Главная страница
qrcode

19. Рыночная экономика. Признаки рыночной экономики Доминирование частной собственности при равноправии других форм собственности


НазваниеПризнаки рыночной экономики Доминирование частной собственности при равноправии других форм собственности
Анкор19. Рыночная экономика.doc
Дата28.12.2017
Размер38.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла19. Рыночная экономика.doc
ТипДокументы
#33711
Каталог

Рыночная экономика.

Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанной на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании.

Признаки рыночной экономики:

1. Доминирование частной собственности при равноправии других форм собственности. Частная собственность точно соответствует требованиям развития рынка. Рынок порожден именно частной собственностью и без нее он немыслим. Законодательство в РФ не представляет этой форме собственности каких-то особых преимуществ по сравнению с другими.

2. Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Каждый производитель свободен производить все, что ему кажется выгодным и перспективным /кроме того, что запрещено законом/. Продавцы свободны в выборе товара и месте торговли.

3. Активный учет спроса и предложения.

Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.

Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.

Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать по той или иной цене в данном месте и в данное время.

Величина спроса – количество товара, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данном месте и в данное время.

Производитель выпускает продукцию, которая пользуется спросом у потребителя.

4. Конкуренция /от латинского – сталкивать, состязаться/ - экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за улучшение деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.

Конкуренция осуществляется на всех уровнях:

- среди производителей идет бесконечное соревнование за максимальный рост объема производства, опережающее снижение затрат, повышение качества продукции;

- среди потребителей соревнование идет за наиболее выгодное размещение своих доходов: выбрать товар или услугу лучшего качества и по более низкой цене;

- продавцы и покупатели соревнуются за наибольшее влияние на величину розничных цен: продавцы хотят продать товар подороже, покупатели заинтересованы в том, чтобы купить товар подешевле.

Благодаря конкуренции производители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными издержками, по минимальной цене и как можно лучшего качества.

5. Свободное образование цен /ценообразование/. результаты деятельности людей, предприятий, государства оцениваются по ценам реального спроса, а не по ценам, назначаемым государственными органами. Цены диктует рынок, исходя из соответствия спроса /покупателя/ и предложения /продавцы, производители/ и необходимости получения прибыли.

Спрос находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.



Цена

Величина спроса

Повышение +

Уменьшение -

Снижение -

Возрастание +

Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны изготовить и продать.

Цена

Величина спроса

Повышение +

Возрастание +

Снижение -

Уменьшение -

Никто не будет назначать цену себе в убыток. Но и слишком высокие цены невыгодны предпринимателям, поскольку в результате товары залеживаются на полках магазинов. Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, называется рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка, - равновесной ценой. Равновесная цена становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить.

Черты рыночной экономики.

Положительные.

Отрицательные.

1. Способна с помощью конкуренции и рыночной цены быстро откликаться на потребности в новых товарах.

2. Уравновешивает спрос и предложение.

3. Оперативно использует новые технологии с целью снижения издержек производства и повышения прибыли.

4. Отличается гибкостью и высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям.

1. Не гарантирует право на труд и доход, воспроизводит существующее экономическое неравенство.

2. Слабо обеспечивает поддержку некоммерческих отраслей /образование, фундаментальные исследования, здравоохранение и т.д./.

3. Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды.

4. Не способна предотвратить кризисы перепроизводства, порождает безработицу, инфляцию.

перейти в каталог файлов


связь с админом