Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Правила выразительного чтения стихотворного произведения Прочитай произведение про себя иопре дели его главную мысль, идею


НазваниеПравила выразительного чтения стихотворного произведения Прочитай произведение про себя иопре дели его главную мысль, идею
Анкорpamyatki dlya uchaschihsya.doc
Дата06.10.2017
Размер132 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpamyatki_dlya_uchaschihsya.doc
ТипПравила
#26537
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Памятки для учащихся

к урокам литературного чтения и развития речи.

Правила выразительного чтения стихотворного произведения

  1. Прочитай произведение «про себя» и опре­дели его главную мысль, идею.

  2. Обращая внимание на содержание стихо­творного произведения, выбери: темп (скорость), интонацию, громкость чтения, жесты и мимику.

  1. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

  2. Обязательно соблюдай:

— рифму (делай правильное ударение в словах);

— стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

5. Постарайся выразить:

  • эмоции, которые хотел вызвать поэт у чи­тателя;

  • эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

6. Выбери стиль чтения, который больше под­ходит для данного произведения.

7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.

Анализ стихотворного произведения


  1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение?


  2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения?

  3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными (про­читав их, ты смог представить себе написан­ное).


  4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми?

  5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.

  6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.


  7. Какова роль этих сравнений?


  8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значений?

  9. При каких обстоятельствах тебе могли бы

    вспомниться строки этого произведения?

Правила заучивания наизусть

  1. Прочитай стихотворное произведение «про себя».

  1. Прочитай стихотворное произведение вслух.

  2. Раздели стихотворное произведение на смысловые части

  3. Заучивай по одной части, каждый раз повто­ряя вместе ранее выученное и новую заученную часть.

  1. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.

Правила чтения стихотворного произведения в классе

1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос - это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении.

  1. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведе­ния.

  2. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины.

Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки (к сожалению, такое иногда случается). Спокойно продолжай выступ­ление, тогда в классе тебя будут слушать.

  1. Никогда не читай, повернувшись к учителю (как бы адресуя свои слова ему одному). В классе может стать шумно.

  2. Читая стихотворение, не торопись.

  3. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов (не читай их торопливо). Иначе ис­портишь все впечатление от чтения.

При выборе стихотворения помни:

  • короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выра­зить, «реализовать»);

  • «сюжетные» стихотворения больше под­ходят для заучивания и для выразительного чтения.



Как составить план


  1. Прочитай произведение.

  2. Определи идею, то есть главную мысль.

  3. Сформулируй идею в нескольких предло­жениях.

  4. Вырази идею в одном предложении.

  5. Раздели произведение на части.

  6. Озаглавь каждую часть.

Виды плана: Вопросный, назывной, тезисный, комбинированный, план - опорная схема.

Вопросный план


План записывают в форме вопросов. Каждый вопрос - к какой-либо одной части текста. Вопросы должны помогать восстановить содержание текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему»).

Тезисный план


План записывают в виде тезисов.

Каждый тезис соответствует какой-либо од­ной смысловой части текста. В таком плане мно­го глаголов.

Назывной план


В назывном плане не используют глаголы, но много существительных и прилагательных.

План — опорная схема


Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наи­большую смысловую нагрузку. По «опорам» лег­ко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.

Комбинированный . Такой план может сочетать в себе разные виды планов.


Задание: Выполнить один из видов пересказа


Пересказ - воспроизведение по памяти и из­ложение своими словами содержания устного или письменного текста.

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно — много раз.

Это нудно - много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:


Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло


И к чему всё привело?

Прочитайте еще раз

И запомнится рассказ С. Бондаренко

Виды пересказа


Подробный - пересказ, близкий к тексту, под­робно передающий содержание про­изведения.

Краткий - сжатое, короткое изложение са­мого главного. При кратком пе­ресказе опускаются факты, не имеющие большо­го значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.

Выборочный - пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наибо­лее интересны, важны. При выборочном пере­сказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.

Творческий — пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты - его автор, участник описываемых событий или их очевидец.

Правила подготовки к пересказу письменного текста


  1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

  2. Если в тексте есть незнакомые слова, уз­най их значение.

  3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

  4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

  5. Вырази идею в одном предложении.

  6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

  7. Раздели текст на части, озаглавь их.

  8. Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

  9. Составь план пересказа.

  1. Пользуясь планом, перескажи произведение.

  2. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «ког­да», «в конце концов», «наконец» и т. д.).

Правила подготовки к пересказу устного текста

  1. Внимательно прослушай текст.

  2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.

  3. Если что-то непонятно, задай вопросы.

  4. Определи основную мысль текста.

  5. Раздели текст на части.

  6. Составь план пересказа.

  7. Пользуясь планом, перескажи текст.

Правила подготовки к пересказу учебного текста (окружа­ющий мир и т. д.)

  1. Прочитай текст и определи, о чём он.

  2. Выдели в тексте основные мысли.

  3. Выясни значение непонятных слов.

  4. Раздели текст на части.

  5. Составь план текста.

  6. Выпиши из каждой части важные мысли.

  7. Ответь на вопросы к тексту (если они есть).

Пользуясь планом, подробно перескажи текст.

План анализа басни


Басня — короткое стихотворное или прозаи­ческое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже - люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их ха­рактера: гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.

Басня - это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы (Штамп - избитое выражение; устоявшийся образ), например, лиса - хитрость, осел - глупость, вол — работоспособность, медведь - неуклюжесть, заяц - трусость, петух - чванливость, волк - злоба, лев - власть, сила и т. д.


  1. Прочитай произведение. Подумай, подхо­дит ли оно под определение басни.


  2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?

  3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.

  4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.

  5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.


  6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?


  7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающи­мися?

  8. Перечисли основные черты характера глав­ных героев басни.


  9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

  1. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».


  2. Какие выражения из этой басни обогати­ли русский язык, украсили его?



Задано: написать изложение


Изложение - пересказ в письменной форме прочитанного или услышанного. Изложение учит передавать исходный текст своими словами.

Требования к изложению


  1. Не просто рассказывай о прочитанном, а пе­редавай содержание близко к тексту, не нарушая его стиль художественный, публицистический, научный).

  2. Озаглавь свою работу. Написав изложение, обязательно проверь его.

Подготовка к изложению


  1. Постарайся во время чтения текста препо­давателем сделать как можно больше записей в черновике.

  2. Обязательно запиши или запомни:

  • собственные имена;

  • даты;

  • прямую речь и диалог;

  • цифры;

  • яркие сравнения;

  • специфические выражения.

  1. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.

  2. Кратко запиши последовательность изложения событий.

  3. Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.

  4. Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).

  5. Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом из­ложения.

После первого прослушивания текста ответь на вопросы:

  • К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)


  • Какова главная мысль произведения?


  • В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?


  • то хотел сказать автор своим произведе­нием?


  • Согласен ли ты с ним?


  • Как бы ты озаглавил текст?

  1. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.

  2. Кратко запиши последовательность изложения событий.

  3. Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.

  4. Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).

  5. Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом из­ложения.

После первого прослушивания текста ответь на вопросы:

  • К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)


  • Какова главная мысль произведения?


  • В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?


  • то хотел сказать автор своим произведе­нием?


  • Согласен ли ты с ним?


  • Как бы ты озаглавил текст?

Задано: написать сочинение


Сочинение — это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Изложение учит правильно передавать свои­ми словами чужие мысли, а сочинение - пра­вильно излагать собственные мысли.

Требования к сочинению


  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать ее.

  2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.

  3. Повествование должно быть оригинальным и выразительным.

  4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.

5. Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным.

Правила написания сочинений


Сочинение — это небольшое произведение. По­этому оно должно быть написано по установлен­ным правилам.
Заголовок.

Заголовок - окошко для взгляда вперёд.


Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

Заголовок - это не просто слова:

Эти слова — всему голова.
С. Вондаренко

Будет хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф.
Вступление

Лучше не бросать читателя сразу в гущу со­бытий. Подведи его к теме постепенно. Помни, что вступление - это лицо сочинения. Начать вступление можно по-разному: с вопроса («А знаете ли вы ... ?»); с определения (« … - это...»); с обычного утверждения (« Я хочу вам рассказать о ... ») и т. д.
Основная часть

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов, В этих тезисах тебе надо полностью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой. Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочета­ния: «не только, но и»; «поэтому»; «за это я его»; «этим он мне» и т. д.
Заключение

Теперь осталось, казалось бы, самое легкое — написать заключение. На самом деле все не так просто. В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
С чего начинать работу над сочинением

  1. Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в со­чинении.

  2. Сформулируй, вырази основную мысль со­чинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к ка­кому выводу должен прийти?

3. Определи жанр своего сочинения (это мо­жет быть сочинение — описание, повествование, рассуждение и т. д.)

4. Составь план (обрати внимание на сораз­мерность частей).
Работа над черновиком сочинения по составленному плану

1. Украшением сочинения может стать эпиг­раф. Подобранный точно и к месту, он поможет настроиться на определенный эмоциональный лад, укажет на идею сочинения, уточнит и углу­бит ее.

  1. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части).

  2. Следи за тем, чтобы отдельные части сочи­нения были связаны между собой по смыслу, чтобы переходы от одной части к другой были плавными.

  3. Чтобы доказать своё мнение, иллюстрируй цитатой каждое свое наблюдение, мысль.


Проверка сочинения

1. Проверь:

  • соответствует ли написанное сочинение и его название теме, которая была выбрана;

  • ясно, понятно ли выражена главная идея сочинения;

  • соблюдается ли композиция (план) сочи­нения (введение - основная часть - заключение);

  • соблюдается ли размер каждой части сочинения? Связаны ли части друг с другом по смыслу;

  • соответствует ли язык и стиль сочинения выбранной теме;

  • достаточно ли цитат в сочинении, и грамот­но ли они оформлены.

  1. Проверь грамотность: проанализируй трудные случаи написания слов (сверься с ор­фографическим словарём), расставь знаки препинания.

  2. Приступай к переписыванию чернового варианта сочинения на чистовик. Переписывай аккуратно, внимательно, не допуская ошибок,

соблюдая правила оформления письменной ра­боты.

4. Время, которое осталось после переписы­вания, используй для проверки и перепроверки написанного сочинения.
Как избежать стилистических ошибок в сочинении

  • Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.

  • Переход от одной части сочинение к другой делай плавным.

  • Следи за правильным употреблением слов. Не искажай написания слов, не заменяй их на те, которых нет в языке.

  • Порядок слов в предложении не должен на­рушать его смысла и звучания.

  • Следи за правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.

  • Не повторяй одну и ту же мысль разными словами. Избегай пустых рассуждений.

  • Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка. Не допускай нецензурных (неприличных и непристойных) слов.

  • Старайся не употреблять слов-паразитов.


Виды сочинений

  • Сочинение-описание.

  • Сочинение-рассуждение.

  • Сочинение-повествование.

Задано: написать сочинение-описание


Сочинение-описание — это текст, в котором на­званы признаки предмета (человека, животного). Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем-либо. Поэтому в нём используются слова «как будто», «как», «словно», «похож на» и т. д.

В описании нет действия, движения.

Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытал те же чувства, что и ты.

Описание должно быть взволнованным, изоб­ражение - красочным.

Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид. В описании, как правило, говорится об основных признаках.

План сочинения-описания

1. Представление предмета (человека, живот­ного).

  1. Основные признаки предмета (человека, животного).

  2. Твоя оценка, твое отношение к предмету (человеку, животному).

  3. Твоё заключение (вывод).


Задано: написать сочинение-рассуждение


Сочинение-рассуждение — это текст, в кото­ром дается объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случи­лось? Почему так? Вот основные вопросы, на ко­торые отвечает сочинение-рассуждение. В таком сочинении обычно используются слова «во-пер­вых », « во-вторых », « так как », « поэтому », « ведь », «потому что», «значит», «кроме того», «следо­вательно», «итак».

Рассуждение строится по следующему плану. Сначала высказывается какая-либо мысль, по­том приводятся доказательства этой мысли, а затем - итог, то есть вывод из доказательств.

План сочинения-рассуждения

  1. Вступление.

  2. Тезис.

  3. Аргументы: (Аргумент - доказательство (факты, примеры, утверждения)).

  • доводы;

  • примеры, случаи, факты, цифры;

  • мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Вывод.
Задано: написать сочинение-повествование

Сочинение-повествование отвечает на вопросы: кто? что делал? где? когда? как? Действия проте­кают одно за другим. Чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как «сначала», «потом», «затем», «тогда», «снова», «ещё», «уже». Главная особенность повествования - сообще­ние о развивающихся действиях и об их заверше­нии. Поэтому в повествовании много глаголов.

План сочинения-повествования

  1. Вступление.

  2. Развитие действия — завязка (поступки героев и причины этих поступков).

  3. Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.

  4. Заключение (развязка).


Виды сочинений-повествований

Сочинение — воспоминание / наблюдение — это рассказ о событиях, которые ты видел или в которых участвовал. Чтобы написать та­кое сочинение, надо еще раз вспомнить все события; выделить са­мые важные события и отбросить незначительные, пос­ледовательно описать самые важные, главные события; выразить свои чувства, своё отношение к этим событиям. Сочинение-представление— это рассказ о со­бытиях, о которых ты прочитал в книге или от кого-нибудь услышал. Тебе нужно вообразить, представить и подробно описать то, о чём ты уз­нал. В сочинении ты можешь попытаться пере­дать чувства рассказчика (автора книги) или вы­разить своё отношение к событиям. Сочинение-фантазия— это вымышленный рассказ, основанный на придуманных, не проис­ходивших в настоящей жизни событиях. Такие сочинения дают простор для фантазии. Нужно придумать историю о том, чего никогда не было и не может быть. Или сочинить рассказ о событиях, которые не проис­ходили, но вполне могут произойти в обычной, реальной жизни. Ты можешь сделать себя авто­ром повествования или главным героем. Работать над таким сочинением легко и сложно одновре­менно. Ведь ты можешь придумать все что угод­но, но сделать это надо самостоятельно.

Сочинение-фантазия бывает нескольких видов:

  • Сказка — это вымышленный рассказ о животных или людях, обычно с участием волшеб­ных, фантастических сил.

  • Мечта — рассказ о том, к чему ты стремишься, чего желаешь, о том, как бы ты хотел, чтобы было.

  • Предположение — рассказ, основанный, по­строенный на догадках, размышлениях.

  • Так бывает / так могло бы быть — рассказ о событиях, которые могут происходить в обычной жизни, но все же придуманы автором.


Задано; написать сочинение по литературному произведению

Цель сочинения — научиться выражать свои литературные взгляды, соотносить их с крити­ческой литературой.

План работы над сочинением по литературному произведению

  1. Сформулируй тему.

  1. Сформулируй основную мысль сочинения (это ответ на вопросы: что я хочу сказать своей работой? К какому выводу должен прийти?).
    Предполагается прямой ответ на вопрос темы.

  2. Подбери цитаты из литературного текста, иллюстрирующие главную мысль сочинения.

  3. Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

  4. Составь план (не забудь, что части сочинения - вступление, основная часть и заключение - должны быть соразмерны).

  5. Подбери эпиграф.

  6. Напиши черновик сочинения и отредакти­руй его.

8. Перепиши сочинение, проверяя орфогра­фию и пунктуацию.

Задано: написать отзыв о книге

Отзыв - продуманное мнение о чём-то, оцен­ка чего-нибудь. Отзыв дает общую характерис­тику книги и показывает твое личное к ней отношение.

План работы над отзывом о книге

  1. Напиши фамилию автора и название кни­ги . Представь книгу, на которую пишешь отзыв.
    Если ты раньше уже читал книги этого писателя, можешь сравнить их. («В книге автора...»).

  2. Раскрой тему произведения. Это надо сделать кратко, несколькими словами. Не следует пересказывать содержание, достаточно обозна­чить проблему: о взаимовыручке, о дружбе, о войне, о школьной жизни, о приключениях («Книга посвящена теме...»; «Эта книга о...»).

  3. Сформулируй основной тезис. В несколь­ких предложениях скажи о том, что хотел донести до читателя автор.

  4. Приведи краткое содержание книги.

  1. Дай общую оценку. Выскажи своё мнение о книге. С интересом ли ты её читал? Возникало ли у тебя желание пропустить некоторые места
    в тексте или ты читал, не отрываясь? («Оцени­вая книгу в целом...»).

  2. Что тебе особенно понравилось и запомни­ лось в книге, чем она тебя заинтересовала.

  3. Укажи на недостатки, недочёты (если та­кие имеются).

  4. Сделай вывод. Что нового для себя ты уз­нал? Поделись своими мыслями, если они у тебя возникли в процессе чтения.


Задано: подготовить доклад

Доклад - публичное сообщение о чём-либо, развернутое изложение какой-нибудь темы.

План подготовки доклада

  1. Подбери литературу по теме.

  2. Изучи эту литературу (справочную, крити­ческую).

  3. Составь план своего доклада. Начинай с общего, заканчивай частным.

  4. Напиши текст доклада.

  5. Подведи итоги, то есть сделай вывод, зак­лючение.

  6. Назови литературу, которую использовал при подготовке к докладу.

При подготовке к выступлению помни: нельзя читать доклад, не отрываясь ни на минуту от записей; можно иногда сверяться с планом, чтобы не сбиться; старайся импровизировать; придумай несколько образных примеров, которые оживят твой доклад.
Задано: подготовить информационное сообщение

Информационное сообщение - сообщение, в котором содержатся новые сведения о чём-либо.

Правила изложения информационного сообщения

  1. Говори не слишком эмоционально.

  2. Говори громко и чётко, чтобы всем было слышно.

  3. Сообщай новое.

  4. Используй простые предложения и слова.

  5. Приводи факты, конкретные примеры.

Не отвлекайся от темы, плавно переходи от одной части сообщения к другой.
Задано: написать библиографию

Библиография - перечень книг по какой-нибудь теме; научное описание и систематизация книг.

Как составить библиографическое описание

В библиографическое описание книги входит:

-фамилия, имя, отчество автора;

-заглавие (название книги);

-подзаголовок (если есть);

-выходные данные, то есть место издания, название издательства, год издания книги.

Например:

Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный эти­мологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М,: Дрофа, 2001.


Задано: написать рецензию

Рецензия - разбор и оценка прочитанной кни­ги. Цель - выработка навыков самостоятельной оценки литературного произведения.
План работы над рецензией

  1. Укажи фамилию, имя, отчество автора.

  2. Напиши заглавие (название произведения).

  3. Напиши подзаголовок (если есть).

  1. Если нужно, приведи выходные данные (место издания, название издательства, год из­дания книги).

  2. Определи жанр книги.

  3. Приведи краткие сведения об авторе

  4. Кратко изложи содержание произведения.

  5. Кратко охарактеризуй героев (главных и второстепенных), рассуждая об их мыслях, по­ступках, чертах характера, отношениях с дру­гими персонажами.

  6. Перескажи или упомяни наиболее интересные эпизоды.

10. Определи проблему, которая поднимает­ся в произведении.

  1. Выдели главные мысли произведения

  2. Определи отношение автора к героям.

  3. Дай оценку изобразительно-выразитель­ного своеобразия произведения.

  4. Вырази свое отношение к произведению в целом, к героям, к их поступкам и к проблеме, которую поднимает автор.

  5. Поделись своими мыслями, если они у тебя возникли в процессе чтения. Узнал ли ты что-то новое, открыл ли что-нибудь неожидан­ное для себя.


Задано: написать аннотацию

Аннотация - предельно краткое изложение содержания книги.

Задача аннотации - сообщить, о чём книга и заинтересовать этой книгой читателя. Аннота­цию можно прочитать на обложке книги или в рекламной брошюре, статье.

Как составить аннотацию

  1. Выпиши сведения об авторе.

  2. Приведи известные тебе данные об истории создания произведения (о времени, когда оно было написано, о месте произведения в творчестве автора).

  1. В нескольких фразах передай содержание произведения.

  2. Дай краткую оценку произведения.


Надо: написать письмо

Письмо — это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Правила написания письма

1.Правильно напиши адрес на конверте. В него входит индекс; страна; край (область); город (поселок, село, деревня,); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; номер квартиры; фамилия, имя, отче­ство получателя; обратный адрес (свой адрес и свои фамилию, имя, отчество).

2.Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).

3.Спроси, как идут дела у того, кому ты пи­шешь.

4.Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание.

5.Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям.

6.Если тебе писали о чём-то плохом, груст­ном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.

7.Ответь на вопросы, заданные тебе в преды­дущем письме.

8.Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях.

9.Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.

10.Когда будешь прощаться, не забудь под­писаться.

11.Если ты забыл что-то указать в письме, можно написать постскриптум. (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.»).


Надо: написать записку

Записка - это коротенькое письмо. Записки пишут, когда нет возможности ска­зать что-то лично, встретиться, нет времени, чтобы написать подробное пись­мо. Записки кладут или вешают на видное мес­то или с кем-то передают.

Правила написания записок

  1. Начни с обращения к тому, кому предназначена записка.

  1. Изложи кратко то, что тебе надо сообщить.

3.Подпишись.

Надо: отправить телеграмму

Телеграмма - 1. Срочное сообщение, передава­емое по телеграфу. 2. Бланк с таким сообщением.

Правила составления телеграммы

Выражай, формулируй мысли чётко, лако­нично (без лишних слов). Помни, что в тексте те­леграммы опускаются предлоги и союзы.
Памятка для чтения телеграммы

1. Знаки препинания в телеграмме обозначаются так:

  • Запятая (,) — зпт

  • Точка (.) - тчк

  • Восклицательный знак (!) — воскл зн

  • Вопросительный знак (?) - вопр зн

  • Тире (-) - тире.

Другие знаки в телеграмме не используются.

2. При чтении телеграммы пропущенные пред­логи и союзы восстанавливаются по смыслу.

Надо: написать приглашение

Пригласить - значит попросить кого-либо прибыть, прийти.

Правила составления письменного приглашения

1. Обратись к тому, кого ты хочешь пригла­сить, по имени.

2. Напиши куда, на какое мероприятие ты приглашаешь.

3.Укажи время и место встречи.
4.Приглашать необходимо заранее, чтобы че­ловек мог изменить планы и подготовиться.
Надо: написать поздравление

Поздравить - значит приветствовать по по­воду какого-нибудь приятного, радостного собы­тия или праздника.

Правила написания поздравления

  1. Обратись к тому, кого ты хочешь поздравить, со словами: «Привет», «Дорогие», «Род­ной», « Милая », « Дорогой », «Уважаемый » или просто по имени (по имени-отчеству)

  2. Напиши, с каким праздником ты поздрав­ляешь.

  • Спешу тебя (Вас) поздравить с...

  • Позвольте поздравить Вас с...

3. Заверши поздравление пожеланием. Например:

  • Желаю тебе (Вам)...

  • От всей души желаю тебе (Вам)...

  • От всего сердца желаю тебе (Вам)...

  • Разрешите пожелать Вам...

  • Хочу пожелать тебе (Вам)...

  • Пусть этот подарок принесет тебе (Вам)...

  1. Под текстом поздравления поставь свою подпись.

  2. Под подписью можешь поставить дату, но это не обязательно.

Список праздников

  • 1 января - Новый год

  • 7 января - православное Рождество

  • 13 января - Новый год по старому стилю

  • 14 февраля - День Святого Валентина (ка­толический праздник)

  • 23 февраля - День защитника Отечества

  • 8 марта — Международный женский день

  • Пасха — православный праздник. Не имеет фиксированной даты.

  • 1 мая - День Весны и труда

  • 9 мая - День Победы

  • 12 июня - День независимости

  • 1 сентября — День знаний

  • 1-е воскресенье октября - День учителя

  • 4 ноября – День единения и согласия

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей