Главная страница
qrcode

Методический план


Скачать 31.91 Kb.
НазваниеМетодический план
Дата09.09.2019
Размер31.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла3. Методические планы - водители - Тема ь 8 (инд.docx
ТипУчебник
#63112
Каталог

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель 31 - ой пожарно - спасательной части

по охране Светловского

городского округа
_________________ И.В. Урлов

«____» _____________ 2016 г.
Методический план

(типовой)

для проведения занятий с водителями

по индивидуальному первоначальному обучению
Тема № 8: Тактико-техническая характеристика, устройство и принцип работы насосного агрегата.

Вид занятия: классно-групповое, практическое

Время: 90 мин.

Место проведения: учебный класс

1. Литература:
Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт-Петербург, 2006 г.
2. Развернутый план занятия:
п\п
Вопрос
Время
Содержание вопроса
1
2
3
4
1.
Тактико-техническая характеристика, устройство и принцип работы насосного агрегата.

80 мин.
Насосы – это машины, преобразующие подводящую энергию в механическую энергию перекачиваемой жидкости или газа. В пожарной технике применяют насосы различного вида. Наибольшее применение находят механические насосы, в которых механическая энергия твердого тела, жидкости или газа преобразуются в механическую энергию жидкости.

По принципу действия насосы классифицируются в зависимости от природы преобладающих сил, под действием которых происходит перемещение перекачиваемой среды в насосе. Таких сил бывает три: массовая сила (инерция), жидкостное трение (вязкость) и сила поверхностного давления. Насосы, в которых преобладает действие массовых сил и жидкостное трение (или то и другое), объединены в группу динамических насосов, а насосы, в которых преобладают силы поверхностного давления, составляют группу объемных насосов.

Общая классификация насосов.
Объемные:
Поршневые
  • Шестеренные
  • Пластинчатые (шиберные)
  • Водокольцевые
    Динамические:
    Смешанные:
    Струйные:
    Газоструйные
  • Водоструйные
    Тангенциально-дисковые:
    Вихревые
    Жидкостного трения
  • Инерционные
    Клапанно-вибрационные
  • Лопастные:
    Осевые
  • Центробежно-осевые
  • Центробежные.


  • Параметр
    ПН-40УА
    ПН-40УБ
    ПН-

    110
    ПН-

    110Б
    Напор, м
    100
    100
    100
    100
    Подача, л/с
    40
    40
    110
    110
    Частота вращения, об/мин.
    2700
    2700
    1350
    1350
    КПД
    0,58
    0,61
    0,60
    0,60
    Кавитационный запас, м
    3
    3
    3,5
    3,5
    Потребляемая мощность, кВт
    68
    65
    150
    150
    Число и диаметр патрубков, мм

    Всасывающих
    Напорных

    1*125


    1*125


    1*200


    1*200
    2*70
    2*70
    2*100
    2*100
    Габариты, мм

    Длина

    Ширина

    Высота

    700

    680

    850

    790
    1000
    750
    1400
    1170
    700
    665
    1000
    840
    Масса, кг
    75
    60
    700
    620

    Основные элементы центробежного насоса: рабочие органы, корпус, опоры вала, уплотнение.

    Рабочие органы – это рабочие колесо, подводы и отводы.

    Рабочие колесо насоса нормального давления выполнено из двух дисков – ведущего и покрывающего. Между дисками расположены лопасти, загнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса.

    При работе насосов на рабочее колесо действует гидронамическая осевая сила, которая направлена по оси в сторону всасывающего патрубка и стремиться сместить колесо по оси, поэтому важным элементом в насосе является крепление рабочего колеса.

    Осевая сила возникает за счет разности давлений на рабочее колесо, так как со стороны всасывающего патрубка на него действует меньшая сила давления, чем справа.

    Для уменьшения осевых сил, действующих на рабочее колесо насоса, в ведущем диске высверлены отверстия, через которые жидкость перетекает из правой части в левую. При этом величина утечек равна утечкам через целевое уплотнение за колесом, КПД насоса снижается. С износом элементов целевых уплотнений будет увеличиваться утечка жидкости, и уменьшаться КПД насоса.

    В двух- и многоступенчатых насосах рабочие колеса на одном валу могут размещаться с противоположным направлением входа – это также компенсирует или снижает действие осевых сил.

    В современных пожарных насосах разгрузка вала и рабочего колеса от действия радиальных сил осуществляется путем изменения конструкций отводов. Отводы в большинстве пожарных насосов спирального типа.
    Газоструйный вакуумный аппарат предназначен для предварительного заполнения центробежного насоса водой. Применяется на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями.

    Общее устройство:

    Струйный вакуум-насос состоит из чугунного (СЧ 15-32) диффузора и стального (Х6СМ) сопла. Кроме фланца для крепления к распределительной камере на вакуум-насосе имеется фланец для присоединения трубопровода, который соединяет вакуумную камеру струйного насоса с полостью пожарного насоса через вакуумный клапан (кран). Газовая сирена состоит из распределителя выхлопных газов и резонатора, собранного из шести трубок различной длины.

    При включении газоструйного вакуумного аппарата рычагом в насосном отсеке заслонка перекрывает выходное отверстие в распределительной коробке. Выхлопные газы проходят через сопло и создается разряжение в вакуумной камере, соединительном трубопроводе и в полости насоса при включенном вакуум-клапане насоса (рукоятка вакуум-клапана в положении «на себя»). Происходит подъем воды из водоема в насос. Время всасывания воды вакуумным аппаратом с высоты 7 метров – 35 … 40 секунд.

    Проверка насоса на сухой вакуум

    Для проверки насоса на сухой вакуум необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73…36кПа. Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа за 2.5 мин. Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200…300кПа или водой под давлением 1200…1300 кПа. Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

    Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.
    Забор воды из водоисточника
    Поставить машину на водоисточник так, чтобы всасывающая линия была по возможности на 1 рукав, изгиб рукава был плавно направлен вниз и начинался непосредственно за всасывающим патрубком.
  • Для включения насоса при работающем двигателе необходимо, выжав сцепление, включить коробку отбора мощности в кабине водителя, а затем выключить сцепление рукояткой в насосном отсеке.
  • Погрузить всасывающую сетку в воду на глубину не менее 60 см, проследить, чтобы всасывающая сетка не касалась дна водоема.
  • Проверить перед забором воды закрытие всех задвижек и кранов на насосе и водопенных коммуникациях.
  • Забрать воду из водоема включением вакуумной системы, для чего выполнить следующие работы:
    Включить подсветку, повернуть на себя рукоятку вакуумного клапана;
  • Включить газоструйный вакуумный аппарат;
  • Увеличить частоту вращения рычагом «Газ»;
  • При появлении воды в смотровом глазке вакуумного клапана закрыть его поворотом рукоятки;
  • Снизить рычагом «Газ» частоту вращения до холостого хода;
  • Плавно включить сцепление рычагом в насосном отсеке;
  • Выключить вакуумный аппарат;
  • Довести рычагом «Газ» напор на насосе (по манометру) до 30 м;
  • Плавно открыть напорные задвижки, рычагом «Газ» установить необходимое давление на насосе;
  • Следить за показаниями приборов и возможными неисправностями;
    При работе от пожарных водоемов особое внимание уделить контролю за уровнем воды в водоеме и положению всасывающей сетки;
  • Через каждый час работы насоса смазать сальники поворотом крышки масленки на 2 … 3 оборота;
  • После подачи пены с использованием пеносмесителя промыть насос и коммуникации водой от цистерны или водоисточника;
  • Заправлять водой цистерну после пожара от используемого водоисточника рекомендуется только в том случае, если есть уверенность, что вода не имеет примесей;
    После работы слить воду из насоса, закрыть задвижки, установить заглушки на патрубки.
    Забор воды при помощи гидроэлеватора. Гидроэлеватор предназначен для забора воды из водоисточников с уровнем, превышающим высоту всасывания насосов, а также для удаления воды из помещений. Гидроэлеватор представляет собой устройство эжекторного типа и состоит из:
    диффузора;
  • колена;
  • приемной камеры с расположенной в ней соплом, заборной решеткой;
  • соединительных головок.
    Забор воды осуществляется путем ее всасывания соплом через заборную решетку в приемную камеру, смешивая с рабочим потоком и истекающим из сопла, с последующей трансформацией через диффузор. Гидроэлеватор – разновидность струйных насосов, действие которых основано на эжекции.
    2.
    Заключительная часть
    10 мин.
    Опрос по пройденной теме.

    3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: _____________________

    4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: ________________________________________________________


  • перейти в каталог файлов


    связь с админом