Началом доречевого развития является первый реф
лекторный крик новорожденного. В нем присутствуют
как голосовая составляющая, так и шумы. Частота ос
новного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что
примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов,
Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный,
в нем нельзя выделить какие-либо членораздельные зву
ки или речевые элементы. В то же время крик каждого
младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают
определяться различные типы крика: крики, связанные
с физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-
45лода»; мокро, что-то болит — «крик боли») и крики,!
связанные с психологическим дискомфортом (ребенку
не нравится, когда у него отнимают пустышку и т.п. —
«крик лишения»; хочется, чтобы его взяли на руки, при
ласкали, не хочется оставаться одному — «крик одино
чества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения»
появляются сразу же, в первые три недели жизни мла
денца, а «крик одиночества» — на третьей неделе жизни
(Орлова, 2008). Мать ребенка быстро научается разли
чать эти разные крики. Средством различения как раз и
служат компоненты интонации — изменения мелодики,
громкость, модуляции звука. Интонация младенческого
крика сохраняется и затем воспроизводится в плаче у де
тей более старшего возраста и даже у взрослых.
К двум-трем месяцам появляется гуканье (звуки напо
добие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (вос
произведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»).
Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хо
рошо модулированными и интонированными и начина
ют служить не только сигналом о неблагополучии, но и
выражением удовольствия. В три-четыре месяца младе
нец реагирует на интонацию взрослого, старается повто
рить ее, активно усваивает типы интонации. Его обще
ние со взрослым становится все более выразительным
благодаря интонации и мимике. лепет — повторяющиеся
открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да»,
«тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т.п. С лепетом младенец осваива
ет ритмическую структуру речи. Как отмечает Р.В. Тон-
кова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка
активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны ко
ры головного мозга. Ребенок слушает не только речь ок
ружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому,
что произносит взрослый. Так происходит усвоение ре
чи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что
интонационное поле речеслухового анализатора, кото
рое отвечает за восприятие интонации, начинает форми
роваться уже на стадии гуления и полностью формиру
ется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская,
1968, 1970).
К шестому месяцу жизни у младенца появляется не
только интонация удовольствия, но и интонация радос
46ти (радостное восклицание). На седьмом месяце появля
ется уже и интонация просьбы.
На седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет
процесс активного накопления звуков, артикуляция ста
новится все более четкой, звуки — более дифференци
рованными. В возрасте от семи-восьми месяцев до года
артикуляторный запас уже практически не расширяется
и формируется понимание речи. Вот как описывает этот
процесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот
период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем
общий контур слова. Общение осуществляется с помощью
эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам по
являются активные лепетные цепи слогов. При этом ка
кой-либо слог выделяется длительностью, громкостью,
высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия
формирования ударения» (Архипова, 2006).
В этот период младенец, воспринимая речь, ориен
тируется на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже
отличает по этим признакам голос матери или голоса
других близких людей от голосов «чужих». Например,
ребенок в восемь месяцев может уже выработать реак
цию на часто повторяющийся вопрос «Где мама?». Ус
лышав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в
ее сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же
вопрос задает другой человек или даже мать, но с другой
интонацией, привычной реакции не будет (Винарская,
Богомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией
произнесет другую фразу той же ритмической структуры
(например, «Вот ляля?») или просто набор слогов с тем
же ритмом (например, «Да-да-да?»), реакция ребенка
будет такой же, как при произнесении привычного воп
роса «Где мама?».
Эти примеры показывают, что из всех речевых
средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринима
ет и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные
составляющие речи (фонетику, лексику, грамматику).
Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на
ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты
высказывания. Подобным же образом воспринимают че
ловеческую речь животные. Это доказывает, что и в ф и
логенезе речь изначально возникла на основе интона
ции.
47Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе проис
ходит следующим образом. На втором году жизни ребе
нок усваивает вопросительную интонацию. В это время
у него уже появляются первые слова. По данным
А.Н. Гвоздева, первоначально вопрос в детской речи вы
ражается только с помощью интонации, имитирующей
интонацию окружающих. Примерно с одного года один
надцати месяцев, когда в речи ребенка появляются вы
сказывания из двух й более слов, он усваивает фразовое
ударение. Примерно к двум годам появляется интонация
перечисления, тогда как союзы перечисления возникают
в детской речи только к двум годам трем месяцам (Гвоз
дев, 1961). И здесь интонация опережает вербальные
средства (лексику и синтаксис). Как отмечают Лохов и
Фесенко, усвоение слов, их точное воспроизводство осу
ществляются «на базе усвоенной в течение первого года
жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тре
нировок лепетной речи. Нарушения механизмов освое
ния ритмики и слога на первом году жизни приводят к
существенным и иногда трудно устранимым дефектам
дальнейшего речевого развития на всех последующих его
этапах» (Лохов, Фесенко, 2000). перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |