8 социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с
устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (первая степень по международной классификации).
Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту, как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, то есть пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение
первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился: он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий, демонстрирует естественное
(«слуховое») поведение в повседневной домашней жизни.
Следует констатировать, что слабослышащие дошкольники способны адекватно воспринимать и осмысливать мир, в котором живут, однако применяемые ими для этого способы отличаются от тех, которыми естественно пользуются их нормально развивающиеся сверстники. В связи с этим для детей со слуховой недостаточностью очень важно правильно определять адекватные условия жизнедеятельности, которые могут обеспечить успешность компенсации полной или частичной потери слуха и реализацию их
К
особым образовательным потребностям, характерным для слабослышащих и позднооглохших дошкольников, относятся:
– раннее получение специальной помощи средствами образования;
– обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных линий, так и в процессе индивидуальной работы;
– наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
– специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
9
– специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
– специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
– учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения слабослышащих и позднооглохших детей и оценке их достижений;
– специальная помощь в осознании своих возможностей и ограничений, умении вступать в коммуникацию (как с целью разрешения возникающих трудностей, так и для корректного отстаивания своих прав);
– развитие
возможностей восприятия звучащего мира, неречевых и речевых звучаний, формирование умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
– формирование и коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.),
использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, развитие умения вести групповой разговор;
– расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;
– психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
–
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа) разработана с учетом специфики дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие