Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тем. пл. ур. лит с вкл. НРЭО. Т.В. Соловьева. Челябинск. 2015. - 164 с.. Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных Касли


НазваниеТематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных Касли
АнкорТем. пл. ур. лит с вкл. НРЭО. Т.В. Соловьева. Челябинск. 2015. - 164 с..docx
Дата19.11.2017
Размер1.21 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТем. пл. ур. лит с вкл. НРЭО. Т.В. Соловьева. Челябинск. 2015.
ТипТематическое планирование
#31853
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




ваг——

» Верхний I Уф?тей


Тематическое планирование уроков литературы с включением национальных, региональных


Касли


Кыштым Карабаш

Челяби-И этнокультурных

I, X Златоуст . Won.

> Миасс ” -

Усть-Кятяо
аТКЭ — - * КорКИНО

* .Трехгорный#^ Чебаркуль * :

^TaeWHoeo^jpj Челябинской области

* ja»s*v. s' Южноурарьск 1

Пласт *


ерхнеуральск


Троицк


Магнитогорск

Методические рекомендации

J Карталы

к модулю (курсу) г «Литература России. Южный Урал»

(основное общее образование)

£г* Ллй. Бреды :

c:\users\9ff5</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image1.jpeg



c:\users\9ff5</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image2.jpeg



Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации
работников образования»


Тематическое планирование
уроков литературы
с включением национальных,
региональных и этнокультурных
особенностей
Челябинской области


Методические рекомендации к модулю (курсу)
«Литература России. Южный Урал»
(основное общее образование)


Челябинск

ЧИППКРО

2015

УДК 372.882
ББК 74.268.3
Т32


Печатается по решению Учебно-методической комиссии
ГБОУДПО ЧИППКРО


Рецензенты

Н. В. Глухих, заведующий кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку ФГОУ ВПО 41ПУ, доктор филологических наук, профессор

Т. Ф. Семьян, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), доктор филологических наук

Тематическое планирование уроков литературы с включени- Т32 ем национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области : методические рекомендации к модулю (курсу) «Литература России. Южный Урал» (основное общее образование) / авг.-сост.: Т. В. Соловьева, А. Е. Орешкина, О. В. Мешкова ; под ред. Т. В. Соловьевой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 164 с.

ISBN 978-5-503-00224-9

В методических рекомендациях конкретизированы разработанные ПЗУ ДНО ЧИППКРО подходы к проектированию образовательного процесса в школе па основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей применительно к литературному образованию обучающихся в основной школе. Представлено оригинальное программно-методическое обеспечение, в том числе тематическое планирование. В пособии использованы материалы, разработанные квалифицированными педагогическими работниками образовательных организаций, преподавателями вузов.

Методические рекомендации адресованы педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных учреждений.

УДК 372.882 ББК 74.268.3


ISBN 978-5-503-00224-9
© ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2(515

Содержание

ваг—— 1

Содержание 6

Пояснительная записка 7

Вклад модуля в достижение целей
литературного образования 10

5 класс 16

«Южноуральская литература
как своеобразная художественная система» 21

(12 часов) 21

Программа учебного курса
«Литература» с включением НРЭО 22

Г. Устное народное творчество 23

II.Из литературы XIX века 23

III.Из литературы XX века 25

6класс 31

II.Из русской литературы XIX века 32

III.Из литературы XX века 35

8класс 44

II.Устное народное творчество 44

III.Из литературы XIX века 45

V.Из русской прозы XX века 53

Планируемые результаты освоения
образовательного модуля (курса) 58

Формы диагностики 59

Календарно-тематические планы по литературе (5—9 классы) 71

5 класс 71

Образцы диагностических работ 99

Контрольная работа
5 класс 99

Содержание работы 103

1.Кому из русских писателей принадлежат следующие слова: 103

3.Кто такие сказочники? 103

4.Что такое зачин? 104

1.Какой персонаж не является героем фольклорной волшебной сказки? 104

3.Какой художественный прием лежит в основе следующих сочетаний: «жил-был», «ехали-ехали», «шел-шел»? 104

Матвей Никифорович Ястребов
СКАЗКА О СЧАСТИИ 107

Олимпиады по литературному краеведению 117

8.Назовите фамилию уральского поэта, который посвятил этому горному комплексу песню. 125

Вставьте недостающее слово в стихотворение: 125

1.Стихотворения уральских поэтов стали известны всей стране. Назовите авторов следующих строк: 127

Слово о полку Игореве (XII век) 129

2.Проанализируйте 1 стихотворение уральского поэта, чье творчество наиболее близко вам. 133

9 класс 133

1.Автором «Записок челябинского старожила» является 134

7.Кто является автором строк? 137

8.Расположите названия поэтических сборников Л. Та- тьяничевой в порядке их появления 137

9.Малая планета № 3517 названа именем 137

14.Укажите фамилию русского поэта, в диалог с которым вступает Илья Банников в стихотворении «Сон». 138

15.Автором драмы «Дар Божий», рассказывающей о любви Федора Михайловича Достоевского, является 138

16.Соотнесите поэтические строки с именами челябинских поэтесс. 138

18.Уральский автор, который пишет драмы в стихах 140

28.Писатель, чьи книги во многом посвящены южноуральской природе, картинам жизни начала XIX века, за 143

58.Название альбомов детских песен, выпушенных В. Ярушиным совместно с А. Горской 160

Исследовательская работа
(примерная тематика) 165

Вариант 1 165

Лебедь 167

Вопросы и задания 172

Вариант 2 172

Вариант 3 174

Вариант 4 175

Вариант 5 175

Вариант 6 176

Вариант 7 177

Вариант 8 177

Вариант 9 177

- Вариант 10 177

Вариант 11 177

Вариант 12 177

Урок 1 178

VI.Вопросы к классу. 181

Урок 2 183

Урок 3 187

Сияй, сияй, моя Россия! 187

Вопросы к классу: 188

Урок 4 189

Критерии составления характеристики литературного героя: 190

Составление характеристики Ярославны, жены князя Игоря, героини «Слова о полку Игореве». 191

Образ Ярославны, героини «Слова о полку Игореве», в стихотворении Людмилы Татьяничевой. 193

Приложения 196


Примеры учебных занятий по литературе с включением материалов образовательного модуля «Литература России. Южный Урал»

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве Ггринципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). Реализация данного принципа предусматривает включение части содержания, учитывающей национальные, региональные, этнокультурные особенности (НРЭО), в образовательный процесс.

Целью включения НРЭО а содержание образовательного процесса является достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Задачи проектирования Образовательного процесса с учетом НРЭО:

  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, бережного отношения к культурным и историческим памятникам, межэтнической толерантности, принятие и уважение многообразия культур региона;

  • развитие эмоционально-ценностного восприятия природы родного края;

  • получение основ знаний о Своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

  • включение обучающихся в новые виды деятельности, освоение ими различных сторон Социо- и этнокультурной жизни региона.

ФГОС общего образования Предусматривает разработку образовательным учреждением (Организацией) части образова-

тельной программы, формируемой участниками образовательного процесса. При этом содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона. Требования ФГОС общего образования к содержательному разделу основных образовательных программ соответствующего уровня образования определяют возможность включения элементов содержания национального, регионального и этнокультурного образования в программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. При этом возможны два варианта включения НРЭО в образовательный процесс: в урочную и внеурочную деятельность.

Способом введения НРЭО в урочную деятельность является включение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в базовый курс учебных предметов на основе принципов интеграции, конкретизации, сопоставления фактов и теоретических положений, при этом базовое и региональное содержание дополняют друг друга. Возможен также вариант включения НРЭО во внеурочную деятельность, которая должна быть организована, в соответствии с требованиями ФГОС, по основным направлениям развития личности (общеинтеллектуальное, общекультурное, духовнонравственное) и посредством различных форм организации учебной деятельности (кружки, клубы, научно-практические конференции и др.).

Способы включения НРЭО в образовательный процесс

Учебный предмет «Литература» обладает высоким потенциалом для реализации цели и задач введения НРЭО в образовательный процесс. НРЭО литературного образования могут быть реализованы в рамках образовательного (историколитературного) модуля (курса) «Литература России. Южный Урал». Данный модуль включает в себя теоретические и практические материалы литературоведения, краеведения, культурологии, фольклористики, истории.

Вклад модуля в достижение целей
литературного образования


Известный литературовед и культуролог Д. С. Лихачев писал, что понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области, без чтения художественной литературы о Южном Урале и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества писателей и поэтов, которые родились и формировались как личности в нашем регионе, черпали здесь силы и вдохновение для своего творчества, создали замечательные литературные произведения.

Новые целевые установки литературного образования (формирование читателя,, умеющего видеть и ценить нравственноэстетическое единство произведения, включиться в процесс сотворчества с автором, впитать в себя духовный пафос литературы) требуют системного подхода к изучению региональной литературы, так как ее функции как «учебника жизни» приобретают особую значимость. Лучшие образцы художественной литературы вообще и региональной в частности помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь всего народа, края, черпать силы для духовного становления. Литература способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирует культуру чувств.

Актуальность такого курса связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего поколения - социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой.

Предметом изучения историко-литературного модуля «Литература России. Южный Урал» является региональная специфика литературного процесса, изучение творчества писателей, которые биографически связаны с регионом.

Содержание программы определяется поставленными целями и задачами, возрастом учащихся, примерной программой по литературе. В основу содержания образовательного модуля «Литература России. Южный Урал» положен принцип рассмотрения региональной литературы как части национальной культуры. Такой подход подразумевает, во-первых, изучение основных тенденций развития литературы региона, во-вторых, знакомство с творчеством наиболее ярких прозаиков, поэтов, драматургов, в-третьих, анализ и интерпретацию отдельных художественных произведений, созданных писателями Южного Урала. Отбор художественных произведений для чтения и интерпретации обусловлен необходимостью проанализировать ведущие тенденции в литературе Южного Урала, сосредоточить внимание на творчестве тех писателей, которые внесли заметный вклад в развитие литературы региона и страны в целом.

Целенаправленное изучение литературы родного края позволит привить уважительное отношение к малой родине, активизирует интерес к изучению культуры региона в целом, углубит знания школьников о закономерностях русского литературного процесса, в том числе об особенностях его локализации в конкретном регионе, даст представление о самобытности и самоценности исследуемой литературы, способствует развитию мышления, базирующегося на осознании необходимости сохранять достижения литературы родного края.

Образовательный модуль призван сформировать у обучающихся целостный образ южноуральской литературы как особого историко-литературного и эстетического явления. Достижение этой цели возможно при систематическом обращении к региональному компоненту в процессе изучения литературы, а также при определении наиболее эффективных форм освоения разделов курса.

Таким образом, цель включения образовательного модуля «Литература России. Южный Урал» в образовательную программу - вызвать у учащихся интерес к своей родине, пробудить чувство уважения и любви к своему краю, литературе и культуре Южного Урала.

Задачи образовательного модуля:

- максимально приблизить изучение гуманитарных наук к личному опыту учащихся, расширить представления детей о ли-

тературе в процессе ознакомления с произведениями писателей Южного Урала, способствовать самоопределению школьников;

  • познакомить обучающихся с историей литературного процесса на Южном Урале и соотнести его с развитием русской литературы в целом;

  • расширить представление обучающихся о литературном образе Южного Урала: о творчестве южноуральских авторов, отражающем особенности многонационального региона, весомом вкладе писателей в развитие русской литературы;

  • ввести в круг чтения школьников произведения южноуральских писателей;

  • проследить идейную и творческую эволюцию отдельных художников слова, чья судьба связана с Южным Уралом;

  • способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, совершенствовать умения и навыки анализа художественных произведений (в том числе формировать умение находить в произведениях южноуральских писателей и поэтов и в народном творчестве «вечные темы» и «вечные образы», научить обнаруживать сходство проблематики и героев в произведениях разных авторов, воспринимать произведения в историко-культурном контексте);

  • развивать читательские умения, интеллектуальные и художественно-творческие способности, образное и логическое мышление, эстетический вкус учащихся;

  • формировать коммуникативные умения (в том числе развивать умение пересказывать - устно и письменно - подробно, сжато, выборочно, с изменением лица рассказчика эпические произведения и их фрагменты, умение давать устный развернутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения, писать отзыв о прочитанном произведении, создавать работы литературно-творческого характера: очерки, зарисовки, портреты и другие, развивать навык выразительного чтения прозаического и поэтического текстов);

  • формировать осознание необходимости сохранять достижения литературы родного края.

Реализация содержания учебного модуля (курса) осуществляется на основе хрестоматии «Произведения писателей Южного Урала» (издательство «Взгляд», г. Челябинск, 2015 г.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей