Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

гигиена. Предмет, содержание и задачи гигиены. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Значение гигиены в осуществлении различных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваемости населения


НазваниеПредмет, содержание и задачи гигиены. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Значение гигиены в осуществлении различных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваемости населения
Анкоргигиена.doc
Дата20.11.2016
Размер1.87 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаgigiena.doc
ТипРеферат
#2481
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


I.Введение.


  1. Предмет, содержание и задачи гигиены. Связь гигиены с биологическими, клиническими и другими дисциплинами. Значение гигиены в осуществлении различных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваемости населения.


Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.
Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.
2.Методологические основы гигиенических исследований.
Методология гигиены – это раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы. К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией.

Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования. Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий.

Методы изучения влияния факторов окружающей среды в натурных условиях. Это направление называют натурным экспериментом. Что связывают с изучением состояния здоровья тех или иных групп населения, проживающих под воздействием различных факторов окружающей среды. В натурных условиях можно изучать и влияния условий труда на здоровье работающих. Изучают и влияние факторов учебного процесса на растущий организм ребенка. Проводятся клинико-гигиенические исследования, позволяющие разрабатывать предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в рабочей зоне. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

3.Взаимодействие окружающей среды и организмами как основа понимания влияния природных, бытовых, производственных и социальных факторов на здоровье населения.

Сфера влияния факторов

Факторы

 

Укрепляющие

здоровье

Ухудшающие

здоровье

Генетические

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.


4.Понятие «здоровье» населения. Задачи гигиены в повышении уровня здоровья человека, увеличения продолжительности жизни, повышении работоспособности населения.
Здоровье населения-состояние, противоположное болезни и обозначающее полноту жизненных проявлений человека.

Целью, задачей гигиены является устранение болезней путем создания благоприятной, оптимальной среды обитания.

Для этого, познав законы и закономерности взаимодействия человека, общества, популяций с окружающей средой, гигиена разрабатывает ряд нормативов и мероприятий, направленных на устранение отрицательных воздействий и усиление положительных эффектов.

Учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью называется санологией. Санология - - динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающихся на протяжении всего болезненного процесса - от состояния предболезни до выздоровления.

Успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья невозможен без активного и сознательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без здорового образа жизни и активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий.

Профилактика - это всеобщий метод в деятельности людей, общества, государства, направленный на предупреждение нежелательных явлений: правонарушений, болезней, аварий, пожаров и т. п.

Мероприятия по охране и постоянному улучшению здоровья населения проводят различные службы и учреждения. Однако главную роль играет служба здравоохранения, важнейшей задачей которой является забота о здоровье. Решение этой задачи медицинской наукой и практическим здравоохранением достигается двумя путями: профилактическим, т. е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней; и восстановительным, или путем лечения больного человека. Различают профилактику общественную и личную.Общественная профилактика обеспечивается государственными мерами, которые зафиксированы в Конституции РФ, Законе "Основные законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), в Федеральном законе РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.). Эти меры предусматривают право граждан на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, отдых, жилище, пенсионное обеспечение, т. е. на создание таких условий, которые позволяют человеку гармонично развиваться физически и духовно, сохраняя свое здоровье и работоспособность.

Личная (индивидуальная) профилактика предусматривает борьбу с перенапряжением нервной и других систем, нарушениями режима труда, отдыха, питания, гиподинамией, употреблением алкоголя и курением, т. е. стремление к здоровому образу жизни.
5. Роль гигиенических мероприятий в формировании и здоровья населения. Закон Российской Федерации о сан.эпид, благополучия населения.
Задачи, поставленные перед медицинскими работниками по формированию ЗОЖ, заключаются в устранении либо смягчении действия факторов риска развития заболеваний, информировании населения о вреде употребления табака и алкоголя; предотвращении социально значимых заболеваний, в т. ч. среди детского населения; применении индивидуальных подходов в консультировании, достижении увеличения продолжительности активной жизни.

Для решения указанных задач на популяционном уровне в регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России "Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака" от 19.08.2009 № 597н начали работать Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Основная цель деятельности Центров здоровья - сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения.

В Центре здоровья человек сможет измерить содержание никотина, определить уровень холестерина в крови, оценить выраженность избыточного веса тела, контролировать АД, оптимизировать физическую активность и составить индивидуальную программу оздоровления.

Основные функции Центров здоровья:

• информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

• групповая и индивидуальная популяризация ЗОЖ, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких;

• формирование у населения принципов "ответственного родительства";

• обучение граждан, в т. ч. детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, в частности помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

• обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

• динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;

• оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

• консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

• разработка индивидуальной программы по ведению ЗОЖ, в т. ч. с учетом физиологических особенностей детского возраста;

• осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию ЗОЖ, факторов риска развития заболеваний.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»( Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения

- абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

- контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

- создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

- проведения социально-гигиенического мониторинга;

- научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6.Основные научные проблемы гигиены. Развитие гигиены в Оренбуржье и в Мед. Академии.
Важнейшей и наиболее сложной из всех гигиенических проблем, несомненно, является санитарная охрана внешней среды. Возникшая с появлением крупной промышленности, она приобретает все большее значение по мере развития индустрии.

Выбросы промышленных предприятий загрязняют атмосферу, почву, водоемы, в результате чего ряд вредных веществ может проникнуть в организм с вдыхаемым воздухом, водой и пищевыми продуктами.

Определенные изменения естественного состава почвы связаны с химизацией сельского хозяйства, широким использованием пестицидов в качестве удобрений и средств борьбы с вредителями и болезнями растений.

Задача гигиены заключается в том, чтобы путем разработки и своевременного проведения профилактических мероприятий предупредить выраженное загрязнение внешней среды и неблагоприятное его влияние на здоровье населения.

Таким образом, гигиеническая наука должна не только поспевать за техническим прогрессом во всех областях народного хозяйства, но и в какой-то мере предвидеть его, подготовляя соответствующие нормативы и меры профилактики.

В этом отношении большое значение имеет гигиена строительства и реконструкции городов и сельских населенных мест, способствующая обеспечению населения благоустроенными жилищами. Важную роль для здоровья человека играет рациональное, сбалансированное питание, учитывающее половые и возрастные различия, трудовую нагрузку, уровень коммунального обслуживания, климатические особенности и т. д.

Проблематика гигиены труда определяется, прежде всего, необходимостью изучения влияния на организм новых факторов производственной среды, в виде ионизирующей радиации, электромагнитных волн разных диапазонов, вибрации, ультразвука и разнообразных токсических веществ. Трудно переоценить значение для здоровья подрастающего поколения успешного развития в нашей стране гигиены детей и подростков.

В этой области науки предстоит разработать эффективные мероприятия, повышающие сопротивляемость развивающегося организма, снижающие его заболеваемость посредством наиболее целесообразного режима труда и отдыха и санитарного благоустройства различных детских учреждений.

Наконец, современная гигиена должна уделять самое серьезное внимание предупреждению развития некоторых патологических состояний, являющихся в настоящее время основными причинами смертности среди взрослого населения (сердечнососудистые заболевания, злокачественные новообразования, тяжелые хронические бронхиты). Это тем более необходимо, что можно считать доказанной связь данных заболеваний с неблагоприятными изменениями окружающей среды.

II. История развития гигиены.
7. Влияние конкретных исторических условий на развитие гигиенической науки и практики. Гигиенические знания и практические навыки в области личной гигиене в древнем мире.

Гигиена — сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую старину. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных болезней и т. д. Наибольшего расцвета гигиена (хотя и не как специальная наука, а как набор практических рекомендаций) достигла в Древнем Риме, который прославился своим водопроводом и общественными банями. Уже за 600 – 500 лет до н. э. в Риме было свыше 30 отдельных водопроводов, которые в сутки суммарно давали свыше 1,5 млн. м3 горной ключевой воды.

Гигиенические рекомендации постоянно появляются в жизни людей в результате наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта, оценки того, что вредно или полезно для человека в окружающей среде. Еще до зарождения гигиены как самостоятельной науки люди научились правильно выбирать место для колодца, правильно топить печи и т. д. Казалось бы, простой вопрос: когда следует закрывать печь после топки? Если сделать это преждевременно, можно смертельно отравиться (“угореть”) оксидом углерода (II), который является продуктом неполного сгорания топлива; если сделать это слишком поздно, тепло из печи уйдет в атмосферу, и топка будет неэффективной. Гигиенический характер носит и известный народный обычай не давать молодоженам на свадьбе спиртного, так как алкоголь губительно отражается на потомстве.

Не все неблагоприятные факторы среды оказывают на организм человека быстрое действие. Напротив, губительное влияние многих из них накапливается постепенно, исподволь подтачивая здоровье. Кроме того, в ходе развития производства возникают новые факторы, и характер их необходимо оценивать своевременно, по возможности еще на стадии проектирования предприятия, учитывая все возможные последствия для здоровья человека. Поэтому гигиена — не набор полезных рекомендаций и правил. Это самостоятельная наука, вооруженная собственными методами исследования.

Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказалась историей огромных эпидемий страшных болезней (чума, черная оспа, сифилис и др.), приведших к гибели многие миллионы людей, к вымиранию населения целых областей. Как же боролись с этими болезнями? Врачи тщетно искали “жизненный эликсир” как универсальное средство от всех болезней, прочие граждане усиленно молились, совершали паломничества к “святым местам”. И все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических сооружений. Достаточно сказать, что в средневековых городах нечистоты выливались прямо на улицу, водоснабжения и канализации не было.

Однако вред антисанитарного состояния городов и жилищ, жизненного уклада граждан был настолько очевиден, а опасность тяжелых эпидемических заболеваний столь велика, что в европейских государствах начали появляться первые зачатки общественного здравоохранения. В XVI – XVII вв. начали очищать города от мусора и нечистот, затем стали строить тротуары, освещать улицы и т. д. В это же время стали появляться и научные сочинения гигиенического характера, хотя первые трактаты по гигиене (“О здоровом образе жизни”, “О водах, воздухе и местностях” и др.) создал еще великий ученый и врач Древней Греции Гиппократ (460 – 377 до н. э.) . В них он отрицал сверхъестественные причины или божественное происхождение болезней, правильно оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, образа жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений и т. д., а также и “законы страны и формы государственного устройства”. Последнее очень важно, так как гигиена — наука, рекомендации которой имеют общественное значение, выполнение их самым непосредственным образом отражается на здоровье и благополучии не только отдельных граждан, но и всего общества в целом.

Сначала гигиена была наблюдательной и описательной наукой. Затем в ней стали применяться методы математической статистики. Наконец, она превратилась в экспериментальную науку. Этому способствовало использование гигиеной методов других наук, в первую очередь физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, токсикологии, радиологии. Со временем гигиена стала способной не только научно оценивать те или иные условия жизни, действие на организм человека тех или иных факторов, но и вырабатывать и проверять на практике различные рекомендации по совершенствованию условий труда и быта, охране и укреплению здоровья людей. Крупными учеными-гигиенистами были основоположники гигиены в России А. П. Доброславин (1842 – 1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842 – 1915). А. П. Доброславин организовал при Военно-медицинской академии в Петербурге впервые в России кафедру гигиены и экспериментальную гигиеническую лабораторию, был редактором первого гигиенического журнала “Здоровье” и организатором “Общества охранения народного здравия”. Ф. Ф. Эрисман организовал кафедру гигиены при Московском университете и при ней городскую санитарную станцию (на ее базе впоследствии возник Научно-исследовательский институт гигиены, носящий его имя). Благодаря деятельности этих талантливых ученых в России была создана отечественная научная школа гигиенистов, а также подготовлено большое число практиков — санитарных врачей.

Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно эпидемиологические станции. Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения. Санитарное законодательство предусматривает проведение различных мероприятий с учетом санитарных норм и правил, требований государственных стандартов, строительных норм и правил и т. д. Целью санитарного надзора является предупреждение нарушений требований гигиены при проектировании и строительстве новых городов, промышленных и жилых зданий, контроль за разработкой новых пищевых продуктов, материалов и т. д. (предупредительный санитарный надзор), а также наблюдение за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил при производстве продуктов, при эксплуатации построенных объектов (текущий санитарный надзор). Санитарное просвещение способствует распространению санитарно-гигиенических знаний среди граждан, общественному контролю за проведением санитарных мероприятий. По своей природе гигиена — наука предупредительная, главная ее задача — предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами — педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.

Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т. д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.

Оценить характер влияния, степень вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных особенностей его поведения, образа жизни можно лишь при условии хорошего знания особенностей организма. Я уже говорил о том, что гигиена использует методы различных наук—физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, а также математической статистики. Гигиена пользуется этими материалами в преобразованном виде, оценивая их с точки зрения того, насколько данные сведения способствуют решению собственных задач гигиены — созданию таких условий для жизнедеятельности человека, которые в максимально возможной степени обеспечивали бы сохранение н укрепление его здоровья, поддержание высокой работоспособности. Особенно близки гигиене две другие науки о человеке — анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология — жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем. При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.
8. Учение Гиппократа о влиянии различных факторов окружающей среды на здоровье человека. Влияние условий экономической жизни общества, достижение естественных и технических наук на развитие гигиены.
Объяснение болезни Гиппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. По Гиппократу, причины, даже так называемые божественные, естественны. Каждая болезнь имеет свои естественные причины, а все совершается только сообразно с природой. Каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины.

Материалистический подход Гиппократа к вопросам медицины сказался в его опенке влияния внешних факторов и среды на заболевание, в его взглядах на необходимость врачу учитывать эти факторы. Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье.

Естественные причины болезни лежат прежде всего в окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие которые сзоим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения и т. п. Только тот, кто предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача.

В связи с возможными заболеваниями Гиппократ разбирал каждое из указанных им условий. Здесь же он устанавливал связь различных болезней с временами года.

В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного общества, в первую очередь ее связи с заботами о питании, об использовании продуктов.Отражая характерный для древнегреческих мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ понимал болезнь как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности.
9. Особенности развития гигиены в России. Основные сведения о становлении

личной и общественной гигиены в Древней Руси.
В глубокой древности на русской земле славянские племена имели хотя и очень элементарные, но в определенной мере действенные представления о заразности многих болезней и необходимости борьбы с ними. Для предупреждения инфекционных заболеваний использовали окуривание полынью и другими травами, сжигали одежду и малоценные постройки после смерти больных, организовывали заставы для ограничения перемещения населения во время эпидемий. Археологические раскопки и древние письмена, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о внимании, которое уделялось благоустройству городов и деревень. Рекомендовалось строить их на возвышенных, незаболоченных местах, сухих, защищенных от ветра, с достаточным количеством воды для питья и хозяйственных нужд.

В более поздний период, в X—XI веках, уделялось много внимания благоустройству городов, пищевой санитарии и соблюдению санитарных правил в войсках. В России с давних времен умели беречь и сохранять воду, строили для этого шахтные колодцы, тайники (Воронеж, Елец). Первый водопровод и система канализации были сооружены в Новгороде в XI веке. Улицы Новгорода были тщательно замощены и подвергались систематической очистке.

Строительство водопровода в Москве относится к 1633 г. В этот период начала сооружаться и первая канализационная система в виде каналов, отводящих жидкие нечистоты за пределы города.

В период царствования Ивана Грозного создается "Домострой" — документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания. Даже в более ранний период были известны противоцинготные свойства овощей.

В XVI веке в Московском государстве появляются первые учебники для детей (азбуковники), в которых даются советы по личной гигиене. Большим событием является выход в свет книги ЕпифанияСлавенского (XVII век) "Гражданство обычаев детских", в которой содержатся ценные советы по сохранению здоровья детей, и "Изборниа Святослава" с элементами санитарных правил и полезных советов по предупреждению болезней.

С 1581 г. медицинская помощь на Руси осуществлялась Аптекарской палатой, которая затем была заменена Аптекарским приказом. Это был период появления законов, направленных на борьбу с заразными болезнями. После большой эпидемии чумы в 1654 г. начался официальный учет всех умерших во время эпидемий.

Неоценима роль Петра I в развитии санитарной культуры в России. Будучи человеком разносторонне образованным и активным реформатором, он упразднил Аптекарский приказ и создал Медицинскую канцелярию, издал указы по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, лично следил за санитарным благополучием и питанием в войсках. В дальнейшем также уделялось много внимания санитарному благополучию войск. Так, в 1793 г. врачом Е. Т. Белопольским был организован надзор за санитарным режимом в казармах, за питанием и водоснабжением войсковых подразделений. Этим вопросам уделял большое внимание А. В. Суворов.

Новым рубежом в развитии медицинских знаний был период, связанный с деятельностью М. В. Ломоносова в основанном им Московском университете в 1755 г. Отличительной чертой М. В. Ломоносова было его широкое мышление, проникающее в глубины многих отраслей знаний. Он сумел собрать и сплотить в университете наиболее передовых, прогрессивных ученых, которые внесли большой вклад в развитие науки, в том числе и медицины. Огромен личный вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественной медицины и, в частности, ее профилактического направления. Первым шагом к этому было открытие по инициативе М. В. Ломоносова в 1775 г. медицинского факультета университета. Его взгляды уже тогда носили передовой общегосударственный характер. М. В. Ломоносов писал: "Нам требуется достаточное количество докторов и аптек с лекарствами. Многие, которые могли бы еще жить, умирают'. Забота о сохранении населения страны здоровым и сильным отражена в его произведении "Рассуждения о размножении и сохранении российского народа". В работе "Первые основания металлургии или рудных дел" М. В. Ломоносов дает ценные советы по организации труда и отдыха рудокопов ("норных людей"), вносит предложение об устройстве естественной вентиляции шахт.
10. Экспериментальное направление в гигиене. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павловадля развития гигиены. Вклад крупнейших отечественных гигиенистов Ф.Ф.Эрисмана, Г.В.Хлопина, А.П.Доброславина в развитии гигиенической науки и практики.
За годы своей деятельности Федор Федорович Эрисман создал научную школу гигиенистов, стал основоположником профессиональной гигиены и реформатором общественной медицины в России, разрабатывал вопросы водоснабжения и канализации Москвы и проблемы школьной гигиены.
В 1925 г. Григорий Витальевич Хлопин организовал и возглавил институт профилактических наук им. З. П. Соловьева (Ленинград). Его основные труды освещали проблемы водоснабжения и канализации, жилищного строительства, очистки населенных мест, школьной и профессиональной гигиены, гигиены умственного труда, питания, военно-санитарного дела. Г. В. Хлопин разработал оригинальные методы гигиенических исследований (определение кислорода в воде и воздухе, озона в воздухе, методы химического анализа пищевых продуктов и др.).

В 1874 г. под редакцией Доброславина начал выходить первый в России научно-популярный гигиенический журнал "Здоровье". В 1878 г. Алексей Петрович обустроил небольшую гигиеническую лабораторию. За 18 лет ее существования вышло до 150 работ, в основном, по вопросам питания. Сам Доброславин написал до 90 работ, в том числе такие, как "Курс военной гигиены", "Гигиена - курс общественного здравоохранения" и "Очерк основ санитарной деятельности".
11. Виднейшие деятели науки Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, Н.А.Сысин, Д.Н.Марзеев, В.А.Левицкий, А.В.Мольков, Ф.Г.Кротков, А.А.Летавет,С.Н.Черкинский, В.А.Рязанов и др., их вклад в гигиеническую науку.
С 1921 по 1949 гг. профессор Н. А. Семашко заведовал кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 г. — 1-й Московский медицинский институт). С 1930 по 1936 гг. – член Президиума ВЦИК и председатель Деткомиссии, которой вменялись руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях и борьба с беспризорностью.

С 1945 по 1949 гг. Николай Александрович руководил институтом школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР и одновременно (с 1947 по 1949 гг.) — институтом организации здравоохранения и истории медицины Академии медицинских наук СССР (с 1965 г. ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко).
С 1923 г. Зиновий Петрович Соловьев - основатель и профессор кафедры социальной гигиены медицинского факультета 2-го Московского государственного университета. По его инициативе в 1925 г. была организована система пионерских лагерей, включая всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

З. П. Соловьев – автор трудов по разработке теоретических основ советского здравоохранения, организации военно-санитарной службы, профилактического направления в советской медицине.
В период с 1918 по 1932 гг. А. Н. Сысин руководил санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава РСФСР. В 1922 г. разработал проект декрета «О санитарных органах республики» и инициировал создание журнала «Гигиена и эпидемиология». С этого же года – профессор 1-го Московского государственного университета. С 1926 г. был постоянным представителем СССР в Международном бюро общественной гигиены (Париж).
С 1931 по 1951 гг. руководил кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. В 1938 г. вышел его «Учебник гигиены со включением эпидемиологии». В 1944 г. Сысин стал академиком Академии медицинских наук СССР. С 1944 по 1956 гг. работал директором института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина).

Основные работы Алексея Николаевича Сысина освещали вопросы водоснабжения, гигиены жилища, дезинфекции, акклиматизации человека, санитарно-эпидемиологического состояния страны.
Мольков Альфред Владиславович - автор первого советского учебника по школьной гигиене (1934 г.), выдержавшего 5 изданий. Под его руководством впервые в СССР начали систематическое социально-гигиеническое исследование динамики физического развития детей и подростков, были разработаны гигиенические требования к планировке и строительству школ, детских садов и пионерских лагерей, режиму труда и отдыха детей, а также многие вопросы медицинского обслуживания и санитарного просвещения.

Помимо работ по школьной гигиене, проводил исследования по вопросам социальной гигиены, организации здравоохранения, санитарного просвещения, и др. Альфред Владиславович Мольков за свои заслуги был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1907 г. В.А. Левицкий исследовал физическое состояние населения Московской губернии и показал социальный характер профессиональных заболеваний. В 1908 г. предложил безвредный способ обработки кроличьего пуха — без применения ртути.

В 1914 г. Вячеслав Александрович Левицкий был назначен на должность заведующего Санитарным бюро Московского Губернского Земства и до 1920 г. заведовал врачебно-санитарной организацией Московской губернии.

В 1919—1920 гг. Левицкий начинает исследовать причины утомляемости. С 1921 г. переходит на научную работу, получив должность заместителя директораСанитарно Гигиенического Института Наркомата Здравоохранения (НКЗ), в котором организует профгигиенический отдел. В 1922 г. публикует работу «Умственный труд и утомляемость».

С 1928 по 1931 гг. Вячеслав Александрович - директор Центрального Института НКЗ по изучению профболезней. Читал лекции по профгигиене на курсах усовершенствования врачей. С 1931 по 1933 гг. состоял консультантом в том же институте, преобразованном в Институт Гигиены Труда и Промсанитарии. При этом же институте в 1933 г. организовал Проблемную Лабораторию для разработки проблемы лучистой и конвекционной теплоты.
Во время Великой Отечественной войны (1941—1944) Ф.Г. Кротков руководил гигиенической службой Красной Армии. В октябре 1943 г. ему было присвоено звание генерал-майора медицинской службы. В 1944 г. он был избран академиком (действительным членом) Академии медицинских наук СССР. В 1947-1950 гг. - академик-секретарь, а в 1953-1957 гг. - вице-президент АМН СССР.

В 1944 г. стал инициатором создания Института питания Красной Армии, который сам и возглавлял до 1946 г. С 1946 по 1947 гг. работал заместителем министра здравоохранения СССР и возглавлял санитарно-эпидемическую службу страны. С 1947 по 1957 гг. Ф.Г. Кротков руководил кафедрой военной и радиационной гигиены военного факультета Центрального института усовершенствования врачей.

После ухода в отставку в 1957 г. Федор Григорьевич Кротков организовал и возглавил первую в СССР кафедру радиационной гигиены при ЦИУ врачей (до 1976 г.).

С 1957 г. Кротков был председателем Всесоюзного научного общества гигиенистов, а с 1962 г. - членом комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по радиационной защите.

Ф.Г.Кротков написал учебник «Радиационная гигиена» и учебное пособие на эту же тему. В них освещены гигиенические проблемы защиты от ядерного оружия, профилактики радиационных аварий, охраны окружающей среды от загрязнения радионуклидами, удаления и захоронения радиоактивных отходов, радиационной безопасности пациентов и медицинского персонала. Всего он опубликовал более 200 научных работ, включая 30 учебников и монографий, посвящённых различным проблемам общей, военной, радиационной гигиены и гигиены питания.
С 1957 г. Август Андреевич Летавет — академик-секретарь отделения гигиены, микробиологии и эпидемиологии Академии медицинских наук СССР. Изучал вопросы влияния производственных метеорологических условий на организм, гигиены труда при работе с радиоактивными веществами и излучениями, радиационного теплообмена человека с окружающей его средой, разрабатывал мероприятия по профилактике силикоза, а также ряд гигиенических нормативов, которые имеют значение при проектировании промышленных предприятий. С 1961 г. - вице-президент Международной организации по профессиональной медицине.

Основные работы А.А. Летавета посвящены проблемам гигиены труда, промышленного микроклимата, промышленной токсикологии, профилактики силикоза. Участвовал в составлении первого советского законодательства по санитарной охране труда промышленных рабочих. Под его руководством изучен механизм действия и клиника лучевых поражений.
Владимир Александрович Рязанов - основоположник нового направления в гигиене окружающей среды — гигиена атмосферного воздуха. Исследовал проблемы влияния аэрозолей на здоровье человека, закономерности распространения промышленных выбросов в приземном слое атмосферы, сформулировал критерии вредности атмосферных загрязнений и принципы их гигиенического нормирования, принятые во всех странах, основал школу гигиенистов.
В конце 1940-х гг. профессор С. Н. Черкинский разработал методическую схему гигиенического изучения возможного влияния поступающих в водоемы промышленных стоков и содержащихся в них вредных веществ, ставшую общепризнанной.

Исследования Самуила Наумовича были посвящены проблемам санитарной охраны водоемов, очистки сточных вод, гигиены воды и водоснабжения. Он был одним из основоположников гигиенического нормирования химических веществ в водной среде и авторов первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения.
12. Возникновение и развитие санитарной службы, ее функции и методы работы. Направление и содержание практической деятельности санитарно-эпидемической службы страны. Санитарное законодательство.
13. Понятие о гигиеническом нормировании вредных факторов окружающей среды, значение научного прогнозирования в гигиене.
14. Принципы гигиенического нормирования. Основные объекты гигиенического нормирования. Теория гигиенического нормирования основывается на таких принципах (Е.Г. Гончарук и соавт., 1995):
1. Принцип первоочередности медицинских показаний, когда принимают во внимание только особенности воздействия вредного фактора на организм человека и санитарные условия жизни.

2. Принцип дифференциации биологических ответов, когда учитывается спектр возможных реакций организма по видам биологических ответов на воздействие одного фактора, то есть гигиенический норматив устанавливают с учетом чувствительных групп населения, и он должен быть ниже их защитно-приспособительные реакции.

3. Принцип разделения объектов санитарной безопасности, когда гигиенические нормативы устанавливают отдельно для каждого объекта.

4. Принцип учета всех возможных неблагоприятных воздействий, когда для каждого объекта или фактора окружающей среды, для которого устанавливается норматив, учитываются все возможные виды неблагоприятного воздействия на среду и организм человека.

5. Принцип пороговости, учитывающий пределы приспособления организма.

6. Принцип зависимости эффекта от концентрации (дозы) и времени, основывается на принципах математического описания, закономерностей влияния факторов в зависимости от концентрации (дозы) и времени.

7. Принцип лабораторного эксперимента, когда исследование для определения порога влияния фактора проводят в лабораторных условиях.

8. Принцип аггравации, когда проводят отбор самых влиятельных на организм человека факторов окружающей среды.

9. Принцип относительности предельно допустимых концентраций (ПДК), которые предусматривают пересмотр ГПК.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей