Министерство транспорта российской федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Физическое воспитание и спорт»
А.А. Битюкова
Методика ЛЕЧЕБНой ФИЗИЧЕСКой КУЛЬТУРы
В ОРТОПЕДИИ
Рекомендовано
Методическим советом ДВГУПС
в качестве учебного пособия
Хабаровск
Издательство ДВГУПС
2005
УДК 378.147.037.1(075.8)
ББК Ч486.354 Я73
Б 666 Рецензенты: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики основ адаптивной физической культуры и спортивной медицины
Дальневосточной государственной академии физической культуры
Л.А. Добрынина Кафедра «Физическое воспитание и спорт»
хабаровской государственной академии экономики и права
(заведующий кафедрой кандидат педагогических наук, доцент С.В. Остроушко) Битюкова, А. А.
Б 666 Методика лечебной физической культуры в ортопедии : учеб. пособие / А. А. Битюкова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. – 68 с. : ил. Учебное пособие разработано в соответствии с профессиональной образовательной программой.
Рассмотрены строение опорно-двигательного аппарата и его возможные нарушения, а также вопросы применения элементов лечебной физической культуры в занятиях со студентами специальных медицинских групп.
Главное внимание уделено методике построения занятий и применению специальных средств физической культуры для уменьшения и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Физическое воспитание и спорт», и всех, интересующихся проблемой лечебной физической культуры при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.
УДК 378.147.037.1(075.8)
ББК Ч486.354 Я73 © ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2005
ВВЕДЕНИЕ
Лечебная физкультура — это метод предупреждения и лечения заболеваний, основанный на использовании средств физической культуры и, прежде всего, физических упражнений для возможно более полного восстановления и поддержания трудоспособности. Лечебная физкультура, как всякий лечебный метод, назначается, дозируется и контролируется врачом.
Форма занятий с элементами лечебной физкультуры, проводимых с группами в часы, отведенные для физической подготовки, существенно отличается от форм, применяемых для больных, пользующихся стационарным или амбулаторным лечением. С одной стороны, эти занятия поддерживают на определенном уровне физическую тренированность занимающихся и таким образом содействуют выполнению общих задач физической подготовки. С другой стороны, эти занятия представляют собой массовое применение лечебно-профилактического метода, позволяющего противодействовать хроническим заболеваниям, повышать его сопротивляемость болезнетворным факторам.
Лечебная физкультура – метод естественно-биологического содержания, в его основе лежит использование главной биологической функции организма – движения. Движение стимулирует не только процессы роста, развития и формирования организма, но также поддерживает и развивает функцию всех его систем, способствует повышению общей работоспособности. В связи с этим возрастные противопоказания к применению лечебной физкультуры отсутствуют.
Формы и методы физических упражнений в лечебной физкультуре имеют некоторые отличительные черты по сравнению с физическим воспитанием здоровых людей. Эти особенности обусловлены необходимостью строжайшей индивидуализации при выборе и дозировке физических упражнений с учетом ограниченных возможностей больных людей.
Ряд принципов общей методики и некоторые формы организации процесса физического воспитания здоровых людей сохраняют значение и в лечебной физкультуре. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что увеличение физических нагрузок и возрастание сложности упражнений в лечебной физкультуре ограничиваются состоянием здоровья занимающихся и их функциональными возможностями.
В формах организации занятий для здоровых и больных людей имеются существенные различия. При работе с больными людьми руководитель занятий должен творчески подходить к реализации намеченной схемы (конспекта занятия), исходя из самочувствия занимающихся и условий внешней среды. Недопустим формальный подход в вопросах о плотности занятия, количестве повторений отдельных упражнений, включении пауз для отдыха и т. п. Необходимо снижать нагрузку для отдельных занимающихся при появлении у них субъективных признаков утомления.
От руководителя занятий требуется осторожный подход к введению соревновательных моментов в групповые занятия лечебной физкультурой. Наблюдающееся при этом значительное повышение эмоционального состояния может замаскировать наступившее переутомление, и отдельные занимающиеся могут превысить допустимую для них нагрузку.
Для занятий лечебной физкультурой целесообразно создавать группы из лиц с более или менее одинаковыми проявлениями хронических заболеваний. Могут быть, например, сформированы группы из студентов, имеющих хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и т. п.
Численность каждой группы не должна превышать 10–15 человек.
При малом количестве лиц с однородными патологическими состояниями и хроническими заболеваниями для занятий лечебной физкультурой их зачисляют в одну группу. для такой смешанной группы наиболее приемлема методика лечебной физкультуры, рекомендованная для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. При наличии в группе лиц с выраженными патологическими отклонениями со стороны других органов и систем можно дополнительно проводить с ними ряд специальных упражнений.
1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗВОНОЧНИКА И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ЧЕЛОВЕКА
Скелет туловища человека образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе этих функции позвоночника – статическая (опорная) и динамическая – и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной – из 12; поясничный – из 5; крестцовый – из 5 сросшихся позвонков и копчиковый – из 4–5 сросшихся позвонков.
Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть – тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные – верхний и нижний, поперечные – направляющиеся в стороны, и остистые – идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения.
Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной – выпуклостью назад; поясничный – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый – выпуклостью назад (рис. 1).
Рис. 1. Физиологические изгибы
и их формирование Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной изгиб возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги.
Принято считать, что к 6–7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14–15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20–25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.
Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками, движения вокруг вертикальной оси. В процессе роста организма межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных хрящей и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых.
Между дугами позвонков располагаются крепкие так называемые желтые связки из эластических волокон. При движениях позвоночного столба, особенно при сгибании, эти связки растягиваются и напрягаются.
По передней и переднебоковой поверхностям тел позвонков и межпозвоночных дисков располагается передняя продольная связка, сзади тела позвонков покрыты задней продольной связкой, которая составляет переднюю стенку позвоночного канала. Вдоль остистых отростков проходят межостистые и надостистые связки. Таким образом, устойчивость позвоночника обеспечивается мощным связочным аппаратом.
Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит окостенение соединительных и хрящевых элементов позвонков.
В этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата.
Наибольшая неустойчивость позвоночника наблюдается в возрасте 11–15 лет. В этот период так называемого вторичного вытяжения, предшествующего половому созреванию, быстро идет энергичный рост тела в длину (интенсивный рост костей, усиленное окостенение позвонков), а развитие мышечной системы несколько запаздывает. На рост позвоночника в длину положительное влияние оказывают физическая нагрузка, различные движения тела и в особенности рациональные физические упражнения.
В старшем школьном (юношеском) возрасте, хотя процессы окостенения в скелете все еще не закончены, кости становятся прочнее, позвоночник делается более устойчивым к физической нагрузке, увеличивается мышечная сила, рост тела превалирует в ширину, повышается масса тела, заканчивается формирование осанки.
Костная ткань, в частности позвоночник, – не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм получает нужные ему количества известковых солей.
Отсюда вытекает важность обеспечения нормального и правильного развития скелета детей и особенно позвоночника – сложной динамической системы. К тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.
Движения позвоночного столба. Движения позвоночника возможны в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях: фронтальной – наклоны корпуса влево и вправо, сагиттальной – сгибание и разгибание корпуса и горизонтальной (вертикальная ось) – повороты корпуса. Кроме того, возможны круговые движения позвоночника, представляющие собой совокупность вращений вокруг различных осей.
Наибольшая подвижность – в шейном и поясничном отделах, в грудном же отделе подвижность практически отсутствует, ее ограничивают остистые отростки, накладывающиеся друг на друга.
Подвижность позвоночника достигает наибольшего развития в детском и юношеском возрасте. Физические упражнения существенно улучшают динамическую функцию позвоночника. Главной опорой позвоночника является таз, поэтому движения позвоночника, особенно его поясничного отдела, большей частью сочетаются с изменениями соотношений в сочленениях таза и тазобедренных суставах.
Мышцы позвоночного столба. Движения позвоночника осуществляются большой группой мышц, расположенных в основном на задней поверхности шеи и туловища. Эти мышцы принадлежат к типу сильных мышц, исполняющих преимущественно статическую работу. Располагаются они под мышцами плечевого пояса и плечевого сустава, под трапециевидной, ромбовидными мышцами, широчайшей мышцей спины и под зубчатыми мышцами, имеющими отношение к дыхательным движениям. Все мышцы, разгибающие позвоночный столб, объединяются в одну сложную мышцу – разгибатель туловища (выпрямитель позвоночника, по Привесу) и т. д.
При одновременном сокращении этих мышц происходит разгибание позвоночника на всем его протяжении (рис. 2). Своим тонусом разгибатели спины поддерживают туловище в вертикальном положении, способствуя сохранению правильной осанки.
К мышцам, выпрямляющим позвоночник, относятся: подвздошно-реберная мышца – поясницы, груди и шеи; длиннейшая мышца – груди, шеи и головы; остистая мышца – груди, шеи и головы.
В сгибании позвоночника участвует подвздошно-поясничная мышца, которая начинается от 5 поясничных позвонков и тазовой кости, идет вниз и прикрепляется к малому вертелу бедренной кости. Благодаря вертикальному положению человека она получила значительное развитие (рис. 3). Кроме сгибания, подвздошно-поясничная мышца принимает участие в повороте наружу бедра. Важное значение имеет она для формирования поясничного лордоза. При ее расслаблении лордоз уменьшается, как это бывает, например, при сидении (М. ф. Иваницкий). Наоборот, в положении стоя мышца напрягается, лордоз увеличивается. Если сокращение этой мышцы совпадает с сильным напряжением прямой мышцы живота, то вместо лордоза наблюдается образование грудино-поясничного кифоза, как это бывает при положении «угол» при висе на гимнастической стенке.
В
Рис. 2. Мышцы туловища: 1 – наружная косая мышца живота; 2 – задняя нижняя зубчатая мышца; 3 – передняя зубчатая мышца; 4 – ременная мышца шеи; 5 – мышца, поднимающая лопатку; 6 – мышца ромбовидная малая; 7 – мышца ромбовидная большая; 8 – подвздошно-реберная мышца; 9 – длиннейшая мышца спины; 10 – остистая мышца; 11 – внутренняя косая мышца живота
Рис. 3. Пояснично-подвздошная мышца сгибании туловища принимают участие также прямые и косые мышцы живота, поперечная мышца, квадратная мышца поясницы. Прямая мышца живота располагается справа и слева от средней линии живота. Начинается эта мышца от хряща V, VI и VII ребер и мечевидного отростка и прикрепляется к лобковой кости. Функции ее разнообразны: она является сгибателем позвоночника, при одностороннем сокращении способствует его наклону в сторону. При фиксированном туловище она поднимает ноги вместе с тазом (упражнение «угол»).
Наружная косая мышца живота начинается от 8 нижних ребер и прикрепляется к гребню подвздошной кости и лонному сращению. Ее функция – способствует сгибанию позвоночника, повороту его в противоположную сторону.
Внутренняя косая мышца живота начинается от передней ости подвздошной кости и прикрепляется к 3 нижним ребрам.
Ее функция – способствует сгибанию позвоночного столба и повороту туловища в свою сторону.
Все перечисленные мышцы брюшной стенки располагаются симметрично с той и другой стороны.
Не менее важны и другие функции этой группы мышц. Они поддерживают внутренности в нормальном положении, содействуют выведению их содержимого. Отсюда понятно и название – «брюшной пресс».
Брюшной пресс тесно связан с дыхательной мускулатурой. Мышцы живота являются при дыхании антагонистами диафрагмы, а в момент натуживания становятся синергистами (т. е. действующими в одном направлении). При выдохе они сокращаются и оттесняют органы брюшной полости вверх и назад. Диафрагма оттесняется в грудную полость, и та уменьшается в продольном направлении.
В практике физического воспитания укреплению мышц живота придают большое значение. Ослабление мышц брюшного пресса может привести к опущению внутренностей, образованию грыжи, застойным явлениям крови в брюшной полости и нижних конечностях.
Строение и функция грудной клетки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночника, двенадцати пар ребер и грудины. Внутри нее расположены многие важные органы: легкие, сердце, крупные кровеносные сосуды. Переднюю ее стенку образует грудная кость, или грудина, заднюю – грудной отдел позвоночника, боковые стенки – ребра. По форме грудная клетка похожа на усеченный конус, сплюснутый в направлении спереди назад. Меньшее верхнее отверстие ограничено I грудным позвонком, двумя первыми ребрами, краем грудины. Через него проходят дыхательное горло, или трахея, пищевод, сосуды. Нижнее отверстие ограничено последним грудным позвонком, реберным краем и концом грудины. Снизу грудная клетка ограничена диафрагмой.
Ребро стоит по отношению к позвоночнику косо: сначала идет в сторону и вниз, а затем, образуя реберный угол, поворачивает вперед и вниз. Каждое ребро соединено с позвонком посредством суставов. Такое строение дает определенный характер движения ребер и изменение диаметра грудной клетки.
При вдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается группа вдыхательных мышц и происходит расширение грудной клетки в переднезаднем и поперечном направлениях; увеличение ее объема вперед осуществляется за счет расхождения передних концов верхних ребер. Сокращение же диафрагмы обеспечивает увеличение вертикального размера грудной полости. При выдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается группа выдыхательных мышц. Мышцы передней стенки брюшной полости, активно сокращаясь, оттесняют кверху и кзади органы брюшной полости, которые, в свою очередь, оттесняют диафрагму в грудную полость; вследствие этого она уменьшается в продольном направлении. Таким образом, механизм дыхательных движений сводится к движению ребер и диафрагмы.
Дыхательные мышцы делятся на собственно дыхательные и вспомогательные. К собственно дыхательным относятся межреберные мышцы, поперечные мышцы груди, верхняя и нижняя зубчатая мышцы и главная дыхательная мышца – диафрагма.
К вспомогательным дыхательным мышцам при вдохе относятся лестничные, малая и большая грудная, передняя зубчатая мышцы и широчайшая мышца спины. К вспомогательным мышцам выдоха относятся также брюшные мышцы и квадратная мышца поясницы. Брюшные мышцы при вдохе являются антагонистами диафрагмы, а при натуживании становятся синергистами.
Все вспомогательные мышцы при спокойном дыхании почти не принимают участия и приводят в движение ребра лишь при некоторых определенных условиях, если они имеют опору на периферии (например, на лопатке – при выполнении напряженного выгибания на гимнастической стенке); в таком случае они могут содействовать вдоху. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |