Главная страница
qrcode

Т.А. Ткаченко Спец. символы. Т. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации


НазваниеТ. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации
Дата02.02.2020
Размер380 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.А. Ткаченко Спец. символы.doc
ТипМетодические рекомендации
#66751
страница3 из 5
Каталог
1   2   3   4   5

Звук А: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает полоску. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает огурчик (овал). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы: сердитый звук. Шея напрягается, становится твердой. Горлышко гудит (проверя­ем, прикладываяруку), Воздух проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук М: Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, Нос сердится, «гудит» и Губы «гудят». Это можно почув­ствовать, если дотронуться до них пальцами.

Звук В: нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они вместе закрыли путь Воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя Губа сердится и «гу­дит».

Звук Н: рот закрыт, Губы не пускают Воздух, и Язык поднят вверх, он тоже не хочет про­пускать Воздух. Но Воздух нашел путь: он идет через Нос. Нос сердится и «гудит».

Звук Б: Губы не хотят пускать Воздух, а Воздух все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, «бурчат», шлепают друг о дружку.

Звук П: Губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, тихо «пыхтят», шлепают друг о дружку.

Звук Д: Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам (альвеолам) за верхними Зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердится и звонко стучит по бугоркам.

Звук Т: Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам за верхними зубами, при­жался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердит­ся и тихо стучит по бугоркам.

Звук Г: Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по «потолочку» своим «хвостом».

Звук К: Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, стучит по «потолочку» своим «хвостом».

Звук X: Язык не хочет пускать Воздух. Язык выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, поставил Воздуху преграду. Воздух прорвал преграду и греет всех вокруг, даже хмыкает от радости.

Звук Ф: нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они не хотят пускать Воздух. Но Воз­дух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости.

Звук С: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и фырчит от радости.

Звук 3: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и звенит от радости.

Звук Ц: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорывает преграду и резко, толчками выскакивает на волю.

Звук III: Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, поставил Воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только ма­ленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и шипит от радости, да так сильно, что Губы вытянулись вперед.

Звук 5К: Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, поставил Воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только ма­ленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и жужжит от радости, да так силь­но, что Губы вытянулись вперед.

ЗвукР: Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, прислонился к бугоркам (альвеолам), поставил Воздуху преграду. А Воздух все равно прорвал прегра­ду. Язык бьется о бугорки, сердится, рычит.

Звук Л: Язык не хочет пускать Воздух, он закрыл Воздуху путь, да так рассердился, что сжался от злости. Но Воздух оказался хитрым: он прорвался, движется по бокам Языка, с двух сторон, и гудит от радости.

При необходимости воспитатель группы может увеличить число занятий с нуждающим­ся в них ребенком за счет индивидуальной работы или рекомендовать родителям выполне­ние соответствующих заданий.

Конспекты занятий, в которых в соответствии с планом можно заимствовать опреде­ленные фрагменты, даны на страницах

Приводим лексический материал, систематизированный в порядке нарастающей слож­ности, а также с соблюдением принципа фонетической доступности для дополнительной ра­боты на фронтальных занятиях и индивидуальной работы воспитателей и родителей.

перечень слов для полного звукового анализа и синтеза
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ*

1. Слова, состоящие из двух звуков (двух гласных или одного гласного и одного согласно­го): АУ (так кричат в лесу), УА (так плачет малыш), И А (так кричит ослик), УХ (так вскрикивает лесоруб, когда рубит дерево), ОХ (так кряхтит старичок, у которого бо­лит спина), АМ (так Бармалей пугает детей), ОН, УМ, МУ(так корова мычит), МЫ, ВЫ.

2. Слова, состоящие из трех звуков (двух гласных и одного согласного): УХА, УМЫ, ИВА, ИДУ, ОСЫ, УСЫ.

3. Слова, состоящие из трех звуков (двух согласных и одного гласного): ВАМ (так гремит упавшая ложка), ВОМ (так звенит колокол), БУМ (так гремит барабан), ДАМ, ГАМ, ДОМ, ДЫМ, ТАМ, ТОМ, КОМ, КОТ, МАК, МОХ, ПУХ, СОМ, СУК, СОК, СЫН, СОН, НОС.

4. Слова, состоящие из четырех звуков (двух гласных и двух согласных): СУПЫ, СОВЫ, МУКА, МУХА, САМА, ВАТА, ДУБЫ, МАМА, ПУМА, ПАПА, САДЫ, СОДА, ГУБЫ, ГОДЫ, ДУГА.

5. Слова для индивидуальной работы с учетом правильного произношения ребенком всех имеющихся в слове звуков : ШАР, РОТ, ЛУК, КОЛ, ЛОМ, ПАР, ВОЛ, МЫЛ, МАЛ, ГУЛ, СЫР, СОР, ПОЛ, ХОР, ШУМ, ЖУК, ЗАЛ, КАША, ЗУБЫ, ВАЗА, КУРЫ, КОЗЫ, ЛАПА, ЛУНА, РАМА, РОЗА, РЫБА, РАНА, РУКА, ТАЗЫ, ШАРЫ, ШУБА, ФАРЫ.
* Звукоподражательные слова даны с объяснением их смысла детям.

Проведение занятий

по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах

Дети 4-летнего возраста поступают в коррекционные группы детских образовательных учреждений с различными, как правило тяжелыми, нарушениями речи: общим ее недораз­витием, дизартрией, ринолалией, моторной алалией и пр. Несмотря на различные клини­ческие проявления и структурные особенности указанных дефектов речи, каждому из них присущи нарушения фонематического восприятия и произношения.

Исходя из структуры дефекта, во всех логопедических группах наряду с занятиями по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи непре­менно ведется работа по совершенствованию фонетической стороны речи.

По нашему представлению, в задачи занятий данного профиля входят: развитие фоне­матического восприятия и формирование правильного произношения, в том числе слого­вой, интонационной, ритмической структуры речи, а также ее голосовой, темповой, си­ловой и тембровой окраски. Следует подчеркнуть, что все вышесказанное относится к поня­тию «произношение» (наряду с воспроизведением звуков речи).

Что же из этого спектра задач целесообразно выделить для работы на групповых заняти­ях? То, в чем безусловно нуждается каждый дошкольник с нарушением речи, несмотря на ее индивидуальные особенности, а именно: развитие фонематического воспри­ятия и "уточнение произношения на материале правильно произно­симых звуков (подробнее обоснование принципа фонетической доступности для дан­ных аспектов работы изложено в настоящем разделе). Остальные указанные параметры фо­нетической стороны речи в силу их значительной вариативности для каждого ребенка-ло­гопата должны корригироваться на индивидуальных логопедических занятиях.

' При работе с 4-летними детьми, посещающими логопедические группы и имеющими, как правило, го анализа. Такая
В своей исследовательской и практической деятельности мы учитывали тезис о необхо­димости раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими откло­нения в развитии, а также опасности запаздывающего по отношению к возрастной сензи-тивности обучения (Т. Б. Филичева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева, Ю.Р. Гаркуша, В. И. Селиверстов и др.). Мы предположили, а затем убедились на практике в возможности усвоения навыков звукового анализа детьми с речевым недоразвитием уже в 4-летнем воз­расте.

Естественно, что навыки звукового анализа у детей данной категории в еще большей сте­пени, чем у их нормально говорящих сверстников, должны формироваться на основе

развитого фонематического восприятия. Напомним, что зачастую в логопедические группы по­ступают дети, фонематическое восприятие которых приходится развивать, начиная букваль­но с нулевого порога.

Этой проблемой мы занимались с 1972 года (первая публикация — статья «Формирова­ние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи» в сборнике «Акту­альные проблемы логопедии». М., 1980). Нам удалось разработать систему упражнений для начального пускового, и следовательно, самого важного этапа логопедической работы по формированию фонематического восприятия. Подробно она отражена в соответствующей «Логопедической тетради» (СПб.: «Детство-Пресс», 1999, 2000).

Напомним пять основных ступеней развития фонематического восприятия у детей с об­щим недоразвитием речи, усвоение которых создает готовность к формированию навыков звукового анализа:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;

3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем.

Такую работу мы предлагаем проводить на индивидуальных логопедических занятиях с самого начала учебного года. Примерно через 4 месяца индивидуальной работы всем детям группы удаётся достичь достаточного уровня
группы удается достичь фонетико-Фонематической готовности к Фронтальномуобучению.

Начиная с января, логопед может вести групповые занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием нашей символики. При систематичности занятий 2 •раза в неделю примерно к концу апреля детьми могут быть усвоены все программные навы­ки, указанные ниже в Тематическом плане.

Напомним еще раз, что звуки, изучаемые на групповых занятиях, должны быть только легко и правильно произносимыми. В качестве таковых используются звуки раннего онто­генеза, восприятие которых опирается на четкие слуховые и кинестетические ощущения. Эти звуки произносятся детьми, как правило, без искажений, но недостаточно отчетливо.

Мы разработали и апробировали несколько отличную от предлагаемой в специальной литературе (Г.А. Каше, Е.В. Колесникова, Н.С. Варенцова, Д. Г. Шумаева и др.) тематичес­кую последовательность в изучении звуков речи:

• гласные: А, У, И, О, Ы;

• вокализованные согласные длительного произнесения с преобладанием голосового тона: М, Н, В;

• смычные согласные, произносимые коротко, следующие парами звуков, оппозицион­ных по звонкости — глухости: Б, П, Д, Т, Г, К;

щелевые глухие согласные, произносимые длительно Ф, X и С.

Из всех перечисленных звуков произносительно сложным может оказаться только звук С, изучение которого перенесено в конец курса занятий, чтобы успеть нормализовать его произношение.

Каждый из перечисленных звуков мы предлагаем изучать на отдельном занятии про­должительностью 25 минут.

тематический план фонетических занятий

с применением специальной символики для детей 4-летнего возраста

(логопедические группы)
Тема занятия
Навыки звукового анализа и синтеза
1. Звук А
Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого гласного звука в словах
2. Звук У
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ( АУ, УА)
3. ЗвукИ
Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА)
4. Звук О
Определение последнего гласного звука в словах (палътО, кинО, давнО)
5. Звук Ы
Выделение последнего гласного звука в словах
6. Звуки А, У, И, О
Выделение ударного гласного звука в словах
7. Звук Ы
Определение первого (А, У, И, О) и последнего гласного звука (А, У, И, О, Ы) в словах
8. Звук М
Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
9. Звук М
Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (МУ, МЫ)
10. Звук В
Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ)
11. Звук Н
Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: гласного и согласного (ОН)
12. Звук Б
Закрепление полученных навыков
13. Звук Б
Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)
14. Звук П
Подбор слов с заданным звуком
15. Звук П
Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП)
16. Звук Д
Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука (Д)
17. Звук Т
Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ)


1
2
18. Звук Т
Закрепление полученных навыков
19. Звук Г
Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)
20. Звук К
Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК)
21. Звук К
Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ, КОМ)
22.3вДОК
Закрепление полученных навыков
23. Звук К
Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
24. Звук Ф
Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
25. Звук X
Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА)
26. Звук С
Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУЯ, СОК, СУК, САМ)
27. Звук С
Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, ЯОС, СОЯ, СЪШ)
28. Звуки А, О, У, И
Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки»
29. Звуки Д,Т, В, С, Б
Синтез двусложных слов (ХАТА, ВАТА, СОВЫ, ДУБЫ). Закрепление полученных навыков
30. Звуки П, Т, К, С, М
Синтез двусложных слов (МУКА, КОСЫ, СУПЫ). Закрепление полученных навыков
Для результативного проведения занятий важно соблюдать нижеприведенные методи­ческие рекомендации.
методические рекомендации

О Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые де­тям (например: авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений.

О Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правиль­но произносимые детьми звуки. Уточним, что данное положение справедливо для ак­тивного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать сло­ва без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фоне­тическое восприятие остальных детей.

О В течение всего занятия изучаемый звук во всех словах произносится логопедом утриро­ванно и то же самое требуется от детей. Такой подход усиливает не только слуховое вос­приятие, но и так называемые речевые кинестезии, которые И.П. Павлов называл базальным (основным) компонентом второй сигнальной системы (речи).

Важно также (на это неоднократно указывалось Л.Е. Журовой), чтобы звук интонаци­онно выделялся без отрыва от других звуков, в процессе слитного произнесения слова.

О Каждый новый звук (гласный или согласный) в начале занятия произносится педагогом изолированно. Педагог обращает внимание на его звучание, выясняет с детьми анало­гии, образные сравнения (например: звук П так чайник шумит во время кипения, лопается мыльный пузырь, пыхтит паровозик и пр.). Затем закрепляется одна из ана­логий, отраженная в символе. После этого уточняется артикуляция звука (положение языка, губ, зубов при произнесении), но формулируется она в доступной детям форме (подробнее об этом смотрите на с. 19-20). Последующее выделение звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акусти­ческих особенностей звука в изолированной позиции.

О Символ звука дается в начале занятия и во время его проведения находится у детей пе­ред глазами. Когда педагог произносит слово и произносительно акцентирует изучае­мый звук, внимание детей одновременно фиксируется и на зрительном символе. Таким образом слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот.

О В возрасте 4 лет (в отличие от 5-летнего) детям не даются для анализа и синтеза звуко-комплексы, лишенные лексического значения (ИАУ, ОАИ, УК, АТ, ОК и пр.). По наше­му представлению, детям данного возраста интересно анализировать только слова (в том числе звукоподражательные), которые ассоциируются у них с конкретным образом.

О Примерно в середине занятия, при первых признаках утомления у детей, проводится динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесени­ем стихотворения, детям предлагается вспомнить услышаный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком. Движения для физминутки педагог выби­рает по своему желанию.

О Поскольку внимание и восприятие учебного материала у детей данного возраста отлича­ются непродолжительной концентрацией и небольшим объемом, игры и упражнения сле­дует чередовать, отводя на каждое не более 4 минут.

О Фонематическое восприятие ребенка совершенствуется благодаря анализу не только чу­жого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого можно использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога с тем, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени. О При подборе лексического материала следует учитывать, что дети с нарушениями речи в данном возрасте с трудом дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки (Т— ТЬ, Д —ДЬ, П — ПЬ и пр.). Мы предлагаем, не делая акцента на этом признаке, использо­вать только твердые варианты изучаемого звука во избежание путаницы в сознании ре­бенка.

О В любом занятии важна личность педагога, его умение заинтересовать, активизировать детей, расставить акценты. На тех занятиях, где повышено внимание к произношению, особое значение приобретает речь взрослого, ее четкость, громкость, интонационная вы­разительность.

О Наглядным материалом к занятиям могут служить картинки из «Дидактического мате­риала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше (М.: Просвещение, 1991). Однако в этом возрасте детьми с большей эмоцио­нальностью воспринимаются натуральные предметы и объекты, которые родители мо­гут принести к каждому занятию.

О В большинство занятий включена демонстрация сказки, текст которой насыщен задан­ным звуком. Для показа сказки используются настольные игрушки и фигурки от кин-дер-сюрпризов. Ожидание сказки является для детей серьезным стимулом к работе.

О В структуру каждого занятия включены фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучае­мых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игр у детей совершенствуются внимание, память, словарный за­пас.

Далее предлагаем описание игр, которые можно проводить не только в коррекционных, но и в массовых группах детских образовательных учреждений, а также дома.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ

*«Почтальон» *

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с при­крепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в на­звании которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия.

*«Магазин» +

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая пе­дагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в назва­нии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.

*«Для кого картинка?» *

У детей в руках символы различных звуков. Педагог показывает картинку, ребенок до­казывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом звук.

+ «Ходит ежик вдоль дорожек» +

На доску выставляются изображения дорожек (короткой и длинной картонных полосок) и ежика (см. приложение). На первом занятии, где происходит знакомство с длинными и ко­роткими словами, педагог, произнося длинное слово, например, стройплощадка или мили­ционер, двигает изображение ежа по длинной дорожке. Затем произносит короткое слово, на­пример, дом или сад, демонстрируя движение ежа по короткой дорожке.

земляничкой и грибом. В ходе игры детям читается стихотворение:

Ходит ежик вдоль дорожек, От начала до конца, В слове еж найти поможет Место звука-беглеца.

* «Разложи предметы (картинки) к символам» *

Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

* «Пропускаем мы во двор слов особенных набор» *

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соеди­нить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

+ «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать» +

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

* «Найдем спрятанные слова» *

Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи:

Я слова найду везде, В доме, в городе, в воде, В огороде и в саду Постараюсь и найду.

Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук.

* «Живые звуки» +

Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентированно произнося каждое слово, взрослый пред­лагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

+ «Разбежались и собрались» +

У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда, макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

«• «Подставь символ к предмету (картинке)» *

Дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладыва­ются 5-6 предметов (картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выиг­рывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии пред­мета и смогли это правильно продемонстрировать.

«• «Кубик» +

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

* «Собираем пуговки» «•

Педагог"раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сунду­чок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставля­ется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок.

+ «Предмет и имя» *

Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле пред­лагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог при­бегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке.

4 «Подарки гостям» *

Педагог представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, поросенка Пафа, Карлсона и пр.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учетом того, что первый звук в названии подарка (кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

* «Сумка-задумка» «•

К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его пози­ции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в данной игре будет определенное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова(овощи, игруш­ки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые» в сумку).

ф «Что на елочке висит?» *

Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из ле­жащих на столике.

ф «Цветик-семицветик» *

Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции.

* «Нам пришло письмо из Звукограда» *

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных или соглас­ных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звукович-ки. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подо­брав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети на­зывают слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно.

ф «Волшебная карусель» Ф

Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.

ф «Чудесная удочка» Ф

На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические за­жимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.

ф «Какой игрушки не стало?» Ф

Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названия которых дети четко произно­сят и запоминают. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и найти соответ­ствующий символ среди лежащих на столе.

Ф «Вспомним сказку» Ф

Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребе­нок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произ­нося соответствующий звук.

ф «Разберем и соберем» Ф

Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имею­щихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

ф «Разные загадки кота Васятки» Ф

Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчить подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.
СТИХИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В НИХ НЕДОСТАЮЩЕГО СЛОВА С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ

(авторы М. Дружинина, А. Усачев, И. Лопухина, Т. Ткаченко и др.)

Тексты отличаются частым повторением изучаемого звука в словах, что улучшает фонематические представления ребенка. После прослушивания стихов и подбора детьми недостающего слова (со зрительной опорой на соответствующий символ) полезно предло­жить детям перечислить все слова*, в которых они услышали заданный звук.

Незнакомые понятия уточняются и закрепляются. Прослушивание стихотворений, помимо указанных целей, развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует по­полнению словарного запаса.

Звук А

Звук У

Звук И

Звук О

ЗвукМ

* Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

* В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

* Алый арбуз все ребята едят, аист зовет на амбар (аистят).

* Август, алеет над лесом закат, алые аисты к лесу летят,

белые астры вдруг заалели на покрасневшей от солнца (аллее).

* Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

* Детишки плавать на виду у мамы не хотят,

устала утка на пруду учить своих (утят).

* Улитка просит уточку : «Закинь-ка в воду (удочку)».

•:• •— Куда бежишь по улице? — Кричит улитка курице. — Куд-куда, куда бегу? Крылья гладить к (утюгу).

* — Уф ! — сказал утюг и встал. — До чего же я (устал).

* Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

* Давно и в наши времена имеют дети (имена).

* Из трубы над домом быстро вылетают дым и (искры).

* Есть у Петеньки-Петюшки в доме разные (игрушки).

* Иван достал из новой миски икру, инжир, изюм, (ириски).

* Ослик любит очень золотую (осень).

* Очень больно жалит в нос стая полосатых (ос).

* Облако, похожее на ослика, видели мы с маленького острова,

долго был тот ослик рядом, около, а потом уплыло это (облако).

* Мая мыла не любила, мама Маю мылом (мыла).

* Машут маками медведи — мчится мышка на (мопеде).

* Гномы сели на машину, гномы едут к (магазину).

* Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

* Вот малиновка с корзиной прилетела за (малиной). •:» Прилетели мотыльки — Дайте нам мешок (муки).
* Здесь и далее задание на повторение слов с труднопроизносимыми фонемами предлагается де­тям, у которых не нарушено произношение звуков, входящих в их состав.
Звук В

* Вдоль вокзала, вдоль перрона ходит важная (ворона).

* — Воробей! — Кричит ворона. — Отойдите от (вагона).

* Вова громко вскрикнул сразу, выронив восьмую (вазу).

* Волк верблюду вдруг сказал: «Вместе сходим на (вокзал)?»

* Вдоль дороги как-то вез взмокший вол с поклажей (воз).

* Верблюд вздохнул: «Не до еды, когда в пустыне нет (воды)».

Звук Н

* С ниткой ножницы дружны, нитке ножницы (нужны).

* Нужен нам на кухне очень, если только он наточен, ручка есть,

но нету ножек... Ну, конечно, это (ножик).

* Не царапают, не колют, непонятные цветки,

ярче всех они на поле, а зовутся (ноготки).

Звук Б

* Потеряли ботики в болоте бегемотики

и бегают босые — будто бы (большие).

* Покупайте баклажаны, булки, бублики, (бананы).

* Белые бараны били в (барабаны).

* Подлетают к баночке беленькие (бабочки).

* Бродят бодро утром рано в огороде два (барана).

* Надевают игроки бутсы, боты, (башмаки).

* Я обедом недоволен, может быть, я очень (болен)?

* Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек).

* Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).

ЗвукП

* Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь:

вот плетенки и пампушки, пышки, пирожки и (плюшки).

•> Позабыв про огорченье, гномы съели все печенье, пирогов поели и лежат в (постели).

* Птицы к дому подлетели: перевернуты постели

и летают по избушке пух и перья из (подушки).

* Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про (пух).

* Попугай, попугай ты меня не (пугай).

ЗвукД

* Жил да был веселый гном, он в лесу построил (дом).

* Для птицы дуб — отличный дом, особенно с большим (дуплом).

* Шли два гнома по долине, увидали гномы (дыни).

* Дождик льет как из ведра, значит в облаке (дыра).

* Гном отправился в дозор, обошел дозором (двор).

* Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (долбит).

Звук Т

* С танкера летят за борт: танк, тахта, топор и (торт).

* Летает редко табуретка и торт в тарелке тоже редко,

но если есть садится Светка — летят и торт и (табуретка).

* Ткет ткач ткани на платок (Тане).

* У кота замерзли лапки, Таня свяжет Тошке (тапки).

Звук Г

* Гуси плыли по реке, гном качался в (гамаке).

* Гром гремит, гроза грохочет, гнома дождь сейчас намочит,

но не страшен гному гром, гном укрылся под (грибом).

* В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики (глаза).

<• Гномы, верно, скрылись в горы или убежали в город, может быть, похитили гномиков (грабители)?

* Грустно песню голося, шли под горку три (гуся).

* Отвечали грустно гуси: «Мы гостили у бабуси,

нам дала бабуся крошки, мы играли на (гармошке)».

* Мы нашли газету где? Она висела на (гвозде).

* Груша гусениц не любит, грушу гусеница (губит).

Звук К

* Кот копеек накопил, кошке козочку (купил).

* Кто идет? Куда идет? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.

Мы идем на огород. Кто копает землю? (Крот.)

Кто поймает крысу? (Кот.)

Кто в картошке и капусте червяков-жуков клюет? (Курица.)

Кто нас на себе везет? (Конь.) Кто нам молоко дает? (Корова.)

Ну а кто крадет капусту ?(Коза.) — Мы не пустим в огород!

* Поставил кастрюлю Кирилл на комод,

под крышкой в кастрюле клубничный (компот).

* Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш).

* Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). «•'Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка).

* Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).

* Коля полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет (конфет).

* Где весною было пусто, летом выросла (капуста).

Звук X

* Хлеб схватил и наутек хитрый маленький (хорек).

* Хлеба полные мешки держат дома (хомяки).

* Хочешь знать, конечно, ты, для чего хорькам (хвосты).

* В холодильник, наконец, я поставил (холодец).

* В хате зазвонил будильник — открываем (холодильник).

* Хмурый, хмурый хнычет хорь, на хоря напала (хворь).

Звук С

* Солнце село за селом, спят синицы, сойки спят,

спит в воде усатый сом, спят и лес и степь и (сад).

* Слон за спичками пошел, налетел во тьме на (стол).

* Ночью тихо в старом доме, только мышь шуршит в (соломе).

* Слабо светит светлячок, да трещит в углу (сверчок).

* На сосне сорочий склад: сверху сапоги висят, самовар,

сковорода, слив сушеных два пуда, взяты, видно, у синицы скатерть новая и (спицы).

* Есть посуда — самовар, есть машина — самоход,

есть игрушка — самокат, ну а в небе (самолет).

* Слон свистел среди ветвей словно серый (соловей).

Конспекты занятий

В данном разделе мы приводим конспекты не всех, а только 10 занятий, предусмотрен­ных перспективным планом. Проводить их полностью рекомендуется в логопедических груп­пах и в тех, где уровень речевого развития дошкольников низок. Для детей с нормальным уровнем развития речи желательно использовать отдельные фрагменты занятий (с учетом плана, см. с. 17-18). Объясняется это тем, что в первом случае на каждом занятии изучает­ся один звук, а во втором — несколько звуков одновременно.

В подробных описаниях занятий отражены: постепенное усложнение навыков звуково­го анализа и лексического материала, работа с индивидуальным и демонстрационным на­глядным материалом, динамические паузы, связанные с темой занятия, обоснованность и целесообразность использования зрительных и жестовых символов.

Здесь же приведены различные комбинации игр и упражнений с акцентом на изучае­мые звуки, восприятие которых постоянно подкрепляется соответствующими символами.

Таким образом практики знакомятся с наиболее важными и действенными приемами и средствами обучения, анализ которых предполагает выход за рамки авторского опыта и акти­визацию собственного. По нашему представлению, любой специалист, располагая предло­женным планом и ознакомившись с содержанием 10 конспектов, сможет самостоятельно со­ставить необходимое количество занятий. Надеемся, что при подготовке к занятиям педаго­гам помогут описание артикуляции звуков, 25 игр, подборка стихов, загадок, сказок, а так­же все теоретические и практические рекомендации данного пособия.

1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом