Главная страница
qrcode

Развитие восприятия


Скачать 37.01 Kb.
НазваниеРазвитие восприятия
Дата01.04.2019
Размер37.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРазвитие свойств и видов восприятия.docx
ТипДокументы
#44421
Каталог

Развитие восприятия

Таблица 6
Свойства восприятия
Определение
Пример
Задания для развития
Источники
Предметность
— акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру.

Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Машину мы можем представить не только на дороге, но и в гараже, в лесу.
1. Отгадай фигуру

Ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: - Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

- Из чего он сделан?

2. Покажи дорожку

Посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

3. Что в свертке?

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.


Целостность
— ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений.
Опыты Фукса, в которых для восприятия предъявлялась буква Е, окрашенная в желтый цвет, но нижняя черта ее закрывалась прозрачной средой, окрашенной в синий цвет. Оказалось, что если испытуемый старался воспринять предъявленную ему букву как единое целое, т. е. как букву Е, то указанная разница в цвете сглаживалась, и вся буква казалась окрашенной в желтый цвет; если же предъявленная буква воспринималась как латинское И, в силу чего ее нижняя черта' уже не включалась в единое целое со всеми другими элементами буквы Е, то разница в цвете выступала весьма ясно' нижняя черта казалась окрашенной в синий цвет. Таким образом, цвет нижней черты буквы воспринимался по-разному в зависимости от того, включалась ли она или не включалась в единое целое с другими частями буквы Е.
1. Что там нарисовано?

Для игры необходимо несколько картинок и белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Взрослый накрывает рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. "Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано".

2. Дорисуй-ка

В зависимости от возраста ребенка задания варьируются по сложности. Ребенку предлагается рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача - дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: "Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу".

Если ребенку трудно найти недостающий элемент, то необходимо показать такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросить найти различия между двумя рисунками.

Структурность
— не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Слушая музыку, мы слышим ноты одна за другой
1. Расскажи о животных

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными. Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных

2. Фонематический анализ слов

Речевой материал дается в следующей последовательности:

односложные слова, типа: ус, дом, рис;

двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

односложные слова со стечением в начале слова: стул;

односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п.

Константность
— относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.
Мы знаем, что стул на нашей кухне не меняется по форме, величине и цвету.
1. Графическими схемы и диктанты

2. Вычленение фигуры и фона

3. Оригами

Осмысленность
— основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Если ученик третьего класса увидит в предложенном ему чертеже только квадрат, то ученик седьмого класса легко опознает в нем также прямоугольник, четырехугольник и параллелограмм.
1. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов

2. Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр

3. Найди заплатку

Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике.

4. Кукольный театр

Водящий встаёт за ширму или занавес и на одну секунду показывает из ширмы какой-нибудь предмет или куклу стоящим по другую сторону детям. Играющие должны описать увиденный предмет. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактикуются.


Избирательность
— преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
На полке с книгами мы видим те, которые нас привлекают.
1. Гвалт



2. Зашумлённые изображения и картинки


Таблица 7
Виды восприятия
Определение
Пример
Задания для развития
Источники
Зрительное
— совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
Цветовосприятие
1. Найди цветок для бабочки

Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы,  какого цвета этот цветок? Дети называют  4 цвета. А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы  им можно было спрятаться. Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок. Начинают играть.

После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

2. Сложи пуговицы в коробки

Педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.

3. Волшебный мешочек

Ребята, у нас есть вот такой волшебный мешочек. В этом мешочке сложены различные геометрические формы, вырезанные из картона. Посмотрите, что это за фигура. (Детям предъявляются фигуры, и они их называют). Сейчас, каждый из вас по – очереди должен будет опустить руку в мешочек и взять одну фигурку. После этого на ощупь определить, что это за фигура. Мы будем выполнять задание, пока мешочек не окажется пустым.


Слуховое
— способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора.
Мы понимаем, что нам говорят, узнаём людей по голосу и можем угадать их эмоциональное состояние во время телефонного разговора.
1. Что звучит?

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. Хлопки

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

3. Назови звук (в кругу с мячом).

Логопед. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.


Осязательное
— способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов.
Восприятие слепыми шрифта Брайля
1. Бусы

Оборудование: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

2. Тактильная дорожка

По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр.

3. Найди пару

Предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они

на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

Обонятельное
— возникает в результате действия пахучих химических веществ, попадающих из внешней среды в полость носа вместе с воздухом во время вдох.
Различение разнообразных ароматов духов; узнавание знакомых запахов
1. Угадай по запаху

2. Где пахнет?

3. Чем пахнет?

Все игры проводятся с закрытыми/завязанными гразами

В. пространства
— способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение.
Мы оцениваем примерное расстояние до виднеющегося газетного киоска
1. Дом для зверей

Нарисовать дом, в котором живут следующие животные:

- на первом этаже – волк,

- на втором этаже - заяц,

- на третьем этаже - ежик,

- на четвертом - лягушка,

- на пятом - мышка,

- на шестом – медведь.

Ответьте на вопросы:

1. Кто живет выше лягушки, но ниже медведя?

2. Кто живет ниже лягушки?

3. Кто живет ниже ежика, но выше волка?

4. Кто живет ниже зайца?

5. Кто живет выше всех?

6. Какой этаж находится выше 3-го, но ниже 5-го и кто там живет?

7. Какой этаж находится между 4-м и 6-м и кто там живет?

8. Какой этаж дома – последний?

9. Какой этаж находится выше 1-го, но ниже 3-го и кто там живет?

10.Назови животное, которое живет на 5-м этаже.

2. Графические диктанты

3. Левее-правее

Вариант игры «Горячо-холодно». Наряду со словами «горячо-холодно» говорим «левее-правее», пока ребенок ищет предмет.

4. Поиск клада

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша.

В. времени
— отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Высокопрофессиональный учитель точно определяет продолжительность урока
1. Восприятие времени по песочным часам.

Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать паззл. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько паззлов они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили сбор паззла вовремя.

2. Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала.

Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута.

Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение одной минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).

Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое - за 1 минуту:

- разрезать бумагу ножницами на полоски - 3 см шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);

- нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);

- перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

Каждый раз давайте команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

3. Упражнение на развитие представлений о частях суток.

Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?" и т. д.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.


Произвольное
— включение восприятия в деятельность и реализация в процессе ее выполнения.
Просмотр тематической выставки
1. Собери пирамидку

Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

Задание 1:Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

Задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

2. Найди игрушку

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

3. Круг, треугольник, квадрат

Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображением геометрических

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Непроизвольное
— происходит внезапно без предварительной постановки задачи.
Идя по улице, мы вдруг замечаем в клумбе красивый цветок





перейти в каталог файлов


связь с админом