Главная страница
qrcode

Т.А. Ткаченко Спец. символы. Т. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации


НазваниеТ. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации
Дата02.02.2020
Размер380 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.А. Ткаченко Спец. символы.doc
ТипМетодические рекомендации
#66751
страница5 из 5
Каталог
1   2   3   4   5
Тема занятия. Звук X (Игровые персонажи ХОМЯК ХОМКА и ПЕТУХ)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук X в начале и конце слов. Продолжать учить синтезу прямого и обратного слога (типа ХА, АХ), а также синтезу одно­сложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА) с наглядной опорой в виде зри­тельных символов. Учить подбирать слова со звуком X с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком X.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (ДУЕМ НА ЗАМЕРЗШИЕ РУКИ).

3. Игра «Указка — подсказка».

Педагог ставит на доску 6-8 картинок, в названиях которых содержится звук X. Затем, показывая не по порядку 3-4 картинки, просит детей назвать их в той же последовательности.

4. Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов (АХ, УХ, ИХ,

МОХ, ПУХ, МУХА).

5. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

* Игра «Ходит ежик вдоль дорожек» *

Жил Петух, была у него хата. Пришла лиса и выгнала петуха из хаты. Взлетел пе­тух на хату и кричит: «Идут охотники, хотят лису на тех извести». Струхнула лиса и убежала из хаты.

После рассказывания дети называют слова со звуком X и определяют позицию данного звука в процессе игры с ежиком (см. описание игры).

6. Динамическая пауза.

а) Шел по берегу петух, Поскользнулся, в речку бух! Будет знать петух, что впредь Надо под ноги смотреть...

б) Хомка, Хомка-хомячок, полосатенъкий бочок, Хомка раньше всех встает, шейку моет, щеки трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать!

(Движения произвольные.)

7. Игра с мячом «Помоги Хомке найти нужное слово».

Педагог ставит перед детьми символ звука X и предлагает выбрать для хомяка Хомки, а затем повторить только одно слово со звуком X из двух (ходим водим, вата хата, ро­бот хобот, двое хвоя, хлеб Глеб, хвалить свалить, худеть гудеть и т.п). (Значе­ние малознакомых слов уточняется.)

Дополнительный материал

+ Игра «Ходит ежик вдоль дорожек» *

Четко, выделяя звук X, произнести каждое слово и определить — где звук слышится: в начале слова или в конце?

(Показать соответствующее положение ежика на дорожке.)

Хомяк, художник, слух, смех, халат, хрусталь, хулиган, ходьба, орех, лопух, конюх, хлеб, ходики, хорек, хвоя, хоккей, пух, мех, хлопок, хоровод, холодильник, пастух, страх, хата, хобот, хвост, хворь, порох.

Уточнить значение выделенных слов.

* Игра «Поможем Хомке» *

Четко, внятно повторить для Хомки по четыре слова в том же порядке:

мех мох пух смеххоботхохот хомяк хлопок

хлеб хлев холод хоботухо мухауха махать

яхта кухня тахта ухасмех слух петух пастух
Тема занятия: Звук С (Игровой персонаж ДЕВОЧКА СВЕТА)

ЦЕЛИ: учить детей определять позицию звука С в словах, выделяя его (на слух и произ-носительно) в начале и конце слов. Продолжать учить синтезу односложных слов СОК, СУП, СУК с наглядной опорой в виде зрительных символов гласных и согласных звуков. Учить подбирать слова со звуком С (с наглядной опорой и без таковой). Продолжать совершенство­вать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

Педагог предлагает детям подумать и сказать — с какого звука начинается их имя ? (На доске выставлены символы изученных согласных звуков.)

Тот из детей, кто отыскал среди прочих свой символ, подходит, берет его с доски и акцен-тированно произносит первый звук в своем имени, доказывая тем самым их соответствие.

Затем педагог рассказывает, что есть такая девочка, у которой имя начинается на звук С, — Света. Дети вслед за взрослым повторяют звук С, его зрительный и жестовый симво­лы, уточняют артикуляцию. Педагог сообщает, что у Светы есть свой огород.

2. Игра «Светин огород».

Педагог читает стихотворение, одновременно выставляя на доску картинку с изображе­нием называемого овоща.

Есть у Светы огород, каждый год на нем растет, Поспевает точно в срок: свекла, лук, редис, горох, Помидоры и салат, урожаю каждый рад, • Отыщите вы для Светы лишь со звуком С предметы.

Дети выбирают картинки, в названии которых находится звук С.

3. Звуковой синтез односложных слов с использованием зрительных символов. Педагог

предлагает детям догадаться:

что Света сделала из своих овощей?

(На доску выставляются рядом по три символа звуков С, О, К, затем С, У, П. Дети «чита­ют» слова);

что она сломала, когда собирала овощи? (Аналогично синтезируется слово СУК.)

4. Динамическая пауза.

а) Педагог напоминает детям, что Света живет в селе и предлагает представить, что дети попали туда вечером:

Солнце село за селом, (присесть)

Спят синицы, сойки спят, (ладони под одну, потом под другую щеку)

Спит в воде усатый сом, (наклон, руки вниз)

Спят и лес, и степь, и сад.

(Движения руками от груди влево, вперед, вправо.)

После двухкратного повторения текста, сопровождаемого движениями, дети называют слова со звуком С.

б) Игра с мячом:

Педагог сообщает, что любимый звук Светы — С, и предлагает порадовать ее, назвав раз­ные слова с этим звуком. Ребенок ловит мяч, брошенный педагогом, и называет свое слово со звуком С, ориентируясь при этом на указанное обобщение: продукты (сметана, сало, сыр, салат, капуста, кекс), посуда (миска, стакан, соусник, салатница, салфетница), мебель(стул, стол, раскладушка, кресло, скамейка), животные (свинья, собака, барсук, соболь, крыса), птицы (сорока, соловей, сокол, ястреб).

5. Игра с Незнайкой.

Педагог выставляет на доску портрет Незнайки и читает стихотворение :

Слышал мальчик в синей шляпе с белой челкой на лице: Есть слова, где С в начале, есть слова, где С в конце. Но запутался и вот -Ничего не разберет.

Педагог предлагает помочь Незнайке и показывает предметы, принесенные из его ком­наты: термос, статуэтку, спички, скрепки, стакан, поднос, компас, салфетку, кактус, солонку.

Дети определяют место звука С в названии каждого предмета и демонстрируют это с по­мощью помощника-ежика (см. описание игры «Ходит ежик вдоль дорожек»).

6. Итог занятия.

Тема занятия. Звуки А, О, У, И

ЦЕЛИ: дать детям определение гласных звуков, учить выделять, а также подбирать от­сутствующий гласный звук в середине односложных слов. Продолжать учить подбору слов на заданный гласный звук и синтезу односложных слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение символов гласных звуков.

Уточнение общих признаков гласных звуков (можно петь, тянуть, легко говорить).

2. Игра «Разложи картинки к символам».

Картинки раздаются всем детям, символы выставляются на доске (см. описание игры нас. 28).

3. Игра с фишками «Кто больше подберет слов на заданный гласный звук».

Символы соответствующих гласных звуков (по очереди) выставляются на доску. В каче­стве демонстрационного материала для подбора слов можно использовать картинки из аз­буки, где на одной странице изображено много предметов.

4. Игра «Какой звук пропущен?»

На доску выставляются по два символа согласных звуков, между ними оставлено место для символа гласного звука: Б[]К, ДОМ, СПК. Синтез и «чтение» восстановленных слов с вариантами (БАК, БЫК, БОК, ДОМ, ДАМ, ДЫМ, СОК, СУК).

5. Динамическая пауза.

Алый арбуз все ребята едят, Аист принес на амбар аистят.

Учит утка на пруду маленьких утят, Детки плавать на виду очень не хотят.

(Выделение гласных звуков в словах.)

6. Игра «Подбери картинку с таким же гласным звуком в слове» (усложненный вариант).

Детям раздаются по 2-3 картинки, в названии которых содержится один гласный звук (мох, бак, дуб, бык, лист и пр.). Одна картинка выставляется на доску, к которой подходят

дети, нашедшие в своих словах такой же гласный звук. В случае ошибок или сомнений ис­пользуются зрительные символы.

7. Итог занятия.

Тема занятия. Звуки П, Т, К, М

(Игровые персонажи КАРЛСОН, МАТРЕШКА МАША, ПОРОСЕНОК ПАФ)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) согласные звуки П, Т, К, М в начале слов и соотносить их с соответствующими зрительными символами, учить подби­рать слова с указанными звуками, используя рифму и символ. Учить детей синтезировать односложные слова с помощью зрительных символов звуков, а также преобразовывать их, путем изменения одного звука. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала.

На доску выставляются символы звуков П, Т, К, М. Педагог предлагает детям, у кото­рых на один из данных звуков начинается имя (Павлик, Таня, Катя, Маша и др.) выйти к доске.

2. Игра «Угощенье гостям».

Педагог представляет гостей — Карлсона, матрешку Машу, поросенка Пафа и предлага­ет раздать им угощенье, но так, чтобы первый звук в его названии совпадал с таковым в имени гостя. (Мороженое, пышки, конфеты, компот, мармелад, пастила и пр. изображе­ны на карточках, которые лежат в корзинке). В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

В конце игры педагог показывает детям МАК (предмет или изображение) и предлагает подарить его матрешке Маше. Слово МАК выкладывается из символов и анализируется.

3. Синтез односложного слова (МАК) с помощью символов гласных и согласных звуков.

Преобразование слов: МАК -»-ТАК->ТУК -+ТОК, путем замены в схеме слов одного сим­вола.

4. Игра «Разные загадки кота Васятки». Подбор в стихотворение слов с учетом рифмы и

первого звука в слове (зрительной опорой являются соответствующие символы).

П Ты пернатых не пугай! Пете крикнул (попугай).

М Снова в доме мир и лад, если съели (мармелад).

К Не хотел котенок мыться, убежал он от (корытца).

Т Чтобы не замерзли лапки, мы сошьем котенку (тапки).

5. Динамическая пауза.

Белый снег еще идет, дворник улицу метет, Покатались мы на лыжах, поиграли мы в снежки, Сколько раз съезжали с горки, не забыли про коньки, Но зима уходит, где-то будет спать и видеть лето.

(Движения произвольные.)

6. Игра «Цветик-семицветик» с символами звуков П, К, Т, М, Д, Б, Г(см. описание на с. 30). Во время игры на данном занятии особое внимание уделяется дифференцировке пар звонких — глухих согласных звуков.

7. Итог занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.,1958.

Понятийно -терминологический словарь/Под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.

Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. М.,1958.

Кустарева В. А. и др. Методика русского языка. М.,1973.

Люблинская А. А. Детская психология. М.,1971.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,1958.

Иваненко А. П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Киев,1987.

Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н.В.Дуровой. М., 1998.

Фаусек Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. М.,1922.

Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

Красногорский Н. И. К физиологии становления детской речи. М., 1952.

Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1940.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.

Журова Л. Е. и др. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. М., 1992.

Журова Л. Е. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летне­го возраста. Киев,1988.

Ту макова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.: Просвещение, 1991.

Журова Л. Е., ЭльконинД. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у де­тей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Р.А. Курбатовой. М.: Просвещение, 1984.

Журова Л. Е. Исследования развития звукового анализа у детей дошкольного возраста: Док­лады академии пед. наук РСФСР, 1961г.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1997.

Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возра­ста с общим недоразвитием речи. М.: Альфа, 1993.

Русский язык/ Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1995.

Филичева Т. В., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Про­свещение, 1987.

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Моногра­фия. М., 1999.

Матвеева А. Н. Звуки и буквы. М.: Рекорд, 1994.

Лопухина И. Логопедия. М., 1995.

Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, 2000.

Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

Колесникова Е. В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.

ШумаеваД, Г. Как хорошо уметь читать. СПб, 1999.

Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Спб: Акцидент, 1997.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Спб: Детство-Пресс, 1998.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа». М.:ЭГСИ, 1999.


Содержание

Вступление........................................................................................................................3

Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся

обучать дошкольника грамоте..............................................................................4

Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте...................................9

Зрительные символы гласных и согласных звуков .............................................................. 9

Жестовые символы согласных звуков...............................................................................11

Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте

в массовых группах детских образовательных учреждений...................................13

Этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников 4 лет

(с применением символов) ..............................................................................................14

Планы занятий по подготовке к обучению грамоте с применением специальной

символики для детей 4-летнего возраста (массовые группы) ................................................17

Объяснение детям артикуляции звуков в игровой форме.....................................................19

Перечень слов для полного звукового анализа и синтеза с использованием

зрительных символов.....................................................................................................21

Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи

в логопедических группах .................................................................................22

Тематический план фонетических занятий с применением специальной

символики для детей 4-летнего возраста (логопедические группы)........................................24

Методические рекомендации ..........................................................................................26

Игры и упражнения с использованием зрительной символики

для совершенствования фонематического восприятия и навыков

звукового анализа у дошкольников..................................................................................27

Стихи для включения в них недостающего слова с заданным звуком

при использовании зрительных символов.........................................................................31

Конспекты занятий..............................................................................................33

Список литературы............................................................................................................46

Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов)

Татьяна Александровна Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте

Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей

Издатель — А. Казаков

Ответственный за выпуск — М. Вишневская

Редактор — Е. Алифанова

Корректор — Н.Назарова

Обложка — А. Гриняев

Оригинал-макет — Н. Панина

Художник — Б. Алексеев

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1

Тел./факс (095) 207-13-96,151-74-91

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.99. Сдано в набор 01.10.2000. Подписано в печать 25.10.2000.

Печать офсетная. Объем 7 п. л. Формат 60x90/8. Тираж 30000 (1-й завод - 10000) экз. Заказ № 1785.

Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом