Крылатый шлем, который подарил ему бог царства мертвых Аид, помогал Гермесу в битве с титанами. Прекрасные нимфы подарили ему
сандалии с крылышками (таларии), чтобы он мог быстро перемещаться в пространстве.
2 С развитием рыночного хозяйства Гермес стал богом торговли. «Крылатые сандалии», «жезл-кадуцей» и тилем» - известные атрибуты Гермеса, помогавшие ему совершать подвиги и ставшие привычными символами бога торговли.
Золотой жезл Меркурия, стал символом Торгово-промышленной палаты России и имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, на его вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. Жезл имеет глубокий смысл, символизируя деятельность торгово-промышленных палат - находить компромиссы между предпринимателями и властью, примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия и общие правила в международной торговле. «Коллегия торговцев-меркурианцев», поклонявшаяся богу торговли Меркурию, может считаться прообразом первых торговых палат, поскольку это и есть первое общественное объединение предпринимателей, известное из истории.
11.2 Торговые ассоциации в средневековых русских городах.До монгольского нашествия Русь нередко называли страной городов, что свидетельствовало о высоком уровне развития ремесла и торговли. Первое известное на Руси добровольное объединение торговых людей возникло в 1127 году в Новгороде, ставшем в XII веке торговой столицей Руси. Оно называлось Ивановской общиной («Иваново сто») и объединяло крупных торговцев воском, ибо мед и воск в то время были основными товарами русского экспорта. Местом сбора купцов являлась Церковь Иоанна Златоуста, где хранилась казна и имелись амбары и подвалы. Здесь же хранились эталонные меры: «локоть иванский», «медовый пуд», «гривенка рублевая», «весы вощаные». Тут совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Купеческий суд при церкви разбирал конфликты между купцами, в том числе иностранными. Для выработки общих правил торговли, содействия ремеслам и производству купцы, промышленники и мореплаватели создавали торговые объединения. Делами корпорации управлял выборный староста. Наследственные права членов общины получали купцы, заплатившие взнос в 50 гривен (около 10 кг серебра).
Привилегии, которые они за это имели, давали возможность получения кредита и даже безвозмездной ссуды из общей кассы, а также, в некоторых случаях, вооружённого сопровождения торгового каравана. «Иваново сто» очень напоминало европейскую торговую гильдию.
1Со времен Киевской Руси и до конца XII века элиту русского купечества составляли «гости». Уже в договорах князей Олега и Игоря этот термин распространяется на крупных купцов, торговавших за пределами Руси. «Гостям» доверяли переговоры с иноземцами от имени князей, а позже и царей. «Гости» также выполняли государственные заказы на закупку заморских товаров для царского двора.
2 «На гостей поочередно возлагались сбор налогов, управление
астраханской или архангельской таможнями, продажа пушнины и прочих товаров казны, внешняя торговля государства, особенно продажа товаров, относившихся к государственным монополиям, наконец, управление Монетным двором или Сибирским приказом. Купцы вели торговые операции с городами Европы на Балтике и с восточными странами через Черное и Каспийское моря. Торговля требовала «складчины», то есть объединения денег и усилий для строительства судов, охраны товаров, сооружения складов и перевалочных баз. Первые внешнеторговые операции славян с иноземными купцами относятся к VIII веку. Из первых арабских летописей известно, что именно в VIII веке возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком, именно по волжскому торговому пути отправлялись караваны с хлебом, воском и мехами».
3К концу XIV века российское купечество, помимо гостей, представляли торговые люди Гостиной и Суконной сотен (купеческая корпорация, объединявшая торговцев). «Торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу, объединялись в профессиональные организации «ряды», а их члены назывались «рядовичами».
1 Купцы первопрестольной и других городов конкурировали между собой, причем первые старались «прибрать к рукам» наиболее доходные статьи в «провинциальных» городах: рыбную ловлю и откупа, кабацкое питье и торговые бани, квас и сусло, уксус и морс, проруби. Русские купцы не жаловали иностранных коллег и предпринимали попытки ограничить их возможности по торговле внутри России. Свидетельство тому - челобитные, которые они писали царю, доказывая свои права на право торговли. В прил. 3 приведен один из образцов, сохранившихся до наших дней, «Челобитной» царю Михаилу Федоровичу (1627 г.) русского купечества с жалобой на торгующих в России иностранных купцов с просьбой запретить им торговлю во внутренних районах страны. Это пример организованной защиты своих интересов.
2В XVII веке вышел указ, по которому «гости», торговые люди Гостиной и Суконной сотен уравнивались в правах с «посадскими людьми» в несении «государевой службы» и в «подушном окладе» (налоге). С этого времени звание Гостиной сотни приобрело лишь «титулярное» значение и сохранилось до середины XVIII века.
31.3 Коллегии Петра I, гильдии и цехиВажным инструментом в экономической политике России во времена Петра I были коллегии, отвечавшие за развитие разных отраслей хозяйства. Торговая деятельность передавалась в юрисдикцию Коммерц-коллегии. Принятый в марте 1719 года регламент (устав) Коммерц-коллегии казался прогрессивным и так определил ее задачи: оказание помощи купечеству и охрана его от «принуждения и притеснения» со стороны таможенников; обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев; пресечение монополизма - «дабы никакие монополии и откупы товаров, позволены не были»;
содержание в надлежащем состояний магистратов, отвечающих за торговые порядки и правила: контроль за качеством и другие.
1Содействие торговле обязаны были оказывать городские магистраты. Регламент Главного магистрата, утвержденный в январе 1721 года, предписывал городским властям проявлять «старание о развитии торговли»; об умножении ярмарок и торгов; заниматься делами «всех купеческих людей», чтобы «рассыпанную сию храмину паки собрать».
2 Одна из задач магистратов состояла в заботе о строительстве бирж, в «которые бы сходились торговые граждане для своих торгов и постановления векселей, для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции». Специальная глава Регламента посвящалась маклерам. Им надлежало «выбрать Магистратом от купечества добрых и во всех торгах и вексельных переводах искусных людей», привести их к присяге и содержать на средства, выделяемые купечеством. Для поощрения развития отечественной промышленности Петром I была создана Мануфактур-коллегия — «Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками». Ее регламент предоставлял право каждому подданному создавать промышленные предприятия, причем Коллегия должна была помогать «капиталом», в случае необходимости принуждать «нерадивых компанейщиков» к «порядочному содержанию мануфактур», а наиболее усердных освобождать от налогов.
3 Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе экономической, нашло отражение в принятом 16 января 1721 года царском указе, определявшем правовое положение торгово-промышленных людей.
1Используя современную терминологию, можно отметить, что таким образом создавались негосударственные структуры, которым передавались некоторые функции государственных органов власти, например по административному управлению, арбитражу, защите корпоративных интересов предпринимателей.
2 Развитие крупного промышленного производства, разрешение многим сословиям участвовать в торговле и промысле, формирование коллегий, контролирующих и поддерживающих многие отрасли, не устранили противоречий в части выдачи особых привилегий наиболее приближенным к власти, резко увеличили зависимость от власти, привели к расколу «третьего сословия». Ограничение свободного предпринимательства и одновременно стремление повысить экономический потенциал государства - главное противоречие петровских времен.
1Глава 2. Новые организации. Стратегия и тактика правительства.1.1 Купеческие собранияВажным объединительным фактором для российского предпринимательства стала организация на территории России купеческих клубов. Первые русские клубы преследовали цель: «доставить возможность знакомым людям сходиться и рассуждать о своих делах или чем-либо другом, осведомляться о домашних и чужестранных новостях и препровождать таким образом с приятностью время».
1Первым в Петербурге возник петербургский Английский клуб, который был открыт 1 марта 1770 года. Члены петербургской английской колонии, желая помочь
разорившемуся английскому коммерсанту Гарнеру, основали клуб и пригласили его распорядителем по хозяйственной части. В 1772 году разорился немец Шустер, и под него уже немцы, проживавшие в Петербурге, также открыли свой клуб с названием «Бюргер-клуб». В 1784 году, с целью доставить возможность биржевому купечеству собираться для совещаний по коммерческим делам и проводить время в беседе за разными играми, в Петербурге было основано Коммерческое общество, членами которого стали только купцы.
2 В Москве первым по времени основания клубом был также Английский клуб, учрежденный в 1772 году по образцу петербургского жившими в Москве иностранцами. Второй московский клуб был открыт в 1780 году французом Лефебюром по предложению московского дворянства. Сенатор М. Ф. Соймонов и князь А. Б. Голицин в 1783 году учредили общество, именовавшееся сначала Московским, а затем Российским Благородным Собранием. В 1786 году в Москве был учрежден «Купеческий клуб», впоследствии переименованный в Московское купеческое собрание. 30 августа 1819 года был утвержден устав Московского немецкого клуба, «Бюргер-клуба», для иностранцев, проживающих в Москве. Идея клубов была поддержана практически всеми губерниями, и «по образу и подобию» они стали распространяться по всей территории России.
1Помимо встреч, бесед, совещаний и отдыха эти клубы инициировали многие благотворительные мероприятия, собирали деньги: на устройство военных госпиталей; для помощи студентам Московского университета; для пострадавших от неурожаев; для сооружения памятников; для учреждения консерватории; на проведение выставок; и на многое другое.
11.2 Гильдейское купечествоПервые организации по образцу европейских торговых палат имеют свое начало с XVII века (период царствования Екатерины I). Она в феврале 1727 года издала указ, в котором было предписано «известному числу фабрикантов... хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких-либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в коммерц-коллегию».
2В 1755 году вводится Торговый устав, где крестьянам запрещается торговать в «ближнем от городов расстоянии». В этом же году был издан Екатериной II Манифест, обнародовавший начало реформы городского управления. Реформой было юридически закреплено деление городских жителей на мещан и купцов. При этом внутри купечества выделялись три гильдии. Купцы двух первых гильдий имели важные преимущества: право на
внутренний оптовый и розничный торг; на заведение фабрик и заводов, были особождены от казенных служб.
3В сентябре 1800 года Павел I утвердил новое постановление о Коммерц-коллегии, согласно которому она должна была состоять из 23 членов, 13 мест отводилось купцам, которых предлагалось избирать из купеческой среды. Однако его сын Александр I уже на пятый день своего царствования отменил это решение. Вместе с тем тот же Александр I издал в 1807 году манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этим манифестом разрешалось организовывать товарищества для внешней торговли.
1В 1813 году в Москве была образована первая сословная купеческая организация - Московское купеческое общество, затем такие общества появились и в других городах России.
21.3 Торговые депутации, Мануфактурные и Коммерческие советыВ 1824 году в России были учреждены Торговые депутации. Торговым депутатам был открыт свободный вход во все лавки, торговые заведения и дома, где проводился торг, с обязанностью иметь надзор на биржах. Торговые депутации выполняли роль самоконтролирующих организаций, избавляя власть от необходимости содержания дополнительного штата чиновников, поддерживали торговые традиции и деловую купеческую этику.
3По инициативе деловых кругов Петербурга и Москвы были учреждены Мануфактурный (1828 г.) и Коммерческий (1829 г.) советы. Мануфактурный и Коммерческий советы участвовали в подготовке правительственных законопроектов в области промышленности, торговли, таможенной политики, в освоении вновь присоединенных территорий, в популяризации технических открытий, в рабочем вопросе и т.д. Важнейшей задачей советов стал сбор информации о состоянии торговли и промышленности. С этой целью, кроме центральных учреждений в Петербурге и Москве, создавалась разветвленная сеть уездных комитетов и корреспондентов. В 9-ти промышленных губерниях были учреждены мануфактурные комитеты. В 26-ти крупных уездных городах действовали корреспонденты, сообщавшие сведения о хозяйственной жизни на местах. Для получения из-за границы деловой информации создавался институт так называемых агентов, который обеспечивал коммерческой информацией Министерство финансов.
1Одним из направлений деятельности Мануфактурного совета являлась пропаганда нового технического опыта, изобретений и открытий. Этому способствовали учрежденная советами система привилегий, наград за участие в промышленных выставках, открытие специализированных журналов, например «Журнала Московского отделения Мануфактурного совета», «Журнала мануфактур и торговли», уделивших особое
внимание вопросам технического прогресса, сообщавших о технических новшествах, рекомендовавших к внедрению новые машины и мастеров к ним.
Во второй четверти XIX века впервые для показа широкой публике Мануфактурный совет стал устраивать торгово-промышленные выставки, призванные продемонстрировать «торжество русской промышленности». Первая такая выставка открылась в 1829 году. Выставки отражали изменения в технической области, в методах ведения производства, они стали местом встречи деловых людей, где последние устанавливали более тесные связи с иностранным капиталом. В эти годы Министерство финансов, отвечавшее за состояние и развитие российской промышленности и торговли, содействовало выписке из-за рубежа машин и оборудования, а также новых образцов машин для ознакомления с ними русских фабрикантов.
2