Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Образовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы


НазваниеОбразовательная программа Школа главного специалиста Нормативно-правовое обеспечение, подготовка кадров и организация лабораторной службы
Анкорmetodicheskoe-posobie -shkola-glavnogo spetsialista -yanv-2015.pdf
Дата13.01.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe-posobie_-shkola-glavnogo-spetsialista_-yanv-2015.p
оригинальный pdf просмотр
ТипОбразовательная программа
#6320
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Шачнев
Е.Н.
Государственно-частное
партнерство
в
системе
здравоохранения РФ
Шачнев Евгений Николаевич – координатор Комитета по государственно-частному партнёрству Ассоциации
специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», заместитель
Генерального директора по развитию ООО "Научный центр ЭФиС"
Примерно с 2002 года в верхних эшелонах власти всерьез заговорили о концепции государственно-частного партнерства как о перспективном инструменте развития социально значимых направлений отечественной экономики.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации, определяющей основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013–2020 гг., сформулированы ключевые задачи, в том числе – «Создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики».
В области здравоохранения реализация данной политики выражается в создании условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно-надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.
Таким образом, в развитии социально значимых отраслей экономики РФ ставка делается, кроме всего прочего, на создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование нормативно-правовой базы и формирование системы государственных гарантий, повышающих интерес частного бизнеса в реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Экономические основы концепции ГЧП.
Государственно-частное партнерство (ГЧП)- взаимовыгодное сотрудничество публичного партнера (Российская Федерация, и(или) субъект Российской Федерации, и(или) орган местного самоуправления в лице уполномоченных ими органов) с российским или иностранным юридическим или физическим лицом, либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
Основной задачей ГЧП является привлечении опыта и инвестиций частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.
Экономическая концепция ГЧП опирается на следующие элементы:
1.
Сфера ГЧП – общественная инфраструктура: совокупность сооружений, зданий, оборудования, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества
(вода, тепло, обращение с твердыми бытовыми отходами, образование, здравоохранение, транспорт, присутственные места и др.)
2.
Развитие инфраструктуры оказывает позитивное влияние на качество жизни
граждан и на экономику в целом. Бизнес развивается там, где есть инфраструктура, это важное конкурентное преимущество для регионов и муниципалитетов.

39 3.
Ответственность
за
инфраструктуру
несет
государство.
Наиболее распространенные формы участия государства в инфраструктуре – собственник, инвестор (бюджетное финансирование капитальных вложений) и регулятор (тарифы, нормы).
4.
Инфраструктурных проблем больше, чем их может решить государство только
своими силами. Бюджетные капитальные инвестиции либо используются точечно, для
«строек века», либо их хватает только на «латание дыр».
5.
Ограничения
бюджетного
законодательства.
Использование бюджетных заимствований жестко ограничено бюджетным законодательством по различным причинам, в основе которых лежит боязнь создать такие условия, когда средства будут потрачены неэффективно, вплоть до объявления органа власти (или унитарного предприятия) банкротом.
6.
Заинтересованность государства в более качественном и эффективном выполнении
своих обязательств. Согласие государства на равноправные отношения с бизнесом может быть обусловлено только заинтересованностью государства в более качественном и эффективном выполнении своих обязательств перед обществом – повышением доступности и качества услуг.
7.
Желание Государства платить за результат, а не за процесс. Государство должно платить не за процесс («в этом году проложено Х километров труб»), а только за достижение заранее оговоренного в контракте результата («Х% потребителей получали качественные услуги в срок, в полном объеме, по заранее оговоренной стоимости»).
Это требует глубокого понимания государственными и муниципальными служащими, принимающими решение о реализации проекта, какие обязательства должна взять на себя власть, чтобы проект был реализован.
8.
Частный сектор зачастую обладает большими навыками, компетенциями и
технологиями для успешной реализации проектов. Частный сектор должен предоставить государству специфические навыки, технологии, квалифицированный персонал; должен брать на себя риски, связанные с реализацией качественных изменений, необходимых для более эффективного выполнения обязательств государства; должен быть способен привлекать дополнительный капитал для обеспечения своей деятельности в рамках партнерства с государством.
9.
Государство должно быть ответственным партнером частному бизнесу. Частный сектор не может получить от государства ничего, что бы он не мог получить на рынке, если только это не касается обязательств власти использовать исключительные государственные права (определяемые законодательством) для реализации проекта
(регулирование (регуляторы экономики – различные льготы, инвестиционные кредиты, гарантии, поручительства), распоряжение государственной (муниципальной) собственностью, закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, непосредственное оказание государственных и муниципальных услуг бизнесу, определение порядка оказания общественных услуг, ответственность за организацию отдельных рынков, предоставление субсидий, субвенций).
10.
Выбор частного партнера осуществляется на конкурсной основе. Государство в лице органа власти организует процесс ГЧП, состоящий в подготовке и проведении конкурсной конкурентной процедуры; по результатам конкурса выбирается

40 победитель, который привлекает финансирование и оказывает услугу государству на условиях, определенных контрактом; стороны контролируют выполнение контракта.
11.
Продукт ГЧП передается государству. В конечном счете, результаты деятельности частного инвестора при реализации проекта на условиях ГЧП всегда оказываются в собственности государства (муниципалитета).
Таким образом, механизмы государственного частного партнерства призваны стать действенной альтернативой приватизации инфраструктуры, так как сохраняется государственный контроль над ней, а также неэффективному управлению инфраструктурой органами государственного и муниципального управления, к тому же ограниченными в своей деятельности жесткими бюджетными рамками. Кроме того, за счет привлечения частного партнера возможно повышение гибкости и эффективности проекта, в том числе обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами, осуществляется разделение рисков, снижаются сроки реализации, оптимизируется затратная часть бюджета проекта, привлекаются новейшие технологии, снижается коррупционная составляющая деятельности.
Формы и механизмы государственного частного партнерства.
В мировой практике различают две формы партнерства: институциональная и контрактная. Институциональная форма подразумевает создание совместных предприятий с участием государства и бизнеса. В здравоохранении данная форма может быть реализована следующими путями:
1.
Создание новой медицинской организации с совместным участием государства и бизнеса;
2.
Создание некоммерческой организации в сфере здравоохранения;
3.
Создание управляющей компании для реализации и управления проектами в сфере здравоохранения;
4.
Передача частной компании доли государственной медицинской организации (в том числе частичная приватизация). Данный вариант не имеет в настоящее время соответствующего нормативно-правового обеспечения.
Контрактная формастратегического партнерства предполагает заключение контракта на выполнение определенных функций относительно объекта здравоохранения.
В Российской Федерации легитимными механизмами государственно-частного партнерства являются акционерное соглашение, концессия, договор услуг, BOLT, контракты
«жизненного цикла».
Акционерное соглашение. В рамках акционерного соглашения государство и частный инвестор учреждают совместное предприятие и определяют, какая сторона за какую деятельность несет ответственность. Примером может служить объединение активов АФК
«Система» и ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и Москвы» на базе группы
«Медси». Создание совместных предприятий наиболее эффективно в области крупных
«стартапов» и «гринфилд» проектов (уникальных в своем роде проектов). Так в 2011 году стартовал проект «ПЭТ-Технолоджи» при паритетном участии ОАО «РОСНАНО», ЗАО
«РосМедТехнолоджи» и ООО «MEDILUX» (Венгрия) по созданию современных диагностических центров, позволяющих проводить диагностику комбинированным методом позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ центров) на территории центрального федерального округа и республики Башкортостан.

41
Концессия. Концессия подразумевает аренду публичной собственности частным участником и инвестиционный договор по ее улучшению. Строится новый или реконструируется существующий объект, который сразу после завершения строительства передается публичному участнику, а частный инвестор управляет им оговоренный срок. В мае
2013 года в Москве было заключено первое концессионное соглашение в социальной сфере - концессионное соглашение Правительства Москвы с "Европейским медицинским центром» на создание на базе больницы №63 в Москве четырех высокотехнологичных медицинских центров. Частный партнер получил возможность управлять имуществом больницы, обслуживать пациентов по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС) и за наличный расчет, а также возможность выполнять часть городского заказа, в том числе по обслуживанию пациентов по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). В свою очередь частный партнер обязуется провести реконструкцию больницы №63 и осуществить строительство четырех центров: ранней диагностики раковых заболеваний, эндоваскулярной хирургии, перинатальный и реабилитационный.
Договор концессии на сегодняшний день является наиболее часто встречающимся механизмом ГЧП в России и регулируется федеральным законодательством.
Контракт «жизненного цикла» (BTO – строительство – управление – передача в
собственность публичному участнику). Разновидность концессионного соглашения, заключающегося в договоренности между инвестором и заказчиком (органами публичной власти) о создании инвестором за счет собственных и привлеченных средств объекта инфраструктуры, ответственность за качественную эксплуатацию которой инвестор несет в течение длительного периода, совпадающего с длительность жизненного цикла объекта (или периодом между капитальными ремонтами). Основной задачей контрактов жизненного цикла является создание у подрядчика прямой заинтересованности построить объект, который требует минимальных затрат по обслуживанию (например, дороги, которые надо ремонтировать реже, чем обычно).
Договор услуг.Форма сотрудничества государственного и частного сектора, близкая к
ГЧП.Частная компания оказывает государственному партнеру услуги в рамках государственных закупок. Государственные медицинские учреждения заключают договора с коммерческими организациями на оказание услуг по лабораторной диагностике, организации питания, вывозу и утилизации отходов, проведению ремонтных работ, услуг прачечной и прочих непрофильных работ.
BOLT («Построй – передай в аренду публичному участнику – передай в собственность
публичному участнику») Инвестиционный договор на новое строительство объекта частным инвестором и его аренда публичным заказчиком с переходом прав собственности.
По данным «Рейтинга регионов ГЧП-2014» Центра развития ГЧП в России по состоянию на 2014 год порядка 90 ГЧП-проектов в различных отраслях находятся на стадии реализации и управления, из них 53% реализуется как концессии, 35% проектов осуществляется на основе региональных законов о ГЧП и 12% представляют собой формы сотрудничества близкие к ГЧП.
Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства.
К сожалению, одним из серьезных барьеров для реализации совместных проектов является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов государственно-частного партнерства. На сегодняшний день активно ведется работа по

42 подготовке единого ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской
Федерации».
В отсутствие единого Закона, права и обязанности государственного и частного сектора в рамках ГЧП определяются следующими нормативными документами:
1.
Гражданским кодексом РФ, содержащим общие положения об обязательствах, единые для всех контрактных типов государственно-частного партнерства;
2.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
3.
Постановлениями Правительства РФ, определяющими типовые концессионные соглашения в отношении объектов различных инфраструктур (в том числе
Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения»);
4.
Федеральным законом от 05.04. 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
5.
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
6.
Федеральным законом от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
7.
Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
8.
Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации»
9.
Локальные законы, к настоящему времени принятые в 65 регионах и регулирующие
ГЧП на местном уровне.
Основные
направления
развития
государственно-частного
партнерства
в
здравоохранении.
В целях реализации программы создания благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства Министром здравоохранения РФ В.И. Скворцовой подписан приказ №334 от 27 июня 2014 года об утверждении состава Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству. В состав Совета вошли представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы РФ, руководители общественных и научных организаций, а также представители экспертного сообщества – всего
19 человек. Возглавила Координационный совет В.И. Скворцова. Заместителем председателя назначен замминистра здравоохранения Сергей Краевой. Основными задачами Совета являются:
1.
рассмотрение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, в том числе на основе анализа эффективности работы региональных законов;
2.
рассмотрение предложений по снятию ограничений по привлечению частных инвестиций в сферу здравоохранения;
3.
рассмотрение предложений по подготовке к реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения;
4.
проведение мониторинга реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения, рассмотренных на заседаниях Координационного совета.
15 июля 2014 г. в Минздраве России состоялось первое заседание Совета, по итогам которого были определены приоритетные направления деятельности - поддержка закона о

43 государственно-частном партнерстве и создание рабочих групп Совета в области нормативно- правового регулирования, анализа и оценки эффективности проектов, финансовой поддержки, а также в области информационного сопровождения и повышения образовательного уровня кадров.
По мнению экспертов, перед Координационным советом Минздрава России по государственно-частному партнерству стоит задача преодоления барьеров, возникающих при реализации проектов на основе ГЧП в здравоохранении. Основными этапами в данном направлении должны стать:
1.
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей ГЧП;
2.
Реорганизация тарифной сетки ОМС, с целью наполнения тарифа по ОМС с учетом реальной себестоимости медицинских услуг, а также включение инвестиционного компонента, что сделает более рентабельным участие негосударственных организаций в реализации программы государственных гарантий;
3.
Максимальная детализация тарифной сетки ОМС;
4.
Введение дополнительной ответственности страховщиков за качество оказания медицинских услуг;
5.
Дальнейшее развитие ДМС, в том числе развитие лекарственного страхования;
6.
Введение частичного зачета средств ОМС при лечении в частном секторе;
7.
Введение регулировки баланса «цена-качество», большая зависимость выплат от качества оказания медицинской помощи;
8.
Популяризация и информационное сопровождение проектов в сфере здравоохранения;
9.
Обеспечение налоговых преференций частному партнеру (инвестиционные льготы, сниженные ставки по региональным и местным налогам, возврат НДС, субсидии, льготные кредиты и т.д.)
10.
Снижение общих для ГЧП барьеров, таких как отсутствие механизмов эффективного финансирования, неблагоприятный инвестиционный климат, низкий уровень квалификации участников ГЧП, административные барьеры и пр.
По мнению замминистра здравоохранения Сергея Краевого в ближайшее время ожидается, что до 15% учреждений, которые участвуют в оказании медицинской помощи по программе ОМС, будут именно частными. В цифрах это около 1600 учреждений. Этому способствует упрощение доступа для частных медицинских компаний к участию в программе государственных гарантий, а также привлечение представителей частного здравоохранения к работе комиссий при территориальных фондах ОМС.
В целом привлечение представителей бизнес сообщества для обсуждения наиболее актуальных вопросов ГЧП в рамках рабочих групп при Координационном совете Минздрава
России призвано повысить результативность деятельности Совета. С этой же целью 20 июня
2014 г. Министром Здравоохранения РФ В.И. Скворцовой был подписан закон «Об утверждении методики расчета значения показателя эффективности деятельности Министра здравоохранения Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности», который подразумевает расчет и контроль динамики доли частных медицинских компаний, работающих в сфере программы государственной гарантии ОМС.
Список литературы:
1.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

44 2.
Гражданский кодекс РФ;
3.
Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской
Федерации»;
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 138 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения».
5.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
6.
Федеральный закон от 05.04. 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
7.
Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
8.
Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»
9.
Материалы сайта https://www.pppinrussia.ru/
10.
Интервью заместителя Министра Сергея Краевого "ГЧП Журналу" 13.08.14 11.
Материалы сайта https://www.rosminzdrav.ru/
12.
Материалы сайта https://invest.kamchatka.gov.ru/
13.
Ершов Д.Л. «Перспективы реализации государственно-частного партнерства в здравоохранении субъектов в РФ».
14.
Материалы петербуржского международного экономического форума – 2014.
Пленарная дискуссия "Роль частного сектора в развитии российской системы здравоохранения".
15.
Ред. Р. М. Нижегородцева, С. М. Никитенко, Е. В. Гоосен «Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России» 2012 г.
16.
Сюткин М. В. «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России» Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011 17.
Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей