Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

АРТПЕДАГОГИКА книга. Образовании


НазваниеОбразовании
АнкорАРТПЕДАГОГИКА книга.doc
Дата17.09.2017
Размер1.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАРТПЕДАГОГИКА книга.doc
ТипДокументы
#13145
страница1 из 27
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

АРТПЕДАГОГИКА
И АРТТЕРАПИЯ
В СПЕЦИАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ


Допущено
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования, обучающихся по специальности 0319 —
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях


Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальностям: 031500 — Тифлопедагогика,
031600 — Сурдопедагогика, 031700 — Олигофренопедагогика,
031800 — Логопедия, 031900 — Специальная психология,
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология


Москва
ACADEMIA
2001

2


УДК
ББК

371.013(075.32)
74.3я723
А 94


Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа
«Специальная педагогика и специальная психология»
для педагогических вузов и колледжей.
Руководитель программы доктор педагогических наук Н. М. Назарова

Авторы:
Е. А. Медведева (предисловие; раздел 1, главы 1, 2; раздел 2, главы 1, 2; раздел 3,
главы 3, 4, 5; раздел 4, главы 1, 2, 4; приложение 3; составитель приложения 1, 2);
И. Ю. Левченко (раздел 2, главы 1, 3; раздел 4, глава 3);
Л. Н. Комиссарова (раздел 3, главы 1, 2);
Т. А. Добровольская (раздел 4, главы 5, 6)

Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО В. И. Лубовский;
доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова;
кандидат искусствоведения В. В. Егорычев

А 94

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании:

Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.

ISBN 5-7695-0561-3

В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом курса «Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам, которые работают с детьми, имеющими проблемы в развитии.

УДК 371.013(075.32)
ББК 74.3я723

 

© Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н.,
Добровольская Т. А., 2001

ISBN 5-7695-0561-3

© Издательский центр «Академия», 2001

3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Цель данного учебника — показать студентам, будущим педагогам, дефектологам, психологам, которые будут работать с детьми с проблемами в развитии, а также специалистам в этой области, что искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Авторы учебника исходили из того, что дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арттерапевтическое.

Данная учебная книга, где освещаются вопросы, связанные с использованием искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии, является первой в этой области и предназначена для системы специального образования.

Каждый член авторского коллектива — специалист в той или иной области артпедагогики и арттерапии, имеющий большой опыт практической деятельности, а также научно-методические разработки и программы по применению средств искусства в работе как с нормально развивающимися, так и с детьми с проблемами в развитии.

В учебнике отражены исследования авторов, а также опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных специалистов

4

(медиков, психологов, педагогов), разрабатывающих артпедагогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии у человека вообще и у детей с проблемами в частности.

В первом разделе дается краткий исторический обзор использования средств искусства в лечебных и коррекционных целях. Отражены взгляды отечественных и зарубежных специалистов на применение разных видов искусства в коррекционной работе с детьми с проблемами. Раскрывается эффект катарсиса, лежащий в основе воздействия искусства на человека.

Во втором разделе освещается понятийный аппарат артпедагогики и арттерапии, показывается различие в содержании, задачах, технологиях коррекционной работы с детьми и общность в решении основной цели — развитии средствами искусства гармонической личности ребенка с проблемами и его социальной адаптации. Рассматривается взаимосвязь артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний и дается психолого-педагогическая характеристика детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа средствами искусства.

Третий раздел дает представление об использовании артпедагогики в специальном образовании. В нем раскрываются принципы, методы, формы, содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии, а также роль и функции педагога, осуществляющего художественное развитие детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

В четвертом разделе анализируются основы арттерапии как совокупности психокоррекционных методик в системе специального образования. Предлагается систематизация видов арттерапии и раскрывается их применение в коррекционной работе с детьми с проблемами, а также технология использования терапии искусством в работе психолога в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

В приложении даны примеры конспектов, игр, упражнений артпедагогического и арттерапевтического направлений коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими те или или иные нарушения, и примерная программа данного курса.

Большая часть представленного в приложении методического практического материала разработана на основе опыта научно-экспериментальной работы, проводимой с детьми с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, умственной отсталостью в коррекционно-образовательных учреждениях Москвы: специальном детском саду № 47, дошкольном образовательном учреждении № 1889 Восточного округа, а также в детском саду № 1296 и государственном образовательном учреждении компенсирующего вида «Начальная школа — детский сад» № 1883 Юго-Восточного округа.

5

Искусство помогает детям развиваться и жить. Ежегодно проводимый в Москве фестиваль детского творчества «Надежда», участниками которого являются воспитанники специальных дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, подтверждает, что искусство для ребенка с проблемами — это шанс реализоваться в этом мире.

Авторы надеются, что изучение курса «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании» поможет будущим специалистам приобщиться к этим направлениям психолого-педагогической работы с детьми с проблемами и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Авторы учебного пособия выражают признательность за поддержку и ценные советы доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В. И. Лубовскому, доктору педагогических наук Н. М. Назаровой (МШУ), кандидату искусствоведения В. В. Егорычеву (Институт культурологии), доктору психологических наук, профессору В. Г. Петровой (МШУ), доктору педагогических наук, профессору М. Н. Перовой (МПГУ); доктору педагогических наук, профессору Е. А. Стребелевой (ИКП РАО).

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В АРТПЕДАГОГИКУ
И АРТТЕРАПИЮ


ГЛАВА 1

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА
В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ


Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

В Древней Грецииизобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был государственным учреждением. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам. Сильные духом Прометей, Эдип, Антигона, Электра, их переживания привлекали к себе и вызывали сострадание.

7

В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» — поэзии, танца и собственно музыки.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была “эвритмия” — способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности — пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом»1

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера.

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517—1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Врач Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

В трактате римского государственного деятеля и философа Боэция (480—524) «Наставления к музыке» повествуется, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский... избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли»2.

8

Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющего многовековую историю. Художественное пение существовало уже до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

Основными жанрами греческой вокальной музыки были: френ (гимн скорби), пэан (победный гимн радости), дифирамб (приподнято-лирический, торжественный гимн). В Древней Греции сольные вокальные произведения исполнялись поэтами-композиторами, певшими под аккомпанемент кифар, авлоса, лир и арфообразного инструмента — тригона. Слово исполнителя адресовалось к сознанию человека, тембр и музыкальное сопровождение — непосредственно к чувствам.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (ка́тарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества1.

В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию того или иного вида искусства.

Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.

В Древнем Китае, как и в Греции, музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

Отечественный музыкотерапевт, искусствовед, врач и музыкант С. В. Шушарджан, раскрывая исторический аспект использования музыкотерапии, отмечает: «Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни, частью философской, космологической и религиозной картины мира китайцев на протяжении нескольких

9

тысячелетий, одинаково — порывом души и продуктом ума»1.

Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Древнекитайская философия и медицина разделяют все происходящее и существующее в мироздании на две категории — психическую энергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по определенным проходам — меридианам, связанным между собой. Каждый меридиан связан еще с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела.

Особенностью китайской медицины является соматопсихический подход, согласно которому каждому органу соответствует своя психическая функция. Так, печени соответствует эмоция — гнев. При гиперфункции (избытке) проявляются упрямство, агрессия, гнев, при гипофункции (недостатке) — боязливость, страх, депрессия. Принцип пяти тонов согласуется с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с частями света и континентами, с тем, что у человека пять плотных органов и он обладает пятью чувствами.

По мнению древних китайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека. Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, которые сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя таким образом на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей