Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие для учителей IX-XI классы


НазваниеМетодическое пособие для учителей IX-XI классы
Дата23.11.2019
Размер1.05 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodiki_RU.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#65325
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

“ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ”
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ
IX-XI КЛАССЫ
Данное пособие разработано в рамках проекта "Среднее образование по предотвращению торговли людьми", осуществляемого Международной Организацией по Миграции при финансировании Щвейцарского Агентства по Развитию и Сотрудничеству.
Замечания, высказанные в данном пособии, выражают точку зрения автора (авторов) и необязательно отражают официальную позицию Международной Организации по Миграции (МОМ). МОМ не несет ответственность за содержание перевода.
МОМ верен принципам прав человека и регулируемой миграции для блага мигрантов и общества. МОМ как межправительственная организация сотрудничает со своими международными партнерами по достижению следующих целей: обеспечение надлежащей помощи в решении проблем, вызванных вопросами миграции; глубокое понимание проблем миграции; пропаганда экономического и социального развития посредством миграции, осуществление мероприятий по уважению человеческого достоинства и благополучию мигрантов.
Издатель:
Международная Организация по Миграции
AZ 1069, Баку, Офис в Азербайджане
Ул. Яшара Гусейнова, 18
Тел: +994 12 4659071 / 72
Факс: + 994 12 4659 073
Электронная почта: iombaku@iom.int
Веб-сайт: http:/www.iom.az
Редактор:
Малахат Агаева, преподаватель русского языка средней школы № 245 г. Баку
Авторы:
Уроки разработали:
Анна Гулиева, преподаватель истории средней школы № 181 г. Баку
Ирада Алиева, преподаватель истории средней школы № 100 г. Баку
Малахат Агаева, преподаватель русского языка средней школы № 245 г. Баку
Тексты подготовили:
Нязакят Мехтиева, специалист по вопросам образования, менеджер Национальной Программы исследований по
Оцениванию Второго Проекта Развития Образовательного Сектора
Малахат Агаева, преподавтель русского языка средней школы № 245 г. Баку
Кямаля Агазаде, председатель "Союза детей Азербайджана"
Светлана Алиева, психолог средней школы № 245 г. Баку
Консультанты - эксперты:
Мехрибан Зейналова, специалист в области борьбы с торговлей людьми, председатель Общественного объединения по оказанию помощи женщинам "Чистый мир"
Нязакят Мехтиева, специалист по вопросам образования, менеджер Национальной Программы исследований по
Оцениванию Второго Проекта Развития Образовательного Сектора
Руслан Велиев, юрист
©2010 Международная Организация по Миграции (МОМ)
Все права защищены. Никакая часть данной публикации не может быть воспроизведена, сохранена в информационно-поисковой системе или передаваться в любой форме и любыми средствами, электронными, механическими, путем копирования, записи и / или иным способом, без предварительного письменного разрешения издательства.
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ ................................................ 7
СТРУКТУРА ПОСОБИЯ.............................................................................................................................................. 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В КОНТЕКСТЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ И ОБРАЗОВАНИЯ........... 10
I. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ............................................................. 13
II. ОЦЕНИВАНИЕ........................................................................................................................................................ 20
III. ОБРАЗЦЫ УРОКОВ ............................................................................................................................................. 24
IX КЛАСС: ТЕМА I «ЧТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ?» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ ...................................................................................................................................................................... 24
Ч
ТО ТАКОЕ ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ
?................................................................................................................................. 24
Р
АЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ И КОНТРАБАНДНОЙ
(
НЕЗАКОННОЙ
)
ПЕРЕВОЗКОЙ ЛЮДЕЙ
.......................... 27
УРОК 1............................................................................................................................................................................ 29
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ............................................................................................................................... 34
IX КЛАСС: ТЕМА II «СПОСОБЫ ВЕРБОВКИ И ФОРМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ .................................................................................................................................... 43
К
ТО МОЖЕТ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
? .................................................................................................... 43
С
ПОСОБЫ И МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ
.................................................................................................................................. 43
В
ЕРБОВЩИКИ
............................................................................................................................................................... 44
К
АНАЛЫ ЗАМАНИВАНИЯ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
................................................................................................. 45
О
СНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
................................................................................................................. 49
О
СНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
..................................................................................................................... 50
У
ГРОЗА ДЛЯ ДЕВУШЕК
/
ЖЕНЩИН
,
УГРОЗА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
/
МУЖЧИН И УГРОЗА ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТЕЙ
. ................ 51
УРОК II........................................................................................................................................................................... 54
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ............................................................................................................................... 62
X КЛАСС: ТЕМА 1 «МИФЫ И СТЕРЕОТИПЫ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ..... 64
Т
ОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ И ПРИНЦИП
«
ЭТО НЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ СО МНОЙ
» ................................................................ 64
УРОК 1............................................................................................................................................................................ 66
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ............................................................................................................................... 69
X КЛАСС: ТЕМА 2 «ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ .................................................................................................................................... 73
К
АК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ РИСКА СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
? ................................................................ 73
УРОК 2............................................................................................................................................................................ 76
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ............................................................................................................................... 78
XI КЛАСС: ТЕМА 1 «МИГРАЦИЯ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ............................ 86
М
ИГРАЦИЯ
:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
,
ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ
........................................................................................................ 86
П
РИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О МИГРАЦИИ
.............................................................................................................................. 89
УРОК 1............................................................................................................................................................................ 90
РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ............................................................................................................................... 94
XI КЛАСС: ТЕМА 2 «ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ ...................................................................................................................................................................... 95
П
РОБЛЕМЫ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
....................................................................................................................... 95
К
АК ЖЕРТВА МОЖЕТ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РАБСТВА
?.................................................................................................... 96
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
6
П
РАВОВАЯ БАЗА
А
ЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ
Р
ЕСПУБЛИКИ ПРОТИВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
.................................................... 96
М
ЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
.................................................................................................... 97
УРОК II........................................................................................................................................................................... 99
IV. ЗАКОН О БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ
ЧЕЛОВЕКА И ДЕТЕЙ. ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ
ЛЮДЬМИ .................................................................................................................................................................... 102
ПЛАН НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009-2013 Г.) ...................................................................................... 119
РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ..................... 131
РЕЗЮМЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЁНКА......................................... 132
V. ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ................................................................................................................................. 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................... 140
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
7
ВВЕДЕНИЕ
.
УЧЕБНЫЙ
МОДУЛЬ
ПО
БОРЬБЕ
С
ТОРГОВЛЕЙ
ЛЮДЬМИ
На основании Закона Азербайджанской Республике о борьбе с торговлей людьми, , утвержденного Указом Президента Азербайджанской Республики от 28 июня 2005 года, в учебные планы образовательных учреждений необходимо включить курсы, направленные на профилактику и предотвращение торговли людьми, а также разработать специальные программы и внедрить их в учебные заведения, детские дома, школы-интернаты и другие учреждения, работающие в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и детской беспризорности.
Международная Организация по Миграции в тесном сотрудничестве с Министерством образования Азербайджанской Республики осуществляет проект "Среднее образование по предотвращению торговли людьми" в целях внесения вклада в осуществление задач, установленных данным Законом и другими международными документами к которым присоединилась Азербайджанская Республика.
Учебный модуль, разработанный в рамках данного проекта, рассказывает о сущности торговли людьми, её последствиях, о возможных путях защиты. При подготовке материалов за основу брались различные международные и национальные законы, а также использовались истории, основанные на реальных фактах.
Преподавателям предлагаются образцы уроков, разработанных в рамках учебного модуля. Пользуясь этими образцами, учителя смогут обогащать уроки реальными фактами, творчески использовать методические приёмы.
Следует учесть, что используемые при преподавании тем педагогические приёмы должны выбираться в соответствии с каждой темой. В процессе подготовки к урокам учителю нужно тщательно продумать, какой метод он изберёт, чтобы заранее предвидеть реакцию учащихся, связанную с проблемой, и направлять их на восприятие сути проблемы, не раздражая своими мнениями, высказанными в ходе урока.
Поскольку тема торговли людьми связана с вопросами насилия, особенно сексуального, реакция аудитории в ходе обсуждения может быть различной. Таким образом, подход учителя должен соответствовать местным условиям и учитывать индивидуальную чувствительность учащихся.
Обсуждение данной проблемы на уроках может породить в учащихся страх стать потенциальной жертвой. Это может привести к серьезным проблемам в их дальнейшей
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
8 жизни, в таких вопросах, как трудоустройство, миграция и другие. Поэтому учитель должен направить обсуждение проблемы в соответствии с законодательством и полагаться на свой, накопленный до сегодняшнего дня, педагогической опыт.
Учащиеся, возможно, уже имеют определенные стереотипы по данной проблеме, вызванные семейными традициями, окружением и другими факторами. Учитель должен учесть такие обстоятельства заранее, выяснить отношение аудитории к проблеме и не пытаться сломать эти стереотипы сразу, а постепенно свести их к минимуму.
Как показывает педагогический опыт, не простая передача знаний учащимся, а получение от них первичной информации, её расширение учителем, построение урока на активной деятельности учащихся усиливает взаимосотрудничество и делает познавательную деятельность более эффективной.
Учитель может достичь успеха в привлечении внимания учащихся к этой проблеме и развития таких навыков, как подведение итогов, обобщение и принятие решений путем построения учебного процесса с использованием интерактивных методов Развитие такого рода навыков является одной из ключевых целей, поставленных учебным модулем по борьбе с торговлей людьми.
Мы верим, что учителя используют все педагогические возможности, чтобы донести до учащихся все рассмотренные в данном модуле вопросы, и постараются снабдить их всесторонней информацией в области борьбы с торговлей людьми. Мы также надеемся, что ученики будут делиться своими впечатлениями со сверстниками, родителями и окружающими, и внесут свой вклад в дело борьбы нашего государства с торговлей людьми.
Нязакят Мехтиева
Менеджер Национальной Программы по Оцениванию
Сектора Развития Образования
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
9
СТРУКТУРА
ПОСОБИЯ
Пособие состоит из введения и 5 разделов.
Во введении рассказывается о целях создания книги.
В разделе I описываются активные методы обучения, способствующие привлечению более глубокого внимания учащихся к проблеме торговли людьми, а также процессу формирования навыков по подведению итогов, обобщению и безопасной практике поведения.
Раздел II описывает новые методы оценивания современных уроков.
Раздел III состоит из 6 уроков, охватывающих все аспекты торговли людьми, её профилактики и предупреждения. Уроки предназначены для учителей, преподающих предмет "Человек и общество" в 9-11 классах. Эти занятия могут проводить также классные руководители во время классных часов, школьные психологи. Все представленные уроки подготовлены с использованием интерактивных методов обучения. Каждый урок сопровождается теоретическим материалом (в начале урока) и раздаточным материалом
(после урока).
Следующие темы предлагаются к рассмотрению в 9-м классе:
Первый урок "Что такое торговля людьми?"
Второй урок "Способы вербовки и формы эксплуатации"
В 10-м классе:
Первый урок "Мифы и стереотипы"
Второй урок "Пути предотвращения торговли людьми"
В 11-м классе:
Первый урок "Миграция"
Второй урок "Защита жертв торговли людьми"
В Разделе IV предлагаются к рассмотрению Закон Азербайджанской Республике о борьбе с торговлей людьми, Национальный План Деятельности (2009-2013 гг.)
Азербайджанской Республики по борьбе с торговлей людьми а также международные документы по правам человека и правам ребёнка.
В Разделе V представлен Глоссарий терминов.
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
10
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
В
КОНТЕКСТЕ
ТОРГОВЛИ
ЛЮДЬМИ
И
ОБРАЗОВАНИЯ
В начале ХХ века создались благоприятные условия для развития психологической науки. Психология начала превращаться из чисто академической науки в практическую.
Практическая психология получила особый статус в середине века. А в 80-ых психологическая служба уже интегрировала в систему образования. Психологические идеи постепенно открыли для себя дорогу в школьную практику. Началось проведение экспериментальных исследований по педагогической и возрастной психологии.
Становление личности является самой важной проблемой возрастной психологии.
Изменение личности начинается с первых минут жизни и происходит одновременно с психическим развитием ребенка. Ребенок требует особого внимания и подхода на каждом этапе его развития. Обязанностью системы образования и каждого взрослого, воспитывающего ребенка, является содействие всестороннему развитию ребенка на всех этапах онтогенеза. Своевременные благоприятные условия должны быть созданы для психического и духовного развития ребенка. В данную работу необходимо вложить большие усилия и средства.
Большая обязанность ложится на школьного психолога: оказать правильное влияние на формирование ученика как личности; найти индивидуальные, специфические методы для развития интересов и способностей, внутреннего потенциала каждого ребенка, для регулирования отношений между учителем и учеником, родителем и ребенком, родителем и учителем. Интересы учащихся должны быть защищены при любых обстоятельствах. С этой точки зрения такие направления, как психологическая диагностика, психопрофилактика и психологическая коррекция являются крайне полезными для школьных психологов.
Именно в школьные годы в ребенке вырабатываются такие познавательные процессы, как самопознание и саморегулирование. Потребность общения со взрослыми является одной из главных социальных потребностей ребенка в этот период. Она рождается рано и постоянно развивается. Однако опыт показывает, что эта потребность оказывает также ряд негативных влияний. Нервозность и неверие порождаются в таких детях. Отсюда появляется основной принцип работы учителя и психолога - относиться к каждому ребенку как к единственной и неповторимой личности, недавно появившемуся индивидуму. Необходимо предоставить ребенку возможность для самостоятельной реализации. Он должен чувствовать, что все хорошо и все верят в него.
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
11
Психологическая служба составляет основу работы школьного психолога. Его деятельность не ограничивается выявлением только психологических ошибок, а также должна быть направлена на превентивные меры по устранению этих ошибок.
Сотрудничество между психологом, учителем и родителем является важным в этой работе.
Такое сотрудничество может защитить ребенка от вредных привычек и неприятностей. Как дома, так и в школе необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и свободно.
Американский психолог У. Глассет справедливо отмечает, что многие дети страдают изза неудач в школе и дома, вследствие чего у них появляются комплексы. Естественно, что эти комплексы постепенно превращают ребенка в "трудного". Эта проблема в школах известна всем.
Исследования показывают: такие дети обычно выходят из семей бедных, неполных, склонных к алкоголизму и совершению насилия. Они не хотят учиться, чувствуют себя одинокими, убегают из дома, увлекаются попрошайничеством, воровством и приобретают другие пагубные привычки. При попытке педагога поговорить с родителями об этом можно услышать в ответ такие выражения, как "Я не могу справиться со своим ребенком", "У меня нет времени" или "Школа должна заниматься воспитанием ребенка".
Что делать? Может быть, мы сами, учителя и родители, виновны в появлении проблемы "трудного ребенка"?
Отправляя ребенка в школу, родитель считает, что школа должна решить все проблемы, и тем самым ставит барьер между ребенком и собой. Между двумя родными людьми появляется пропасть. Мы должны признать, что не каждый учитель в состоянии понять и помочь ребенку. Ребенок остается со своими проблемами один на один. Такой ребенок пытается сам строить свою собственную жизнь, поскольку не получает помощи от взрослых.
Но из-за отсутствия жизненного опыта он подвергается дурному влиянию.
Если в это время никто из взрослых не придет на помощь ребенку, он легко может попасть в группу риска. Если мы не мобилизуем все наше внимание и заботу, сегодняшние "трудные дети" завтра могут стать жертвами торговли людьми. Поэтому и психолог, и педагоги должны информировать о проблеме торговли людьми родителей и детей, просвещать их. Что еще можно сделать, чтобы защитить ребенка от обращения в «жертву» торговли людьми?
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
12
Более целесообразно начать просветительскую работу среди учащихся по торговле людьми с 12 лет. Дети очень быстро растут, они могут получить любую информацию из
Интернета, во многих семьях дети знакомятся с компьютером до школы;
Психологи, педагоги и родители должны сотрудничать для правильного формирования детей;
Очень важно проводить целенаправленные тренинги для психологов, педагогов, родителей и учащихся;
Нужно постараться сделать школьную жизнь детей интересной и красочной (например, посредством организации Ученического Самоуправления, Школьных пресс-клубов ", привлекать к участию в различных проектах);
Эффективно использовать свободное время детей (организация клубов и кружков, экскурсий, концертов);
Открыть Телефоны доверия в школе.
Я хотела бы завершить свои мысли словами писателя и психолога Пришвина: "Я не такой, каким ты меня представляешь. Но ты продолжай любить меня, и я постараюсь стать еще лучше "..
Светлана Алиева
Психолог средней школы № 245
Хатаинского района города Баку
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
13
I.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРИЁМЫ
ОБУЧЕНИЯ
В данной главе учителям предоставляется возможность ознакомиться с интерактивными методами обучения, отличающимися от традиционных уроков. В чём заключается это отличие? Занятия ведутся новыми активными методами, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки и умения, требующиеся гражданам демократического общества.
Основным принципом организации занятий является сотрудничество педагога и детей, детей друг с другом. Именно данный принцип лежит в основе современных методов обучения. Новые методы обучения предполагают активное участие и взаимодействие учеников, полностью включающее их в процесс познания. Дети становятся активными исследователями окружающего мира, вместе с учителем, а не пассивно перенимают его опыт.
Меняется и роль учителя. Он становится партнёром, товарищем, который советует, помогает и направляет, а не диктует свои условия, не навязывает своё мнение.
Поэтому при проведении интерактивных уроков учителю так важно отказываться от столь привычных нам выражений: «мы с вами», «я с вами», «вы». Обращаясь к ребятам, желательно было бы употреблять выражение «Мы». Когда учитель произносит «Мы», то ученики ощущают своё единство с ним, не чувствуют себя отчуждёнными: ученики и учитель становятся равноправными участниками процесса образования.
На первый взгляд может показаться, что роль учителя в классе пассивна. На самом деле же учитель становится «творцом», поддерживающим ученика, помогающим ему найти себя.
Демократичные методы позволяют учителю не только обучать других, но и самому обучаться, дают возможность стать творческим и энергичным педагогом.
Интерактивные методы обучения требуют также отказа от привычного способа оформления классной комнаты, организации занятий. Существует четыре основных способа
1
расположения столов в классной комнате:
Форма «класс» - традиционный способ
Форма « кафе» ( «дискуссионный клуб» )
Форма в виде буквы « П »
Форма « круг ».
1
«Методика обучения демократии в школе» ,Фонд Образование для Демократии, Польша, 1999
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
14
Форма «кафе» удобна для работы в группах.
Форма «П»:
- при исполнении ролевых игр:
- при знакомстве
- при дискуссии
Форма «круг» удобна при проведении разного рода дискуссий, круглых столов.
Все используемые методы исходят из закономерностей обучения, которое состоит из нижеследующих компонентов: a) цель обучения, б) содержание, в) познавательные возможности учащихся, г) преподовательская деятельность учителя и учебная работа учащихся, организационная форма обучения, д) результаты обучения.
Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют единую цепь в процессе обучения. Они повторяемы и стабильны. Отсюда вытекает важное требование – при определении или применении каких-либо методов, средств и форм обучения необходимо учитывать взаимосвязи этих компонентов. Учитель должен помнить, что эти связи существуют в процессе всего урока. Не учитывая этого, невозможно достичь желаемого результата.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.
Работа в малых группах основывается на таком важном принципе, как учебное сотрудничество.
Чем же отличается урок, построенный по методу работы в малых группах от традиционного урока?
Ученики принимают активное участие, работают вместе; как у членов группы у них есть мотивация к обсуждению, высказываний и мнений друг друга. Работа в группах учит толерантности и вежливости.
Учащиеся получают пользу от работы в группах:
- одарённые дети могут показать свои способности без привлечения внимания целого класса
(подростки часто стесняются показывать свои способности, боясь, что сверстники назовут их
«любимчиками» учителя);
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
15
- робкие ученики имеют возможность раскрыть свои способности (работа в группе развивает у него чувство ответственности);
- ученики учатся быстро высказывать свои определенные идеи или подходить к той или иной абстрактной идее с точки зрения своего собственного опыта.
Как делить на группы?
Групп не должно быть больше 4-7, по 4-7 человек в каждой. Большее количество групп затягивает время презентации результатов работы, а большее число учеников в группе ограничивает возможность активного участия каждого из них в работе группы.
Состав группы чаще всего определяется учителем. Предварительно необходимо запланировать деление на группы.
Состав групп может быть максимально разнообразным. Приятелей желательно разделить.
Нельзя допускать, чтобы образовались группы «лучшие» и «худшие».
Состав группы часто меняется. Нежелательно, чтобы ученики постоянно работали в том же составе.
Способы деления на группы могут быть интересными и привлекательными.
Как спланировать урок по методу работы в малых группах?
Готовясь, к уроку продумайте:
- Каковы цели, какими знаниями, умениями и ценностями должны овладеть ученики?
- Почему необходимо, чтобы дети научились этому?
- Планирование
- Подготавливается раздаточный материал
- Заранее подготавливается классная комната
- Даётся чёткое задание (инструкция)
- Обращается внимание на время работы.
- Оговаривается форма отчёта работы группы (презентация).
Как правило, работа презентуется одним из участников группы (либо по желанию, либо по выбору группы).
Во время работы в группах учитель наблюдает за работой, уделяет всем внимание, если нужно помогает.
По окончании работы учитель просит каждую группу провести презентацию своей работы. Затем учитель подводит итоги.
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
16
МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
Мозговой штурм – это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей.
Это метод может использоваться для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос при изучении новой темы.
Способ проведения.
- Решите, по какой проблеме проводится «Мозговой штурм». Сформулируйте ее в виде вопроса, на который можно было бы дать много различных ответов.
- Попросите учеников высказать свои идеи.
- Запишите все идеи так, чтобы всем было видно. Это могут быть отдельные слова или короткие фразы.
- Объясните ученикам, что они не могут комментировать идеи друг друга или повторять уже высказанные идеи.
- Поощряйте активность всех учеников, но не принуждайте их к высказыванию идей.
- Не давайте оценку идеям, пока вы их записываете.
- Предлагайте ваши собственные идеи только при необходимости повысить активность класса.
- Если какое-либо предложение неясно, попросите ученика, высказавшего его, объяснить или предложите свое объяснение и проверьте, согласны ли с ним ученики.
- Записывайте каждое новое предложение. Часто самые необычные, неожиданные и безумные из них оказываются самыми полезными и интересными.
- Остановите «Мозговой штурм», когда идеи иссякнут, и рассмотрите все предложения, попросив учеников прокомментировать их.
Прокомментировав все идеи, учитель совместно с учениками проводит ранжирование, чтобы отобрать именно те идеи, которые помогут в решении поставленного вопроса или проблемы.
РОЛЕВАЯ ИГРА.
Игры – наиболее интересная и эффективная форма работы.
Ролевая игра - небольшая импровизированная пьеса. Ее цель - облегчить восприятие и понимание учебного материала, подготовить участников к тем ситуациям, которые возникают в их реальной учебе и жизни. Игра используется для обучения принятию решений
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
17 в условиях неопределенности, в творческой игровой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации.
Задача учителя - научить увидеть свой персонаж со стороны, помочь понять его сильные и слабые стороны в данной ситуации.
Способ проведения.
- Учитель заранее продумывает ситуацию, подготавливает классную комнату.
- Участников игры нужно подбирать с осторожностью и тактом.
- Необходимо избегать возможности возникновения конфликтов при исполнении роли.
- Роли должны быть краткими, написаны понятным языком
- Учитель может разделить класс на несколько групп, которые исполняют свои роли, или же поручить игру одной группе, а остальным предложить роль зрителей.
По окончании игры важно умело «вывести» учеников из ролей.
Подводя итоги, учитель обращает внимание на цель упражнения, а не на конкретные слова, высказанные актерами.
СИТУАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ.
Этот метод предполагает наличие, пусть небольшого, но собственного опыта. Ученикам предлагаются различные ситуации, в которых ставятся проблемы нравственного порядка, требующие серьёзного обсуждения в классе. Ситуативный практикум развивает навыки критического мышления, способность анализировать, формирует нравственные ценности, позиции. Ситуативные упражнения по определению ценностей учат детей высказываться по своему отзыву и отстаивать их.
Способ проведения.
Учитель заранее продумывает проблемы и вопросы, которые будут обсуждаться на уроке.
- Тщательно подбирает материалы.
- Ситуации оформляются в виде карточек.
- Класс делится на группы или пары.
- Даётся инструкция, задания и вопросы.
- По окончании работы проводится обсуждение.
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
18
ДИСКУССИЯ.
Этот метод является универсальным как для учителя, так и для ученика. Он позволяет узнать, каково их отношение к поставленным проблемам и вопросам. Ученики обсуждают заданную тему в течение 10-20 минут.
Дискуссия позволяет выработать навыки, дающие ученикам возможность самостоятельно анализировать важные проблемы истории, граждановедения, правового характера и других предметов, развивает навыки сбора информации, активного участия, позволяет всем ученикам высказать свою точку зрения и одновременно ограничивает возможности для доминирования в споре кого-либо.
Этот метод также способствует обмену мнениями без давления учителя, развивает умение слушать, говорить по очереди, толерантности.
Способ проведения.
Перед началом дискуссии желательно напомнить ученикам основные правила дискуссии, которые составляются заранее.
- Слушать того, кто говорит.
- Говорить может в одно и то же время только один человек.
- Поднимать руку, если есть желание выступить.
- Не прерывать того, кто говорит.
Учитель заранее объявляет тему дискуссии. План и тема дискуссии вывешиваются на доске. Учитель не вмешивается в ход дискуссии, по окончании подводит итоги.
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
19
РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗАЛА
2
«КЛАСС» БУКВА «П»
«КРУГ»
«КАФЕ»
2
«Методика обучения демократии в школе» ,Фонд Образование для Демократии, Польша, 1999
Доска
Доска доска доска
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
20
II.
ОЦЕНИВАНИЕ
Оценивание учеников, то есть прослеживание их знаний и навыков на уроках, проводимых в рамках проекта “"Среднее образование по предотвращению торговли людьми", играет большую роль в реализации целей программы.
Так как эти темы преподаются на уроках предмета “Человек и Общество”, ученикам не выставляются отдельные семестровые оценки. Преподаватели должны иметь в виду, что знания и навыки, приобретенные во время преподавания данных тем, являются неотъемлемой частью общего предмета и что к результатам учеников применяется комплексный подход.
Оценивание – регулярное прослеживание преподавателями деятельности учеников, помогающее ученикам устранять проблемы, с которыми они сталкиваются, и определяющее дальнейшие шаги по изучению тем. Такие наблюдения облегчают процесс выставления оценок ученикам. Преподавателю не составляет труда определить уровень достижения ученика и выставить соответствующую оценку.
Как преподаватели должны оценивать деятельность учеников при изучении тем в рамках программы по борьбе с торговлей людьми?
Самым важным условием для оценивания является определить ясные критерии.
Критерии должны быть объективными и целенаправленными. Ученики обычно участвуют в процессе определения критериев. Даже если ученики не учавствовали в определении критериев, они должны заранее ознакомиться с критериями оценивания и должны знать, по каким критериям будет отслеживаться их деятельность. На основе этих критериев учитель проводит постоянные наблюдения на протяжении урока и записывает свои заметки в анкету наблюдений. Преподаватель оценивает презентации, проведенные учениками при помощи критериев и рубрик. В то же самое время преподаватель использует другие инструменты оценивания, такие, как тесты, устные и письменные презентации, анкеты для самооценки и т.д.
Следующий образец таблицы критериев может быть использован для наблюдения за деятельностью учеников во время обучения темы «Формы эксплуатации» в X классе:
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
21
Критерии
Имя и фамилия ученика
Понимает значение слова
«эксплуатация»
Способен различать понятия
«эксплуатация человеческого тела» и
«эксплуатация человеческого труда»
Определяет типы эксплуатации человека в заданной ситуации.
Определяет возможные пути решения проблемы торговли людьми
Заметка: решение учителя в результате наблюдения
1.Керимов
Адил
+
+
+
-
Должен поработать над задачей, связанной с определением возможных путей решения проблемы торговли людьми
В данной таблице приводится образец наблюдения за деятельностью одного ученика и заключение преподавателя согласно результатам ученика.
Во время разработки критериев оценивания должны быть приняты во внимание факторы, имеющие отношение к личному развитию учеников.. Например: вера в себя, способность ученика к самовыражению, способность налаживать общение с другими учениками и т.д.
Необходимо также предопределить критерии для отслеживания деятельности учеников во время работы в группах.
Форма оценвания группы может быть составлена следующим образом:
Критерии
Группа
Обсуждает
Слушает товарища
Проводит презентацию
Задает вопросы
Результат
Группа I
Группа II
Группа III
Группа IV
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
22
Лист самооценивания
Во время применения методов самооценки преподаватель развивает навыки самооценивания учеников и отслеживает объективность и эффективность этих навыков.
Следующий образец используется для проведения самооценки учениками. Этот образец предназначен для проведения самооценивания учеником своих соответствующих навыков.
Ученики пишут “+” или “-” перед критериями навыков в соответствии с его/ее состоянием.
Имя ученика:____________
Класс: XI класс
Тема: «Миграция»
Самооценка
Критерии
+
_
Понимает сущность миграции и эмиграции
Различает легальную и нелегальную миграцию
Определяет преимущества и отрицательные стороны миграции
Оценивает факторы риска при нелегальной миграции
Рубрики
Рубрики являются шкалой оценки деятельности ученика, основанной на определенном критерии.
Рубрики указывают на то, что требуется от учеников на каждом уровне оценивания.
Рубрики обеспечивают более объективное, систематическое, прозрачное и справедливое оценивание по сравнению с выставлением ежедневной оценки.
Рубрики стимулируют преподавателей доводить требования до учеников, используя специфические выражения.
Ученики же представляют задачи, поставленные перед ними, более ясно при помощи рубрик. Рубрики также позволяют ученику оценивать как свою, так и деятельность товарищей более качественно.
Рубрики отвечают на два главных вопроса:
Что оценивается? Как выражается уровень навыков?
Рубрики являются холистическими (целостными) и аналитическими.
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, IX-XI КЛАССЫ»
23
Холистическая (целостная) рубрика описывает заданные требования к деятельности учеников в форме критериев и показывает их уровни.
Аналитическая рубрика определяет уровни, исходя из разных подходов к критериям, сформулированным в требованиях к деятельности ученика.
Применение холистических рубрик является более приемлемым для оценивания учеников при изучении тем в рамках программы по борьбе с торговлей людьми. С этой целью предлагаем вашему вниманию следующий образец:
Холистические рубрики для оценки исследовательских проектов
Уровень
Индикаторы
Хорошо
3 балла
Проект подготовлен на основе проанализированной информации. Тема проекта полностью охвачена.
Среднеe
2 балла
Тема проекта охвачена в определённой степени и основана на фактах, найденных во время исследований.
Слабо
1 балл
Тема проекта охвачена частично и чувствуется проведение исследований.
Если знание и способности учеников оцениваются при помощи таблиц критериев, используются знаки «+» и «-»; если же оценка производится при помощи холистических рубрик, то уровни определяются с помощью соответствующих баллов.
Преподаватель может создать папку для каждого ученика, чтобы систематизировать и анализировать результаты оценивания. Это поможет отслеживать информацию об ученике систематически. Этот файл может включать ежедневные наблюдения за деятельностью ученика на уроке, его отношениями с товарищами; , выполненные учениками работы
(письменные работы, картины, презентации и т.п); описание проблем и примечаний, связанных с их анализом.
Учителя, которые преподают данные темы в рамках «Учебного модуля по борьбе с торговлей людьми», подходя к оцениванию как к процессу, могут использовать инструменты оценки, соответствующие способностям и интересам учеников.
Нязакят Мехтиева
Руководитель Национальной Программы по
Оцениванию Сектора Развития Образования
«ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: УГРОЗЫ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ»
24
III.
ОБРАЗЦЫ
УРОКОВ
IX
КЛАСС
:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей