Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие речи ребенка от 3 до 7 лет. Развитие речи ребенка третьего года жизни


НазваниеРазвитие речи ребенка третьего года жизни
АнкорРазвитие речи ребенка от 3 до 7 лет.doc
Дата23.10.2017
Размер115 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие речи ребенка от 3 до 7 лет.doc
ТипДокументы
#29762
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Развитие речи ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грам­матические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется ро­дительный падеж, затем — дательный, творительный, пред- ложный. Фразы становятся многословными, появляются при­даточные предложения, соединительные союзы и местоиме­ния. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собст­венной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста осо­бенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окру­жающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо нау­читься внимательно, с интересом выслушивать его. Постоян­ные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью вы­полняет простые словесные поручения -— идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использу­ет местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характери­зуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». За­тем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспро­изведение слогового ряда — звукового оформления, к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИ-ШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, а ФОТОАППАРАТ и во­все — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, назва­ния картинок в котором располагаются в определенной слого­вой последовательности:

  • односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

  • простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА,

КОЛЯ, МЫЛО;

  • двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

  • трехсложные слова без стечения согласных — КОРО­ВА, ВОРОНА, ВОРОТА;

  • трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

  • слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕГРАФ;

  • четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных —

БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТО­МОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различ­ных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово, сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в ос­воении родного языка — овладение грамматической структу­рой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допус­кают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спряталась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Ка­тя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола». Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Играя с сыном, "вы соблюдаете те же правила: «Ма­шина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Машина выезжает ИЗ гаража. Машина вы­езжает ИЗ-ПОД моста. Машина едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех зву­ков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БА-ЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заменяют шипящие — свистящими (шайба - СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук - ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляци­онного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя че­люсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжет­ными импровизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. По­кажи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погла­дить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскры­вая рот, то быстро, то медленно. «У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить по­толок и стены» — кончиком языка погладить небо и внутрен­нюю поверхность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое движение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуля­ционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внима­ние. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как по­ют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется во­да из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Пода­рите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губ­ную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они разви­вают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, ка­кая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Коло­бок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите ма­лыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улуч­шается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофи­зиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Можно продолжать народные игры с пальчи­ками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начи­нают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напро­тив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окру­жающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного сло­ва, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научив­шийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В об­щении же с людьми его речь заменяется жестами, движения­ми, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным, и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необ­ходимо включать в предметные действия с ребенком актив­ную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрос­лым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понят­но. Для исправления создавшегося положения и возникнове­ния первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже расска­зывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, из­давая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосре­доточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хло­пот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к за­держке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вер­нуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взгядом. Можно по­играть и в «сороку-ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заража­ясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного про­изношения.

Развитие речи ребенка четвертого года жизни.

Три года— возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жало­сти, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает инто­нации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или стра­шась,— он легко внушаем, раним.

К четырем годам все это принимает более сложные фор­мы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически пра­вильно построенных фразах встречаются почти все части ре­чи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в груп­пы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда бывает стек­лянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совер­шая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «до­машние животные» — нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подроб­ные ответы.

Следите, пожалуйста за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от не­достатков звукопроизношения.

Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. При­слушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удоволь­ствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до мини­мума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок дол­жен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, дол­жен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральная нервная система. Возможно не лишне

напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосове­дения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воз­душных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.

Как мы говорим

Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Начинают работать голосовые связки, образуется голос. Система воздушных полостей — резонанс, усиливающий звук голоса. В результате активной деятельно­сти органов произношения (язык, губы, нижняя челюсть) об­разуются звуки речи. Язык и губы совершают движения, при­нимают различное положение, мягкое небо открывает и за­крывает проход в нос.

Когда струя воздуха свободно проходит через рот, обра­зуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: а, о, у, и, э.

А согласные звуки образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с помощью языка и губ.

Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще испытывают опреде­ленные трудности с шипящими (ш, ж) или сонорными (р, л). Неправильно употребляется ударение, допускаются переста­новки, замены, выпадения слогов.

Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом — нет.

Нередко — по мере появления нового звука — он упот­ребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, на­пример, с появления звука ш-ж, он начинает заменять ими звуки с-з: САНИ — ШАНИ, ЗАЙКА — ЖАЙКА. С появления звука />, заменяет звук л: ЛАПТИ — РАПТИ, ЗЕРКАЛО — ЗЕРКАРО. Если речь не чистая, неправильно произносится большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься с ре­бенком артикуляционной гимнастикой.

Развитие речи ребенка 5-7 лет.

Мама: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!» 5-летняя Марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!»

М. М. Кольцова. «Ребенок учится говорить»

«Я прав дун!» «Я намакаронился!» «Спокочи ночи!» «Я вся такая пахлая! Я вся такая духлая!»

К. И. Чуковский. «От двух до пяти»

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала роди­тельным, затем дательным, творительным, предложным. По­являются глагольные времена и многословные фразы, прида­точные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается вто­рой период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии язы­ка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвис­тическое совершенство детского словообразования, построен­ного по законам родного языка, поразительная чуткость ма­лышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т. Н. Ушакова выделила основные принципы, по которым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула большим прыгом». А иногда к корню одно­го слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без помогания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНАНАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезья­ны); ВОРУНИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрас­те 4—5 лет он пользуется готовыми фразами или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начина-

ются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каждое повествование старается внести что-то свое, и это способству­ет развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребенка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение со­гласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произ­носит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать мно­госложные слова, точно воспроизводит слоговую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произношении. Постепенно эти недостатки прохо­дят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволя­ет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, выделять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность раз­личать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно вос­производя различные интонацонно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свободно, в течение 3—5 секунд они мо­гут произносить гласный звук, поскольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает ин­терес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Паша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собст­венные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается при­близительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свои мысли, насыщая речь прилагательными, наре­чиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными пред­ложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференци­ровать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структу­рой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выра­ботать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чистоговорки:

«Са, са, са — вот летит оса.

Со, со, со — у Сони колесо.

Су, су, су — мы видели лису.

Це, це, це — румянец на лице.

Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла.

Ра, ра, ра — высокая гора.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

Ткет ткач ткани на платки Татьяне.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Ласточки свили гнездо

под нашей крышей.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне он смешон.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки. На­пример: «Иска, иска — маленькая киска» или «Иска, иска — на столе миска» и т. д.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы, над темпом, плавностью, ритмом, выра­зительностью речи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обра­щает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словарный запас, и речь становится выразительной, гра­мотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет воспринимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практических действий — он чувствует уверенность в своих силах.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и

пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг опре­деленного уровня физической, нервно-психической и интел­лектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения при­нято называть дислексией, а письма — дисграфией.

У взрослого человека процесс чтения и письма автомати­зирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зри­тельного восприятия слова, различения и узнавания букв, со­отнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смы­словое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структу­ры слова, определение последовательности звуков, проговари-вание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и на­конец, воспроизведение с помощью руки — зрительного об­раза буквы.

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию от­дельных звуков, так как даже те дети, которые до школы за­нимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответст­вующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространен­ных нарушений письменной речи и получило название «кос­ноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, дет­ского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старай­тесь указать на ошибку только после того, как ребенок закон­чил свой рассказ.

Подготовкой к грамотному письму может послужить со­вершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во временах года, времени суток и т. д. Как прави­ло, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, каран­дашами, бумагой, а также в беседе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской по­зволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотно­сить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и бук­вы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и каранда­шей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны.

Выполняя следующие задания, ребенок научится опреде­лять количество, последовательность и место слов в предло­жении:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и оп­ределить в нем количество слов.

  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.

  3. Увеличить количество слов в предложении.

  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.

  5. Определить место слова в предложении — какое по счету.

  6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.


А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

  1. Выделить гласный звук из слога и слова.

  2. Определить место гласного звука в слове.

  3. Назвать гласные в слове.

  4. Записать только гласные звуки данного слова.

  5. Определить пропущенный слог в слове: буз, жа, жа, ли .

  1. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

  2. Выделить в предложении слова, состоящие из опреде­ленного количества слогов.

Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:

  1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.

  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

  1. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: па...ка, по...ка, ры...ба, шта...га.

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).

  2. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.

  3. Выбрать из предложений слова с определенным коли­чеством звуков, устно их назвать и записать.

  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА)

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:
А У С

АНЯ УЛЯ СОН

АГАТ УКАЗ САНИ

АРБУЗ УЛИЦА САХАР

АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ

  1. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с со­ответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.

  1. Преобразование слов:

а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;

б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов:
СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;

в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;

9. Какие слова можно составить из букв одного слова:
РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.

10.Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука пре­дыдущего слова:

СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦБ1ПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.

  1. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

  2. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывает­ся, записывается вторая буква слова и т. д. (С-СОРЕВНОВАНИЕ).

13.Назвать слово, в котором звуки расположены в обрат­ном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.

14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки:
ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют пер­вый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).

  1. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.

  2. Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)?

17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СО­БАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах рабо­ты делается опора на проговаривание.

Следующий цикл упражнений направлен на формирова­ние лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и сло­воизменение. Работа над предложением строится по следую­щему плану:

— Двусоставные предложения, включающие существи­
тельное в именительном падеже и глагол 3-го лица настояще­
го времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)

— Другие двусоставные предложения.

Распространенные предложениям из 3—4-х слов: сущест­вительное, глаго#, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).

Предложения типа:

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ. - ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.

МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.

В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозна­чающих признак предмета.

СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ:

  • ответы на вопросы;

  • составление предложений устно;

  • составление предложений в письменной форме.

Если ребенок длительное время читает по слогам, это ме­шает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез.

РЕБЕНКУ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ УПРАЖНЕНИЯ:

— назвать слово, произнесенное отдельными звуками
(К,O,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А);

— назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

— составить слово из слогов, которые даны в беспо­рядке;

— произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитан­ных слов, предложений, текстов:

  • прочитать слово и показать соответствующую картин­ку; выполнить действие, ответить на вопросы;

  • прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;

  • выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;

  • найти в тексте ответ на вопрос;

  • прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

Параллельно необходимо обогащать словарный запас ре­бенка, уточнять с ним обобщающие понятия.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей