Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

18.09.15.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ранняя помощь. Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью


НазваниеМетодические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Анкор18.09.15.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ранняя помощь.doc
Дата27.11.2016
Размер0.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла18_09_15_METODIChESKIE_REKOMENDATsII_rannyaya_pomosch.doc
ТипМетодические рекомендации
#2712
страница9 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

Оценка эффективности индивидуальной программы ранней помощи


Оценка эффективности реализации программы должна осуществляться совместно специалистами и родителями. Для этого планируются отдельные встречи специалистов и родителей.

При оценке эффективности программы в течение года необходимо учитывать все аспекты ее реализации:

  • динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

  • характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

  • динамику участия ребенка в различных социальных ситуациях;

  • улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей;

  • улучшение знаний членов семьи о своих правах, правах ребенка и умения их эффективно отстаивать;

  • повышение компетентности членов семьи в развитии и воспитании ребенка;

  • улучшение поддержки членов семьи в плане социальных контактов;

  • расширение доступа родителей и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям;

Динамические изменения, отражающие эффективность реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, могут быть отражены табличным способом с использованием соответствующей формы.

Таблица №4

Форма для оценки эффективности реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи (заполняется членами семьи)


Уважаемые родители!

Пожалуйста, опишите изменения, которые Вы связываете с получением услуг ранней помощи, если таковые, на Ваш взгляд произошли в период ___________________



Области изменений

Описание изменений

1

Развитие ребенка:

  • двигательное

  • раннее речевое

  • познавательное

  • эмоциональное

 

2

Изменения в окружающей ребенка среде (включая развивающие средства и оборудование)

 

3

Участие ребенка в различных социальных ситуациях

 

4

Продуктивное взаимодействие и понимание своего ребенка

 

5

Компетентность в развитии, обучении и воспитании ребенка

 

6

Знание о своих правах и правах ребенка

 

7

Социальные контакты членов семьи




8

Доступ членов семьи и ребенка к новым услугам

 


Такую таблицу рекомендуется заполнять ежегодно.

По окончанию пребывания ребенка с ОВЗ в Службе ранней помощи необходимо провести итоговое диагностическое обследование с целью оценки эффективности реализации индивидуальной программы.

В качестве критерия высокой эффективности может рассматриваться максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам.

Критериями положительной динамики являются:

  • приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;

  • готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию

  • расширение возможностей его функционирования в социальной среде;

  • овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов

  • улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком

  • повышение качества жизни семьи

Критериями недостаточной динамики могут служить:

  • незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развития ребенка;

  • отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.

Ребенок, завершивший пребывание с Службе ранней помощи, направляется в ПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего педагогического маршрута.


    1. Вариативные модели ранней помощи детям с сенсорными нарушениями

Далее представлены три варианта организационно-содержательных моделей, отражающих специфику ранней помощи детям с нарушениями слуха, детям после кохлеарной имплантации, детям с нарушениями зрения.
Концептуальная модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха





















Социальная служба























Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха раннего возраста реализуется по следующим направлениям:

Диагностическое, где осуществляется диагностическая деятельность обеспечивающая: определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста параметров развития, как в целом, так и по отдельным линиям; состояние слуха и время потери слуха, уровень развития речи;

Коррекционно-развивающее, обеспечивает:

- помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;

-разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

- содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;

-реализация современных психолого-педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

Профилактическое

Консультативное, предполагает реализацию специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

Информационно-просветительское, заключается:

- в поддержке общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

-привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Содержание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста направлено на специальное образование педагогического пространства детей раннего возраста. Данное пространство рассматривается как специально созданная система взаимосвязанных воспитательно-развивающих ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди. Специально организованная среда, должна обеспечивать взаимодействие педагогов, родителей и детей. Службы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста, основные компоненты модели психолого-педагогической помощи детям раннего возраста рассматриваются через призму ее деятельности всех участников.

Организационно-содержательная модель психолого-педагогической помощи

Направления психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха

Задачи

Содержание

Организационные формы

Диагностическое

-раннее выявление детей с нарушениями слуха (аудиологический скрининг, проводимый уже в родильном доме или в детских городских поликлиниках),

-определение степени и характера поражения органа слуха.

-при возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу и, прежде всего, педагогическое обследование. Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушения слуховой функции. Они позволяют оценить, насколько поведенческие реакции ребенка на звуковые стимулы, доступные его слуховому восприятию, соответствуют его возрасту. Также выявляются и другие индивидуальные особенности реакций на звук. Эти данные позволяют уточнить структуру нарушения развития малыша и выстроить индивидуальную программу педагогической коррекции нарушенной слуховой функции (включая уточнение режима работы индивидуальных слуховых аппаратов, предложенного врачом-сурдологом).


1. Анкета-вопросник для родителей

(Центр аудиологии и слухопротезирования Минздравсоцразвития РФ)

2.Современным объективным методом исследования слуха, ис­пользуемым для аудиологического скрининга (массового обследования), является регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) (О.А. Белов, И.В. Королева, А.В. Круглов, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Л. Фридман и др.).

2.Акустическая импедансометрия Методика позволяет с помощью прибора акустического импеданса регистрировать давление в среднем ухе, целостность и степень подвижности барабанной пере­понки и цепи слуховых косточек, наличие экссудата (жидкости) в барабанной полости, степень проходимости слуховой трубы, акустический рефлекс стременной мышцы (М.Р. Богомильский, Л.Д. Васильева, М.Я. Козлов, И.В. Королева, А.Л. Левин, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе и др.).

3.Метод компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам (СВП). Этот метод известен также под названиями «компьютерная аудиометрия», «аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам» (З.С. Алиева, И.В. Королева, Л.А. Новикова, Н.В. Рыбалко, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Р. Чистякова и др.).

4.Звукореактотест (ЗРТ-01 Обследование слуха детей в возрасте 1, 4 и 6 месяцев)

5.Детей старше двух лет. Слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук.

6.Метод «гороховых проб» (авторы А.А. Невская, Л.И. Леушина).

7.Обследование слуха с помощью шепотной речи. (Методика Л.В. Неймана)

8.Педагогическое обследование состояния слуха (Н.Д. Шматко)

Индивидуальное занятие

Профилактическое










Коррекционно-развивающее

1.Коррекционная работа, начатая в младенчестве, направлена в первую очередь на формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности.

2. Формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.


1.Речевое развитие;

2. Развитие общей и мелкой моторики;

3. Сенсорное развитие;

4. Развитие предметно-игровой деятельности;

5. Формирование навыков самообслуживания

Работа по развитию слуха детей первого года жизни

(Н.Д. Шматко,Т.В. Пелымская и др.).

Программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха

1Индивидуальные занятия с детьми проводились 3 раза в неделю (по 2 занятия в день с каждым ребенком). Длительность занятия составляла от 15 до 25 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его развития, соматического состояния. Дифференцированный подход к организации занятий и их длительности требуется детям с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом вегетативно-висцеральных нарушений, детям после перенесенных соматических заболеваний поэтому вопросы организации занятий с этими детьми решаются совместно с врачом.

2.На первом году жизни продолжительность занятий увеличивается от 1 —2 мин до 5—7 мин к году, в 1,5 года занятие длится уже 10—12 мин, а в 2 года — 15 мин. Естественно, что занятия идут не друг за другом,


Консультативное




Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.




Информационное










Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста после кохлеарной имплантации

Реабилитация людей с нарушением слуха является весьма сложной проблемой. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений реабили­тации и интеграции в среду слышащих детей с большими потерями слуха и взрослых является кохлеарная имплантация.

Под «кохлеарной имплантацией» (КИ) подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва. (А.Н. Белоконь, М.Р. Богомильский, Н.А. Дайхес, И.В. Королева, А.В. Круглов, А.А. Ланцов, Г.А. Таварткиладзе и др.). Кохдеарный имплант (КИ) состоит из 2-х частей – имплантируемой и наружной. Имплантируемая часть содержит приемник, цепочку активных электродов и референтный электрод. Она является самостоятельной и полностью автономной т.к. не содержит элементов питания и каких-либо элементов питания, требующих замены. Наружная часть включает микрофон и речевой процессор, размещаемые в корпусе заушного слухового аппарата, а также радиопередатчик. Радиопередатчик носится за ухом под волосами. Он притягивается к имплантируемой части через кожу с помощью магнита. Речевой процессор является самым главным и сложным устройством. Он представляет собой малогабаритный специализированный компьютер, имеет регуляторы и нуждается в электрическом питании при помощи батареек или аккумуляторов. Внутренняя часть не требует замены, так как внутреннее ухо сформировано к моменту рождения и не растет. Современные модели КИ разработаны таким образом, чтобы при создании новых совершенных моделей КИ можно было заменить внешнюю часть.

Принцип работы кохлеарного импланта заключается в следующем:

  1. Звуки окружающего нас мира улавливаются направленным микрофоном, расположенным за ухом. Чувствительность микрофона может быть изменена пациентом самостоятельно в процессе пользования речевым процессором.

  2. Речевой процессор получает от микрофона информацию о звуках в виде электрических сигналов.

  3. Речевой процессор осуществляет частотный анализ и селекцию этой информации, и кодирует ее. Кодирование звуковой информации осуществляется согласно стратегии речевого кодирования – она выбирается при индивидуальной для каждого пациента настройке речевого процессора и отражает его индивидуальные потребности.

  4. Кодированная звуковая информация передается с речевого процессора на передающую катушку.

  5. С передающей катушки кодированные сигналы в виде радиоволн передаются через кожу на приемник/стимулятор, в котором кодированная информация трансформируется в электрические импульсы.

  6. Электрические импульсы по электродной решетке поступают во внутреннее ухо, где осуществляется стимуляция волокон слухового нерва.

  7. По слуховому нерву звуковая информация передается в головной мозг, где воспринимается как звук, обеспечивая слуховое восприятие. Каждый речевой процессор программируется индивидуально. Мозг получает информацию в течение микросекунд после приема звука микрофоном, так что звуки слышаться практически сразу в момент их произнесения. Слуховые ощущения, которые имплант передает мозгу, отличаются от привыч­ных для нас. Пластичность нервной си­стемы позволяет достаточно быстро адаптироваться к новому слуху не толь­ко внезапно оглохшим детям и взрослым, которые благо­даря имевшемуся опыту слушания могут сравнить и объяснить разность звучаний, но и глухим детям.

Таким образом, в отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. При этом КИ обычно обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости, т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи во всем частотном диапазоне.

Но восприятие речи и звуков кохлеарным имплантом имеет некоторые особенности:

1. Искажение звуков речи, передаваемых имплантом. Но в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприя­тия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы пациент научился это делать.

2.Нет четкости в восприятии звуков, поэтому даже после длительного использования КИ дети медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует напряжения, плохо понимают речь в шумных условиях.

3. Даже когда достигнута оптимальная настройка процессора импланта, затрудннено восприятие наиболее тихих частей слов — окон­чаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф ц, х. в) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.

4. У детей недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на необходимо вести работу по привлечению внимания ребенка к окружающим звукам.

5. Пациент плохо локализует звук в пространстве, а также речь, если гово­рящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта.

6. Если ребенок не имел слухового опыта, то он медлен­но научается обнаруживать и различать звуки.

7. Несформированность (у рано оглохших детей) и/или нарушение центральных слуховых процессов различной степени проявляется в проблемах памяти, внимания, скорости обработки речи.

По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребен­ка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память.

8.С помощью КИ ребенок может восприни­мать музыку. Дети лучше воспринимают ритмическую музыку, а музыкальные произведения, в которых нет четкого ритма, а главное – это мелодия, например классическая музыка, воспринимаются хуже.[]

Кохлеарная имплантация – операция, возвращающая слух глухому ребенку, позволяющая ему полноценно жить и развиваться в обществе. Уста-

новка КИ малышу в возрасте до 2 лет создает потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормально слышащий ребенок и полноценно интегрировался в общество слышащих. Конечной целью кохлеарной имплантации можно считать то, что с помощью КИ глухой человек слышит и понимает устную речь, а также говорит и использует язык для общения. Однако КИ заменяет только погибшие рецепторы улитки. Слышим же мы, понимаем речь, говорим на основе функционирования мозга. Мозг реализует интегративные функции, в момент использования языковых средств и порождения речи используются сложные «мозговые составляющие». Период развития ребенка до 1,5 лет является важным, так как на всех уровнях закладывается фундамент, на основе которого происходит дальнейшее становление и развитие речи

• Идут интенсивные процессы созревания слуховых центров мозга, связанные с процессами миелинизации нервных волокон, образованием синапсов между нейронами, усложнением структуры нейронов). Развиваются основные механизмы анализа звуковых сигналов, в том числе и речевых звуков.

• Устанавливаются предречевые (протоязыковые) средства общения: умение следить за взглядом и действиями взрослого, умение соблюдать очередность при общении, умение привлекать внимание взрослого и выполнять совместные действия, умение ждать оценки взрослым своих действий и др. Если у нормально слышащего ребенка эти средства общения не формируются или развиваются с задержкой, то происходит отставание (или нарушение) развития речи.

• Формируются представления о звуках родного языка (фонематическая система). Ребенок научается узнавать разнообразные звуки родной речи и постепенно теряет способность различать звуки, характерные для других языков, но отсутствующие в речи окружающих его людей.

• Развиваются двигательные центры мозга, управляющие артикуляторными органами, голосовой и дыхательной системой.

• Устанавливаются связи между слуховыми и речедвигательными центрами мозга, между слуховыми образами звуков «материнской» речи и движениями артикуляторных органов ребенка, закладываются основы слухо-рече-двигательной координации. Ребенок учится произносить звуки и их последовательности (слоги, слогокомплексы, слова), которые соответствуют звукам родной речи.

• Развиваются связи между слуховыми, зрительными, двига-тельными, ассоциативными зонами мозга, которые являются базой для развития у ребенка ассоциативных связей между слуховым, зрительным и тактильным образами предметов. Это то, что позволяет нам, услышав мяуканье кошки, сразу вспомнить слово «кошка», мысленно представить животное и даже

«почувствовать» ее пушистую теплую шерсть. Увидев кошку, мы также вспомним слово «кошка», мысленно «услышим» ее мяуканье и «почувствуем» ее пушистую теплую шерсть.

• Формируются представления о слове как о сигнале (символе), обозначающем разные предметы, их свойства, действия и даже понятия (нельзя, хорошо и др.). Возникают первые представления о связи слов в предложении (синтаксис). И это, в свою очередь, составляет базу для последующего развития у него фразовой и связной речи.

• Ребенок произносит первые слова (10–12 мес.) и первые предложения (1,5–2 года). За этот период у ребенка накапливается значительный запас слов, которые он понимает (100–300 слов и более). И это та база, которая в следующие 2–3 года обеспечивает стремительный рост числа слов, которые ребенок понимает — 10–30 слов в неделю. В сочетании с развитием произносительных навыков это создает основу для быстрого роста активного словаря (произносимых слов) — 10–30 слов в месяц! Так что словарь из 5–7 слов, произносимых ребенком в возрасте 1 год, увеличивается до 50–150 слов к 1,5 годам. С этого периода ребенок начинает соединять слова и произносить первые предложения из 2 слов. Крайне важно, что в этот период ребенку достаточно назвать предмет 1–2 раза, чтобы он запомнил его название. В 3–4 года его пассивный словарь составляет 1200–2000 и более слов, а активный — 800–1500 слов. К 6–7 годам пассивный словарь ребенка составляет около 20 тыс. слов.

Если условий для интенсивного речевого развития до 1,5 лет не было из-за потери слуха, то в более позднем возрасте достичь такого темпа наращивания словаря очень трудно даже при правильной коррекционной работе. В развитии языка и речи за 1,5 года ребенок осваивает столько, сколько впоследствии его мозг может освоить только за 3–4 года. «Потеря» раннего периода очень значительна для речевого развития. Этот период связан с особой способностью онтогенеза мозга в целом, но особенно сказывается на развитии языка.

Одной из основных проблем данной категории детей является их реабилитация в послеоперационный период. Ребенок, получивший имплант, способен воспринимать практический полный спектр звуков, однако слышать звуки и пользоваться новыми возможностями автоматически он не способен - необходим длительный период по формированию речи, мышления, личности на основе появившихся возможностей. Несмотря на то, что слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами, дети нуждаются в систематической квалифицированной помощи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога…). Специфика слухового восприятия глухих лиц - пользователей кохлеарными имплантами, своеобразие речевого развития, индивидуально-личностные особенности позволяют выделить их в отдельную группу лиц с нарушением слуха. Образовалась особая категория детей и взрослых, которую не следует рассматривать как тугоухих, воспринимающих речь, усиленную слуховым аппаратом и не следует рассматривать их как нормально слышащих. Дети после кохлеарной имплантации нуждаются в специальном сопровождении специалиста, который должен проектировать свою коррекционную деятельность на стыке различных научных областей: медицины, специальной психологии, сурдопедагогики и логопедия.

Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов на ранних этапах реабилитации, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом, явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания. Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов и близких ребенка.

Основная  задача психолого-педагогического сопровождения детей с КИ раннего возраста – развить естественное слуховое восприятие с кохлеарным имплантом  у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормально слышащего ребенка.

Концептуальная модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями слуха




Принципы:

единствадиагностики и коррекции; деятельностного подхода;

комплексности;

развивающего обучения;

онтогенетический принцип: мультидисциплинарный подход



Цель -создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с кохлеарным имплантом, в процессе специально организованного коррекционно-развивающего воздействия







Мультидисциплинарные условия оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста после кохлеарной имплантации



Медицинская служба

Психолого-педагогическое сопровождение

Сурдоцентр

ПМПК

Техническое обеспечение и сервисная поддержка систем кохлеарной имплантации







Этапы сопровождения и направления работы





-Первичная диагностика;

-заключение комиссии по отбору кандидатов на операцию;

- повторное обследование (при отсутствии медицинских противопоказаний)




Междисциплинарная команда
врачи,

сурдолог, аудиолог,

сурдопедагоглогопед,

специальный психолог,

воспитатель, семья, социальный работник

Диагностический (дооперационный)





Оперативное вмешательство

Хирургическая операция и послеоперационное наблюдение ребенка





Основной (послеоперационный)

реабилитационный

-Сурдологическая, клинико-диагностическая, аудиологическая помощь;

-техническое обслуживание;

-коррекционно-развивающая работа-проектирование индивидуальных программ развития;

-психологическая помощь;

-консультативная, просветительская работа с родителями

-создание слухо-речевой среды


Организационно-содержательная модель психолого-педагогической помощи

Этапы сопровождения

направления

содержание

Организационные формы, рекомендации

Диагностический (дооперационный)


Первичная диагностика;

-заключение комиссии по отбору кандидатов на операцию; - повторное обследование (при отсутствии медицинских противопоказаний)

Задачи:

-Оценить слуховую функцию и уровень поражения слуховой системы;

-Оценить сохранность слухового нерва;

-Оценить эффективность слухопротезирования с помощью современных моделей слуховых аппаратов;

-Оценить соматическое состояние пациента;

-Оценить психоневрологический статус пациента;

-Оценить уровень развития слухоречевого восприятия, устной речи и других высших психических функций;

-Оценить перспективность использования кохлеарного импланта для восприятия речи после операции;

-Сформировать у пациента и его близких адекватные ожидания результатов КИ;

-Психологически подготовить пациента и его близких к операции и послеоперационной реабилитации.



ЛОР-осмотр;

консультация отоневрологом;

импедансометрия;

аудиометрия;

слуховые вызванные потенциалы;

промонториальный тест или его аналог;

отоакустическая эмиссия;

компьютерная томография височных костей;

при наличии менингита в анамнезе - магнитно-резонансная томография височных костей;

консультация сурдопедагога;

при необходимости – консультации невропатолога, генетика.


Обследование занимает 2-3 дня. По результатам обследования кандидату выдается заключение о наличии у него показаний к операции кохлеарной имплантации, определяется ухо, предпочтительное для операции.


Оперативное вмешательство


Хирургическая операция и послеоперационное наблюдение ребенка.

После положительного решения вопроса о возможности кохлеарной имплантации назначается дата операции по согласованию с кандидатом/его родственниками и хирургом. Госпитализация и проведение хирургической операции.


Первое включение речевого процессора проводят через 3-4 недели после

операции. Проводит аудиолог при участии сурдопедагога. При настройке РП

определяется уровень сигнала, вызывающий minи max комфортное ощущение.

Частота настроек 1 неделя-ежедневно

Последующие 2-3 недели 2-3 раза в неделю


Основной (послеоперационный) реаабилитационный


1.Сурдологическая клинико-диагностическая, аудиологическая помощь
2.Техническое обслуживание


3.Коррекционно-развивающая работа

Слуховая работа

Работа по развитию речи

Работа над устной речью

Познавательное развитие

4.Психологическая помощь:

5.Консультативно-просвети-тельская работа с родителями

6.Создание слухо-речевой среды

1.По графику проводится тестирование пациента, чтобы объективно оценить его успехи.

2.Настроечные сессии

3.Занятия по:

а) выработке условно-двигательной

реакции на сигнал

б) развивать слуховое

восприятие

в)различение, опознавание и

распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).


Развитие слухоречевой памяти.

Накопление пассивного словаря.
Развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания.
Совершенствование понимания устной речи (слухозрительно и на слух).
Обогащение грамматических представлений.
Накопление активного словаря.
Развитие диалогической речи.
Развитие связной речи.
Подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания), развитие речи (понимание речи, активизация голосовых реакций).
Занятия по расширению общих представлений об окружающем мире

(представления о свойствах и функциях

предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений).
4.Развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная

деятельность);

б) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие

таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)

в) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)

г) воображения

д) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с

использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей,

подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой,

количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии

сюжетных картинок и пр.)

е) стимуляция эмоционально-волевой сферы.
5.В работе с ребенком ведущая роль принадлежит

родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы. Проводятся:

-беседы с родителями;

-проведение индивидуальных занятий с привлечением родителей по выработке условно-двигательной реакции,

развитию слухового восприятия, накоплению словаря, развитию понимания речи.
6.Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с кохлеарным имплантом, необходимо создать оптимальные условия  для развития у него слуха и понимания речи.

постоянно носить кохлеарный имплант исключать шумы. Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие) и т.д.

1.Сурдопедагогичекую, клинико-диагностическую, аудиологическую помощь оказывают сурдопедагоги, аудиологии. Наблюдения за состоянием здоровья детей –врачи.

2. Плановые настроечные сессии осуществляют спеицалисты.
3.Занятия с сурдопедагогом.

Занятия с логопедом.

Занятия с психологом.

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия -

говорящему надо находиться со стороны имплантируемого уха.

Говорить чуть медленнее и выразительно на первых этапах реабилитации.

Постоянно привлекать внимание к звукам, особенно в 1 год

Всегда стимулировать любые голосовые реакции

Учить ребенка различать услышанное,

постоянно закреплять сформированные навыки.

После первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать

только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но

постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки,

обучения достигается восприниятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения

педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки. В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребенка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова.

С маленькими детьми после кохлеарной имплантации

необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций.

Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на

возрастных и программных требованиях массового детского сада


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей