Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Речевые и неречевые функции. Программа для детей с тнр. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе обучения математике Пояснительная записка


Скачать 24.61 Kb.
НазваниеПрограмма для детей с тнр. Интеграция речевых и неречевых функций в процессе обучения математике Пояснительная записка
Дата04.11.2019
Размер24.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРечевые и неречевые функции.docx
ТипПрограмма
#64838
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Выполнили:

Вершинина Екатерина


Коррекционно-развивающая программа для детей с ТНР.

Интеграция речевых и неречевых функций в процессе обучения математике

1.Пояснительная записка:

Актуальность: в настоящее время встречается большое количество детей, которые не могут запомнить и понять условие математической задачи, для них текст задачи остается обычным набором слов. Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Дети не могут проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность. Так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

Представления о форме у данной категории детей сформировано недостаточно. Наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие. Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением в развитии речи часто пользуются приемом контактной близости, то есть отражаемое пространство для них еще диффузно. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношение к себе и другим предметам. Они понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако затруднено активное использование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними. Эти дети не осваивают словесную систему отчета по основным пространственным направлениям. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное, поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно – следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра). При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Поэтому в работе с такими детьми важно сформировать у них иерархию автоматизмов, которые облегчат работу с математическими задачами

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР.

Цель: интегрировать речевые и неречевые функции на математическом материале для успешной работы с математическими задачами

Задачи:

1) Формирование речевых функций (развивать лексический словарь, грамматические конструкции, чтение математических задач).

2) Формирование неречевых функций (пространственные отношения, временные представления, сукцессивные и симультантные процессы, логические операции, оперативную память)

3) Создание интеграции речевых и неречевых функций в процессе обучения решения математических задач.

Планируемые результаты:

- дети владеют математическими терминами, понимают и применяют грамматические конструкции условий задач, читают и понимают математические задачи.

- у детей сформированы пространственные отношения, временные представления, сукцессивные и симультантные процессы, логические операции, развита оперативная память.

- применяют в процессе обучения математических задач речевые и неречевые функции для достижения доставленной цели.

Методы реализации:

слово — словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),

зрительный образ — наглядные методы (рассматривание предметов, картинок).

практика — практические методы (игры, игровые упражнения).

Формы:

Игры, чтение, проектная деятельность, беседы, разговор.

Средства:

- игровые (игры);

-коммуникативные (дидактический материал);

-чтение (восприятия) математической литературы (иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательские (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал);

- трудовые (оборудование и инвентарь);

- продуктивные (оборудование и материалы для решения математических задач).

Реализатор программы: воспитатель, логопед

Период реализации программы: Программа рассчитана на 20 занятий продолжительностью 50-55 мин. 3 раза в неделю.

Оценивание:

Проведение диагностики в начале и конце коррекционной работы:

Ребенку предлагается выполнить задания(решить задачи), после чего оценивается его выполнение:

0 – не приступил к выполнению задания или действовал случайным образом; ребенок не воспринимал помощи со стороны, не понимал смысла задания.

1 – сделана правильная попытка выполнения задания; ребенок воспринимал помощь со стороны, мог использовать ее для выполнения задания.

2 – задание правильно выполнено самостоятельно.

От 80 до 100% - высокий уровень;

От 65 до 79 %– нормальный уровень;

От 50 до 64,9% – ниже среднего;

От 49,9% и ниже – низкий уровень.

2.Разделы программы:
1.стимулирование процесса понимания текста задачи с применением разного вида дидактического материала на основе практических действий (проводится работа со словарем, грамматическим оформлением содержания условия и процесса решения математической задачи)

2.схематизация процессов решения задачи (процесс решения задачи осуществляется по 3 стадиям)

3.интеграция, включение сформированных автоматизмов в сложную математическую деятельность по решению задач разного типа

3. Содержание программы:
1. стимулирование процесса понимания теста с применением разного вида дидактического материала на основе практических действий.

-разложение читаемого текста на его элементы

-нахождение вопроса на основе знания данных

-нахождение соответствующих данных

-запоминание условия задачи

2.схематизация процессов решения задачи (процесс решения задачи осуществляется по 3 стадиям)

-1 стадия: стимулирование процесса понимания текста с применением разного вида дидактического материала( палочки, шашки, жетоны)на основе практических действий

-2 стадия - схематизация, т. е. решение задачи с помощью схематического рисунка (на более абстрактном уровне).

- 3 стадия - решение арифметической задачи с применением арифметических действий.

4.Приложение 1.
Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.

Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.

5. Приложение 2 .
1. стимулирование процесса понимания теста с применением разного вида дидактического материала на основе практических действий.

Для того чтобы научить детей понимать и анализировать содержание условия математической задачи, используются следующие упражнения:


Содержание задачи: «Мама купила хлеб за 7 рублей и булку за 8 рублей. Она дала продавцу 20 рублей. Сколько она получила сдачи? Анализируется следующим образом:

Что купила мама в магазине?

Сколько стоит хлеб?

Первые данные: хлеб стоит 7 рублей.

Сколько стоит булка?

Вторые данные: булка стоит 8 рублей

Сколько мама дала продавцу?

Третьи данные: мама дала продавцу 20 рублей.

Вопрос первый: сколько стоят хлеб и булка вместе?

Вопрос второй: Сколько сдачи получила мама?


Дети, получив данные задачи, должны найти соответствующий вопрос. Если ребенок затрудняется, ему предлагаются 3- 4 вопроса, из которых он должен выбрать нужный.


Ребенку предлагается текст задачи, в котором отсутствует одно из данных.


Ребенок должен не только понять композицию текста, но и запомнить все элементы условия задачи.

Ребенку предлагается прочитать текст задачи. В процессе чтения он записывает числа, имеющиеся в тексте задачи. Затем записанное условие закрывается, и ребенка просят его повторить.

Целью является не решение задачи, а понимание и использование письменной речи в процессе запоминания ее условия.

В процессе припоминания условия задачи отмечается, какие данные ребенок забыл, что он не понял, какую структуру текста хуже воспринимает. Такой анализ даст возможность определить последовательность предъявления различных текстов одного и того же типа задач, корригировать неточности понимания условия задачи.

2.схематизация процессов решения задачи (процесс решения задачи осуществляется по 3 стадиям)


На этой стадии в процессе решения математической задачи необходимо подвести ребенка к пониманию смысла математической операции через конкретные действия.

Например, предлагается задача: «Папа сажал в саду деревья. Вчера он посадил 8 яблонь, а сегодня посадил несколько груш. Сейчас в саду растет 15 деревьев.Сколько груш посадил папа?» Ребенок решает эту задачу, раскладывая шашки следующим образом: в первом ряду — 8 красных шашек (символизация яблонь), во втором ряду надо разложить 8 красных шашек и дополнить ряд до 15 зелеными шашками (символизирующими груши).


Детям предлагается схематически изобразить ситуацию, которая описана в условии задачи. К уровню абстракции следует переходить через ряд трансформаций.

Сначала детям предлагается изобразить содержание условия задачи в виде конкретного рисунка.

Затем от конкретного рисунка переходят к упрощенной схеме. Важно, чтобы схемы были ясными, точными и насколько возможно простыми, указывающими на весь комплекс данных условия задачи.

Схема позволяет сохранить математическую структуру задачи, она заключает в себе следующие операции: сначала ребенок осуществляет анализ всех элементов, а затем их синтез, указывая с помощью символов отношения, существующие между элементами. В итоге это приводит ребенка к выбору способа решения, т. е. алгоритма арифметических действий. Одновременно ребенок начинает понимать, что разные задачи по своей сути (содержанию) соответствуют одним и тем же схемам, т. е. имеют одинаковую математическую структуру.


Выполняя арифметические действия первой и второй стадий, ребенок осуществляет операции, которые он должен представить с помощью знаков: +, -, х, :. На этой стадии ребенок владеет математическими понятиями, правильно пользуется основным математическим словарем. Он ассоциирует каждое выражение с реальным действием и переводит свои действия в символическую форму, т. е. представляет в виде арифметических действий.

6.Приложение 3

Мониторинг по проблеме, формирование навыка

В процессе коррекции дискалькулии важно сформировать у детей определенную иерархию автоматизмов. Автоматизация действий осуществляется в такой последовательности:

- автоматизация простейших счетных операций;

- автоматизация процесса правильного понимания условия задачи;

- автоматизация алгоритма решения задачи данного типа.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей