Главная страница
qrcode

Т.А. Ткаченко Спец. символы. Т. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации


НазваниеТ. А. Ткаченко Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте Пособие для воспитателей, логопедов и родителей методические рекомендации
Дата02.02.2020
Размер380 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТ.А. Ткаченко Спец. символы.doc
ТипМетодические рекомендации
#66751
страница4 из 5
Каталог
1   2   3   4   5
Тема занятия. Звук А (Игровой персонаж ДОКТОР АЙБОЛИТ)

ЦЕЛИ: познакомить детей с понятиями «слово», «звук». Учить выделять (на слух и про-износительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое воспри­ятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Знакомство с понятиями «слово», «звук».

Педагог предлагает детям послушать сказку о докторе Айболите (во время его рассказа на доску выставляются соответствующие картинки):

«Однажды доктор Айболит и его собака Авва отправились в Африку. Там их ждали боль­ные звери: антилопа Айна заболела ангиной, аистАлъман сломал крыло, акула Акка пора­нила хвост. Айболит взял с собой аптечку, все необходимые лекарства и вылечил зверей».

Педагог предлагает детям после прослушивания определить, были ли в сказке такие сло­ва: Айболит, лекарства, Африка, бегемот, Карлсон, антилопа и пр. В разных вопросах и заданиях логопед несколько раз употребляет термин «слово»: повтори слово... скажи гром­ко слово... ты слышал раньше слово...

Затем просит послушать, какие звуки издавали звери в Африке: ААА так Антилопа показывала горло, УУУ так трубил слон, когда вез доктора, ИИИИ так смеялись мартышки, когда поправились звери, и пр. Педагог произносит эти звуки сам и просит де­тей повторить их, несколько раз используя термин «звук».

2. Знакомство со звуком А.

Педагог называет слова из сказки, отчетливо выделяя звук А: Айболит, антилопа, ап­течка, акула, аист и т.п. Выясняет, все ли дети слышат звук А в названных словах. Затем изолированный звук произносится несколькими детьми громко, тихо, высоким голосом, низ­ким голосом.

Уточняется артикуляция звука (описание артикуляции каждого звука в игровой форме смотрите на с. 19-20), звуковые аналоги (так девочка плачет, так показывают горло вра­чу, так мама качает малыша и пр.). Дети проговаривают по одному и все вместе звук А с различной тембровой, силовой и эмоциональной окраской.

Педагог еще раз обращает внимание детей на артикуляцию звука А и показывает его зри­тельный символ.

3. Упражнения для совершенствования фонематического восприятия.

Педагог напоминает детям о животных из сказки и просит повторить их клички : Авва, Айна,Акка,Алъман. (Воспроизведение подобных малознакомых слов, доступных по звуко­вому составу любому ребенку, является хорошим упражнением для слуховой памяти, вни­мания и фонематического восприятия.)

Педагог проверяет, как дети запомнили клички животных. Спрашивает, как звали ан­тилопу? Аиста? Акулу? Собаку?

Про кого из них можно сказать один? Про кого одна? (ОдинАльман, одна Авва и пр.)

Кто из детей может повторить 3-4 клички вместе (называются слова в различной последовательности).

4. Динамическая пауза.

Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывая движения по своему ус­мотрению, произносит стихи:

Все мы видели не раз апельсин и ананас, Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз, Нарасскажете едва какова на вкус айва, И я буду очень рада, коль найдете авокадо.

(Дети повторяют движения вслед за педагогом.)

5. Игра «Запомни как лежат плоды».

Педагог достает из корзинки названные в стихотворении плоды (натуральные или муля­жи), дети произносят их названия, выделяя голосом первый звук.

Затем на стол выкладываются 4 плода, порядок расположения которых детям предлага­ется запомнить и назвать. После того как плоды накрываются салфеткой, педагог опраши­вает нескольких детей.

6. Итог занятия.

Тема занятия. Звук М (Игровой персонаж МАТРЕШКА)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук М в начале слов. Учить подбирать слова со звуком М с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом риф­мы). Формировать у детей навык синтеза двух звуков (гласного и согласного) в короткое слово. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память де­тей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком М.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (КОРОВА МЫЧИТ). Повторное произнесение звука М, соотнесение его с символами.

3. Игра «Подарки для Матрешки».

Показ предметов, в названии которых первый звук М (магнит, молоток, маска, моне­та, марля, мыло и пр.). Проговаривание слов с утрированным произнесением первого зву­ка и одновременным показом символов.

4. Игра «Мамина сумка».

Педагог предлагает рассмотреть и назвать продукты с первым звуком М в названии и без такового (маргарин, хлеб, масло, бублики, маслины, мука, печенье, молоко, макароны, май­онез и пр.). Дети по желанию подходят к педагогу, называют выбранный продукт, опреде­ляют наличие в слове звука М и в таком случае опускают предмет в мамину сумку, к кото­рой прикреплен символ соответствующего звука. На столе или подносе должны остаться только те продукты, в названии которых дети не услышали звука М.

5. Синтез слов, состоящих из двух звуков.

Педагог выставляет на доску символы звуков М, У, А. Комбинируя их по два, предлага­ет детям «прочитать» получившиеся короткие слова и догадаться, что они обозначают (МУ - коровка мычит, УМ то, что нам помогает учиться, АМ такие звуки издает Бар­малей, когда пугает детей).

6. Динамическая пауза.

Муха целый день летает, всем она надоедает (махи руками).

Ночь в квартире настает, она летать перестает (присесть, руки вниз).

7. Матрешкина сказка.

Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

Это было в игрушечном магазине. Как известно ночью все игрушки там оживают. Вот однажды ночью маленькая Матрешка сказала своим соседям: «Эй, Мартышка, просы­пайся! Эй, Мышонок, хватит спать! Давайте кататься на машине!». «Давай, давай!» закричали Мышонок и Мартышка. Друзья залезли в маленькую машину и поехали по магазину. Выбор из сказки слов со звуком М.

8. Итог занятия.

Дополнительный материал

* Разные загадки кота Васятки *

(Загадывание загадок, в отгадках к которым содержится звук М.)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)

Возле елок из иголок летним днем построен дом, За травой не виден он, а жильцов в нем миллион, Там, где раньше рос репейник, появился... (муравейник).

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост наружу,

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)

Белая водица всем детям пригодится,

Кашу нам сварить легко, если в доме... (молоко).

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

4 Игра «Матрешка удивляется» *

Дети запоминают порядок расположения на столе 4-5 предметов, первый звук в назва­нии которых М. Если ребенок ответил правильно, педагог заменяет изображение Матреш­ки на такое же, но с удивленно поднятыми бровями, и все дети аплодируют победителю.

* Игра «Поможем Матрешке» +

Педагог объясняет, что наша сегодняшняя гостья Матрешка (ее изображение или соот­ветствующая игрушка выставляется перед детьми) не очень внимательна и будет рада, если дети поучат ее запоминать и называть спрятанный предмет. Педагог предлагает детям за­помнить названия 4-5 выставленных игрушек, а затем, закрыв их ширмой, прячет одну. Если правильно назван спрятанный предмет, педагог благодарит ребенка за помощь Мат­решке.

Тема занятия. Звук Б

(Игровой персонаж БУРАТИНО)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук Б в начале слов. Учить определять наличие (либо отсутствие) звука Б в словах, подбирать слова со звуком Б с на­глядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы гласных звуков и звука М).

2. Знакомство детей с новым звуком Б.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (КОЛОКОЛ ЗВЕНИТ).

3. Игра «Угощаем Буратино».

Педагог показывает детям натуральные продукты или картинки, в названии которых первый звук Б (булка, баранка, баклажан, банан, блины, брусника, бутерброд, бульон, борщ и т.п.) либо таковой звук отсутствует (ананас, сосиски, котлеты, салат, помидоры, огур­цы, груши, сливы и пр.), и предлагает угостить Буратино только теми кушаньями, в назва­нии которых первый звук Б. После того, как дети правильно выбрали 5-6 названий, можно прочитать стихотворение, утрированно произнося звук Б:

Борщ, бульон, блины, бананы, бутерброд и баклажаны. Получает друг старинный Длинноносый Буратино.

В случаях затруднений используется проговаривание слов с выделением голосом перво­го звука (вслед за педагогом) несколькими детьми.

4. Выделение в слове гласных звуков с помощью символов.

Педагог предлагает детям внимательно послушать слово БУЛКА и найти в нем звуки, изображенные с помощью символов (на доске выставляются символы звуков У, А, О). Взрос­лый акцентированно, протяжно произносит гласные звуки в анализируемом слове и указы­вает на соответствующие символы, которые ставит рядом. Аналогично выделяются глас­ные звуки в слове БАТОН.

5. Игра «Разные загадки кота Васятки».

Подбор в стихотворение слов, начинающихся со звука Б.

Бурундук солил грибочки под березой в старой (бочке). Был у бабушки баран, бил он ловко в (барабан). Бегемоты, где живете? На горе или в (болоте)? Ты не бойся, это гусь, я сама его (боюсь). Встретил ежика бычок и лизнул его в (бочок). Бегал меж берез барашек, он будил в лесу (букашек). Боря бойко на балкон вынес булку и (батон).

6. Динамическая пауза.

Лесорубами мы стали, топоры все в руки взяли, И руками сделав взмах, по полену стукнем БАХ!

(Движения произвольные.)

7. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.

Букашка собиралась к барсуку на бал. Она долго наряжалась: надела бальное платье с красивым бантиком, бусы, брошку, браслеты. Букашка видела, как танцевали барсуки, бобры, бурундуки. Она так хотела быть самой красивой на балу! Только маленькую бу­кашку никто не заметил.

Выбор из сказки слов со звуком Б.

8. Итог занятия.

Тема занятия. Звук П (Игровой персонаж ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук П в начале слов. Учить подбирать слова со звуком П с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом риф­мы). Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком П.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (ПАРОВОЗИК ПЫХТИТ).

3. Игра «Почтальон Печкин собирает письма».

У детей по две картинки, в названии одной первый звук П, в названии второй звук П отсутствует. Например: павлин аист, попугай курица, пони ослик, подсолнух -ромашка, подушка одеяло, пальто куртка и пр. Почтальон Печкин (переодетый взрос­лый) с почтовой сумкой, к которой прикреплен символ звука П, собирает только те картин­ки-письма, в названии которых первый звук П. Почтальон проверяет, правильно ли дети «отправляют» письма, просит каждого ребенка произнести свое слово, выделив звук П, при необходимости исправляет ошибки.

Собрав все письма, почтальон поднимает руки вверх и произносит слово АП. На вопрос педагога Печкин объясняет его смысл.

Педагог предлагает «прочитать»слово на доске.

4. Анализ и синтез слова АП с помощью символов.

5. Подбор в стихотворение слов, в которых содержится звук П.

Стала жаба громко квакать, ква, ква, ква не надо (плакать). Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много (пчел). Подготовлен самолет, он отправится в (полет). Вова взял у папы шляпу, чтоб похожим стать на (папу).

6. Динамическая пауза.

Поплясав без огорченья, дети съели все печенье, Пирогов поели и лежат в постели.

(Движения произвольные.)

7. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек.

Прилетел к поросенку попугай и говорит: «Мой приятель Паша передает тебе при­вет!» А поросенок в ответ: «Где привет, я его не вижу!» Полетел попугай к Паше за приве­том. А правильно?

Выбор из сказки слов со звуком П.

8. Итог занятия.

Тема занятия. Звук Д (Игровой персонаж КУКЛА ДАША)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук Д в начале слов. Учить подбирать слова, в которых по сравнению с рифмуемыми добавлен звук Д, сравнивать пары слов, подмечая их фонетическое сходство и лексическое различие. Продолжать совершен­ствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком Д.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (СТУЧАТ БАРАБАННЫЕ ПАЛОЧКИ).

3. Игра «Поможем кукле Даше прочитать слова».

Педагог читает детям стихотворение:

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки, И плачет Дашенька-малышка: «Мне непонятна стала книжка».

Педагог успокаивает Дашу и объясняет, что дети помогут ей восстановить слова. Читая текст (слова без первого звука Д), взрослый предлагает посмотреть на предметы и картин­ки, лежащие на столе, подумать есть ли среди них те, что понадобятся для игры. Пример­ный набор предметов: духи, доска, домик, домино, долька (чеснока, апельсина или т. п.), дубленка.

В случаях затруднений педагог использует зрительный и жестовый символы звука Д, на которые обращает внимание детей после чтения «усеченных» слов.

4. Подбор в стихотворение слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.

Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.

В этом доме, ты мне верь, заперта надежно (дверь). Если влезть захочет вор, он не попадет во (двор). Здесь живут малышка Аня и ее братишка (Даня). В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).

5. Чтение стихов, выбор из них слов со звуком Д.

Дождик льет как из ведра, Значит в облаке дыра, Чем промокнуть под дождем, Дождь у дома переждем.

Долго-долго дождик длится, Дрозд в дупле сидит и злится, В домино весь день стучит, Из дупла лишь хвост торчит.

Для птицы дуб отличный дом, Особенно с большим дуплом. Да, если в дубе есть дупло, В нем тихо, сухо и тепло.

6. Динамическая пауза.

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок это дом. (Движения произвольные.)

7. Игра «Разные загадки кота Васятки» (первый звук в отгадках — Д).

Дождик теплый и густой, этот дождик не простой, Он без туч, без облаков целый день идти готов. (Душ)

Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки, Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождик)

В пузырьке стального цвета папа в Новый год принес Запах сада, запах лета, яблок, персиков и роз. (Духи)

Она бежит среди полей, Но можешь ты идти по ней. (Дорога)

Их бросить в печку нам не жалко,

Ведь в стужу сразу станет жарко. (Дрова)

8. Итог занятия.

Тема занятия. Звук К (Игровой персонаж КОЛОБОК)

ЦЕЛИ: учить детей выделять (на слух и произносительно) звук К в начале и конце слов. Учить подбирать слова со звуком К с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Учить детей синтезировать односложные слова с помощью зрительных символов звуков, а также преобразовывать их путем изменения одного звука. Продолжать совершен­ствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Ход занятия

1. Повторение пройденного материала (символы изученных согласных звуков).

2. Знакомство детей с новым звуком К.

Уточнение артикуляции. Поиск звуковых аналогов, показ жестового и зрительного сим­волов (КАБЛУЧКИ СТУЧАТ).

3. Сказка «Новый Колобок». Игра «Ходит ежик вдоль дорожек».

Педагог объясняет детям, что сегодня они услышат и увидят новую сказку о старом зна­комом — Колобке (накануне воспитатель группы уточняет знание детьми этой сказки) и начинает рассказывать, одновременно выставляя на фланелеграф соответствующие картин­ки.

Положила Бабка Колобка студиться на подоконник, а он покатился во двор. Первый, кто ему попался, был щенок. Хотел щенок ухватить Колобка, а тот горячий, не укусишь. Бежит навстречу Колобку курица. Хотела его клюнуть, да обожгла крылья. Увидел Ко­лобок колокольчик, а на нем сидит жук. Подлетел жук к Колобку, помахал на него кры­лышками, Колобок и остыл. Катится Колобок по дорожке, а жук летит рядом охраня­ет друга.

После анализа содержания сказки дети с помощью педагога называют слова со звуком К из текста.

Проводится игра на определение позиции звука К в словах (см. описание игры).

4. Звуковой анализ* и синтез односложных слов с использованием зрительных символов,

преобразование слов (МАК, БАК, БЫК, БОК).

5. Игра «Найдем спрятанные слова».

Педагог показывает детям картинки с изображением сада и огорода. Рядом ставится сим­вол звука К. Педагог произносит стихи:

Мы слова сейчас найдем В огороде под дождем. И в саду, где сплошь трава, Тоже мы найдем слова.

Детям предлагается вспомнить овощи, ягоды или фрукты, в названиях которых содер­жится звук К и произносительно выделить его в слове (капуста, лук, чеснок, картошка, кабачок, баклажан, свекла, клубника, крыжовник, красная смородина, персик и пр.)

В случаях затруднений педагог использует загадки, словесные описания (большая, зеле­ная, тяжелая, ее солят на зиму) или предметные картинки.

6. Динамическая пауза.

а) Тянули три внука ковер-самолет, и на пол свалился клубничный компот.

б) Бегал по двору щенок, видит пирога кусок, под крыльцо залез и съел,развалился, засопел. (Движения произвольные.)
* Анализ слов предлагается детям «сильной» подгруппы.
7. Игра «Разные загадки кота Васятки».

Подбор в стихотворение слов, содержащих звук К.

Спи, мышонок, до утра, дам тебе я (комара). Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, (карандаш). Катя стала мяч искать и залезла под (кровать). Кто уселся у окошка, ну, конечно, наша (кошка). Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).

8. Итог занятия.

Дополнительный материал

+ Игра «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать» *

Детям предлагается ловить мяч, только если они услышат в слове звук К (звук дается в разных позициях). Слова: капуста, веник, комната, кубик, капля, бык, каток, зонтикнпр.

+ Игра с Карлсоном *

Педагог показывает игрушку, изображающую Карлсона. Гость обращается к детям: «Над землею я летаю, получить от вас мечтаю, чтобы день был светлый, яркий, необыч­ные подарки.»

На вопрос педагога: — Какие подарки он хочет получить? — Карлсон, отвечает: — По­дарки, в названии которых первый звук К. — Почему? — Потому что я Красивый, Креп­кий, Кудрявый Карлсон.

Логопед предлагает из лежащих на столе предметов выбрать только те, в названии кото­рых дети услышат звук К. На столе разложены карандаш и фломастер, кубик и мяч, игру­шечное кресло и стул, кроватка и диван и пр.

1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом