Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

социализация мальчиков и девочек2. Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками


Скачать 174.5 Kb.
НазваниеПроблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками
Дата03.04.2019
Размер174.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласоциализация мальчиков и девочек2.doc
ТипДокументы
#44523
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

содержание

















Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола.

Изучение опыта работы педагогов образовательных учреждений показывает, что как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания школьников и современных требований общества. Разрабатываемые программы "Я - человек", * Открой себя" и др., ориентированные на развитие личности мальчика/девочки, имеют экспериментальный характер. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; школьникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы, полоролевая социализация остается стихийным плохо управляемым процессом, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания школьников в ходе полоролевой социализации оптимальным образом, обусловливая социально-педагогическую актуальность исследования.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым, И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном и др.

В начале XX столетия отечественные ученые (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране затормозила развитие проблемы исследования по вопросу полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.

В изучении проблемы полового воспитания девочек и мальчиков выделяются три направления исследований:

- психологический подход, ориентирований на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С. И. Голод, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Д. В. Колесов, А. Г. Хрипкова и др.);

этический подход, сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полового воспитания, воспитания чувства чести и достоинства мальчиков и девочек (Л. А. Арутюнова, Л. А. Байкова, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. М. Гоголина, О. Р. Кунц, Т. А. Маркова, В. С. Мухина, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина и др.);

функциональный подход, посвященный формированию сексуальной культуры (Ю. В. Гаврилов, А. В. Меренное и др.).

В отечественных исследованиях, посвященных половому воспитанию дошкольников (В. Б. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов, В. С. Мухина, Т. А. Репина, И. С. Кон, А. Г. Хрипкова и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика, исследовались половозрастные, психосексуальные особенности детей, характер взаимоотношений между детьми. За пределами внимания исследователей остались вопросы воспитания в целостном педагогическом процессе в ходе полоролевой социализации. Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют продолжения исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации школьников.

Проблеме полоролевого поведения младших дошкольников посвящено диссертационное исследование Н. Е. Татаринцевой "Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения младшего дошкольного возраста" (1999), в котором раскрывается сущность понятия "полоролевое поведение", методов и приемов воспитания основ полоролевого поведения младших дошкольников. За рамками данного исследования оказались вопросы воспитания основ полоролевого поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста, целостного полоролевого воспитания дошкольников, способствующего позитивной полоролевой социализации.

Представляет интерес кандидатская диссертация С. В. Бадмаевой "Профессионально-этическая подготовка учителя к формированию полоролевого поведения школьников" (1998). В работе рассматривается понятие "социально-половая роль", содержание которой в контексте современной культуры оказывает важное значение на формирование полоролевого поведения посредством осознания ребенком образа полоролевого поведения и приобретения опыта данного поведения.

Важное теоретическое значение имеет исследование Л. И. Столярчук "Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации" (1998), в котором выявлена сущность полоролевой социализации как социокультурного и психолого-педагогического явлений, определены принципы воспитания в процессе полоролевой социализации.

Методологическое значение имеют положения целостного подхода к воспитанию (Е. В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков), междисциплинарного и ролевого подходов (В. Б. Каган, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Сластении, В. М. Шепель). Работы этих ученых дали, несомненно, ценные научные результаты в развитии исследуемой проблемы. Однако представляется необходимым выявить специфику воспитания детей в процессе полоролевой социализации, педагогические условия эффективного полоролевого воспитания и определить содержание подготовки педагогов к этой работе как одного из важнейших условий эффективного воспитания, учитывающего социальные изменения, что и обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования - социализация как социально-педагогическое явление дошкольников.

Предмет исследования – Различия в содержании и способах социализации мальчиков и девочек

Цель исследования – показать различия в содержании и способах социализации мальчиков и девочек

Задачи исследования:

1. дать понятие о социализации в работах зарубежных психологов

2. описать подходы к определению понятия и сущности социализации в работах отечественных ученых

3. дать понятие о полоролевой социализации детей

4. охарактеризовать основные проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей