Программа логопедического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра
ФИО ребенка: Иванов Иван Иванович
Возраст: 5 лет
Заключение: ОНР I уровня, РАС I группа
Пояснительная записка
Для определения цели и задач программы индивидуального сопровождения нужно понимать психологические и речевые особенности детей РДА I группы и ОНР I группы.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Общее недоразвитие речи I уровня характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле).
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида' «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово).
Исходя из выше описанных особенностях данных детей можно выделить следующую цель.
Цель программы - развитие осмысленного обращения к речи окружающих, формирование лексической стороны речи (пассивный и активный словарь), а также развивать навыки коммуникации.
Задачи:
1. Ориентация ребенка во внешнем мире.
2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать пассивный словарь и переводить его в речь;
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
3. Развитие устной речи:
- развить понимание речи;
- развить подражательную речевую деятельность;
- развить темпо - ритмическую чувствительность.
5. Формировать пространственно-временные представления и понятия.
Период Основное содержание работы Методы, приемы и средства работы. I период обучения:
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие понимания речи
Учить понимать обращенную речь
Учить понимать местоимение "я"
Учить ребенка находить предметы, игрушки.
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Игровые приемы
Эмоционально-смысловой комментарий
Система поощрений
Изографическое моделирование
Цикличность повторений Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов.
Использование театрализованых игр
Привлечение на занятие родителей
Аудиомоделирование
Эмоционально-смысловой комментарий Развитие темпо-ритмических компонентов речи стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Эмоционально-смысловой комментарий
Использование логопедических сказок
Игровая стимуляция
Эмоционально-смысловой комментарий
Использование театрализованых игр
Использование героев (игрушек) II период обучения:
Январь, февраль, март, апрель, май. Развитие понимания речи
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Эмоционально-смысловой комментарий
Темпо-ритмические игры
Логоритмика
Повторение
Наглядный метод
Словестно-наглядные методы
Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей | перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |