Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методика лечебной физической культуры в ортопедии


НазваниеМетодика лечебной физической культуры в ортопедии
Анкор[Медкниги]Битюкова А.А. Методика лечебной физической культуры в ортопедии.doc
Дата15.11.2016
Размер3.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMedknigi_Bityukova_A_A_Metodika_lechebnoy_fizicheskoy_kultury_v_
ТипУчебное пособие
#2009
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство транспорта российской федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

Кафедра «Физическое воспитание и спорт»

А.А. Битюкова

Методика ЛЕЧЕБНой ФИЗИЧЕСКой КУЛЬТУРы

В ОРТОПЕДИИ

Рекомендовано

Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

2005

УДК 378.147.037.1(075.8)

ББК Ч486.354 Я73

Б 666
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики основ адаптивной физической культуры и спортивной медицины

Дальневосточной государственной академии физической культуры

Л.А. Добрынина
Кафедра «Физическое воспитание и спорт»

хабаровской государственной академии экономики и права

(заведующий кафедрой кандидат педагогических наук, доцент
С.В. Остроушко)
Битюкова, А. А.

Б 666 Методика лечебной физической культуры в ортопедии : учеб.
пособие / А. А. Битюкова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. –
68 с. : ил.
Учебное пособие разработано в соответствии с профессиональной образовательной программой.

Рассмотрены строение опорно-двигательного аппарата и его возможные нарушения, а также вопросы применения элементов лечебной физической культуры в занятиях со студентами специальных медицинских групп.

Главное внимание уделено методике построения занятий и применению специальных средств физической культуры для уменьшения и профилактики нарушений опорно-дви­гательного аппарата.

Предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Физическое воспитание и спорт», и всех, интересующихся проблемой лечебной физической культуры при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии.

УДК 378.147.037.1(075.8)

ББК Ч486.354 Я73
© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2005

ВВЕДЕНИЕ

Лечебная физкультура — это метод предупреждения и лечения заболеваний, основанный на использовании средств физической культуры и, прежде всего, физических упражнений для возможно более полного восстановле­ния и поддержания трудоспособности. Лечебная физкультура, как всякий лечебный метод, назначается, дозируется и кон­тролируется врачом.

Форма занятий с элементами лечебной физкультуры, проводимых с группами в часы, отведенные для физической подготовки, су­щественно отличается от форм, применяемых для больных, пользующихся стационарным или амбулаторным лечени­ем. С одной стороны, эти занятия поддерживают на определенном уровне физическую тренированность занимающихся и таким образом содействуют выполнению общих задач физи­ческой подготовки. С другой стороны, эти занятия представ­ляют собой массовое применение лечебно-профилактического метода, позволяющего противодействовать хроническим заболеваниям, повы­шать его сопротивляемость болезнетворным факторам.

Лечебная физкультура – метод естественно-биологическо­го содержания, в его основе лежит использование главной биологической функции организма – движения. Движение стимулирует не только процессы роста, развития и формиро­вания организма, но также поддерживает и развивает функ­цию всех его систем, способствует повышению общей работоспособности. В связи с этим возрастные про­тивопоказания к применению лечебной физкультуры отсутствуют.

Формы и методы физических упражнений в лечебной физ­культуре имеют некоторые отличительные черты по сравнению с физи­ческим воспитанием здоровых людей. Эти особенности обус­ловлены необходимостью строжайшей индивидуализации при выборе и дозировке физических упражнений с учетом ограни­ченных возможностей больных людей.

Ряд принципов общей методики и некоторые формы орга­низации процесса физического воспитания здоровых людей сохраняют значение и в лечебной физкультуре. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что увеличение физических нагру­зок и возрастание сложности упражнений в лечебной физ­культуре ограничиваются состоянием здоровья занимающих­ся и их функциональными возможностями.

В формах организации занятий для здоровых и больных людей имеются существенные различия. При работе с боль­ными людьми руководитель занятий должен творчески подходить к реализации намеченной схемы (кон­спекта занятия), исходя из самочувствия занимающихся и условий внешней среды. Недопустим формальный подход в вопросах о плотности занятия, количестве повторений отдель­ных упражнений, включении пауз для отдыха и т. п. Необ­ходимо снижать нагрузку для отдельных занимающихся при появлении у них субъективных признаков утомления.

От руководителя занятий требуется осторожный подход к введению соревновательных моментов в групповые занятия лечебной физкультурой. Наблюдающееся при этом значитель­ное повышение эмоционального состояния может замаскировать наступившее переутомление, и отдельные занимающиеся могут превысить допустимую для них нагрузку.

Для занятий лечебной физкультурой целесообразно созда­вать группы из лиц с более или менее одинаковыми проявле­ниями хронических заболеваний. Могут быть, например, сформированы группы из студентов, имеющих хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и т. п.

Численность каждой группы не должна превышать 10–15 человек.

При малом количестве лиц с однородными патологическими со­стояниями и хроническими заболеваниями для занятий ле­чебной физкультурой их зачисляют в одну группу. для такой сме­шанной группы наиболее приемлема методика лечебной физкультуры, рекомендованная для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. При наличии в группе лиц с выраженными патологическими отклонениями со стороны других органов и систем можно дополни­тельно проводить с ними ряд специальных упражнений.

1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОЗВОНОЧНИКА И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ЧЕЛОВЕКА


Скелет туловища человека образован позвоночным столбом и грудной клеткой. Позвоночник в крестцовой части укреплен неподвижно между костями таза. Позвоночный столб является не только опорой для головы, плечевого пояса с верхними конечностями и всех внутренних органов, но и костным рычагом движений. Обе этих функции позвоночника – статическая (опорная) и динамическая – и определяют его строение. В позвоночнике различают несколько отделов: шейный, состоящий из 7 позвонков; грудной – из 12; поясничный – из 5; крестцовый – из 5 сросшихся позвонков и копчиковый – из 4–5 сросшихся позвонков.

Строение позвоночного столба. Каждый позвонок имеет массивную переднюю часть – тело, которое сзади переходит в дугу. Позвонки, накладываясь друг на друга, образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. От дуги позвонка отходят несколько отростков: суставные – верхний и нижний, поперечные – направляющиеся в стороны, и остистые – идущие назад. Позвонки каждого отдела имеют свои особенности строения.

Нормально сформированный позвоночник образует несколько физиологических изгибов: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной – выпуклостью назад; поясничный – выпуклостью вперед; крестцово-коп­чи­ко­вый – выпуклостью назад (рис. 1).

Рис. 1. Физиологические изгибы

и их формирование
Физиологические изгибы помогают сохранять равновесие, смягчают толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный изгиб образуется при попытках ребенка поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной изгиб возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги.

Принято считать, что к 6–7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14–15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20–25 годам. В процессе возрастного развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками, движения вокруг вертикальной оси. В процессе роста организма межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных хрящей и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых.

Между дугами позвонков располагаются крепкие так называемые желтые связки из эластических волокон. При движениях позвоночного столба, особенно при сгибании, эти связки растягиваются и напрягаются.

По передней и переднебоковой поверхностям тел позвонков и межпозвоночных дисков располагается передняя продольная связка, сзади тела позвонков покрыты задней продольной связкой, которая составляет переднюю стенку позвоночного канала. Вдоль остистых отростков проходят межостистые и надостистые связки. Таким образом, устойчивость позвоночника обеспечивается мощным связочным аппаратом.

Костная система перестраивается на протяжении всей жизни человека. В дошкольном и школьном возрасте происходит окостенение соединительных и хрящевых элементов позвонков.

В этот период неправильные позы, непосильный труд, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражне­ний могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие непра­вильного перераспределения тонуса мышечно-связочного ап­парата.

Наибольшая неустойчивость позвоночника наблюдается в возрасте 11–15 лет. В этот период так называемого вто­ричного вытяжения, предшествующего половому созрева­нию, быстро идет энергичный рост тела в длину (интенсивный рост костей, усиленное окостенение позвонков), а развитие мышечной системы несколько запаздывает. На рост позво­ночника в длину положительное влияние оказывают физиче­ская нагрузка, различные движения тела и в особенности рациональные физические упражнения.

В старшем школьном (юношеском) возрасте, хотя про­цессы окостенения в скелете все еще не закончены, кости становятся прочнее, позвоночник делается более устойчивым к физической нагрузке, увеличивается мышечная сила, рост тела превалирует в ширину, повышается масса тела, заканчивается формирование осанки.

Костная ткань, в частности позвоночник, – не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого орга­низм получает нужные ему количества известковых солей.

Отсюда вытекает важность обеспечения нормального и правиль­ного развития скелета детей и особенно позвоночника – сложной динамической системы. К тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.

Движения позвоночного столба. Движения позвоночника возможны в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях: фронтальной – наклоны корпуса влево и вправо, сагитталь­ной – сгибание и разгибание корпуса и горизонтальной (вер­тикальная ось) – повороты корпуса. Кроме того, возмож­ны круговые движения позвоночника, представляющие собой со­во­куп­ность вращений вокруг различных осей.

Наибольшая подвижность – в шейном и пояснич­ном отделах, в грудном же отделе подвижность практически отсутствует, ее ограничивают остистые отростки, накладываю­щиеся друг на друга.

Подвижность позвоночника достигает наибольшего разви­тия в детском и юношеском возрасте. Физические упражнения существенно улучшают динамическую функцию позвоночни­ка. Главной опорой позвоночника является таз, поэтому движения позвоночника, особенно его поясничного отдела, большей частью сочетаются с изменениями соотношений в со­членениях таза и тазобедренных суставах.

Мышцы позвоночного столба. Движения позвоночника осуществляются большой группой мышц, расположенных в основном на задней поверхности шеи и туловища. Эти мышцы принадлежат к типу сильных мышц, исполняющих преимущественно статическую работу. Располагаются они под мышцами плечевого пояса и плечевого сустава, под трапецие­видной, ромбовидными мышцами, широчайшей мышцей спины и под зубчатыми мышцами, имеющими отношение к дыхательным движениям. Все мышцы, разгибающие позвоночный столб, объединяются в одну сложную мышцу – разгибатель туловища (выпрями­тель позвоночника, по Привесу) и т. д.

При одновременном сокращении этих мышц происходит разгибание позвоночника на всем его протяжении (рис. 2). Своим тонусом разгибатели спины поддерживают туловище в вертикальном положении, способствуя сохранению правиль­ной осанки.

К мышцам, выпрямляющим позвоночник, относятся: подвздошно-ре­берная мышца – поясницы, груди и шеи; длинней­шая мышца – груди, шеи и головы; остистая мышца – груди, шеи и головы.

В сгибании позвоночника участвует подвздошно-поясничная мышца, которая начинается от 5 поясничных позвонков и тазовой кости, идет вниз и прикрепляется к малому верте­лу бедренной кости. Благодаря вертикальному положению человека она получила значительное развитие (рис. 3). Кроме сгибания, подвздошно-поясничная мышца принимает участие в повороте наружу бедра. Важное значение имеет она для формирования поясничного лордоза. При ее расслаблении лордоз уменьшается, как это бывает, например, при сидении (М. ф. Иваницкий). Наоборот, в положении стоя мышца напрягается, лордоз увеличивается. Если сокращение этой мышцы совпадает с сильным напряжением прямой мышцы живота, то вместо лордоза наблюдается образование грудино-поясничного кифоза, как это бывает при положении «угол» при висе на гимнастической стенке.

В

Рис. 2. Мышцы туловища: 1 – наружная косая мышца жи­вота; 2 – задняя нижняя зубчатая мышца; 3 – передняя зубча­тая мышца; 4 – ременная мышца шеи; 5 – мышца, поднимающая лопатку; 6 – мышца ромбовид­ная малая; 7 – мышца ромбо­видная большая; 8 – подвздошно-ре­берная мышца; 9 – длин­ней­шая мышца спины;
10 – ос­тистая мышца; 11 – внут­ренняя косая мышца живота

Рис. 3. Пояснично-подвз­дош­ная мышца
сгибании туловища принимают участие также прямые и косые мышцы живота, поперечная мышца, квадратная мышца поясницы. Прямая мышца живота располагается справа и слева от средней линии живота. Начинается эта мышца от хряща V, VI и VII ребер и мечевидного отростка и прикрепляется к лобковой кости. Функции ее разнообразны: она является сгибателем позвоночни­ка, при одностороннем сокращении способствует его наклону в сторону. При фиксиро­ванном туловище она поднимает ноги вместе с тазом (упраж­нение «угол»).

Наружная косая мышца живота начинается от 8 нижних ребер и прикрепляется к гребню подвздошной кости и лонному сращению.
Ее функция – способствует сгибанию позвоночника, повороту его в противоположную сторону.

Внутренняя косая мышца живота начинается от передней ости подвздошной кости и прикрепляется к 3 нижним ребрам.

Ее функция – способствует сгибанию позвоночного столба и по­вороту туловища в свою сторону.

Все перечисленные мышцы брюшной стенки располагаются симметрично с той и другой стороны.

Не менее важны и другие функции этой группы мышц. Они поддерживают внутренности в нормальном положении, содей­ствуют выведению их содержимого. Отсюда понятно и назва­ние – «брюшной пресс».

Брюшной пресс тесно связан с дыхательной мускулатурой. Мышцы живота являются при дыхании антагонистами ди­афрагмы, а в момент натуживания становятся синергистами (т. е. действующими в одном направлении). При выдохе они сокращаются и оттесняют органы брюшной полости вверх и назад. Диафрагма оттесняется в грудную полость, и та уменьшается в продольном направлении.

В практике физического воспитания укреплению мышц живота придают большое значение. Ослабление мышц брюш­ного пресса может привести к опущению внутренностей, образованию грыжи, застойным явлениям крови в брюшной полости и нижних конечностях.

Строение и функция грудной клетки. Грудная клетка состоит из грудного отдела позвоночника, двенадцати пар ребер и гру­дины. Внутри нее расположены многие важные органы: легкие, сердце, крупные кровеносные сосуды. Переднюю ее стенку образует грудная кость, или грудина, заднюю – грудной отдел позвоночника, боковые стенки – ребра. По форме грудная клетка похожа на усеченный конус, сплюснутый в направлении спереди назад. Меньшее верхнее отверстие ограничено I груд­ным позвонком, двумя первыми ребрами, краем грудины. Через него проходят дыхательное горло, или трахея, пищевод, сосуды. Нижнее отверстие ограничено последним грудным позвонком, реберным краем и концом грудины. Снизу груд­ная клетка ограничена диа­фрагмой.

Ребро стоит по отношению к позвоночнику косо: снача­ла идет в сторону и вниз, а затем, образуя реберный угол, поворачивает вперед и вниз. Каждое ребро соедине­но с позвонком посредством суставов. Такое строение дает определенный характер дви­жения ребер и изменение диаметра грудной клетки.

При вдохе под влиянием импульсов из центральной нерв­ной системы сокращается группа вдыхательных мышц и происходит расширение грудной клетки в переднезаднем и по­перечном направлениях; увеличение ее объема вперед осуществляется за счет расхождения передних концов верхних ребер. Сокращение же диафрагмы обеспечивает увеличение верти­кального размера грудной полости. При выдохе под влиянием импульсов из центральной нервной системы сокращается груп­па выдыхательных мышц. Мышцы передней стенки брюшной полости, активно сокращаясь, оттесняют кверху и кзади орга­ны брюшной полости, которые, в свою очередь, оттесняют диафрагму в грудную полость; вследствие этого она уменьша­ется в продольном направлении. Таким образом, механизм дыхательных движений сводится к движению ребер и диафрагмы.

Дыхательные мышцы делятся на собственно дыхательные и вспомогательные. К собственно дыхательным относятся межреберные мышцы, поперечные мышцы груди, верхняя и нижняя зубчатая мышцы и главная дыхательная мышца – диа­фрагма.

К вспомогательным дыхательным мышцам при вдохе отно­сятся лестничные, малая и большая грудная, передняя зубчатая мышцы и широчайшая мышца спины. К вспомогательным мышцам выдоха относятся также брюшные мышцы и квадрат­ная мышца поясницы. Брюшные мышцы при вдохе являются антагонистами диафрагмы, а при натуживании становятся синергистами.

Все вспомогательные мышцы при спокойном дыхании почти не принимают участия и приводят в движение ребра лишь при некоторых определенных условиях, если они имеют опору на периферии (например, на лопатке – при выполнении напряженного выгибания на гимнастической стенке); в таком случае они могут содействовать вдоху.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей