Методическое пособие: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей

етодическое пособие Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Методические пособия

С.Е. Большакова

Содержание
  1. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ
  2. ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ
  3. ОТ АВТОРА
  4. Типы слоговой структуры слов
  5. I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:
  6. II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
  7. III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:
  8. IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­го и одного закрытого слога:
  9. V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере­дине слова:
  10. VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­ем согласных в середине слова:
  11. VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:
  12. VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:
  13. IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за­крытым слогом:
  14. X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
  15. XI. Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:
  16. XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
  17. XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:
  18. XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:
  19. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
  20. Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации
  21. Упражнение 1
  22. Упражнение 2
  23. Упражнение 3
  24. Упражнение 4
  25. Упражнения на разбитие сомато-пространственной ориентации
  26. Упражнение 5
  27. Упражнение 6
  28. Упражнение 7
  29. Упражнение 8
  30. Упражнение 9
  31. Упражнение 10
  32. Упражнение 11
  33. Упражнение 12
  34. Упражнение 13
  35. Упражнение 17
  36. Упражнение 18
  37. Упражнение 19
  38. Упражнение 20
  39. Упражнение 21
  40. Упражнение 22
  41. Упражнение 23
  42. Упражнение 24
  43. Упражнение 25
  44. Упражнение 26
  45. Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений
  46. Упражнение 27
  47. Упражнение 28

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

Методическое пособие

ТЦ «Сфера»

Москва

2007

УДК 376 ББК 74.3 Б 79

Большакова СЕ.

Б79 Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-657-Х

В пособии описываются причины трудностей формирования сло­говой структуры слова, виды ошибок, методика работы.

Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирова­ния слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динами­ческая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуля­ционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.

Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями.

Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается стимульный материал.

УДК 376 ББК 74.3

Большакова Светлана Евгеньевна

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

Методическое пособие

Редакторы: О.Е. Громова, ЕЛ. Сухова

Художник А.Д. Прутенская

Дизайнер обложки Е.В. Кустарова

Корректоры: Л.Б. Успенская, Н.Т. Николаева

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 10.10.06. Формат 60 х 907|6. Усл. п. л. 3,5. Тираж 6000 экз. Заказ № 6827. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3 Тел.: (495) 656-75-05, 656-70-33, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 5-89144-657-Х © ООО «ТЦ Сфера», 2006

ОТ АВТОРА

При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности сло-гообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина).

По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладе­нию слоговым составом слова может быть выделена в ка­честве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств, например, при дифференци­альной диагностике нарушений, связанных со снижением фонематического слуха и алалией. В первом случае про­блем слоговой структуры не отмечается. В специальной литературе описание становления слоговой структуры сло­ва у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова).

Существует зависимость овладения слоговой структу­рой слова от состояния фонематического восприятия, ар­тикуляционных возможностей, семантической недостаточ­ности, мотивационной сферы ребенка; а по данным послед­них исследований — от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритми­ческой и динамической организации движений, способно­сти к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

В свою очередь, формирование слоговой структуры влия­ет на успешность овладения грамматическим строем речи, ус­воение звукового анализа, письмо и чтение, а после более сложных тем русского языка, таких как разряды местоимений.

Поскольку при нарушении слоговой структуры слова мо­жет искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из от­крытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьировать­ся: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.

Мы предлагаем 14 типов слов, над которыми последова­тельно проводится работа по преодолению нарушений сло­говой структуры. В данной работе лучше использовать стимульный материал. Далее приводится система упражнений.

Типы слоговой структуры слов

I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов:

ДЫНЯ, ВОДА, СОВА, ВАТА, КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ.

II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

ЛОПАТА, СОБАКА, КУБИКИ, САПОГИ, КАБИНА, ПАНАМА, УТЯТА, ГОЛОВА, МАЛИНА, ГАЗЕТА, МИМОЗА, ЯГОДЫ, МАШИНА, МОНЕТА, КОЛЕСО, МОЛОКО.

III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога:

МАК, ЛУК, МЯЧ, КИТ, ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС.

IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто­го и одного закрытого слога:

ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ.

V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере­дине слова:

БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ.

VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени­ем согласных в середине слова:

ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН.

VII. Трехсложные слова с закрытым слогом:

КОЛОБОК, САМОЛЕТ, ПОМИДОР, ЧЕМОДАН, БЕГЕМОТ, ПЕТУШОК, АНАНАС, ВАСИЛЕК, ТЕЛЕФОН, БАРАБАН, ВОДОЛАЗ, ПОПУГАЙ, МОЛОТОК, КАПИТАН, ТЕЛЕНОК, МАГАЗИН.

VIII. Трехсложные слова со стечением согласных:

ЯБЛОКО, ШАХМАТЫ, КОЛБАСА, КОНФЕТЫ, КУКУШКА, ГАНТЕЛИ, КОМНАТА, КАЛИТКА, БОТИНКИ, УЛИТКА, КАПУСТА, УДОЧКА, ИГОЛКА, БЕСЕДКА, ВАЛЕНКИ, ДЕВОЧКА.

IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за­крытым слогом:

АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК.

X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных:

МАТРЕШКА, ИЗБУШКА, ИГРУШКИ, НЕЗНАЙКА, ВИНТОВКА, ЛАМПОЧКА, АНТЕННА, ТАБЛЕТКИ, МОРКОВКА, СКАКАЛКА, КЛУБНИКА, ГВОЗДИКА, СКАМЕЙКА, ИНДЕЙКА, ФУТБОЛИСТ, ГАРМОШКА.

XI. Односложные слова со стечением согласных в нача­ле или конце слова:

ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ.

XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных:

ЗВЕЗДА, ШТАНГА, ГНЕЗДО, СПИЧКИ, ПТЕНЦЫ, ФЛАЖКИ, КЛЮШКА, ГВОЗДИ, ПЛЕТКА, КЛЕТКА, КЛЮКВА, СКАЛКА, КНОПКА, СВЕКЛА, КНИЖКИ, ТРАВКА.

XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов:

ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ.

XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных:

ЗЕМЛЯНИКА, БАКЛАЖАНЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МЕДВЕЖАТА, АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК, МАГНИТОФОН, АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК, ПАПОРОТНИК, ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР, МОТОЦИКЛИСТ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритми­ческий факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к ли­нейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.).

Индикатором сформированности оптико-простран­ственной ориентации, ритмического и динамического по­строения движений являются продуктивные виды дея­тельности, связанные с практическим освоением простран­ства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации

Упражнение 1

Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребен­ком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2

Взрослый называет действие предмета или только пред­мет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример.

Взрослый. Пароход плывет…

Ребенок. Далеко!

Взрослый. Маша сидит…

Ребенок. Близко!

Можно предложить следующие темы.

Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, маши­на сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зер­кало висит и т.д.

Упражнение 3

Это упражнение — вариант предыдущей игры.

Взрослый. Снег на вершине горы…

Ребенок. Высоко!

Взрослый. Божья коровка на ромашке…

Ребенок. Низко!

Взрослый. Ведро упало в колодец…

Ребенок. Глубоко!

Можно предложить также следующие темы.

Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ны­ряем, наклоняемся за игрушкой и т.д.

Упражнение 4

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (встать)… стоп. Влево… стоп, и т.д.

Аналогично можно проводить игру с предметами, пере­мещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).

Упражнения на разбитие сомато-пространственной ориентации

Упражнение 5

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок. Сверху.

Взрослый. Где подошвы?

Ребенок. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Ребенок. Правый.

Взрослый. Где у человека спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 6

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бед­ро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 7

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показы­вая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указа­тельным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 8

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.

Впоследствии движения рукой и ногой можно выпол­нять одновременно.

Упражнение 9

Взрослый просит ребенка выполнять называемые дви­жения без показа образца. Команды берутся из упражне­ния 8.

Упражнение 10

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет неслож­ные движения, ребенок повторяет каждый раз выполнен­ное движение, отставая на одно. Приведем пример.

Взрослый ставит руки на пояс, затем вытягивает пра­вую руку в сторону.

Ребенок ставит руки на пояс.

Взрослый выставляет левую ногу вперед.

Ребенок вытягивает правую руку в сторону.

Взрослый поднимает левую руку.

Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

Упражнения на разбитие ориентации

в двухмерном пространстве

(на листе бумаги)

Упражнение 11

Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 12

От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребе­нок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо… стоп, вверх… стоп, налево… стоп, вверх… стоп и т.д.

Упражнение 13

Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 17

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозна­чают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на плане.

Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

Упражнение 18

Графический диктант. Для графического диктанта пред­лагаются следующие задания.

Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на де­реве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.

Упражнение 19

Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик».

Это модификация графического диктанта. Ребенок дик­тует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.

Упражнение 20

Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

Упражнение 21

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сдела­ешь потом?

Упражнение 22

Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.

Упражнение 23

Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрос­лый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 24

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».

Упражнение 25

Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.

Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.

Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.

Можно предложить такие темы.

Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; по­явились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.

Упражнение 26

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.

  • Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать вто­рое слово, первое, третье.
  • Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений

Упражнение 27

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.

1. Артикуляционные упражнения:

  • открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
  • язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
  • втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;
  • два раза пощелкать языком, один раз подуть;
  • беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];
  • беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

2. Упражнения для рук:

  • большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
  • класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
  • показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;
  • из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать боль­шой палец, мизинец, указательный палец.

3. Упражнения для тела:

  • наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
  • помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыг­нуть на месте;
  • топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опус­тить.

Упражнение 28

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — от­стукивание, отхлопывание, притопывание:

  • сопряженно, затем отраженно;
  • одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;
  • по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;
  • с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом ри­сунке.
  • медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение

Полную версию документа можно скачать тут.

Оцените автора
Metodich.ru
Добавить комментарий