УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
________________
О.Ф.Карпенко
«31»августа2015г Рассмотрено: на заседании Педагогического совета
ГБОУ школы - интерната
протокол №1
от «31»августа 2015г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1-7 класс
2015 - 2016 учебный год Пояснительная записка
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6-7 классах, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью и т.д.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по коррекционной логопедической работе
Классы: 1 Количество часов: 136 часа; в неделю 4 часа. Планирование составлено на основе: «Программы логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы интернат 8 вида» 1 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Обследование учащихся.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,
УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,
губно-зубных согласных В, Ф,
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.
Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,
Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ
Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.
Итог работы - выступление детей на логопедическом утреннике.
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
различать на слух и в произношении звуки;
слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения. Классы: 4 Количество часов: 102 часа; в неделю 3 часа Планирование составлено на основе: «Программы логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы интернат 8 вида» 4 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
Обследование учащихся
Повторение изученного во 2-3 классах:
развитие анализа структуры предложения;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие фонематического анализа и синтеза;
дифференциация твердых и мягких согласных;
дифференциация звонких и глухих согласных;
дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
обозначение мягкости согласных на письме.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО
Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.
Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.
Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.
Звук и буква У. Дифференциация О-У.
4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.
Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
Устранение семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.
Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:
для слогового синтеза: слоговые кубики;
для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;
для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением, отличать правильное изображение на карточке от сходного.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
ставить ударение; строить слогоритмическую схему слова. Классы: 5 Количество часов: 102 часа; в неделю 3 часа Планирование составлено на основе: «Программы логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы интернат 8 вида»
5 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 2-4 классах:
развитие языкового анализа и синтеза;
формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);
устранение оптической дислексии и дисграфии;
устранение семантической дислексии.
3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение.
Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.
Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.
Образование родственных слов. Образование сложных слов.
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.
Методическое обеспечение программы для 5 класса:
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
выполнять морфемный анализ и синтез слов;
выделять родственные слова из текста. Классы: 6 Количество часов: 68 часов; в неделю 2 часа. 6 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Обследование учащихся.
Повторение изученного во 2-5 классах:
развитие языкового анализа и синтеза;
устранение оптической дислексии и дисграфии;
устранение семантической дислексии;
образование слов при помощи приставок и суффиксов;
корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта. На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
составление сложных предложений из простых; реконструирование простых предложений в сложные;
конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
составлять план связного высказывания;
конструировать повествовательное сообщение
Классы: 7 Количество часов: 68 часов; в неделю 2 часа.
7 класс
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Обследование учащихся.
Повторение изученного во 2-6 классах:
развитие языкового анализа и синтеза;
устранение оптической дислексии и дисграфии;
устранение семантической дислексии;
образование слов при помощи приставок и суффиксов;
корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта.
На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные;
конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
согласовывать слова в словосочетании и предложении;
пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
определять тему рассказа, основную мысль текста;
составлять план связного высказывания;
конструировать повествовательное сообщение.
Используемая литература Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |