгїй нотнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1833.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.

Титульный лист и каждая часть украшены печатным орнаментом. Каждая страница имеет декоративное обрамление в виде бусин.

Ирмологий – (Ирмос, в переводе с греческого, связываю, соединяю) богослужебная книга, содержащая в себе тексты для пения в православной церкви.
3. Ѻктѡихъ нóтнагѡ пѣнїѧ. Москва. 1815.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.

Оглавление, каждая часть украшены орнаментальными заставками. Страницы имеют декоративное обрамление.

Октоих (восьмигласник) – богослужебная книга, содержащая последовательные службы для 6-ти будних дней недели и, кроме того, дополнительные службы для воскресного дня.

Эти службы сопровождались песнопениями на «8 гласов» или напевов. Первый октоих был составлен в начале VII века, он был по преданию отредактирован и дополнен Св. Иоанном Дамаскиным. Октоих редактировался и позднее, в IX веке и в XIX. Часть песнопений даже имеет авторство, часть – не подписана.
3 Витрина

1. Ѻктѡихъ нотнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1834.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.

Титульный лист и каждая часть украшены печатным орнаментом.

Каждая страница имеет обрамление в виде бусин.
2. (Святого Отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского СЛОВА О СВЯЩЕНСТВЕ)

Писарев Стефан. СТáГѠ ѺЦà НáШЕгѠ ЇѠáННА ЗЛАТѸСТАГѠ архїепкпа Кѡнстантїнопóльскагѡ СЛОВÀ Ѿ СВѦЩÉНСТВѢ переведéнныѧ съ Éллино-грéческагѡ на Рѡссїйскїй ѩзыкъ. Россия, Санкт-Петербург. 1794.

Бумага, кожа, печать, тиснение золотом.

На заднем форзаце: чернильная надпись "андрея михайлова".
Писарев Степан Иванович (?- 1775), был переводчиком и преподавателем граческого языка, а потом обер-секретарем при Святейшем Синоде. Издал свои переводы, например, «Священную Историю Ветхого и Нового Завета» (1763), которая считается «детской Библией» вел. кн. Павла Петровича, поскольку в начале книги Писарев прямо указал, кому посвятил свой труд.

«Слова Иоанна Златоуста.. о священстве» были переведены за год до смерти Писарева, и затем неоднократно переиздавалась. Это сборник нравоучительного содержания для тех, кто выбрал своей дорогой служение Богу. Текст основан на проповедях известнейшего отца церкви Иоанна Златоуста, жившего в 4 веке в Греции. Проповеди Златоуста производили необыкновенное впечатление, вызывавшее слезы раскаяния у грешников. Он обличал роскошь и суетность, призывал к любви и состраданию к ближнему. Его проповеди о равенстве всех перед Богом раздражали власть, и потому Иоанну пришлось несколько лет провести в ссылках. «Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых живыми. Не грешника мы преследуем, а грех. Сколько бы ты ни бранил меня, от чистого сердца говорю тебе – мир, ибо во мне любовь Отца!»
3. Опытъ їрмолойнаго пѣния, въ краткихъ правилахъ въ бѣлогородской духовной семинарїи для легчайшаго оному изученїя написанный 1798 года.

Москва. 1798.

Бумага, печать.

Книга, обучающая церковному пению.
4 витрина

Книги, обучающие церковному пению.

1. (Обложка и внутри)

Ѻбихóдъ цркóвный нóтнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1830 – е гг.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.

Титульный лист и каждая часть украшены печатным орнаментом. Каждая страница имеет обрамление в виде бусин.

(3 книги)
2. Сокращéнный Ѿбихóдъ нóтнагѡ пѣнїѧ. Россия, Москва. 1815.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать (перевести в редкую книгу).

Оглавление, каждая часть украшены орнаментальными заставками, с обрамлением каждой страницы. Ноты.
3. (обложка и внутри)

Ѻбихóда нотнаго часть1. [Ѻбихóдъ цркóвный нóтнагѡ пѣнїѧ]. Россия, Москва. 1798.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.

Титульный лист, оглавление, каждая часть украшены орнаментальными заставками; страницы имеют декоративные обрамления. Ноты.

Ѻбихóда нотнаго часть II. [Ѻбихóдъ цркóвный нóтнагѡ пѣнїѧ]. Москва. 1798.

Бумага, кожа, золотая пудра, печать.


Дворцовая церковь Свв. Равноапостольных Петра и Павла при Павловском дворце была построена архитектором Бренна в 1799 году и в этом же году была освящена. Уже 30 апреля 1799 года здесь, в присутствии двора, была оглашена одна из первых реляции А.В. Суворова по случаю взятия Мантуи и Пьескьеры в Италии. И на протяжении апреля-августа этого же года в церкви проводились торжественные церемонии по поводу празднований суворовских побед. Кроме того, церковь являлась местом для проведения молебнов по случаю рождения и смерти, обручений и венчаний, тезоименитств и других событий в великокняжеской и императорской семье, которые одновременно были и событиями государственными.

Не только государственные и церковные торжества отмечались здесь, церковь Павловского дворца одновременно являлась и домовым, семейным храмом, где в любое время владельцы дворца и их ближайшее окружение могли помолиться, получить помощь или совет священника.

Церковь Павловского дворца была закрыта в 1918г. Разрушенный во время войны церковный флигель был восстановлен в 1945-1950-е гг., а его интерьеры в 1976-1977гг. Богослужение в церкви (первоначально нерегулярные, по большим церковным праздникам) возобновились с 21 Сентября 1990г., а в 2000г. была восстановлена деревянная колокольня и установлен колокол.
Справочные материалы:

М.Ю. Мещанинов «Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей», стр.240.

«Собственного притча во дворцовой церкви не было и в ней служил притч Мариинской церкви. Приход составляли служители дворца. В 1902 г. в этой церкви состоялось венчание Великой Княжны Елены Владимировны с Греческим королевичем Николаем Георгиевичем. Церковь была закрыта в 1917 г. после того, как в Ноябре 1917 г. последний владелец Павловска-Князь Императорской крови Иоанн Константинович». (пр.6 «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии». Выпуск VIII;С.-Пб., 1884, с. 374).

Д.Кобеко «Цесаревич Павел Петрович» (1754-1796).

стр.9 Манифест Императрицы Елизаветы Петровны 7-го октября 1754 г.

«Наша вселюбезнейшая племянница, великая княгиня Екатерина Алексеевна, от имевшегося бремени благополучное разрешение получила и даровал Бог Их Императорским Высочествам первородного сына, а нам внука Павла Петровича, что учинилось минувшего сентября в 20-й день».

Лишь только сына моего спеленали,- рассказывает сама Екатерина, - Императрица Елизавета потребовала своего духовника, который нарек ребенка именем Павла.

На шестой день (25-го сентября) происходили крестины моего сына.

стр. 23. Учитель богословия Платон был назначен к Павлу тогда уже, когда все прочие преподаватели начали с ним свои занятия.

Между тем Екатерина, в бытность свою в Троицкой Лавре в октябре 1762 и в мае 1763 гг., лично узнала иеромонаха Платона, в то время ректора семинарии. После вторичного посещения Лавры императрицею, Платону было приказано явиться в Москву. В Петербург Платон приехал в первых числах августа 1763 г. и начал свою деятельность, в присутствии Екатерины, словом на освящение собора в Сергиевой пустыне.

Сверх должности законоучителя Павла Петровича Платон носил звание придворного проповедника и Екатерина приходила в умиление от его проповедей.

Влияние Платона на его царственного ученика было благотворно

Альманах 1. «Павловск». 1994. А.Смирнов «Краткая история Павловска»

«Основатель и первый владелец Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года в третьем Летнем дворце в Санкт-Петербурге, находившемся на месте Михайловского замка. Там же в церкви состоялось его крещение.

Януш «Неизвестный Павловск»

стр. 25 «14 сентября 1776 года состоялось миропомазание принцессы (Вюртембергской)». 26 сентября 1776 года в церкви Зимнего дворца произошло их бракосочетание».

Семевский М.И. «Павловск». Очерк истории и описание». СПб, Коло,2011

стр.90 - из записок Саблукова Н.А.

«24 июня 1799 года в праздник рождества св. Иоанна Предтечи и, вместе, в праздник ордена св. Иоанна Иерусалимского, весь Кавалергардский корпус

с штандартом был расставлен внутри Павловского дворца от Кавалерской до

Картинной залы. В половине 12-го часа происходило торжественное шествие императорской фамилии в дворцовую церковь со всеми лицами, принадлежавшими к ордену. После литургии отправлено было молебствие, сопровождавшееся 101 пушечным выстрелом, а в три часа все участвовавшие в выходе имели во дворце обеденный стол».

Гавриил Константинович. Мемуары.стр.15.

«Меня крестили 27 июля (1887) в день св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. По обычаю того времени, крестины были торжественные в присутствии государя Александра III, государыни, всей императорской фамилии и двора. Моими восприемниками у купели были император Александр III и моя бабушка, великая княгиня Александра Иосифовна, кроме того были записаны крестными: дядя великий князь Дмитрий Константинович, тетя великая княгиня Вера Константиновна герцогиня Виртембергская, моя прабабушка, вдовствующая герцогиня Мария Саксен-Мейнингенская, бабушка принцесса Августа Саксен-Альтенбургская, ее брат герцог Георгий Саксен-Мейнингенский и принц Георгий Шаумбург-Липпе. Несли меня в церковь в торжественном шествии с государем и государыней во главе. Я — как рассказывала няня Атя — лежал на парчовой подушке, покрытый золотым покрывалом, отороченным горностаем, на руках гофмейстерины моей бабушки-Анны Егоровны Комаровской. По бокам подушки шли два ассистента: состоявший при моем отце флигельра-адьютант Илья Александрович Зеленой и состоящий в должности шталмейстера двора моего деда — Иван Алексеевич Грейг.

В Греческом зале дворца, по которому проходило шествие, стоял почетный каул от государевой роты лейб-гвардии Измайловского полка, командиром которой в то время был мой отец.

После погружения в купель меня пложили на пеленальный стол, который был поставлен тут же в церкви, за ширмами. Там на меня надели серебряное платье «декольте», со шлейфом и кружевами, и серебряный чепчик, также с кружевами и голубыми лентами. Государю подали кружевную подушку т положили меня на нее. Певчие придворной капеллы пели все время вполголоса, чтобы не испугать меня. Но когда, за молебном после крестин, они запели «Тебе Бога хвалим» Бортнянского, то дали волю своим голосам. Такова была традици при дворе.

После крестин меня причащал митрополит Петербургский и Ладожский Исидор. К причастию меня поднесли бабушка и дяденька великий князь Дмитрий Константинович».

Стр. 129. «24 августа (1911) все семейство во главе с их величествами и царскими дочерьми приехало на свадьбу Татианы и Багратиона. Кроме семейства, на свадьбе было много приглашенных.

Татиана была в красивом белом платье с серебром и шлейфом, в Екатерининской ленте и с бриллиантовой звездой. На голове у нее, вместе с

“fleur d orange”была надета бриллиантовая диадема. Когда ее благословили,-

причем, как принято, мы на благословении не присутствовали, - все семейство, во главе с их величествами, пошло по залам в церковь.

Во время церковных служб мы обыкновенно стояли на хорах церкви, а посторонняя публика внизу. Но во время свадьбы мы все стояли внизу, посторонней же публики не было. Мои братья -Константин, Олег, Игорь- и я

были шаферами Татианы, а шаферами Багратиона были кавалергарды во главе с полковником Араповым.

Свадебный обед был в Греческой зале».

А.Гузанов «Павловск в семье великого князя Константина Константиновича». «Здесь она «кн. Вера Константиновна) родилась, здесь в дворцовой церкви ее крестили, здесь она провела самые счастливые, беззаботные дни детства в кругу семьи».

М.В.Сидорова «Миленький, маленький Верунчик...». «Княжна родилась в Павловске 11 апреля 1906 г. в половине девятого утра и была девятым и последним ребенком». Император Николай II первоначально назначил крестины княжны Веры Константиновны на 25 апреля со всем подобающим в подобных случаях церемониалом. Однако управляющий двором Константина Константиновича П.Е.Кеппен, чрезвычайно уважаемый всей семьей великого князя человек, советовал обставить крестины малышки как можно скромнее и проще в силу неопределенности событий при открытии Государственной Думы, которое было назначено через два дня после крестин. Поколебавшись немного, с мнением П.Е.Кеппена согласились, крестины перенесли на 30 апреля и «...справили их самым скромным образом, без церемониала, почетных караулов, салюта и пр. Тем не менее залы были чудесно убраны растениями. Прибыли из Петербурга и Гатчины Их Величества». У купели воспреемниками были императрица Александра Федоровна и наш Костя...Несли маленькую Луиза Константиновна Корф, а поддерживали Киреев и Буксгевден. Чай, кофе, шоколад и шампанское в моем кабинете. Для маленьких — четырех Государевых дочек и Ирины был накрыт особый низенький стол,- написал Константин Константинович в своем дневнике в день крестин дочери («пишу в Павловске 4 мая»).


Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Их поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Потом их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь находился начальник палаты Адриан, который спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Услышав это, Адриан сказал писцам: «Запишите и мое имя вместе с ними, поэтому что и я — христианин». Адриана посадили в тюрьму. Император советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения. Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению. Исполнилось ему тогда 28 лет.


Мученица Наталия

Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где ободряла Адриана быть мужественным. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом. Увидев Адриана, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа и не впустила его в дом.


Наталия Никомидийская

Вернувшись в тюрьму, Адриан вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, жена больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния.


Наталия мц.

Тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Теперь Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие.


Кресло тронное имп. Павла I. Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Х.Мейера. По проекту В.Бренны, 1797. Дерево, бархат, резьба, золочение.

После 1803 года трон перенесен из Зала войны на хоры церкви по велению императрицы.

Кресло тронное имп. Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Х.Мейера. По проекту В.Бренны. 1797. Дерево, бархат, резьба, золочение. В ПД поступил из Кремля. Проведена реставрация трона. Заново выполнено навершие. Историческое местонахождение трона неизвестно.

Андерс Свенд Христиан Мейеру, прибыл в Санкт-Петербург из Копенгагена в 1774 году. В 1780-90-е годы Х.Мейер был уже самым известным столяром-краснодеревцем Петербурга, работавшим по заказам Кабинета Е.И.В., по паспорту датский подданный, придворный мебельщик.

Сообщить, что до того, как была завершена дворцовая церковь, богослужения проводились в церкви св. Марии Магдалины.

Каталог выставки «Княжна Вера Константиновна. К 100-летию со дня рождения» М.В.Сидорова «Княжна родилась в Павловске 11 апреля 1906 г. в половине девятого утра и была девятым и последним ребенком.

Император Николай II первоначально назначил крестины княжны Веры Константиновны на 25 апреля со всем подобающим в подобных случаях церемониалом.

13 (25)января 1892 года скончался Великий князь Константин Николаевич.

в Павловске.

стр. 126 «В начале мая 1799 года в Павловске состоялось обручение великой княжны Елены Павловны, второй дочери Павла и Марии с принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским».




24 августа1911 года ( через три дня после свадьбы Иоанна Константиновича и Елены Петровны Сербской) в узком семейном кругу состоялась свадьба Татьяны Константиновны и князя Константина Александровича Багратион-Мухранского (1889-1915), сына князя Александра Михайловича Багратион-Мухранского. В семье родилось двое детей:

  1. Теймураз (1912 — 1992),

  2. Татьяна (1914 — 1984).

В начале Первой мировой князь Константин ушел на фронт. Сначала Багратион-Мухранский служил в Кавалергардском полку , затем по его просьбе переведен в пехоту.Сражаясь на Юго-Западном фронте,19 мая 1915 года князь Константин был убит под Ярославом (ныне —Польша ). После панихиды в Павловске она выехала на Кавказ на похороны мужа, который был захоронен в старинном грузинском соборе в Мцхете.
Еще до этого скончался от полученной в атаке раны брат Татьяны — Олег. А когда княгиня приехала на похороны мужа в Мцхету, она узнала и о смерти отца. Постигший ее тяжелый удар Татьяна Константиновна приняла с христианским смирением. Потеряв за короткое время сразу трех близких людей , она всю свою любовь отдала детям.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей