Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

история конкурс. Отечественная история Становление торгово-промышленной палаты РФ девиз Последователи Гермеса 2011г. Содержание


НазваниеОтечественная история Становление торгово-промышленной палаты РФ девиз Последователи Гермеса 2011г. Содержание
Анкористория конкурс.docx
Дата27.12.2017
Размер71.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория конкурс.docx
ТипРеферат
#33505
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Отечественная история

Становление торгово-промышленной палаты РФ

Девиз «Последователи Гермеса»

2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3-7

Глава 1 Первые торговые объединения.…………………. ……………………..8

    1. Символика ТПП РФ…………………………………………………………...8-9

    2. Торговые ассоциации в средневековых русских городах…………………..9-11

    3. Коллегии Петра I, гильдии и цехи…………………………………………...11-13

Глава 2 Новые организации. Стратегия и тактика правительства……………..14

    1. Купеческие собрания………………………………………………………….14-15

    2. Гильдейское купечество………………………………………………………15-16

    3. Торговые депутации, Мануфактурные и Коммерческие советы…………..16-17

Глава 3 Предпосылки первых съездов и их функционирование……………….18

    1. Общества по поддержке торговли и промышленности……………………..18-19

    2. Первые съезды предпринимателей России…………………………………..19

    3. Биржи, биржевые комитеты…………………………………………………..20-23

Глава 4 Функционирование ТПП с XX века по настоящее время. Проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………24

    1. Начало XX века………………………………………………………………...24-29

    2. Новейшая история……………………………………………………………..29-30

    3. Проблемы и пути выхода из них……………………………………………...30-31

Заключение…………………………………………………………………………34

Библиография………………………………………………………………………35

Введение

Торгово-промышленная палата в соответствии с Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", другими законами и Уставом ТПП РФ призвана содействовать всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран.

Можно сказать, что на сегодня ТПП едва ли не единственная организация такого уровня, выполняющая такой большой объем работ и при этом сохраняющая стабильно высокие показатели. Для многих фирм по всему миру торгово-промышленные палаты стали незаменимым звеном в процессе их жизнедеятельности. На протяжении всей истории развития человечества менялся наш мир, эпоха сменяла эпоху, рождались и умирали различные общественные институты, а торгово-промышленные палаты оставались жить, развиваясь и открывая дорогу новым горизонтам цивилизации.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью рассмотрения истории становления и развития торгово-промышленной палаты для дальнейшего анализа при решении современных экономических проблем.

Объектом исследования является история развития торгово-промышленной палаты.

Предметом исследования являются:

- история создания торгово-промышленной палаты РФ;

- ее функционирование на сегодняшнее время;

- основные проблемы ТПП РФ и пути их решения.

Хронологические рамки исследования: XII-XXI вв.

Степень изученности темы: В основу теоретической базы этой работы положены современные труды отечественных авторов, посвященные образованию и развитию торгово-промышленных палат. Особенно хочется выделить такие работы:

- Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты1;

- Пастухов Б.Н., Бордюгов Г.А., Катырин С.Н., Позняк А.Г., Рыбаков А.М., Федотов В.И. Служение России. Торгово-промышленная палата Российской Федирации 1917-20072;

- Официальный сайт торгово-промышленной палаты РФ3.

- Парапдовский Я. Мифология.4

- Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства XIV-XVвв..5

- Шендаков Г.Н. Сочинения. 6

- Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию.1

- Российское предпринимательство. Книга 1.2

- Кузмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории.3

- Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Сочинения. 4

- Шендаков Г.Н. Сочинения. 5

- Московское купеческое собрание.6

- Кирсанов А. 400 лет торгово-промышленным палатам//Вестник Тверской ТПП.7

- Предпринимательское право//Закон и право.8

- Торгово-промышленная Россия: Справочная книга для купцов и фабрикатов.9

- Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка. 10

- ЦГАОР, ф.37411

Цель работы: проанализировать историю возникновения ТПП в России и найти оптимальные решения сложных вопросов, связанных с ее функционированием.

Для решения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- ознакомиться с историей создания торгово-промышленных палат;

- выявить основные проблемы на современном этапе;

- рассмотреть пути преодоления данных проблем;

Научная новизна работы.

- сделана попытка комплексного исследования становления и развития ТПП РФ;

- выявлены основные проблемы ТПП РФ;

- всесторонне рассматриваются пути решения некоторых проблем ТПП РФ.

Основные методологические принципы исследования

Методология данной работы базируется на применении:

1. общенаучных методов;

2. принципов исторического анализа;

3. подходов социокультурного анализа:

- историзм позволяет рассматривать явление в развитии, как имеющее историю возникновения, становления и исчезновения. На его применении базируется исследование эволюции социальных институтов;

- системный подход как рассмотрение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предполагает учет широкого исторического контекста, многообразия социально-политических структур и экономических институтов;

- объективность включает комплексное рассмотрение различных источников, их анализ и сопоставление;

- восхождение от конкретного к абстрактному предполагает раскрытие сущности объекта как целого на основе совокупности характеризующих объект признаков. Посредством применения данного метода эффективно исследование экономического положения сословий;

- восхождение от абстрактного к конкретному позволяет получить глубокое содержательно-конкретное знание. Оно целесообразно при рассмотрении вопросов правового положения и корпоративной деятельности дворянства;

- историко-генетический метод основан на последовательном раскрытии свойств объекта в процессе его исторического движения. Он способствует изучению эволюции социально-политических институтов;

- историко-сравнительный метод подразумевает сопоставление различных явлений. Он открывает возможности выявления общего и особенного однотипных и разнотипных объектов на различных уровнях взаимодействия;

- историко-системный метод характеризуется целостным охватом познавательной исторической реальности, раскрытием внутренних механизмов функционирования систем;

- социокультурный анализ основан на признании психологического фактора как равноценного в исторической системе.

Использование совокупности подходов позволяет осуществить комплексное рассмотрение проблемы исследования.

Практическая значимость исследования определяется новизной представленного в нем конкретно-исторического материала, новыми положениями и выводами. Результаты исследования расширяют существующие в науке представления о использовании истории создания торгово-промышленной палаты Российской Федерации в решении существующих проблем на данном этапе ее функционирования.

Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки и решения проблемы.

Глава 1. Первые торговые объединения.

1.1Символика ТПП РФ

«Гермес, сын Зевса и Майи, родился под утро на горе Киллене в Аркадии. Поспав несколько часов, он поднялся и ушел из пещеры. По дороге он убил черепаху и сделал из ее панциря лиру, прикрепив семь струн, скрученных из бараньих кишок. Около полудня он пробрался на скотный двор царя Адмета в Фессалии и вывел стадо, порученное надзору Аполлона. Чтобы обмануть преследователей, он вел скот по извилистым тропам, то и дело меняя направление. Свои ступни Гермес обвязал листьями лавра и тамариска и не оставлял следов на песке. У Алфея он немного отдохнул, разжег костер и, убив быка, зажарил кусок отборного мяса. Потом, погасив огонь, разметал пепел во все стороны, отогнал скот и укрыл его в горах. Почти под вечер он вернулся на Киллену. Мягко и легко, словно дуновение летнего ветерка, Гермес проскользнул в пещеру сквозь замочную скважину, лег в колыбель и заснул, как младенец.

Утром прибежал Аполлон и устроил скандал. Тогда Майя подвела его к колыбели, в которой спал Гермес. Неужели, сказала она, Аполлон подозревает ее сына, который еще так мал и не только не мог украсть стадо скота, но даже не знает, что значит «корова». Услышав это, мальчик не выдержал и засмеялся, тем самым выдав себя. Чтобы задобрить разгневанного Аполлона, Гермес подарил ему лиру из панциря черепахи. Аполлон так обрадовался, что дал ему взамен ореховую трость, которая имела волшебное свойство прекращать споры и мирить врагов. Когда Гермес бросил ее между двумя борющимися змеями, они тотчас перестали кусаться и дружно обвились вокруг трости, склонили друг к другу головы. Так появился кадуцей, с которым Гермес никогда не расставался и который пережил древность в виде посоха, употребляемого епископами греческой церкви»1


Крылатый шлем, который подарил ему бог царства мертвых Аид, помогал Гермесу в битве с титанами. Прекрасные нимфы подарили ему сандалии с крылышками (таларии), чтобы он мог быстро перемещаться в пространстве.2 С развитием рыночного хозяйства Гермес стал богом торговли. «Крылатые сандалии», «жезл-кадуцей» и тилем» - известные атрибуты Гермеса, помогавшие ему совершать подвиги и ставшие привычными символами бога торговли. Золотой жезл Меркурия, стал символом Торгово-промышленной палаты России и имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, на его вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. Жезл имеет глубокий смысл, символизируя деятельность торгово-промышленных палат - находить компромиссы между предпринимателями и властью, примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия и общие правила в международной торговле. «Коллегия торговцев-меркурианцев», поклонявшаяся богу торговли Меркурию, может считаться прообразом первых торговых палат, поскольку это и есть первое общественное объединение предпринимателей, известное из истории.1

1.2 Торговые ассоциации в средневековых русских городах.

До монгольского нашествия Русь нередко называли страной городов, что свидетельствовало о высоком уровне развития ремесла и торговли. Первое известное на Руси добровольное объединение торговых людей возникло в 1127 году в Новгороде, ставшем в XII веке торговой столицей Руси. Оно называлось Ивановской общиной («Иваново сто») и объединяло крупных торговцев воском, ибо мед и воск в то время были основными товарами русского экспорта. Местом сбора купцов являлась Церковь Иоанна Златоуста, где хранилась казна и имелись амбары и подвалы. Здесь же хранились эталонные меры: «локоть иванский», «медовый пуд», «гривенка рублевая», «весы вощаные». Тут совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Купеческий суд при церкви разбирал конфликты между купцами, в том числе иностранными. Для выработки общих правил торговли, содействия ремеслам и производству купцы, промышленники и мореплаватели создавали торговые объединения. Делами корпорации управлял выборный староста. Наследственные права членов общины получали купцы, заплатившие взнос в 50 гривен (около 10 кг серебра).

Привилегии, которые они за это имели, давали возможность получения кредита и даже безвозмездной ссуды из общей кассы, а также, в некоторых случаях, вооружённого сопровождения торгового каравана. «Иваново сто» очень напоминало европейскую торговую гильдию.1

Со времен Киевской Руси и до конца XII века элиту русского купечества составляли «гости». Уже в договорах князей Олега и Игоря этот термин распространяется на крупных купцов, торговавших за пределами Руси. «Гостям» доверяли переговоры с иноземцами от имени князей, а позже и царей. «Гости» также выполняли государственные заказы на закупку заморских товаров для царского двора.2 «На гостей поочередно возлагались сбор налогов, управление астраханской или архангельской таможнями, продажа пушнины и прочих товаров казны, внешняя торговля государства, особенно продажа товаров, относившихся к государственным монополиям, наконец, управление Монетным двором или Сибирским приказом. Купцы вели торговые операции с городами Европы на Балтике и с восточными странами через Черное и Каспийское моря. Торговля требовала «складчины», то есть объединения денег и усилий для строительства судов, охраны товаров, сооружения складов и перевалочных баз. Первые внешнеторговые операции славян с иноземными купцами относятся к VIII веку. Из первых арабских летописей известно, что именно в VIII веке возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком, именно по волжскому торговому пути отправлялись караваны с хлебом, воском и мехами».3

К концу XIV века российское купечество, помимо гостей, представляли торговые люди Гостиной и Суконной сотен (купеческая корпорация, объединявшая торговцев). «Торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу, объединялись в профессиональные организации «ряды», а их члены назывались «рядовичами».1 Купцы первопрестольной и других городов конкурировали между собой, причем первые старались «прибрать к рукам» наиболее доходные статьи в «провинциальных» городах: рыбную ловлю и откупа, кабацкое питье и торговые бани, квас и сусло, уксус и морс, проруби. Русские купцы не жаловали иностранных коллег и предпринимали попытки ограничить их возможности по торговле внутри России. Свидетельство тому - челобитные, которые они писали царю, доказывая свои права на право торговли. В прил. 3 приведен один из образцов, сохранившихся до наших дней, «Челобитной» царю Михаилу Федоровичу (1627 г.) русского купечества с жалобой на торгующих в России иностранных купцов с просьбой запретить им торговлю во внутренних районах страны. Это пример организованной защиты своих интересов.2

В XVII веке вышел указ, по которому «гости», торговые люди Гостиной и Суконной сотен уравнивались в правах с «посадскими людьми» в несении «государевой службы» и в «подушном окладе» (налоге). С этого времени звание Гостиной сотни приобрело лишь «титулярное» значение и сохранилось до середины XVIII века.3

1.3 Коллегии Петра I, гильдии и цехи

Важным инструментом в экономической политике России во времена Петра I были коллегии, отвечавшие за развитие разных отраслей хозяйства. Торговая деятельность передавалась в юрисдикцию Коммерц-коллегии. Принятый в марте 1719 года регламент (устав) Коммерц-коллегии казался прогрессивным и так определил ее задачи: оказание помощи купечеству и охрана его от «принуждения и притеснения» со стороны таможенников; обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев; пресечение монополизма - «дабы никакие монополии и откупы товаров, позволены не были»; содержание в надлежащем состояний магистратов, отвечающих за торговые порядки и правила: контроль за качеством и другие.1

Содействие торговле обязаны были оказывать городские магистраты. Регламент Главного магистрата, утвержденный в январе 1721 года, предписывал городским властям проявлять «старание о развитии торговли»; об умножении ярмарок и торгов; заниматься делами «всех купеческих людей», чтобы «рассыпанную сию храмину паки собрать».2 Одна из задач магистратов состояла в заботе о строительстве бирж, в «которые бы сходились торговые граждане для своих торгов и постановления векселей, для ведомостей о приходе и отпуске кораблей и коммерции». Специальная глава Регламента посвящалась маклерам. Им надлежало «выбрать Магистратом от купечества добрых и во всех торгах и вексельных переводах искусных людей», привести их к присяге и содержать на средства, выделяемые купечеством. Для поощрения развития отечественной промышленности Петром I была создана Мануфактур-коллегия — «Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками». Ее регламент предоставлял право каждому подданному создавать промышленные предприятия, причем Коллегия должна была помогать «капиталом», в случае необходимости принуждать «нерадивых компанейщиков» к «порядочному содержанию мануфактур», а наиболее усердных освобождать от налогов.3 Стремление к регламентации общественной жизни, в том числе экономической, нашло отражение в принятом 16 января 1721 года царском указе, определявшем правовое положение торгово-промышленных людей. 1

Используя современную терминологию, можно отметить, что таким образом создавались негосударственные структуры, которым передавались некоторые функции государственных органов власти, например по административному управлению, арбитражу, защите корпоративных интересов предпринимателей.2 Развитие крупного промышленного производства, разрешение многим сословиям участвовать в торговле и промысле, формирование коллегий, контролирующих и поддерживающих многие отрасли, не устранили противоречий в части выдачи особых привилегий наиболее приближенным к власти, резко увеличили зависимость от власти, привели к расколу «третьего сословия». Ограничение свободного предпринимательства и одновременно стремление повысить экономический потенциал государства - главное противоречие петровских времен. 1

Глава 2. Новые организации. Стратегия и тактика правительства.

1.1 Купеческие собрания

Важным объединительным фактором для российского предпринимательства стала организация на территории России купеческих клубов. Первые русские клубы преследовали цель: «доставить возможность знакомым людям сходиться и рассуждать о своих делах или чем-либо другом, осведомляться о домашних и чужестранных новостях и препровождать таким образом с приятностью время».1

Первым в Петербурге возник петербургский Английский клуб, который был открыт 1 марта 1770 года. Члены петербургской английской колонии, желая помочь разорившемуся английскому коммерсанту Гарнеру, основали клуб и пригласили его распорядителем по хозяйственной части. В 1772 году разорился немец Шустер, и под него уже немцы, проживавшие в Петербурге, также открыли свой клуб с названием «Бюргер-клуб». В 1784 году, с целью доставить возможность биржевому купечеству собираться для совещаний по коммерческим делам и проводить время в беседе за разными играми, в Петербурге было основано Коммерческое общество, членами которого стали только купцы.2

В Москве первым по времени основания клубом был также Английский клуб, учрежденный в 1772 году по образцу петербургского жившими в Москве иностранцами. Второй московский клуб был открыт в 1780 году французом Лефебюром по предложению московского дворянства. Сенатор М. Ф. Соймонов и князь А. Б. Голицин в 1783 году учредили общество, именовавшееся сначала Московским, а затем Российским Благородным Собранием. В 1786 году в Москве был учрежден «Купеческий клуб», впоследствии переименованный в Московское купеческое собрание. 30 августа 1819 года был утвержден устав Московского немецкого клуба, «Бюргер-клуба», для иностранцев, проживающих в Москве. Идея клубов была поддержана практически всеми губерниями, и «по образу и подобию» они стали распространяться по всей территории России.1

Помимо встреч, бесед, совещаний и отдыха эти клубы инициировали многие благотворительные мероприятия, собирали деньги: на устройство военных госпиталей; для помощи студентам Московского университета; для пострадавших от неурожаев; для сооружения памятников; для учреждения консерватории; на проведение выставок; и на многое другое.1

1.2 Гильдейское купечество

Первые организации по образцу европейских торговых палат имеют свое начало с XVII века (период царствования Екатерины I). Она в феврале 1727 года издала указ, в котором было предписано «известному числу фабрикантов... хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких-либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в коммерц-коллегию». 2В 1755 году вводится Торговый устав, где крестьянам запрещается торговать в «ближнем от городов расстоянии». В этом же году был издан Екатериной II Манифест, обнародовавший начало реформы городского управления. Реформой было юридически закреплено деление городских жителей на мещан и купцов. При этом внутри купечества выделялись три гильдии. Купцы двух первых гильдий имели важные преимущества: право на внутренний оптовый и розничный торг; на заведение фабрик и заводов, были особождены от казенных служб. 3

В сентябре 1800 года Павел I утвердил новое постановление о Коммерц-коллегии, согласно которому она должна была состоять из 23 членов, 13 мест отводилось купцам, которых предлагалось избирать из купеческой среды. Однако его сын Александр I уже на пятый день своего царствования отменил это решение. Вместе с тем тот же Александр I издал в 1807 году манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этим манифестом разрешалось организовывать товарищества для внешней торговли.1

В 1813 году в Москве была образована первая сословная купеческая организация - Московское купеческое общество, затем такие общества появились и в других городах России. 2

1.3 Торговые депутации, Мануфактурные и Коммерческие советы

В 1824 году в России были учреждены Торговые депутации. Торговым депутатам был открыт свободный вход во все лавки, торговые заведения и дома, где проводился торг, с обязанностью иметь надзор на биржах. Торговые депутации выполняли роль самоконтролирующих организаций, избавляя власть от необходимости содержания дополнительного штата чиновников, поддерживали торговые традиции и деловую купеческую этику.3

По инициативе деловых кругов Петербурга и Москвы были учреждены Мануфактурный (1828 г.) и Коммерческий (1829 г.) советы. Мануфактурный и Коммерческий советы участвовали в подготовке правительственных законопроектов в области промышленности, торговли, таможенной политики, в освоении вновь присоединенных территорий, в популяризации технических открытий, в рабочем вопросе и т.д. Важнейшей задачей советов стал сбор информации о состоянии торговли и промышленности. С этой целью, кроме центральных учреждений в Петербурге и Москве, создавалась разветвленная сеть уездных комитетов и корреспондентов. В 9-ти промышленных губерниях были учреждены мануфактурные комитеты. В 26-ти крупных уездных городах действовали корреспонденты, сообщавшие сведения о хозяйственной жизни на местах. Для получения из-за границы деловой информации создавался институт так называемых агентов, который обеспечивал коммерческой информацией Министерство финансов.1

Одним из направлений деятельности Мануфактурного совета являлась пропаганда нового технического опыта, изобретений и открытий. Этому способствовали учрежденная советами система привилегий, наград за участие в промышленных выставках, открытие специализированных журналов, например «Журнала Московского отделения Мануфактурного совета», «Журнала мануфактур и торговли», уделивших особое внимание вопросам технического прогресса, сообщавших о технических новшествах, рекомендовавших к внедрению новые машины и мастеров к ним.

Во второй четверти XIX века впервые для показа широкой публике Мануфактурный совет стал устраивать торгово-промышленные выставки, призванные продемонстрировать «торжество русской промышленности». Первая такая выставка открылась в 1829 году. Выставки отражали изменения в технической области, в методах ведения производства, они стали местом встречи деловых людей, где последние устанавливали более тесные связи с иностранным капиталом. В эти годы Министерство финансов, отвечавшее за состояние и развитие российской промышленности и торговли, содействовало выписке из-за рубежа машин и оборудования, а также новых образцов машин для ознакомления с ними русских фабрикантов.2

  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей