Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург.
Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе рассказ, и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил” (рис. а). Второй мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился” (рис. б). Третий мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть” (рис. в). Четвертый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким” (рис. г). Пятый мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения, ни какого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь” (рис. д). Шестой мальчик сказал: “Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки” (рис. е).
1. Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
2.С кем из них ты вместе хотел бы вместе учиться? Почему?
3. С кем из них ты вместе хотел бы дружить? Почему?
Мотивы: Внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив оценка (е).
Анализ:
Качественный: Внешний – проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Учебный (познавательный) – связан с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Свидетельствует об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к новым знаниям, ориентация на овладение способами добывания знаний. Отражает стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Игровой – в школе ребенку нравиться только играть, гулять, общаться с детьми и т.п.
Позиционный – может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.
Социальный – связан с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель. Он имеет интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Если доминирует мотив получения хороших оценок, это приводит к таким нарушениям школьной системы требований как «списывание» и подделывание отметок в дневнике и в тетрадке.
Количественный: Внешний мотив (а) - 0 баллов;
Игровой мотив (в) - 1 балл;
Получение отметки (е) - 2 балла;
Позиционный мотив (г) - 3 балла;
Социальный мотив (д) - 4 балла;
Учебный мотив (б) - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе выявляются уровни мотивации:
10 – 15 баллов - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов (I уровень);
5 – 9 баллов - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов (II уровень);
0 – 4 баллов - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива (III уровень).
Общий балл по методике: 2 балла – I уровень; 1 балл – II уровень; 0 баллов – III уровень. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |