Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Образовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы


НазваниеОбразовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы
Анкорmetodicheskoe-posobie -shkola-glavnogo spetsialista -yanv-2015.pdf
Дата13.01.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe-posobie_-shkola-glavnogo-spetsialista_-yanv-2015.p
оригинальный pdf просмотр
ТипОбразовательная программа
#6320
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Профессиональные стандарты в области лабораторной диагностики
Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [Постановление Правительства
РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»].
Обобщая сказанное выше о назначении профессионального стандарта, можно заключить, что он позволяет контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определённой области деятельности, и использование профессиональных стандартов несёт в себе очевидные преимущества для работников, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.
Структура профессионального стандарта – иерархическая, рисунок 5.
Основные понятия, использующиеся в профессиональном стандарте:
-
вид профессиональной деятельности – совокупность обобщённых трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
-
обобщённая трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
-
трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщённой трудовой функции;
-
трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определённая задача [Приказ Минтруда России от 12.04.2013 г.
№147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»].

17
Рисунок 5. Структура профессионального стандарта
Характеристика обобщённой трудовой функции:

Наименование

Возможные наименования должностей

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе
Характеристика трудовой функции:

Наименование

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания
Обобщённые трудовые функции являются теми направлениями деятельности, которые предполагается в последующем выделить в качестве видов аккредитации специалиста.
В области лабораторной диагностики разработаны профессиональные стандарты для специалистов с высшим образованием и со средним уровнем квалификации.
Основная цель вида профессиональной деятельности специалиста в области
лабораторной диагностики (высшее образование) состоит в формировании алгоритма лабораторной диагностики для решения клинических задач (комплекса лабораторных технологий, обеспечивающих необходимый уровень получения патохимической информации на клеточном и молекулярном уровнях) и выдаче лабораторного заключения о протекающих и прогнозируемых патофизиологических процессах и их возможной коррекции у пациента; обеспечении качества лабораторных исследований; исследованиях биологического материала, полученного от живого человека, с использованием физико-химических, гематологических, иммуногематологических, общеклинических, биохимических, иммунологических, токсикологических и исследования концентрации лекарственных

18 веществ, молекулярно-биологических, генетических, морфологических (цитологических, гистологических), микробиологических
(бактериологических, микологических, вирусологических, паразитологических) методов.
Обобщённые трудовые функции, выделенные в профессиональном стандарте для
специалиста в области лабораторной диагностики (высшее образование):
1.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в базовом объёме клинической лабораторной диагностики;
2.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований иммунной системы;
3.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований системы гемостаза;
4.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части лабораторных исследований эндокринной системы;
5.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части гематологических исследований;
6.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части микробиологических (бактериологических, микологических, вирусологических, паразитологических) исследований;
7.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в части молекулярно-биологических, генетических исследований;
8.
Выполнение морфологических (цитологических, гистологических) исследований и оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического процесса в их части;
9.
Оказание консультативной поддержки лечебно-диагностического в части токсикологических исследований и определения концентрации лекарственных веществ;
10.
Выполнение лабораторных исследований;
11.
Консультация пациентов при их обращении по вопросам клинической лабораторной диагностики;
12.
Организация и управление качеством лабораторных исследований.
13.
Получение, тестирование и паспортизация клеток и тканей человека и продуктов на их основе. Консультативное обеспечение лечебно-диагностического процесса в их части.
Основная цель вида профессиональной деятельности специалиста среднего уровня
квалификации в области лабораторной диагностики состоит в выполнении аналитических исследований состава и свойств биологических проб, взятых у пациента; приеме и предварительной обработке биоматериала, приготовлении проб и препаратов; ведении документации, связанной с поступлением в лабораторию биоматериала и выполнением исследований; выполнении процедур контроля качества лабораторных исследований.
Обобщённые трудовые функции, выделенные в профессиональном стандарте для
специалиста в области лабораторной диагностики (средний уровень квалификации):
1.
Выполнение лабораторных исследований
2.
Получение, тестирование и паспортизация клеток и тканей человека и продуктов на их основе
3.
Обеспечение качества выполняемых лабораторных исследований

19
Кочетов А.Г., Лянг О.В., Пикалов И.В., Гольдберг А.С., Рапопорт Е.Л.
Федерация лабораторной медицины России как фундаментальный
общественный регулятор деятельности и развития лабораторной службы
Кочетов Анатолий Глебович - Президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины», главный внештатный специалист Минздрава России по клинической
лабораторной диагностике, д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии с курсом клинической
лабораторной диагностики РУДН
Лянг Ольга Викторовна - вице-президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины»), секретарь профильной комиссии Минздрава России по клинической
лабораторной диагностике, к.б.н., ассистент кафедры госпитальной терапии с курсом клинической
лабораторной диагностики РУДН
Пикалов Илья Викторович – член президиума Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины», главный внештатный специалист Минздрава России по клинической
лабораторной диагностике Сибирского Федерального Округа, главный внештатный специалист Новосибирской
области, Президент региональной общественной организации «Новосибирская областная ассоциация
медицинской лабораторной диагностики», д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической лабораторной
диагностики, заведующий отделом лабораторной диагностики Государственной Новосибирской областной
клинической больницы
Гольдберг Аркадий Станиславович – исполнительный директор Ассоциации специалистов и организаций
лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины»
Рапопорт Евгения Львовна – заместитель исполнительного директора Ассоциации специалистов и организаций
лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины»
Правовую основу любой системы здравоохранения составляют соответствующие законы и постановления, часто имеющие исторические особенности формирования. В России до 2012 года господствовал административно-командный метод их принятия, обусловленный сохранившейся со времён Советского Союза тотальной бескомпромиссной бюрократической логистикой государственного контроля и соглашательским менталитетом медицинских специалистов, участвовавших в государственных системах контроля и поддерживавших её.
Во многом такой метод остался и сейчас. Однако причиной этого является уже не позиция властных государственных структур, а незрелость самих медицинских сообществ, часто не способных найти компромисс в представлении единых позиций по многим важным вопросам функционирования системы здравоохранения, консолидации направлений медицинской науки и практики. Поэтому возобновлён институт главных внештатных специалистов, который позволяет хотя бы в какой-то степени через работу профильных комиссий представлять в той или иной мере адекватные текущим профессиональным потребностям проблемы и возможности их решения. Путь от профильных комиссий при главных внештатных специалистах до профильных медицинских некоммерческих организаций нелёгок, но пройти его необходимо, если есть желание самостоятельно и профессионально определять собственную деятельность. Эмоциональная критика в адрес чиновников здравоохранения неконструктивна, нужно добиваться не того, чтобы они «нас услышали»,
«прислушались» или «взаимодействовали», а того, чтобы не взаимодействовать с медицинскими сообществами стало невозможно. Законодательная база, как в виде федеральных законов, так и в виде правительственных постановлений для этого есть.
Например, в настоящее время именно медицинские сообщества составляют и утверждают клинические рекомендации, являющиеся документообразующими для формирования медико-экономических стандартов, которые можно пересматривать ежегодно по мере формирования новых клинических рекомендаций. Но с учётом противоречий, существующих между сообществами одного медицинского направления, третейским судьёй в

20 вопросе принятия клинических рекомендаций, является главный внештатный специалист.
Поэтому алгоритм принятия клинических рекомендаций по информации с совещания главных внештатных специалистов по вопросам утверждения и принятия клинических рекомендаций, прошедшего 04 октября 2013 года в МЗ РФ под председательством Министра здравоохранения
В.И. Скворцовой, сейчас выглядит следующим образом:
1) медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" статья 76 пункт 2);
2) медицинское профессиональное некоммерческое сообщество утверждает их на крупной профессиональной конференции (конгрессе, форуме, пленуме, съезде);
3) они рассматриваются на заседании профильной комиссии Минздрава России и утверждаются главным внештатным специалистом. При отсутствии консенсуса в принятии клинических рекомендаций между медицинским профессиональными некоммерческими организациями предпочтение отдаётся медицинской профессиональной некоммерческой организации, имеющей наибольшее количество членов (Федеральный закон РФ от 21 ноября
2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" статья
76 пункт 4);
4) после утверждения главным внештатным специалистом клинические рекомендации со ссылкой на состоявшееся утверждение размещаются на сайте медицинской профессиональной некоммерческой организации;
5) информация о клинических рекомендациях со ссылкой на их размещение на сайте медицинской профессиональной некоммерческой организации передаётся главным внештатным специалистом в МЗ РФ;
6) с момента передачи информации о клинических рекомендациях главным внештатным специалистом в МЗ РФ, указанные клинические рекомендации становятся документообразующими для формирования порядков оказания медицинской помощи и медико-экономических стандартов.
Весь алгоритм принятия клинических рекомендаций после 2 пункта был бы лишён смысла и вряд ли бы существовал при наличии соответствующей профильной медицинской профессиональной некоммерческой организации.
Основным документом, обеспечивающим участие медицинской профессиональной некоммерческой организации в системе здравоохранения РФ, является Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" в изложении 76-79 статей. Согласно указанному закону медицинские работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:
1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;
2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);
3) принадлежности к одной врачебной специальности.
В России существует около десятка профессиональных некоммерческих организаций в сфере лабораторной диагностики, большинство из которых имеют региональный статус, и лишь несколько из них - сообщества со всероссийским статусом. Но ни одно из них не является профильным лабораторным сообществом, объединяющим не менее 25 процентов от

21 общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации (статья 76 пункт 3 закона №323-ФЗ). Поэтому ни одно из них не может принимать участие в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий, заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования, разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Так кого винить в накопившихся проблемах лабораторной службы? Ответ прост – только самих себя.
Можно и нужно декларировать их решение на конференциях, пленумах, съездах, конгрессах, но реальное участие определяется количеством и качеством профессионального сообщества.
Тот же закон №323-ФЗ определяет участие медицинских профессиональных некоммерческих организаций в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (приложение 1), а постановление правительства РФ от 10 сентября
2012 г. N 907 (приложение 2) определило критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в РФ. Первым пунктом в данном постановлении является личное членство врачей одной специальности в медицинской профессиональной некоммерческой организации, объединяющей более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории РФ.
Таким образом, участие лабораторного сообщества в отечественной системе здравоохранения носит пока только декларативный характер.
Лабораторная диагностика – междисциплинарная биомедицинская межведомственная отрасль системы по охране здоровья человека, в рамках которой трудится большое количество специалистов с медицинским (врачи - клинической лабораторной диагностики, бактериологи, вирусологи, лабораторные микологи, лабораторные генетики) и не медицинским образованием (биологи, химики, физики, ветеринары, провизоры, микробиологи, специалисты по молекулярной биологии).
Необходимо честно признаться, что подготовка специалистов с высшим медицинским образованием оставляет желать лучшего. Во всяком случае, мало найдётся таких врачей, которые могут по своему направлению деятельности ассоциировать свою деятельность с деятельностью врача-патолога, которого нет в отечественном понятийном бюрократическом аппарате, но о котором мы много и успешно говорим. Существует объективная потребность в таких специалистах с сильной не только аналитической, но, что очень важно, клинической подготовкой, на которых могли бы ориентироваться как лечащие врачи, так и компании, предлагающие лабораторные тесты и оборудование с целью их выполнения для диагностики и мониторинга различных заболеваний. Поэтому попытки компаний как производителей, так и исполнителей на рынке лабораторных услуг найти свою целевую аудиторию пока не приводят к ожидаемой ими образовательной и финансовой отдаче.
С другой стороны, специалисты с высшим немедицинским образованием, выполняющие огромный пласт аналитической и научно-практической медицинской работы, оказались в ситуации, когда их наличие мешает лицензированию лабораторий, приводит к налоговым курьёзам (за них взымаются дополнительные налоги, как за немедицинский персонал), являясь по 323-ФЗ медицинскими работниками, они не имеют права на медицинский стаж, лишены стимулирующих доплат по модернизации, по родовым сертификатам и другим целевым программам.

22
Перечисленные выше болевые точки – только верхушка айсберга накопившихся в отрасли проблем. Они касаются не только сотрудников некоммерческих лабораторий, образовательных и научных учреждений, но также коммерческих структур по выполнению лабораторных услуг, отечественных и зарубежных производителей и поставщиков оборудования и реагентов. Все мы в одной отраслевой упряжке. Но пока эта упряжка тянется в разные стороны лидерами отрасли - отчасти в виду непонимания, отчасти в виду превалирования личных амбиций и финансовых интересов. Пришло время, когда наши действия окончательно определят судьбу лабораторной диагностики. Или она распадётся и раствориться в клинических дисциплинах, или станет самостоятельной, весомой и саморегулирующей отраслью НАШЕЙ деятельности в системе мер по охране здоровья человека.
В прошедшем 2013 году в рамках VII Межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в лабораторной медицине. Централизация. Модернизация.
Интеграция», которая ежегодно проходит в последнюю неделю октября в Новосибирске, (30-
31 октября 2013 г.) был проведен Круглый стол «Роль общественных профессиональных лабораторных некоммерческих сообществ в системе здравоохранения РФ». Участники
«Круглого стола» констатировали необходимость создания единого национального регулятора профессиональной деятельности по профилю лабораторная медицина, как саморегулирующего профессионального некоммерческого объединения - Федерации лабораторной медицины России (ФЛМР). Создание такого лабораторного сообщества - длительный и многоэтапный процесс, сложная и трудоёмкая задача, если не перевести её в плоскость федеральной консолидации существующих на данный момент всех лабораторных сообществ. Создание ФЛМР, состоящей из членов активно действующих на территории РФ лабораторных сообществ, которые подготовят юридическую и концептуальную основу объединения, проведение соответствующего съезда федерации медицинских лабораторных некоммерческих сообществ, вероятнее всего является наиболее оптимальным решением на данном этапе формирования общественного профессионального участия в функционировании лабораторной службы нашей страны.
30 июня 2014 года в г. Иркутске на базе Иркутского Диагностического Центра прошло
Учредительное собрание Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы
«Федерация лабораторной медицины»
под председательством президента
НО
"Диагностическая медицинская ассоциация" И.В. Ушакова (
https://www.fedlab.ru/
).
Соучредителями Ассоциации "Федерация лабораторной медицины" России выступили:
1. Некоммерческая организация "Диагностическая медицинская ассоциация" (НО
ДиАМА), уровень деятельности - по СНГ;
2. Общероссийская общественная организация "Научно-практическое общество специалистов лабораторной медицины" (ОбОО НПО СЛМ), уровень деятельности - по
России;
3. Региональная общественная организация "Новосибирская областная ассоциация медицинской лабораторной диагностики" (РОО НОАМЛД), уровень деятельности – региональный;
4. Региональная общественная организация "Красноярская краевая ассоциация медицинской лабораторной диагностики", уровень деятельности – региональный;
5. Некоммерческое партнерство "Специалисты лабораторной диагностики Иркутской области" (НП СЛД), уровень деятельности – региональный;

23 6. Московская Ассоциация малых предприятий – производителей медицинской техники «АсМедика», уровень деятельности – региональный.
28 ноября 2014 года в городе Москве состоялось заседание Совета НАЦИОНАЛЬНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПАЛАТЫ, на котором в ее состав вступила Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины».
Национальная медицинская палата (
https://www.nacmedpalata.ru/
)
- ведущее объединение профессиональных медицинских организаций России. Целью создания
Национальной медицинской палаты является, как декларируется в ее Уставе, объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России. В настоящее время
Национальная медицинская палата объединяет 149 профессиональных и территориальных организаций медицинских работников. Это самая крупная после Профсоюзов медицинская общественная организация. Президент НМП - Леонид Михайлович Рошаль.
Федерация лабораторной медицины активно работает над совершенствованием законодательной базы на площадках, организуемых Национальной медицинской палатой совместно с Министерством здравоохранения, участвует в создаваемых при Министерстве здравоохранения координационных органах в рамках соглашения о совместных направлениях работы, подписанного между Министерством здравоохранения и Национальной медицинской палатой. Целью соглашения является развитие механизмов управления отраслью и совершенствование организации оказания медицинской помощи за счет механизмов государственно-общественного партнёрства – саморегулирования медицинской деятельности.
8 декабря 2014 г. Федерация лабораторной медицины вступила в ОПОРУ РОССИИ
(Некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций ОПОРА»).
Поводом для вступления Федерации лабораторной медицины в ОПОРУ РОССИИ стал успешный многолетний опыт этой организации в консолидации усилий общественных организаций страны для формирования благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, представления и защиты интересов российских предпринимателей в диалоге с государственной властью всех уровней, содействие становлению отечественного «среднего класса» на основе лучших традиций отечественного предпринимательства и российской деловой культуры. В составе НП
«ОПОРЫ» Федерация лабораторной медицины активно участвetn в создаваемых при
Правительстве РФ комиссиях, комитетах и рабочих группах в качестве эксперта по вопросам развития лабораторной службы.
Создание Федерации лабораторной медицины России, как профильного экспертного сообщества, продиктовано актуальностью проблем, назревших как в области лабораторной медицины, так и в сфере здравоохранения в целом, необходимостью межотраслевого рычага воздействия на принятие решений государственными законодательными и исполнительными органами.
Главной задачей Федерации лабораторной медицины России является содействие развитию лабораторной службы путем объединения лабораторного сообщества для решения организационных и научно - практических задач как через формирование стандартов оказания медицинской помощи, тарификацию лабораторных услуг в системе обязательного медицинского страхования, так и через профессиональную подготовку специалистов лабораторной службы.

24
Федерация лабораторной медицины России должна стать фундаментальным общественным регулятором, единым аналитическим центром, который будет способен выработать единую для экспертного сообщества идеологическую платформу и добиваться её практической реализации.
В качестве основной цели деятельности Федерации лабораторной медицины России предлагается решение задач лабораторной службы в рамках действующего законодательства путём осуществления отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан. Такими отдельными функциями являются аттестация специалистов лабораторной службы для получения ими квалификационных категорий, заключение соглашений по тарифам на медицинские лабораторные услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования, разработка территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
А инструментом для достижения этой цели является объединение более 50% от общей численности специалистов лабораторной диагностики, в соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и
Постановлением правительства РФ №907 «Критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
В рамках деятельности Федерации лабораторной медицины России (ФЛМР) необходимо будет осуществлять следующую работу в соответствии с действующим законодательством:
1. Деятельность ФЛМР по выстраиванию государственно-общественной формы управления профессиональной деятельностью, направленной на повышение качества лабораторной диагностики, путем решения следующих основных задач: a. регулирование отношений отрасли с государством и развитие эффективного взаимодействия, b. представление и защита общих интересов членов ФЛМР на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, c. выработка принципов и механизмов взаимодействия по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности в области лабораторной диагностики, d. участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, e. участие в общественной экспертизе проектов, связанных с развитием и деятельностью лабораторной службы, f. представление экспертных заключений к постановлениям и законопроектам, которые планируются к принятию, анализ отчётности, g. содействие внедрению новых средств и методов диагностики и лечения заболеваний, h. участие в разработке и реализации программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников, i. участие в аттестации медицинских работников для получения ими квалификационных категорий,

25 j. разработка и утверждение клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, а также алгоритмов по упрощению их принятия, k. участие в заключении соглашений по тарифам на лабораторные услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования, l. участие в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, предусмотренном в законодательстве, m. участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, n. участие в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке, o. формирование независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих услуги в сфере лабораторной диагностики, p. участие в проведении сертификации товаров, услуг и работ.
2. Деятельность ФЛМР по содействию в профессиональном совершенствовании членов
ФЛМР, повышение их квалификации путем решения следующих основных задач: a. участие в разработке федеральных программ и критериев подготовки к повышению квалификации специалистов лабораторной отрасли, b. в установленном законом порядке проведение проверочных испытаний специалистов по теории и практике избранной специальности и вопросам законодательства в области охраны здоровья, c. выдача в установленном порядке сертификатов специалистам лабораторной службы, d. участие в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий, e. разработка инновационных подходов к системе дополнительного профессионального образования, f. обеспечение гармонизации отечественных традиций образования с лучшим международным опытом и персонифицированности обучения, g. изучение возможности использования в обучении дистанционных и симуляционных технологий.
3. Деятельность ФЛМР по содействию интеграции российской лабораторной службы в мировое сообщество специалистов лабораторной медицины путем решения следующих основных задач: a. сотрудничество и оказание содействия членам ФЛМР в налаживании контактов с зарубежными и международными организациями, осуществляющими деятельность в области клинической лабораторной диагностики.
4. Деятельность ФЛМР по содействию защите профессиональных и гражданских интересов путем решения следующих основных задач: a. объединение и координация действий членов ФЛМР по защите профессиональных и социальных прав, законных интересов в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях, b. создание единого информационного пространства и бесплатного доступа к нему,

26 c. содействие созданию медицинской юридической службы, обеспечивающей профессиональную юридическую помощь, d. участие в урегулировании разногласий между членами ФЛМР и их социальными партнерами, h. участие в определении условий гражданской ответственности специалистов лабораторной диагностики, e. участие в организации страхования профессиональной ответственности членов
ФЛМР, f. взаимодействие с организациями по защите прав пациентов, g. совместно с профсоюзными организациями отстаивание интересов медицинских работников при составлении тарифных и договорных соглашений, определении стоимости медицинских услуг, порядка и размера оплаты труда, участие в социальной поддержке членов ФЛМР, h. оказание возможной помощи в трудоустройстве.
5.
Деятельность ФЛМР в повышении значимости лабораторных исследований в лечебном процессе путем решения следующих основных задач: a. консолидация направлений медицинской науки и практики, b. развитие и укрепление связей в научном сообществе, c. обобщение и пропаганда результатов научных исследований и новых технологий в области лабораторной диагностики, d. содействие интеграции российской лабораторной службы в мировое сообщество специалистов лабораторной медицины, e. проведение конференций, симпозиумов, семинаров, школ, круглых столов, научных диспутов, культурно-просветительных и иных мероприятий, организация и участие в выставках, f. осуществление информационно-пропагандистской, санитарно-просветительной и издательской деятельности, включая выпуск собственного печатного издания, которое послужит источником отраслевых новостей, политики ФЛМР и площадкой для дискуссий и обмена опытом, информационного ресурса, сайта, блога.
Несомненно, предстоит много работы по формированию эффективной работы ФЛМР.
Большое значение имеет привлечение к активному участию в ФЛМР всех специалистов отрасли. Уже есть предпосылки для решения стоящих перед отраслью задач как на федеральном, так и региональном уровне. Получено множество откликов с поддержкой от
«коллег по цеху» о своевременности и актуальности процессов интеграции в лабораторной службе. Построение ФЛМР не только на сугубо профессиональных, но и демократических принципах, включающих в себя ротацию руководства, механизмы принятия решений, открытость, учёт многообразия субъектов-участников медицинской лабораторной деятельности, вовлечение в свою деятельность специалистов лабораторной диагностики медицинских организаций различного ведомственного подчинения и различных форм собственности позволит, в конечном итоге, участникам отрасли самостоятельно принимать и, главное, реализовывать решения, необходимые для научного, практического и финансового развития отрасли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

27
Выдержка из Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-
ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими работниками и фармацевтическими работниками
1. В целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих организаций, которые могут формироваться в соответствии с критериями:
1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;
2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);
3) принадлежности к одной врачебной специальности.
2. Профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий.
Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
3. Медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации, наряду с функциями, указанными в части 2 настоящей статьи, вправе принимать участие:
1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;
2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4. При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких медицинских профессиональных некоммерческих организаций, в каждой из которых численность врачей превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, функции, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляет медицинская профессиональная некоммерческая организация, имеющая наибольшее количество членов.
5. Медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям
(союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской
Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья. Указанные организации вправе принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной

28 власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 77. Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников
1. Практическая подготовка лиц, получающих среднее, высшее и послевузовское медицинское или фармацевтическое образование, дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:
1) на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиник);
2) на базе медицинских организаций, в том числе медицинских организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций
(клинической базе);
3) на базе организаций - производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе организаций, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций.
2.
Организация практической подготовки медицинских работников и фармацевтических работников в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией - производителем лекарственных средств и медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Указанный договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся и работников образовательных и научных организаций в медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций - производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательном процессе.
3. Практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, организуется для государственной или муниципальной образовательной или научной организации на безвозмездной основе.
4. Участие обучающихся по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется под контролем работников образовательных и научных организаций, которые несут ответственность за проведение практической подготовки медицинских работников и фармацевтических

29 работников, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Порядок организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. При оказании медицинской помощи в рамках практической подготовки медицинских работников пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
Статья 78. Права медицинских организаций
Медицинская организация имеет право:
1) вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;
2) участвовать в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;
3) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;
5) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством
Российской Федерации требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
Статья 79. Обязанности медицинских организаций
1. Медицинская организация обязана:
1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;
2) осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи;
3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

30 5) обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети "Интернет", об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации;
8) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации;
9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
10) осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с федеральным законом;
11) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
12) обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности;
13) проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий.
2. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, также обязаны:
1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;
4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 сентября 2012 г. N 907
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ,
ПРИ СООТВЕТСТВИИ КОТОРЫМ МЕДИЦИНСКИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕДАНО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 907
КРИТЕРИИ,
ПРИ СООТВЕТСТВИИ КОТОРЫМ МЕДИЦИНСКИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРЕДАНО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Личное членство врачей одной специальности в медицинской профессиональной некоммерческой организации, объединяющей более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации (данные персонифицированного учета в отношении лиц, которые участвуют в оказании медицинских услуг), и членство указанной медицинской профессиональной некоммерческой организации в иной организации, соответствующей критериям, предусмотренным пунктом 2 настоящего документа.
2. Объединение в составе иной организации, предусмотренной пунктом 1 настоящего документа, одновременно:

32 а) более 50 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 3 статьи 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; б) более 25 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, основанных на личном членстве врачей одной специальности и объединяющих более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории
Российской Федерации, сформированных по основным специальностям врачей (в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское образование).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей