Главная страница
qrcode

Началом доречевого развития является первый реф


Скачать 22.34 Kb.
НазваниеНачалом доречевого развития является первый реф
Дата15.03.2020
Размер22.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНачалом доречевого развития является первый реф.docx
ТипДокументы
#67699
Каталог

Началом доречевого развития является первый реф­

лекторный крик новорожденного. В нем присутствуют

как голосовая составляющая, так и шумы. Частота ос­

новного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что

примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов,

Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный,

в нем нельзя выделить какие-либо членораздельные зву­

ки или речевые элементы. В то же время крик каждого

младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают

определяться различные типы крика: крики, связанные

с физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-

45лода»; мокро, что-то болит — «крик боли») и крики,!

связанные с психологическим дискомфортом (ребенку

не нравится, когда у него отнимают пустышку и т.п. —

«крик лишения»; хочется, чтобы его взяли на руки, при­

ласкали, не хочется оставаться одному — «крик одино­

чества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения»

появляются сразу же, в первые три недели жизни мла­

денца, а «крик одиночества» — на третьей неделе жизни

(Орлова, 2008). Мать ребенка быстро научается разли­

чать эти разные крики. Средством различения как раз и

служат компоненты интонации — изменения мелодики,

громкость, модуляции звука. Интонация младенческого

крика сохраняется и затем воспроизводится в плаче у де­

тей более старшего возраста и даже у взрослых.

К двум-трем месяцам появляется гуканье (звуки напо­

добие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (вос­

произведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»).

Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хо­

рошо модулированными и интонированными и начина­

ют служить не только сигналом о неблагополучии, но и

выражением удовольствия. В три-четыре месяца младе­

нец реагирует на интонацию взрослого, старается повто­

рить ее, активно усваивает типы интонации. Его обще­

ние со взрослым становится все более выразительным

благодаря интонации и мимике.
лепет —
повторяющиеся

открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да»,

«тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т.п. С лепетом младенец осваива­

ет ритмическую структуру речи. Как отмечает Р.В. Тон-

кова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка

активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны ко­

ры головного мозга. Ребенок слушает не только речь ок­

ружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому,

что произносит взрослый. Так происходит усвоение ре­

чи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что

интонационное поле речеслухового анализатора, кото­

рое отвечает за восприятие интонации, начинает форми­

роваться уже на стадии гуления и полностью формиру­

ется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская,

1968, 1970).

К шестому месяцу жизни у младенца появляется не

только интонация удовольствия, но и интонация радос­

46ти (радостное восклицание). На седьмом месяце появля­

ется уже и интонация просьбы.

На седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет

процесс активного накопления звуков, артикуляция ста­

новится все более четкой, звуки — более дифференци­

рованными. В возрасте от семи-восьми месяцев до года

артикуляторный запас уже практически не расширяется

и формируется понимание речи. Вот как описывает этот

процесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот

период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем

общий контур слова. Общение осуществляется с помощью

эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам по­

являются активные лепетные цепи слогов. При этом ка­

кой-либо слог выделяется длительностью, громкостью,

высотой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия

формирования ударения» (Архипова, 2006).

В этот период младенец, воспринимая речь, ориен­

тируется на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже

отличает по этим признакам голос матери или голоса

других близких людей от голосов «чужих». Например,

ребенок в восемь месяцев может уже выработать реак­

цию на часто повторяющийся вопрос «Где мама?». Ус­

лышав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в

ее сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же

вопрос задает другой человек или даже мать, но с другой

интонацией, привычной реакции не будет (Винарская,

Богомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией

произнесет другую фразу той же ритмической структуры

(например, «Вот ляля?») или просто набор слогов с тем

же ритмом (например, «Да-да-да?»), реакция ребенка

будет такой же, как при произнесении привычного воп­

роса «Где мама?».

Эти примеры показывают, что из всех речевых

средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринима­

ет и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные

составляющие речи (фонетику, лексику, грамматику).

Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на

ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты

высказывания. Подобным же образом воспринимают че­

ловеческую речь животные. Это доказывает, что и в ф и­

логенезе речь изначально возникла на основе интона­

ции.

47Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе проис­

ходит следующим образом. На втором году жизни ребе­

нок усваивает вопросительную интонацию. В это время

у него уже появляются первые слова. По данным

А.Н. Гвоздева, первоначально вопрос в детской речи вы­

ражается только с помощью интонации, имитирующей

интонацию окружающих. Примерно с одного года один­

надцати месяцев, когда в речи ребенка появляются вы­

сказывания из двух й более слов, он усваивает фразовое

ударение. Примерно к двум годам появляется интонация

перечисления, тогда как союзы перечисления возникают

в детской речи только к двум годам трем месяцам (Гвоз­

дев, 1961). И здесь интонация опережает вербальные

средства (лексику и синтаксис). Как отмечают Лохов и

Фесенко, усвоение слов, их точное воспроизводство осу­

ществляются «на базе усвоенной в течение первого года

жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тре­

нировок лепетной речи. Нарушения механизмов освое­

ния ритмики и слога на первом году жизни приводят к

существенным и иногда трудно устранимым дефектам

дальнейшего речевого развития на всех последующих его

этапах» (Лохов, Фесенко, 2000).
перейти в каталог файлов


связь с админом